В автотранспортном комплексе России, основным видом активов которого являются транспортные средства, потребность в их стоимостной оценке постоянно возрастает в связи со стабильным повышением уровня автомобилизации в стране.
В настоящее время идет активный процесс развития оценочной деятельности как одного из важнейших институтов современной рыночно -правовой экономики. Оценочная деятельность — необходимое условие формирования рыночной экономики и правового государства, создания нормальных экономико-правовых отношений в обществе, а также обеспечения легитимного и цивилизованного экономического оборота прав собственности.
Принято считать, что транспортное средство — это устройство, предназначенное для перемещения в пространстве людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В зависимости от среды (поверхности), в (на) которой осуществляется перемещение, транспортные средства разделяются на наземные транспортные средства, морские суда, суда внутреннего плавания, воздушные суда, космические аппараты. Функционально транспортные средства являются движимым имуществом. Воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, подлежащие государственной регистрации, в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся к объектам недвижимости. Оценка транспортных средств является специализированным и обособленным видом оценочной деятельности, имеющим принципиальные отличия от оценки других видов объектов. Это обусловлено следующими основными причинами:
• наличием существенных функциональных, конструктивных и эксплуатационных особенностей;
• составом и влиянием факторов, определяющих стоимость транспортных средств;
• правовыми, организационными, методическими, информационными и методическими аспектами оценки транспортных средств. Правовые нормы по данному виду объектов оценки выделены отдельно в целом ряде нормативных правовых актов (Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.);
• транспортные средства являются объектом повышенной опасности, что вызывает ряд правовых последствий, связанных с возмещением материального ущерба, и требует проведения его оценки;
• в действующих в Российской Федерации классификаторах, связанных с проведением работ по оценке, транспортные средства выделены в отдельную группу (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности стран СНГ — оценка таможенной стоимости, Общероссийский классификатор основных фондов — переоценка основных фондов и т. д.);
• структура и параметры рынков транспортных средств существенно отличаются от тех же характеристик товарных рынков других видов объектов оценки, что является принципиальным вопросом при формировании методического и информационного обеспечения для определения рыночной стоимости того или иного транспортного средства.
В связи с этим при профессиональной подготовке экспертов возникает острая необходимость разработки учебно-методического обеспечения оценки стоимости транспортных средств, позволяющего повысить уровень объективности и обеспечить необходимое качество услуг по оценке и соответствие их требованиям действующего законодательства по защите прав потребителей.
Целью выпускной аттестационной (дипломной) работы является закрепление теоретических знаний, полученных по результатам обучения по программе профессиональной подготовки "Правовое регулирование оценочной деятельности". При написании работы проведено исследование транспортного средства KIA Sportage, попавшего в ДТП и ставшего объектом судебной экспертизы по оценке, с целью определения стоимости восстановительного ремонта транспортного средства с составлением заключения эксперта. В данной дипломной работе поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические вопросы по восстановительному ремонту автотранспортных средств, изучить порядок проведения экспертизы по восстановительному ремонту автотранспортных средств, на конкретном примере раскрыть особенность экспертизы по восстановительному ремонту. В выпускной аттестационной (дипломной) работе применялся расчетно-конструктивный метод исследования. Теоретически изучено законодательство, регулирующее судебно-экспертную деятельность и деятельность по независимой технической экспертизе транспортных средств при ОСАГО, а также методические рекомендации, руководства и инструкции, применяемые при назначении и производстве судебных стоимостных автотехнических экспертиз.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на с параграфами, заключения и списка использованной литературы.