Развитие активной речи для ребенка сложно переоценить. С помощью речи люди обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом, в процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. Психологи считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности (Л.С. Выготский). Проблема взаимодействия речи и мышления всегда находилась в центре внимания психологических исследований (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин).
В дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие. Важно не упустить момент и вовремя начать работу над развитием речи, так как в возрасте до 6 лет детский организм очень пластичен, а это создает огромные возможности для качественного развития ребенка. В настоящее время интенсивно развивается инклюзивное образование. В обычном общеобразовательном дошкольном учреждении сегодня оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычной школы – это дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, который характеризуется различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом, это некая «линейка» состояний, самые легкие из них характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями. Речь обычно специфически модулирована, иногда на высоких тонах, иногда монотонная, часто «рубленная» не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодическая, интонационная и темповая сторона речи нарушена. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма речи, нет интонационного переноса, часты эхолалии (отраженная речь), иногда наблюдается бессвязность речи, часто, неспособность к диалогу, даже при «хорошей» речи, прежде всего – трудности диалога. Экспрессивная речь часто развивается с отставанием. Наблюдаются и трудности в понимании сложной речи окружающих, невозможность понимания подтекста, юмора, скрытого смысла высказываний, метафоризации.
Объект исследования – процесс развития активного словаря у детей с РАС старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние наглядных методов на развитие активного словаря у детей с РАС старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение процесса активного словаря у детей с РАС старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, определены следующие задачи данной работы:
1.Дать определение понятию активный словарь;
2.Охарактеризовать особенности развития активного словаря дошкольников;
3. Дать определение понятию наглядный метод;
4.Определить, как развивается активный словарь с помощью наглядных методов у дошкольников с рас;
5.Анализ опыта по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с рас;
6. описание педагогической работы по использованию наглядных методов обучения при развитии активного словаря у ребенка с РАС старшего дошкольного возраста
Методы исследования, анализ и синтез научно-методической литературы.