Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста

bulakovp 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2020
В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы: 1. Мотивация – система побудителей включающих в себя потребностей, мотивы, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции, идеалы. 2. Учебная мотивация – как "система в системе", которая по критериям связи с содержанием и особенностями протекания учебной деятельности может быть разделена на внешнюю (широкие социальные, узколичные, отрицательные мотивы, связанные с избеганием неприятностей) и внутреннюю (способы усвоения знаний, ориентация на результат учебной деятельности), заложенные в самой деятельности.
Введение

Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого учащегося, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. Тем не менее, отношение самих школьников к процессу обучения может быть не всегда однозначным. Важным вопросом в данной связи выступает проблема побудительных механизмов учебной деятельности, или проблема мотивации. В традиционной системе образования обучение характеризуется низким уровнем мотивации учащихся старшего подросткового возраста. Широко используемые приемы занимательности, расширения содержания и разнообразия форм не имеют системы предъявления и используются при низком уровне мотивации, как средство временно повышающее интерес к выполняемой деятельности. Недостаточная разработанность проблемы совершенствования обучения усугубляется тем, что в педагогической психологии в исследованиях практически не рассматриваются и не исследуются проблемы соотношения внешней и внутренней мотивации учения у школьников. Ориентация современной педагогической психологии на внутренние резервы личности как в познавательной, эмоционально-волевой, так и потребностно-мотивационной сферах, делает проблему мотивации важнейшей, связанной с изучением побудительных сил человеческой деятельности. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль. «Трудность здесь состоит в том, — пишет он, — что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач». Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В.Г. Асеев,В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М. Ш.Магомед-Эминов, В.С. Мерлин, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др). [16, 54] Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо довольно поверхностная критика всех отличных от собственной точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива. [10, 7 - 8] Одной из важнейших прикладных проблем образования принято считать проблему мотивации учения. Любая деятельность, в том числе и учебная, приобретает личностную значимость при наличии ее побудительного компонента, т. е. мотивации. Мотивационная сфера личности имеет сложное иерархическое строение. В качестве мотивов деятельности выступают потребности, интересы, ценности, цели, установки, эмоции и т. д. Вместе с тем в исследованиях указывается, что мотивация достаточно динамичное образование и что оно имеет онтогенетическое, деятельностное, социальное и индивидуальное опосредование. Исследованию мотивации посвящено огромное количество работ отечественных и зарубежных ученых. Анализ психологического содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т. е. того, на что направлена деятельность: в данном случае – на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные за¬дачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, А.А. Леонтьев). Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Обзор теоретических исследований и анализ педагогической практики позволил выявить следующие противоречия между: - существующими подходами к проблеме формирования мотивации учебной деятельности и потребностью в ней у учащихся подросткового возраста; - существованием разработанных рекомендаций по формированию учебной мотивации и отсутствием комплексного исследования особенностей мотивационной сферы у учащихся подросткового возраста. Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему исследования: каковы условия и особенности формирования мотивации в учебной деятельности у учащихся подросткового возраста? Вышеизложенные соображения обусловили выбор цели, объекта и предмета исследования и определили его проблематику. Актуальность рассматриваемой проблемы и недостаточная степень её разработанности определили тему исследования: «Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста» Цель исследования – исследовать особенности формирования учебной мотивации учащихся старшего подросткового возраста с разным уровнем успешности. Объект исследования – формирование внутренней и внешней мотивации учения успешных и неуспешных учащихся старшего подросткового возраста. Предмет исследования – влияние мотивации учения на успешность и самооценку учащихся. Гипотеза исследования – мотивация учения оказывает влияние и взаимосвязана с уровнем успешности и самооценкой учащихся старшего подросткового возраста. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемы. 2. Подобрать методы исследования мотивации учения, самооценки и успеваемости учащихся старшего подросткового возраста. 3. Провести эмпирическое исследование формирования видов мотивации и взаимосвязи мотивации учения с самооценкой и уровнем успешности учащихся. Методологической основой исследования являются: - деятельностный подход (описание структуры деятельности, раскрытие механизм сдвига мотива на цель А.Н. Леонтьева; - метод анализа «по единицам», принцип историзма, зоны актуального и потенциального развития Л.С. Выготского; - исследование деятельностной природы знания и разработка методики выстраивания адекватной знаниям и составу мотивационной сферы деятельности учащихся Г.И. Саранцева; -исследование взаимосвязей между внутренней и внешней мотивацией Л.И. Божович и М.В. Матюхиной; - разработка ориентировочной основы деятельности субъекта в проблемных ситуациях П.Я. Гальперина; - исследование развития мотивов учебной деятельности в условиях формирующего эксперимента В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина). Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент с диагностическими методами (тестирование, наблюдение за поведением учащихся в учебной деятельности и внеучебных ситуациях, индивидуальная беседа, анализ продуктов учебной деятельности и школьной документации); методы статистической обработки данных эмпирического исследования (шкалирование, анализ средних значений; корреляционный анализ). Теоретическая значимость исследования заключается в 1.Проведен теоретический анализ изучаемой проблемы. 2.Подобраны методы исследования мотивации учения, самооценки и успеваемости учащихся старшего подросткового возраста. Практическая ценность исследования состоит в том, проведено эмпирическое исследование формирования видов мотивации и взаимосвязи мотивации учения с самооценкой и уровнем успешности учащихся. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, литературы, текст работы изложен на 56 страницах печатного текста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ...………………………………...6 1. 1. Понятия «мотив», «мотивация» ……………………………….……..6 1. 2 . Успешность учебной деятельности……………………...……..20 1. 3. Мотивация учения школьников как фактор успеваемости………...25 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………..……………………………………………………...32 2. 1. Методика и ход проведения исследования……….………………….. 2.2 Анализ результатов исследования………………….…………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………….………………………48 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………50 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..53
Список литературы

