В современном обществе, где информация без преувеличения может играть решающую роль, необходимо понимать и здраво оценивать значение СМИ в процессе формирования имиджа публичных институтов. Принимая во внимание тот факт, что информация становится главным ресурсом власти, важнейшим инструментом выстраивания политики, СМИ, будучи одним из ключевых источников этого ресурса, выступают значимым субъектом формирования имиджа кого – или чего-либо.
Мы фокусируемся на понятии политического имиджа, так как, безусловно, этот аспект является выразительным примером того, как имидж функционирует в контексте публичных отношений. Кроме того, политическая сфера – наиболее глобальная модель такого рода отношений, которая поддерживает контакт между обладающими властью институциями и частными интересами индивидов. В эту модель встраиваются промежуточные агенты, которыми, например, являются СМИ. Зачастую именно они выступают медиатором между человеком и политическим институтом, в существенной степени определяя и корректируя отношение первого субъекта ко второму.
В представленной работе мы бы хотели проследить, как именно выполняют эту функцию определенные СМИ, занимающие значимое место в отечественной прессе. Изучение того вклада, который вносят СМИ в процессе формирования политического имиджа политических институтов, в том числе имиджа правительства, представляется нам достойной внимания задачей, поскольку результаты такого рода исследований наглядно демонстрируют сферу влияния СМИ, показывают потенциал их возможностей в деле формирования общественного мнения. Вес того вклада, которые вносят СМИ в этот процесс, не вызывает сомнений, однако, несмотря на это, наблюдается недостаток исследовательских работ, посвященных анализу механизмов формирования политического образа, политического имиджа с акцентированием внимания непосредственно на практической стороне вопроса.
Среди исследований, так или иначе затрагивающих эту проблему можно выделить следующие: «Роль СМИ в формировании имиджа политического деятеля» Кузьминой С. В., «Влияние СМИ на формирование имиджа политика» Красноруцкой А.С., «Политический имидж государственной власти как социально-психологический феномен массового сознания» Мельниковой Т. С., «Технологии и механизмы формирования имиджа политического лидера» Новиковой Е. Н., диссертацию «Имидж России в прессе США в 2007-2012 гг.» Галиахметовой И.М. В перечисленных исследования практически отсутствует наглядный анализ соответствующего материала, тем более не затрагиваются те издания, на которых фокусируется настоящая работа.
В связи с этим, становится очевидной актуальность представленного исследования, ставящего перед собой задачу восполнить указанные пробелы в корпусе исследовательских текстов.
Мы предполагаем, что продуктивность исследования обеспечивает сужение предметной области анализа, поэтому мы остановились на проблеме конструирования образа правительства РФ как одного из основных политических институтов в российском политическом пространстве.
Объект исследования – образ правительства РФ в отечественной прессе («Российская газета», «Собеседник», «Литературная газета»).
Предметом исследования стали конкретные механизмы и инструменты формирования этого образа в указанных изданиях и его представителей в ведущих российских изданиях: («Российская газета», «Собеседник», «Литературная газета»).
Таким образом, цель данной работы – провести комплексный анализ того, как конструируется образ правительства РФ в отечественной прессе на примере таких изданий, как «Российская газета», «Собеседник», «Литературная газета» и др. Для выполнения поставленной цели нами был поставлен ряд исследовательских задач:
• сформулировать понятия медийного образа политического института, политического имиджа и т.д.;
• определить роль СМИ в формировании общественного мнения;
• провести историко-сравнительный анализ медийного образа правительства РФ;
• провести структурно-тематический анализ компонентов, формирующих медийный образ правительства РФ;
• провести семиотический анализ компонентов, входящих в семиосферу медийного образа правительства РФ;
• выявить механизмы и инструменты формирования образа правительства РФ в указанных СМИ;
• определить степень влияния выбранных СМИ на имидж правительства РФ.
• выявить и систематизировать составляющие образа Дмитрия Медведева и способы его реализации в отечественной прессе.
• проанализировать журналистские материалы обозначенных изданий.
• установить вербальные и визуальные способы создания положительного образа;
• обозначить проблему существования имплицитных стратегий убеждения при создании положительного образа председателя и Правительства РФ.
Выполнение перечисленных задач осуществляется с помощью таких методов, как:
• Контент-анализ материалов, содержащих в себе информацию о работе Правительства РФ;
• Историко-сравнительный анализ динамики образа Правительства РФ в рассматриваемых материалах, выявление закономерностей в процессе его трансформации;
• Структурно-тематический анализ материалов, выявление характерных тематических блоков, контекста, эмоционально-оценочного фона и т.д.
• Семиотический анализ образа Правительства РФ как политического института в указанных СМИ, поиск и интерпретация концептуальных особенностей образа.
По нашему мнению, указанная методологическая база, направленная на решение исследовательских задач, должна послужить для проверки гипотезы исследования, которая заключается в предположении, что образ правительства РФ в СМИ подвергается ряду изменений, связанных с динамическими преобразованиями, сопутствующими развитию общества, однако, несмотря на претерпеваемые трансформации, медийный образ Правительства РФ продолжает играть существенную роль в формировании его политического имиджа.
Новизна исследования обусловлена комплексным подходом к поставленной проблеме, предполагающим достаточно полное рассмотрение ряда ее ключевых аспектов, а также выбором исследуемого материала (выбранных СМИ), который прежде не становился предметом анализа в обозначенном нами ракурсе.
Теоретическая и практическая значимость представленной работы заключается в том, что она пополнит теоретическую базу исследований, посвященных проблемам формирования политического имиджа, может стать полезной для разработки стратегий конструирования политического имиджа, критического анализа результатов реализации такого рода стратегий и т.д. Результаты работы могут использоваться для последующих исследований в области теории журналистики, политологии, социологии и др.