Актуальность, данной темы заключается в том что, чтение занимает в нашей жизни одну из главных позиций, а осмысленное чтение - неотъемлемая его часть. На наш взгляд, чтение – этоспособ приобщения человека к системе знаний, в процессе которого происходит самосознание личности, так как читатель начинает размышлять над текстом до чтения (обращая внимание на заголовок), активно осмысливает и переживает (или проживает) текстовую информацию и продолжает размышлять над текстом после чтения.
Социологи и психологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Развитие навыков смыслового чтения формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.
Так возникла необходимость формирования читательской компетентности ученика как гармоничной личности, которую должна воспитать школа. Все мы по-разному относимся к чтению. Для кого-то чтение это просто приятно проведенное время, кто-то читает, потому что это требуют учителя, родители, но каждый прочитанный вами текст должен быть осмыслен и пропущен «через себя», только тогда мы научимся анализировать и понимать идею и смысл текста.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия текста считается младший и средний школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие школьников именно младшего и среднего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития навыков смыслового чтения.
Посредством смыслового чтения на каждом уроке школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.
Объектом нашегоисследования являетсяпроцесс обучения смысловому чтению.
Предметом исследования – особенности формирования навыков смыслового чтения на основной ступени школьного образования.
Цельюработы - выявление основных особенностей процесса формирования навыков смыслового чтения у обучающихся на основной ступени школьного образования.
Задачи:
- определить роль смыслового чтения в познавательной деятельности школьников;
- осуществить анализ процесса развития навыков смыслового чтения как предмета педагогической науки;
- рассмотреть взаимосвязь читательской компетентности и смыслового чтения;
- проанализировать основные технологии смыслового чтения;
- выявить основные особенности формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Медологической основой работы явились:
Научные труды известных отечественных педагогов, ученых таких как: А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, К.Д. Ушинского, В.Г. Горецкого, Л. Ф Климанова, Л.К. Пискунова, Л.С. Геллерштейна, Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова. Именно они, внесли неоценимый вклад в развитие навыков смыслового чтения обучающихся.
Курсовая работа состоит из введения, 2 параграфов, заключения и списка использованной литературы.