Глава 1. Состояние вопроса
В научно-методической литературе процесс подготовки спортсменов условно разделяется на три взаимосвязанные составляющие: пост¬роение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определен¬ной структуры. Она представляет собой определенный порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их соотношение друг с другом и общую последовательность [43].
В частности, структура тренировки характеризуется:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки
(средств, методов обшей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
2) соотношением параметров тренировочной нагрузки (а именно, ее количественных и качественных характеристик, объе¬ма и интенсивности);
3) определенной последовательностью различных звеньев
тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов). Эти звенья представляют собой фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения [32].
В зависимости от времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают:
а) микрострук¬туру — структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недель¬ного);
б) мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включа¬ющих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, как правило, около месяца);
в) макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
1.1. Структура годичного цикла подготовки легкоатлета
Макроцикл — это большой тренировочный цикл продолжительностью полго¬да (иногда 3—4 месяца), год, или несколько лет (например, четырехгодичный макроцикл). Макроцикл связан с развитием, ста¬билизацией и временной утратой спортивной формы. Он включает в себя законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов [32].
Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе выс-ших достижений) основано на выделении четырехлет¬них циклов, которые связаныс подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм.
В подготовке спортсменов высокой квалификации встречается построение годич¬ной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое) [40].
В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса в большинстве случаев используются варианты, получившие название «сдвоенно¬го» и «строенного» циклов. При этом переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не плани¬руются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего [40].
Подготовительный период направлен на становление спортив¬ной формы, его цель состоит в создании фундамента (общего и специаль¬ного) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, со¬вершенствования разных сторон подготовленности. В соревнова¬тельном периоде происходит стабилизация спортивной формы, этот процесс осуществляется через дальнейшее совершенствование различных всех сторон подготов¬ленности. В соревновательном периоде обеспечивается интегральная подготовка, проводятся не¬посредственная подготовка к основным соревнованиям и сами со¬ревнования. Переходный период связывается с временной утратой спортив¬ной формы, направлен на восстановление физического и психиче-ского потенциала после напряженных тренировочных и соревнователь¬ных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.
Подготовительный период (или период фундаментальной подготов-ки) подразделяется специалистами на два крупных этапа: 1) общеподготовитель¬ный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.
Общеподготовительный этап решает следующие задачи:
-повы¬шение уровня физической подготовленности спортсменов, совер¬шенствование физических качеств, которые лежат в основе высоких спортивных достижений в избранном виде спорта,
-изучение но¬вых сложных соревновательных программ, изучение и совершенствование техники.
Длительность этого эта¬па определяется числом соревновательных периодов в годичном цик¬ле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта от 5 до 10 недель).
Общеподготовительный этап состоит из двух, иногда из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягива¬ющий. Он связан с предыдущим переходным периодом, готовит организм спортсмена к выполнению высоких по объему тре¬нировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недель¬ных микроциклов) — базовый. Базовый мезоцикл направлен на решение главных задач этапа. Общие объе¬мы тренировочных средств в этом мезоцикле продолжают повышаться, увеличиваются также частные объемы интенсивных средств, развивающих основные качества и способ¬ствующих овладению техникой.
Специально подготовительный этап. На этом этапе объем тренировочной нагрузки стабилизи¬руется. Стабилизируется объем упражнений, направленных на совершенствование физической подготовленности, а интенсивность, наоборот, повыша¬ется за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла [18].
Соревновательный период (или период основных соревнований) решает задачи, связанные с повышением достиг¬нутого уровня специальной подготовленности и достижением вы¬соких спортивных результатов в соревнованиях. Основными средствами периода являются соревновательные и близкие к ним специально подготовительные упражнения.
Процесс специальной подготовки в соревнова¬тельном периоде организуется в соответствии с календарем главных соревнований. В большинстве видов спорта у квалифицированных спортсменов обычно бывает не более 2—3 основных соревнований в год. Все прочие соревнования носят тренировочный или коммерческий характер; специальная подготовка к ним обычно не проводится. Они сами по себе являются важными средствами подготовки к основным соревнованиям [18].
Соревновательный период обычно делят на два этапа: I) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.
Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи, связанные с повышением уровня подготовленности, приобретением состояния спортив¬ной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе выполнения соревновательных упражнений. Главное отборочное соревнование обычно проводится в конце этапа ранних стартов.
Этап непосредственной подготовки к главному старту решает несколько задач:
— восстановление работоспособности после главных отбороч¬ных соревнований;
— дальнейшее совершенствование физической подготовленности и техники и тактики избранного вида спорта;
— создание и поддержание высокой психической готовности у
спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;
— моделирование соревновательной деятельности для подготовки к старту и контроля за уровнем подготовленности;
— обеспечение оптимальных условий для максимального
использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью достижения максимально возможного спортивного результата [32].
Продолжительность этого этапа может колебаться в пределах от 6 до 8 не¬дель. Этот этап состоит обычно из 2 мезоциклов. Один из них направлен на развитие качеств и способ¬ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже¬ний, характеризуется большой суммарной нагрузкой, а другой направлен на подведение спортсмена к участию в конкрет¬ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины, а также состава участников, организационных, климатических и других факторов [36].
Переходный период обеспечивает полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, поддерживает на определенном уровне тренированности. Это необходимо для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очеред¬ного макроцикла. Особое внимание уделяется на пол-ноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, со¬став применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.
Продолжительность переходного периода может колебаться от 2 до 5 недель. Факторы, от которых зависит продолжительность переходного периода, следующие: этап многолетней подготовки, на котором тренируется спортсмен, построение тренировки в течение года, длительность соревновательного периода, сложность и ответственность основных соревнований, а также индиви¬дуальные способности спортсмена.
В переходном периоде суммарный объем работы снижается, нагрузки незначительные. По сравнению с подготовительным периодом объем ра-боты может быть сокращен примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла, как правило, не более 3—5 раз; заня¬тия с большими нагрузками не проводятся и т.п. Основное со¬держание переходного периода составляют сред¬ства активного отдыха и общеподготовительные упражнения, разнообразные упражнения из других видов спорта.
В конце переходного периода нагрузка начинает постепенно повышать, уменьшается объем средств активного отдыха, а число общеподготовительных упражнений, напротив, увеличивается. Это позволяет сделать более плавный переход к первому этапу подготовительного пери¬ода следующего макроцикла.
Правильное построение переходного периода позволяет спортсмену не только полностью восстановить силы после прошедшего мак¬роцикла, но и помогает настроиться на активную работу в подготовительном периоде. В этом случае спортсмен выходит на более высокий уровень подготовленнос-ти по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года [32].
По мнению специалистов, продолжительность и содержание периодов и их составляю¬щих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла опре¬деляются рядом факторов. Часть из них связаны со специфи¬кой вида спорта. Например, структура эффективной соревновательной деятельности, структура подготовленности спортсменов, сложив¬шаяся в определенном виде спорта системой соревнований. Другие факторы связаны с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных физических качеств и способностей. Третьи факторы — с организаци¬ей подготовки (в условиях централизованной подготовки в составе сборной команды или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (спортсооружения, тренажеры, оборудова¬ние и инвентарь, восстановительные средства, специальное пи¬тание и т.п.) [41].
1.2. Закономерности развития общей и специальной выносливости у бегунов на средние дистанции
Под общей выносливостью в учебно-методической и научной литературе понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности [47].
Общая выносливость выступает основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. Благодаря высокой мощности и устойчивости аэробных процессов в организме спортсмена быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы. В процессе самой работы быстрее компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма. Благодаря общей выносливости обеспечивается переносимость высоких объёмов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий. Течение восстановительных процессов в периоды между тренировками ускоряется. В зависимости от количества мышц, участвующих в работе, специалисты различают глобальную (участвуют более 3/4 мышц тела), региональную (задействовано от 1/4 до 3/4 мышечной массы) и локальную (менее 1/4 мышц всего тела) выносливость.
Обратимся к понятию «специальная выносливость». Одна группа авторов связывает её со спецификой спортивной деятельности: В.М. Зациорский; Л.П. В.Б. Попов [19,38,39]. Вторые связывают специальную выносливость с проявлением скоростно-силовых способностей: В.М. Волков, С.М. [13]. Третьи считают, что специальная выносливость проявляется при поддержании максимально высокой частоты движений: М.Р. Смирнов. Четвертая группа авторов связывает специальную выносливость с эффективностью соревновательной деятельности: Н.Г. Озолин, М.Я. Набатникова [36,35].
На наш взгляд «специальная выносливость» - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальную вынос¬ливость можно классифицировать по нескольким признакам:
- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
- по признакам двигательной деятель¬ности, в условиях которой решается двигательная задача (напри¬мер, игровая выносливость);
- по признакам взаимодействия с дру¬гими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная вынос¬ливость и т.д.).
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутри¬мышечных источников энергии, от техники владения двигатель¬ным действием и уровня развития других двигательных способ¬ностей. Установлено, что различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой вы¬носливостью, но недостаточной скоростной или низкой коорди¬национной выносливостью [34].
В научно-методической и учебной литературе под спортивной тренировкой понимается многолетний специализированный педагогический процесс, в структуре которого отчетливо проявляются системные основы (целостность, соподчиненность отдельных ее сторон, взаимосвязь и единство педагогических воздействий с развитием тренированности, полезный адаптивный эффект). По мнению специалистов, в рамках системного подхода к содержанию тренировки, как педагогического процесса и средства совершенствования основных систем жизнеобеспечения, возможно и разрешение противоречий, возникающих на начальном этапе подготовки при развитии специальной выносливости.
Системный подход исключает суждение о готовности юного спортсмена к выполнению соревновательных нагрузок на основании отдельных показателей. Для объективной оценки уровня готовности юного спортсмена необходимо определение взаимосвязи текущих изменений показателей функциональной готовности с их конечными значениями, в которых раскрываются потенциальные возможности адаптации и резервы здоровья спортсмена на этапе начальной подготовки.
В процессе исследования мы опирались на научные труды, посвященные проблеме развития специальной выносливости спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Этим вопросам посвятили свои работы Кулаков В.Н., Ивочкин В.В., Полунин А. и др. Важное значение для нашего исследования имеют работы, отражающие различные аспекты функциональной подготовки юных спортсменов к воздействию тренировочных нагрузок, выполненные М.Я. Набатниковой, Н.Г. Озолиным и др. [21, 22, 40, 41, 35].
Особое внимание нами уделялось работам, посвященным сохранению здоровья юных спортсменов в процессе специализированных занятий спортом, которое рассматривалось в них как одно из главных условий обеспечивающих высокую спортивную работоспособность и спортивное долголетие.
1.3. Содержание учебно-тренировочного процесса
в подготовке бегунов на средние дистанции
Установлено, что после предельной работы тренированный спортсмен полностью восстанавливается через 72-96 ч. Поэтому максимальные нагрузки не следует применять более 2-3 раз в неделю. Работоспособность в недельном микроцикле возрастает к концу недели, с этим связано планирование наибольших нагрузки и соревнований на пятницу или субботу. Однако недельный цикл можно перестроить так, чтобы высокая работоспособность проявлялась в нужные дни недели.
Главным принципом при планировании микроциклов остается чередование высоких, средних и восстановительных нагрузок. Можно планировать повышение нагрузки во вторник и пятницу, в среду и субботу или в понедельник и пятницу. Как правило, нагрузка повышается в понедельник, среду и пятницу или во вторник, четверг и субботу, чередуя их со средними или малыми.
В конце недели может быть день отдыха, когда проводится только зарядка, легкая восстановительная тренировка в беге или активный отдых. Иногда требуется еще один разгрузочный день в середине недели – в четверг или среду. И даже в день отдыха утром обычно проводится восстановительный бег.
При подготовке к ответственным соревнованиям рекомендуется строить микроцикл по срокам предстоящих соревнований. Если в соревнованиях на 800 м забеги и финал состоятся в пятницу и субботу, а в беге на 1500 м – в понедельник и среду, примерно за 4-6 недель до них следует проводить тренировочные занятия с высокой нагрузкой именно в эти дни недели, а с легкой – накануне и после них.
Перед ответственными соревнованиями за 4-5 дней проводят последнюю тренировку с высокими по интенсивности нагрузками.
Таким образом, структура учебно-тренировочного процесса предполагает рациональное соотношение недельных микроциклов в планировании месячных мезоциклов, что определяет содержание годового макроцикла. [44,45,46].
Тренировки бегунов на средние дистанции по Травину Ю. Г. Оптимизация тренировочного процесса предусматривает определенное сочетание средств и методов подготовки, объема и интенсивности нагрузок, режимов восстановительных мероприятий. (Травин Ю. Г., 1986). В связи с этим в круглогодичной тренировке предусматривается постепенный переход спортсмена к более высокому уровню тренированности, объем и интенсивность нагрузок при этом не просто увеличиваются до максимальных величин, а оптимально изменяются в различных ее параметрах в зависимости от времени года, этапа подготовки, календаря соревнований и индивидуальных особенностей спортсмена (Травин Ю. Г., 1986).
Тренировка (по Травину Ю. Г.) состоит в закономерностях развития спортивной формы и прежде всего фазовости развития тренированности, выраженной в циклической форме фаз, становления, относительной стабилизации и выраженного снижения «спортивной формы». Управление этим процессом осуществляется последовательным изменением содержания и структуры тренировки (объема и интенсивности, соотношение специальных и общих средств воздействия (в рамках макро-, мезо- и микроциклов).
Особое значение в построении тренировки Травин Ю. Г. отводит выбору и распределению микроциклов, которые зависят от объективных закономерностей развития «спортивной формы», внутренней логики тренировочного процесса [44, 45, 46].
Годичный цикл Травин Ю. Г. разделяет на 52 недельных цикла, которые включают 30 – 40 тренировочных недель. 10-20 недель соревновательных, в течении которых поддерживается и совершенствуется «спортивная форма», и 2 - 4 недели относительного снижения «спортивной формы». В связи с этим по характеру, структуре и направленности тренировочных нагрузок микроциклы характеризуются следующими параметрами:
1. Втягивающий микроцикл
Задачи: Врабатывание организма, развитие общей выносливости, увеличение аэробной емкости организма, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Средства: бег в аэробном режиме 6 – 10 км. ЧСС до 140 - 150 уд/мин; кросс 6 – 15 км. ЧСС 120-150 уд/мин. Темповый бег 3 – 5 км, ЧСС до 170 уд/мин.
Объем: 50 - 60% от максимального, аэробно - анаэробная нагрузка до 10 - 12%, общее количество тренировок 10-12.
2. Объемный микроцикл
Задачи: развитие общей и специальной выносливости, развитие общей силы и специальной силовой выносливости, повышение волевой подготовленности.
Средства: продолжительный бег в аэробном режиме 10 – 15 км, ЧСС -150 уд/мин, кросс 10 – 20 км, ЧСС до 150 уд/мин. Темповый бег 6 – 10 км. ЧСС 160-170 уд/мин, фартлек 8 – 12 км, ЧСС 150-180 уд/мин в зависимости от скорости бега. Переменный бег 4-10 раз по 200-600 м.
Объем: 100% беговой нагрузки (аэробно - анаэробной 10 - 15%, анаэробной 1 - 2%, 14-16 тренировочных занятий в неделю.