1. Абрамова Г.С, Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии – 1995. № 6 – С.38-45. 2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения. - М., 1984. – 297 с. 3. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М., 2001. – 96 с. 4. Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1-4 классов // Вопросы психологии. – 2008. №3. 5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1996. 6. Безносов С.П. Особенности оценочного стиля личности. – М., 2009.- 216 с. 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2004. 8. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний // Вопросы психологии. – 1993. - №1. 9. Бороздина Л.В., Рощина Е.С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии.1987.-№1.- С.23-26. 10. Брунер Дж. Процесс обучения. - М., 2003. – 83 с. 11. Буркард Ф. Из истории проблемы детерминизма в психологической мотивации. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1997. - №2. 12. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 2003. - №6. 13. Васильев И.А., Магомед-Эминов А.Ш. Мотивация и контроль за действиями. – М., 1991. 14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека М.: Изд-во МГУ, 2001. 15. Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М., 1996. – 536 с. 16. Глассер У. Школы без неудачников. – М., 1991. - 184 с. 17. Давыдов В.В. Слободчиков В.И., Цукерман ГА. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1992, №3-4. – С.14-19. 18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.- 544с. 19. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цухерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002, № 3-4 – С. 14-19. 20. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 2009. 21. Дусавицкий А.К. Психологическая характеристика отметок как мотива учения // Вестник Харьковского университета. - 1995.- №12. 22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2011. 23. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал. – 1995 - №2. 24. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. – 200 с. 25. Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения. // Вопросы психологии. – 1994. - №6. 26. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 2008. 27. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.,1991. 28. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 2008. – 164 с. 29. Лопатин А.Р. Социально-педагогические условия создания ситуаций успеха, активирующих позитивное общественное развитие подростка. // Лучшие страницы педагогической прозы. – 2004. - №4. 30. Львовский В.А. Психологические требования к контролю и оценке знаний школьников // Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. Сб. науч. тр. / Под ред. М.А. Матюшкина. - М., 1998. – С.12-21. 31. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990 – 192 с. 32. Матюхина М.В. Мотивация учения школьников. М., 2014 -144 с. 33. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1981. 34. Микулина Г.Г., Савельева О.В. К психологической оценке качества знаний у школьников // Психологическая наука и образование, 1997. - №1. – С.47-50. 35. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2014 – № 5. 36. Немова Н. Как создать среду, побуждающую к успеху? Мотивация обучения – достижение успеха. // Директор школы. – 2015. - №7. 37. Поварницына А.Г. Система оценивания как условие формирования зрелой личности // Материалы международной научно-практической конференции «Человек, природа, общество: условие формирования позиции ненасилия» – Часть 1.- Уфа, 2009.- С.155-156. 38. Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М, 1998. 39. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. – М., 2013. – 243 с. 40. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – Томск., 1992. - 64 с. 41. Роджерс К. Вопросы, которые я бы задал себе, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995. - 416 с. 42. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. - 1991, №4. – С.107-116. 43. Селезнев Н.В. Оценочная деятельность учителя. Практикум по техники оценочной деятельности учителя. - Борисоглебск, 2013.- 37с. 44. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Психолог в детском саду. – 1999.- №3-4. 45. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности. // Вопросы психологии. – 2011. - №6. 46. Стоунс Э. Психопедагогика. Теория и практика.- М., 2008. - 471с. 47. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. / пер. с нем. Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986. 48. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 2004. 49. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1989. 50. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1998.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1. 1. Понятия «мотив», «мотивация» «Мотив» включает в себя такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках значение этих терминов указывает на «динамический» момент направленности действия на определённые целевые состояния, которые, независимо от их специфики, всегда содержат в себе ценный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно предположить, что мотив задаётся таким целевым состоянием отношения «индивид-среда», которые само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворительнее наличного состояния. Из этого весьма общего представления можно вывести ряд следствий об употреблении понятия «мотив» и «мотивация» при объяснении поведения или, по меньшей мере, выяснить некоторые основные проблемы психологического исследования мотивации. Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид-среда», то исходя из этого Х. Хекхаузен отметил основные проблемы психологии мотивации [47]. Существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид-среда». Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. Наряду с желаемыми целевыми состояниями мотивы в рамках некоторых отношений «индивид-среда» можно определить и через избегаемые состояния. В данном случае мы имеем дело с проблемой содержательной классификации мотивов, составления их перечня.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 47 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Психология, 18 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 85 страниц
1800 руб.
Дипломная работа, Психология, 84 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg