Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Развитие общей выносливости у квалифицированных бегунов на средние дистанции в соревновательном периоде годичного цикла подготовки

irina_krut2020 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2020
Актуальность темы. Изучение специальной литературы, посвященной рассмотрению особенностей технической подготовки и методики тренировки бегунов на средние дистанции показали, что они готовятся по различным программам; единой обоснованной методики подготовки в беге практически нет. Наиболее слабой стороной в подготовке бегунов на 800 метров, как наиболее типичной дистанции, является отсутствие определенной методики применения средств и методов, необходимых для развития и совершенствования основных физических качеств спортсменов в круглогодичной тренировке. Анализ специальной литературы показал также, что использование тех или иных средств и методов тренировки бегуна на 800 м тесно связано с развитием таких физических качеств, как сила, быстрота, общая и специальная выносливость. О важности и необходимости развития данных физических качеств существуют довольно различные мнения. В связи с различным подходом к преимущественному развитию того или иного физического качества в разные периоды тренировки наблюдаются и различные рекомендации по применению средств и методов их развития. Результаты анализа специальной литературы показали, что проблема установления рационального соотношения и связи средств и методов физической подготовки в круглогодичной тренировке бегунов на 800 м, которые непосредственно влияют на результат в настоящее время, является сложной, недостаточно решенной и весьма актуальной. Тенденции развития и рост высших достижений в легкой атлетике, вызванный совершенствованием всей системы спортивной подготовки, требует дальнейшего поиска новых форм, а также более эффективных средств и методов работы со спортсменами. Именно проблема развития специальной выносливости многие годы вызывает споры и разногласия у тренеров и исследователей (В.Г. Алабин, 1993; А.Н. Марков, 1990; М.Я. Набатникова, 1980; В.Б. Попов, Ф.П. Суслов и др.). Основные противоречия относятся к этапу совершенствования спортивного мастерства, охватывающий юношеский возраст, а именно этот этап имеет ведущее значение для достижения высоких спортивных результатов. И далеко не всем удается посредством тренировок добиться желаемых успехов. Учитывая выше изложенное можно заключить, что разработка и реализация условий развития общей выносливости легкоатлетов на этапе совершенствования спортивного мастерства в беге на средние дистанции является актуальной проблемой теории и методики спорта. Разрешение существующего противоречия между необходимостью повышения уровня соревновательного результата у бегунов на средние дистанции, с одной стороны и не рациональное применение существующих средств и методов физической подготовки, эффективно влияющих на решение этой задачи на этапе совершенствования спортивного мастерства, с другой стороны, определило проблему нашего исследования. Решение проблемы определяет цель нашего исследования. Цель исследования: совершенствование средств и методов развития общей выносливости бегунов на средние дистанции на этапе совершенствования спортивного мастерства. Объект исследования: учебно-тренировочный процесс бегунов на средние дистанции. Предмет исследования: построение микроциклов тренировки в соревновательном периоде годичного цикла в беге на средние дистанции на этапе совершенствования спортивного мастерства. Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная нами структура соревновательного периода целесообразна и будет эффективно влиять на соревновательный результат у бегунов на средние дистанции на этапе совершенствования спортивного мастерства. Для подтверждения выдвинутой гипотезы и достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по избранной теме. 2. Выявить эффективные средства и методы развития общей выносливости у бегунов на средние дистанции на этапе совершенствования спортивного мастерства. 3. Экспериментально обосновать эффективность разработанных микроциклов подготовки у бегунов на средние дистанции на этапе совершенствования спортивного мастерства. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: 1. Анализ и обобщение научно-методической литературы; 2. Анализ учетной документации; 3. Педагогическое наблюдение; 4. Педагогическое тестирование; 5. Педагогический эксперимент; 6. Методы математической статистики. Методика и организация исследования. Поскольку общая выносливость служит фундаментом для развития специальной, в ходе исследования изучались оба показателя. Критериями в оценке уровня общей выносливости определен результат в беге на 2000 м, специальной подготовки - на 800 метров. В соответствии с целью и гипотезой исследования, связанной с определением эффективности влияния средств и методов развития общей выносливости на соревновательный результат, были проведены естественный и формирующий эксперименты. В естественном эксперименте изучали исходный уровень развития общей. Результаты формирующего эксперимента позволяли выявить целесообразность применения разработанных средств и методов подготовки бегунов на средние дистанции на этапе совершенствования спортивного мастерства и влиянии их на соревновательный результат. Результаты эксперимента обрабатывались путем вычисления и сравнения средне групповых значений тестовых показателей. Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе МБУ «СШОР № 2 по легкой атлетике имени Л.Н. Мосеева» г. Челябинск. В нем приняли участие юноши 18-19 лет, занимающиеся бегом на средние дистанции, имеющие спортивный разряд «кандидат в мастера спорта». На первом этапе изучался опыт тренеров по легкой атлетике. Педагогическое тестирование всех участников эксперимента проводилось в одинаковых условиях в середине подготовительного периода, а второе тестирование проводилось в соревновательном периоде. Этапы исследования: На первом этапе (сентябрь – октябрь 2017 г.) мы выбрали тему исследования, провели анализ научно-методической литературы, определили объект и предмет исследования, цель, задачи, сформулировали рабочую гипотезу. Был проведен анализ литературы, определены экспериментальная и контрольная группы, разрабатывались средства и методы подготовки, осуществлялось планирование подготовки в соревновательном периоде. На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа (январь – февраль 2018 года). На третьем этапе (март – апрель 2018 г.) проводился анализ полученных результатов, сделаны выводы по данной теме, оформление результатов исследования в виде выпускной квалификационной работы. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка литературы.
Введение

Бег на средние дистанции относится к наиболее трудным упражнениям из беговых видов легкой атлетики и предъявляет очень высокие требования к организму спортсмена, требует высокого уровня проявления выносливости и скоростных способностей. В настоящее время в беге на средние, длинные и сверхдлинные дистанции у мужчин накопилось немало проблем: снижается количество наших спортсменов в списках сильнейших бегунов мира, в сборной команде страны мало новых имен. И тому есть свои причины. Молодые тренеры, желая побыстрее проявить себя, забывают о разносторонней подготовке спортсменов, форсируют тренировку. На соревнованиях часто заметно, что даже молодые спортсмены имеют слабый опорно-двигательный аппарат, низкую функциональную, физическую и техническую подготовленность. В большей степени, виной тому служит еще и нехватка обучающих программ, рекомендаций по подготовке бегунов на длинные дистанции, недостаточное количество публикаций в литературе, а часто, и недоступность информации. Проблема управления тренировочным процессом в беге на средние дистанции занимает многих исследователей в области спорта. Этому вопросу посвящено достаточно большое количество исследований Н.Г. Озолина, Н.И. Волкова, Л.П. Матвеева, А.А. Макарова и др. Определение соотношения между количественными характеристиками тренировочных нагрузок (объемом и интенсивностью) с результатами тестирования (контроль) и результатами соревнований является важнейшей частью управления тренировочным процессом, возможностью его регулирования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Состояние вопроса 7 1.1. Структура годичного цикла подготовки легкоатлета 8 1.2. Закономерности развития общей и специальной выносливости у бегунов на средние дистанции 12 1.3. Содержание учебно-тренировочного процесса в подготовке бегунов на средние дистанции 14 1.4. Специфические методы тренировки бегунов на средние дистанции 20 Глава 2. Цель, задачи, методы, методика и организация исследования 28 2.1. Цель и задачи исследования 28 2.2. Методы исследования 29 2.3. Методика и организация исследования 30 Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их обсуждение 33 Выводы . 44 Список литературы 47
Список литературы

1. Алабин, В.Г. Совершенствование системы многолетней тренировки юных легкоатлетов.: Автореф. дис. ...докт. пед. Наук, ХТИФК. / В.Г.Алабин. - Харьков, 1993. -24 с 2. Абросимова, Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков // Медицинские проблемы физической культуры./ Л.И.Абросимова, В.Е.Карасик. - Киев, 1978. Вып.6. – С. 38-41. 3. Антропова, М.В. Физическое развитие подростков и их работоспособность //Физиология подростка/ под пер. Д.А. Фарбер. / М.В.Антропова, В.И.Козлов. - М., 1988.- С.155-183. 4. Аршавский, И.А. К проблемам обоснования критериев нормы индивидуального развития в связи с характерными особенностями функционирования скелетной мускулатуры // Мед. Проблемы физической культуры./ И.А.Аршавский. - Киев, 1971. - Вып. 1 - С. 5-9. 5. Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена./ И.В.Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 350 с. 6. Ашмарин, Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Ученое пособие. / Б.А.Ашмарин. - Л., 1973. 7. Баландин, Б.Д. Локальные мышечные нагрузки в системе годичной тренировки бегуний на средние дистанции Совершенствование системы подготовки легкоатлетов: Сб. научных трудов кафедры легкой атлетики ГЦОЛИФК. / Б.Д.Баландин, Р.К.Козьмин. - М.: ГЦОЛИФК, 1986-1988.- С. 20-24. 8. Баранов, В.Н. Исследования объемов специальных средств в тренировке бегунов на средние дистанции.: Автореф. дис. .. .докт. пед. наук. / В.Н.Баранов. - М., 1969. - 16 с. 9. Баранов, B.C. Морфологические и функциональные показатели детей и подростков. / В.С.Баранов. - Ташкент: Медицина, 1980. - 78с. 10. Бондарчук, И.Ю. Влияние спортивной тренировки на функциональные возможности юных бегунов // Теор. и практ. Физич.культ. / И.Ю.Бондарчук. - 1987 -№5- С. 30- 31. 11. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов./ Ю.В.Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 331с. 12. Вайнбаум, Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, 1991. 13. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков. / Л.В.Волков. - Киев, здоровья, 1981. - 140 с. 14. Воронцов, И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-методическое пособие./ И.М.Воронцов. - Л., 1986 – 56 с. 15. Гончарова, Б.А. Медико-биологическое основание тренировочных нагрузок юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции // Структура тренировочных нагрузок в подготовке юных спортсменов циклических видов спорта: Сб.науч.тр./ВНИИФК. / Б.А.Гончарова, Н.Н.Балашова, А.Н.Корженевский. - М., 1984. - С. 34-41. 16. Гужаловский, А.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / А.А.Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 223 с. 17. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств./ И.А.Гуревич. - М.: Выш. шк., 1985. – 58 с. 18. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие /А.И Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В. Сидорчук .-М.: Академия, 2007.- 464 с. 19. 3ациорский, В.М. Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте. -Теория и практика физической культуры, / В.М.Зациорский, В.А.Запорожанов, И.А.Тер-Ованесян. - 1987. - 256. с. 20. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. / Е.Н.Захаров. -М., 1994 г.- 23-44 с. 21. Ивочкин, В.В. Структура тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации у юных бегунов на средние дистанции / В.В.Ивочкин. - Москва 1986. – С. 74-81. 22. Ивочкин, В.В. Нормативные требования к многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции / В.В. Ивочкин. - Москва 1990. - С. 31-38. 23. Ивочкин, В.В. Планирование тренировочных нагрузок в многолетней подготовке юных бегунов на средние дистанции / В.В. Ивочкин. - Москва, 1985. – С. 58-65. 24. Куник, М. Тренировка на выносливость и некоторые параметры работоспособности у начинающих бегунов на средние дистанции / М.Куник. - Москва 1982. - С. 13-25. 25. Кулаков, В.Н. Построение годичного цикла тренировки юных бегунов на средние дистанции / В.Н.Кулаков. - Москва, 1990. – С. 61-70. 26. Ломейко, Г.Р. Физическое развитие детей и подростков. / Г.Р.Ломейко. - Киев: Здоровье, 1985.- 80 с. 27. Лях, В.И. Теория и методика физического воспитания. Учеб. пособие для студентов факультета физического воспитания пединститутов. / В.И.Лях. - М.: Просвещение, 1990. - 226 с. 28. Лях, В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития //Физическая культура в школе./ В.И.Лях. - М.: 1997.- №3.- С. 2-9. 29. Макаров, А.Н. Легкая атлетика./ А.Н.Макаров, П.З.Сирис, В.П.Теннов. - М.: «Просвещение», 1990.- 157- 196 с. 30. Макаров, А.Н.. Легкая атлетика/ А.Н.Макаров. -М.: «Просвещение», 1974. – 207 с. 31. Малков, Е.А.. Подружись с «королевой спорта»./ Е.А.Малков. - М.: «Просвещение», 1987.- С. 45-104. 32. Матвеев, Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2001. – 148 с. 33. Неправский, М.М. Общеразвивающие упражнения.// ФИС/ М.М.Неправский. - М.: 1997.-№9. – С. 44-46. 34. Научные работы : Методика подготовки и оформления / Сост. Кузнецов И.Н./ И.Н.Кузнецов - Минск, 1998. – 272 с. 35. Основы управления подготовкой юных спортсменов. под общ. ред. Набатниковой, М.Н. / М.Н.Набатникова. -М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с. 36. Озолин, Н.Г. Легкая атлетика./ Н.Г.Озолин. - М.: «Физическая культура и спорт», 1989. - 156 с. 37. Петровский, В. В. Педагогическое управление в спортивной тренировке./ Отбор контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. /В.В.Петровский. - Киев, КГИФК, 1990. – 44 с. 38. Попов, В.Б. Юный легкоатлет. / В.Б.Попов, Ф.Е.Суслов, Е.И.Ливандо. - М., Физ¬культура и спорт, 1984. - 224 с. 39. Попов, В.Б. Легкая атлетика для юношества./ В.Б.Попов, Ф.Е.Суслов, Г.Н.Германов. - Москва - Воронеж, 1999. - 220 с. 40. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 2001. – 256 с. 41. Попов, Ю. Предсоревновательная подготовка //Спорт за рубежом / Ю.Попов, Ф.Суслов. -1973. -№4. – С. 4-6. 42. Система подготовки спортивного резерва (Под общ. ред. В. Г. Никитушкина)./ В.Г.Никитушкин. - М., 1994. - 320 с. 43. Суслов, Ф.П. Современная система спортивной подготовки / Ф.П.Суслов, В.Л.Сыч, Б.Н.Шустин. - М.: СААМ. 2001. - 446 с. 44. Травин, Ю.Г. Система отбора спортивной ориентации юных бегунов. Учебное пособие / Ю.Г.Травин, В.Н.Кулаков. - М., 1986. - 89 с. 45. Травин, Ю. Г. «Оптимизация тренировки в группах спортивного совершенствования по бегу на выносливость»/ Ю.Г.Травин. - Москва 1986. – С. 148-158. 46. Травин, Ю.Г. «Программно - методические основы подготовки спортивных резервов в беге на выносливость» / Ю.Г.Травин. - Москва 1981. – С. 37-51. 47. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 2002. - 450 с. 48. Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. / С.В.Хрущев. - М.: Медицина, 1977. – 214 с. 49. Хрущев, С.В. Тренеру о юном спортсмене. / С.В.Хрущев, М.М.Круглый. - М.: ФиС, 1982. - 157 с. 50. Якимов, А.М. «Исследование объема специальных средств тренировки юных бегунов на средние дистанции». / А.М.Якимов. - Москва 1972. - С. 3-18.
Отрывок из работы

Глава 1. Состояние вопроса В научно-методической литературе процесс подготовки спортсменов условно разделяется на три взаимосвязанные составляющие: пост¬роение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки. В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен¬ной структуры. Она представляет собой определенный порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их соотношение друг с другом и общую последовательность [43]. В частности, структура тренировки характеризуется: 1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов обшей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.); 2) соотношением параметров тренировочной нагрузки (а именно, ее количественных и качественных характеристик, объе¬ма и интенсивности); 3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов). Эти звенья представляют собой фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения [32]. В зависимости от времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микрострук¬туру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недель¬ного); б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включа¬ющих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, как правило, около месяца); в) макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних. 1.1. Структура годичного цикла подготовки легкоатлета Макроцикл — это большой тренировочный цикл продолжительностью полго¬да (иногда 3—4 месяца), год, или несколько лет (например, четырехгодичный макроцикл). Макроцикл связан с развитием, ста¬билизацией и временной утратой спортивной формы. Он включает в себя законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов [32]. Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе выс-ших достижений) основано на выделении четырехлет¬них циклов, которые связаныс подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм. В подготовке спортсменов высокой квалификации встречается построение годич¬ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое) [40]. В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса в большинстве случаев используются варианты, получившие название «сдвоенно¬го» и «строенного» циклов. При этом переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не плани¬руются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего [40]. Подготовительный период направлен на становление спортив¬ной формы, его цель состоит в создании фундамента (общего и специаль¬ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, со¬вершенствования разных сторон подготовленности. В соревнова¬тельном периоде происходит стабилизация спортивной формы, этот процесс осуществляется через дальнейшее совершенствование различных всех сторон подготов¬ленности. В соревновательном периоде обеспечивается интегральная подготовка, проводятся не¬посредственная подготовка к основным соревнованиям и сами со¬ревнования. Переходный период связывается с временной утратой спортив¬ной формы, направлен на восстановление физического и психиче-ского потенциала после напряженных тренировочных и соревнователь¬ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу. Подготовительный период (или период фундаментальной подготов-ки) подразделяется специалистами на два крупных этапа: 1) общеподготовитель¬ный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап. Общеподготовительный этап решает следующие задачи: -повы¬шение уровня физической подготовленности спортсменов, совер¬шенствование физических качеств, которые лежат в основе высоких спортивных достижений в избранном виде спорта, -изучение но¬вых сложных соревновательных программ, изучение и совершенствование техники. Длительность этого эта¬па определяется числом соревновательных периодов в годичном цик¬ле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта от 5 до 10 недель). Общеподготовительный этап состоит из двух, иногда из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягива¬ющий. Он связан с предыдущим переходным периодом, готовит организм спортсмена к выполнению высоких по объему тре¬нировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недель¬ных микроциклов) — базовый. Базовый мезоцикл направлен на решение главных задач этапа. Общие объе¬мы тренировочных средств в этом мезоцикле продолжают повышаться, увеличиваются также частные объемы интенсивных средств, развивающих основные качества и способ¬ствующих овладению техникой. Специально подготовительный этап. На этом этапе объем тренировочной нагрузки стабилизи¬руется. Стабилизируется объем упражнений, направленных на совершенствование физической подготовленности, а интенсивность, наоборот, повыша¬ется за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла [18]. Соревновательный период (или период основных соревнований) решает задачи, связанные с повышением достиг¬нутого уровня специальной подготовленности и достижением вы¬соких спортивных результатов в соревнованиях. Основными средствами периода являются соревновательные и близкие к ним специально подготовительные упражнения. Процесс специальной подготовки в соревнова¬тельном периоде организуется в соответствии с календарем главных соревнований. В большинстве видов спорта у квалифицированных спортсменов обычно бывает не более 2—3 основных соревнований в год. Все прочие соревнования носят тренировочный или коммерческий характер; специальная подготовка к ним обычно не проводится. Они сами по себе являются важными средствами подготовки к основным соревнованиям [18]. Соревновательный период обычно делят на два этапа: I) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту. Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи, связанные с повышением уровня подготовленности, приобретением состояния спортив¬ной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе выполнения соревновательных упражнений. Главное отборочное соревнование обычно проводится в конце этапа ранних стартов. Этап непосредственной подготовки к главному старту решает несколько задач: — восстановление работоспособности после главных отбороч¬ных соревнований; — дальнейшее совершенствование физической подготовленности и техники и тактики избранного вида спорта; — создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний; — моделирование соревновательной деятельности для подготовки к старту и контроля за уровнем подготовленности; — обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью достижения максимально возможного спортивного результата [32]. Продолжительность этого этапа может колебаться в пределах от 6 до 8 не¬дель. Этот этап состоит обычно из 2 мезоциклов. Один из них направлен на развитие качеств и способ¬ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже¬ний, характеризуется большой суммарной нагрузкой, а другой направлен на подведение спортсмена к участию в конкрет¬ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины, а также состава участников, организационных, климатических и других факторов [36]. Переходный период обеспечивает полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, поддерживает на определенном уровне тренированности. Это необходимо для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред¬ного макроцикла. Особое внимание уделяется на пол-ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со¬став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п. Продолжительность переходного периода может колебаться от 2 до 5 недель. Факторы, от которых зависит продолжительность переходного периода, следующие: этап многолетней подготовки, на котором тренируется спортсмен, построение тренировки в течение года, длительность соревновательного периода, сложность и ответственность основных соревнований, а также индиви¬дуальные способности спортсмена. В переходном периоде суммарный объем работы снижается, нагрузки незначительные. По сравнению с подготовительным периодом объем ра-боты может быть сокращен примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла, как правило, не более 3—5 раз; заня¬тия с большими нагрузками не проводятся и т.п. Основное со¬держание переходного периода составляют сред¬ства активного отдыха и общеподготовительные упражнения, разнообразные упражнения из других видов спорта. В конце переходного периода нагрузка начинает постепенно повышать, уменьшается объем средств активного отдыха, а число общеподготовительных упражнений, напротив, увеличивается. Это позволяет сделать более плавный переход к первому этапу подготовительного пери¬ода следующего макроцикла. Правильное построение переходного периода позволяет спортсмену не только полностью восстановить силы после прошедшего мак¬роцикла, но и помогает настроиться на активную работу в подготовительном периоде. В этом случае спортсмен выходит на более высокий уровень подготовленнос-ти по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года [32]. По мнению специалистов, продолжительность и содержание периодов и их составляю¬щих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла опре¬деляются рядом факторов. Часть из них связаны со специфи¬кой вида спорта. Например, структура эффективной соревновательной деятельности, структура подготовленности спортсменов, сложив¬шаяся в определенном виде спорта системой соревнований. Другие факторы связаны с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных физических качеств и способностей. Третьи факторы — с организаци¬ей подготовки (в условиях централизованной подготовки в составе сборной команды или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (спортсооружения, тренажеры, оборудова¬ние и инвентарь, восстановительные средства, специальное пи¬тание и т.п.) [41]. 1.2. Закономерности развития общей и специальной выносливости у бегунов на средние дистанции Под общей выносливостью в учебно-методической и научной литературе понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности [47]. Общая выносливость выступает основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. Благодаря высокой мощности и устойчивости аэробных процессов в организме спортсмена быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы. В процессе самой работы быстрее компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма. Благодаря общей выносливости обеспечивается переносимость высоких объёмов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий. Течение восстановительных процессов в периоды между тренировками ускоряется. В зависимости от количества мышц, участвующих в работе, специалисты различают глобальную (участвуют более 3/4 мышц тела), региональную (задействовано от 1/4 до 3/4 мышечной массы) и локальную (менее 1/4 мышц всего тела) выносливость. Обратимся к понятию «специальная выносливость». Одна группа авторов связывает её со спецификой спортивной деятельности: В.М. Зациорский; Л.П. В.Б. Попов [19,38,39]. Вторые связывают специальную выносливость с проявлением скоростно-силовых способностей: В.М. Волков, С.М. [13]. Третьи считают, что специальная выносливость проявляется при поддержании максимально высокой частоты движений: М.Р. Смирнов. Четвертая группа авторов связывает специальную выносливость с эффективностью соревновательной деятельности: Н.Г. Озолин, М.Я. Набатникова [36,35]. На наш взгляд «специальная выносливость» - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальную вынос¬ливость можно классифицировать по нескольким признакам: - по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); - по признакам двигательной деятель¬ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри¬мер, игровая выносливость); - по признакам взаимодействия с дру¬гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос¬ливость и т.д.). Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри¬мышечных источников энергии, от техники владения двигатель¬ным действием и уровня развития других двигательных способ¬ностей. Установлено, что различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы¬носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди¬национной выносливостью [34]. В научно-методической и учебной литературе под спортивной тренировкой понимается многолетний специализированный педагогический процесс, в структуре которого отчетливо проявляются системные основы (целостность, соподчиненность отдельных ее сторон, взаимосвязь и единство педагогических воздействий с развитием тренированности, полезный адаптивный эффект). По мнению специалистов, в рамках системного подхода к содержанию тренировки, как педагогического процесса и средства совершенствования основных систем жизнеобеспечения, возможно и разрешение противоречий, возникающих на начальном этапе подготовки при развитии специальной выносливости. Системный подход исключает суждение о готовности юного спортсмена к выполнению соревновательных нагрузок на основании отдельных показателей. Для объективной оценки уровня готовности юного спортсмена необходимо определение взаимосвязи текущих изменений показателей функциональной готовности с их конечными значениями, в которых раскрываются потенциальные возможности адаптации и резервы здоровья спортсмена на этапе начальной подготовки. В процессе исследования мы опирались на научные труды, посвященные проблеме развития специальной выносливости спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Этим вопросам посвятили свои работы Кулаков В.Н., Ивочкин В.В., Полунин А. и др. Важное значение для нашего исследования имеют работы, отражающие различные аспекты функциональной подготовки юных спортсменов к воздействию тренировочных нагрузок, выполненные М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолиным и др. [21, 22, 40, 41, 35]. Особое внимание нами уделялось работам, посвященным сохранению здоровья юных спортсменов в процессе специализированных занятий спортом, которое рассматривалось в них как одно из главных условий обеспечивающих высокую спортивную работоспособность и спортивное долголетие. 1.3. Содержание учебно-тренировочного процесса в подготовке бегунов на средние дистанции Установлено, что после предельной работы тренированный спортсмен полностью восстанавливается через 72-96 ч. Поэтому максимальные нагрузки не следует применять более 2-3 раз в неделю. Работоспособность в недельном микроцикле возрастает к концу недели, с этим связано планирование наибольших нагрузки и соревнований на пятницу или субботу. Однако недельный цикл можно перестроить так, чтобы высокая работоспособность проявлялась в нужные дни недели. Главным принципом при планировании микроциклов остается чередование высоких, средних и восстановительных нагрузок. Можно планировать повышение нагрузки во вторник и пятницу, в среду и субботу или в понедельник и пятницу. Как правило, нагрузка повышается в понедельник, среду и пятницу или во вторник, четверг и субботу, чередуя их со средними или малыми. В конце недели может быть день отдыха, когда проводится только зарядка, легкая восстановительная тренировка в беге или активный отдых. Иногда требуется еще один разгрузочный день в середине недели – в четверг или среду. И даже в день отдыха утром обычно проводится восстановительный бег. При подготовке к ответственным соревнованиям рекомендуется строить микроцикл по срокам предстоящих соревнований. Если в соревнованиях на 800 м забеги и финал состоятся в пятницу и субботу, а в беге на 1500 м – в понедельник и среду, примерно за 4-6 недель до них следует проводить тренировочные занятия с высокой нагрузкой именно в эти дни недели, а с легкой – накануне и после них. Перед ответственными соревнованиями за 4-5 дней проводят последнюю тренировку с высокими по интенсивности нагрузками. Таким образом, структура учебно-тренировочного процесса предполагает рациональное соотношение недельных микроциклов в планировании месячных мезоциклов, что определяет содержание годового макроцикла. [44,45,46]. Тренировки бегунов на средние дистанции по Травину Ю. Г. Оптимизация тренировочного процесса предусматривает определенное сочетание средств и методов подготовки, объема и интенсивности нагрузок, режимов восстановительных мероприятий. (Травин Ю. Г., 1986). В связи с этим в круглогодичной тренировке предусматривается постепенный переход спортсмена к более высокому уровню тренированности, объем и интенсивность нагрузок при этом не просто увеличиваются до максимальных величин, а оптимально изменяются в различных ее параметрах в зависимости от времени года, этапа подготовки, календаря соревнований и индивидуальных особенностей спортсмена (Травин Ю. Г., 1986). Тренировка (по Травину Ю. Г.) состоит в закономерностях развития спортивной формы и прежде всего фазовости развития тренированности, выраженной в циклической форме фаз, становления, относительной стабилизации и выраженного снижения «спортивной формы». Управление этим процессом осуществляется последовательным изменением содержания и структуры тренировки (объема и интенсивности, соотношение специальных и общих средств воздействия (в рамках макро-, мезо- и микроциклов). Особое значение в построении тренировки Травин Ю. Г. отводит выбору и распределению микроциклов, которые зависят от объективных закономерностей развития «спортивной формы», внутренней логики тренировочного процесса [44, 45, 46]. Годичный цикл Травин Ю. Г. разделяет на 52 недельных цикла, которые включают 30 – 40 тренировочных недель. 10-20 недель соревновательных, в течении которых поддерживается и совершенствуется «спортивная форма», и 2 - 4 недели относительного снижения «спортивной формы». В связи с этим по характеру, структуре и направленности тренировочных нагрузок микроциклы характеризуются следующими параметрами: 1. Втягивающий микроцикл Задачи: Врабатывание организма, развитие общей выносливости, увеличение аэробной емкости организма, укрепление опорно-двигательного аппарата. Средства: бег в аэробном режиме 6 – 10 км. ЧСС до 140 - 150 уд/мин; кросс 6 – 15 км. ЧСС 120-150 уд/мин. Темповый бег 3 – 5 км, ЧСС до 170 уд/мин. Объем: 50 - 60% от максимального, аэробно - анаэробная нагрузка до 10 - 12%, общее количество тренировок 10-12. 2. Объемный микроцикл Задачи: развитие общей и специальной выносливости, развитие общей силы и специальной силовой выносливости, повышение волевой подготовленности. Средства: продолжительный бег в аэробном режиме 10 – 15 км, ЧСС -150 уд/мин, кросс 10 – 20 км, ЧСС до 150 уд/мин. Темповый бег 6 – 10 км. ЧСС 160-170 уд/мин, фартлек 8 – 12 км, ЧСС 150-180 уд/мин в зависимости от скорости бега. Переменный бег 4-10 раз по 200-600 м. Объем: 100% беговой нагрузки (аэробно - анаэробной 10 - 15%, анаэробной 1 - 2%, 14-16 тренировочных занятий в неделю.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 39 страниц
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg