Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Государственно-правовой механизм воздействия на экономику

irina_krut2020 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2020
Для более полного представления о влиянии государства и права на данные отрасли, нужно рассмотреть каждую из них в отдельности. Первый вопрос, который я хочу осветить в своей работе – как осуществляется государственный контроль над предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений; Второй вопрос, поставленный в моей работе – каковы основные направления государственного воздействия на экономику с использованием права. Третий вопрос, раскрытый в данной работе - как воздействует государство на внешнюю торговлю.
Введение

Воздействие государства и права на экономику – тема актуальная и интересная для изучения. Я выбрал эту тему, потому что хотел увидеть, как сильно влияет на экономическую составляющую жизни государство и где это влияние необходимо и важно, а где мешает развитию. Актуальность этого доказывать нет смысла, что может быть важнее на сегодня, чем вопросы отношений между обществом и законом с его недостатками и достоинствами. Практическое значение темы заключается в том, что, изучая данную тему, можно понять прошлые ошибки и видя к чему, они привели сегодня, попытаться изменить их или усовершенствовать то, что положительно влияет на те или иные экономические направления. Для науки изучение данной темы не менее важно. Чтобы применить на практике, какие либо законы или опыт, их нужно составить, изучив множество ошибок и промахов. Важно рассмотреть разные точки зрения по данному вопросу и, собрав всё воедино составить четкое разделение отрицательного и положительного. Помощь в написании работы мне оказала литература, рассматривающая эту тему и дающая четкое представление о том, что представляет собой экономическая составляющая нашей жизни. Учебная литература дает понятие не только непосредственно влиянии государства и права, но и рассказывает о том, к примеру, что такое рыночные отношения или предпринимательская деятельность (учебники по: экономике под ред. А.С. Булатова, экономической теории Борисова, основам экономики Ильина и Маренкова), ведь для того, что бы понять и судить о влиянии государства и права нужно знать, что подвергается влиянию. Это также дается и в учебниках по теории государства и права.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 1.Понятия «государство», «право» и «экономика» и как они связаны................ 1.1.Историческая справка………………………………......................................... 1.2.Связь права и экономики…................................................................................ 1.3.Связь государства и экономики......................................................................... 2.Государственный контроль над предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений……............................................. 2.1.Государственный контроль над предпринимательской деятельностью........ 2.2. Правовое регулирование рыночных отношений……..................................... 3.Воздействие государства на внешнюю торговлю……………........................... 3.1. Цели и основные направления внешнеторговой политики различных стран. Протекционизм и либерализация внешнеторговой политики. Основные инструменты внешнеторговой политики…………………………….. 3.2. Тарифные методы ограничения торговли. Таможенный тариф. Виды таможенных пошлин………………………………………………………………. 3.3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли……………………………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................
Список литературы

1. Большой юридический словарь /под ред. А.Я.Сухарев, В.Е.Крутских – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2002.-704с. 2. Жук С.И. «Экономика и управление предприятием» Конспект лекций. Н.Челны: ТРТУ, 2007. - 118 с. 3. Государственное регулирование рыночной экономики /Учебник Издание 2-е, перераб. и доп. Кушлин В.И. М.: Изд-во РАГС, 2003, 832с. 4. Государство в меняющемся мире: Отчет о мировом развитии 2007/Пер. с англ. Всемирный банк: Агентство экономической информации "Прайм-ТАСС", 2007. 5. Экономика. Учебник. / Под ред. Архипова А.И. и др. - М.: Проспект, 2008, 608с. 6. Швырков Ю. Государственное регулирование экономики. // Экономист, 2007, №8.
Отрывок из работы

1. Понятия «государство», «право» и «экономика» и как они связаны 1.1.Историческая справка Как объект государственно-правового воздействия экономика представляет собой сложное и развивающееся явление. Археологи установили, что примерно в VII–III вв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип общественных отношений – экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека. 1.2.Связь права и экономики Более тесные связи экономика имеет с правом, поэтому вначале рассмотрим воздействие права на экономику. Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.д. Таким образом, право – это не нечто внешнее для экономики. Право – естественная форма экономических отношений. Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. В предыдущем абзаце я уже отметил, что нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе. Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. его права. Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями. Однако как, каким образом отдельный производитель получает информацию о том, что необходимо производить? Подобные вопросы не возникают в условиях традиционного, натурального хозяйства, свойственного феодализму. Не нужна здесь и регулирующая функция права. В условиях рыночной экономики ситуация иная. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения. Но для этого все собственники должны быть свободны юридически, т.е. должны самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Юридическая свобода есть необходимое условие для выявления экономической необходимости. Она дает возможность производителю слышать сигналы рынка и учитывать их. Производитель сам регулирует экономические аспекты своей деятельности и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена. Итак, право не просто воздействует на экономику, оно – имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIX в. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем. ? 1.3.Связь государства и экономики Воздействие государства на экономику имеет иной характер. Если право воздействует на экономику, так сказать, изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования. Во-первых, государство выполняет функцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны. Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества – также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики. В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивающие целостность экономической системы страны. Например, с незапамятных времен государство берет на себя заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, культуры и др. В-четвертых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникающим в рыночной экономике. Так, в развитых странах Запада государственное регулирование в сфере экономики признается полезным и необходимым. В данном случае речь идет не просто о государственном, а о государственно-правовом воздействии на экономику с использованием публичного права. Направления такого воздействия многообразны: • борьба с монополизмом; • контроль за качеством продукции с точки зрения ее безопасности для жизни и здоровья потребителей; • соблюдение экологических требований в процессе производства и т.д. Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем. Во-первых, государство «отключает» действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, т.е. интересов потребителя и производителя. В условиях рыночной системы предприниматель производит то, что нужно потребителю. В противном случае он разорится. Другими словами, потребитель диктует, что и сколько необходимо произвести. Государство-собственник забирает эту функцию себе, осуществляя планирование производства. Мнение государственных чиновников о том, что нужно обществу, потребителю, становится определяющим для производителя. Коллективный разум чиновников госаппарата, не соответствующий коллективному желанию потребителей, порождает диспропорции в общественном хозяйстве, т.е. производство никому не нужной продукции и дефицит того, что необходимо. Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, ибо у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто. Государство – организация, которая лишь тратит, ничего не производя. Конечно, оно выполняет полезные функции, без осуществления которых общество не может обойтись. Затраты на них – это, так сказать, нормальная стоимость государственных услуг. Но государство, используя свою силу, может возложить на общество и чрезмерную дань, и тогда затраты ложатся тяжким бременем на экономику, сдерживают ее развитие. Наиболее типичными чрезмерными затратами выступают милитаризация экономики, содержание огромной армии, большого аппарата чиновников и т.д. Индикаторами непомерных государственных расходов являются прямые и косвенные налоги, грабящие население и душащие экономику, быстрый рост инфляции и другие негативные явления. В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики. Господствующее положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем: производства вооружений, освоения целинных земель, строительства новых городов, ведения гигантских промышленных строек, реализации космических проектов и т.д. Но теневой стороной подобных «достижений» становятся снижение жизненного уровня населения, отсутствие демократии, бесправие отдельного человека, пренебрежительное отношение к экологии и др. 1.4.Значение презумпций Переоценить значение презумпций в праве очень сложно, ведь они используются тогда, когда иными способами установить какой-либо факт не представляется возможным. Подобная правовая неопределенность может привести к торможению механизма правового регулирования, вплоть, например, до остановки гражданского оборота. Кроме того, многие презумпции выступают в роли принципов права, ведущих, руководящих начал правового регулирования, установленных государством. Они показывают на отношение государства к человеку (например, презумпция добропорядочности граждан). ? 2. Государственный контроль над предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений 2.1. Государственный контроль над предпринимательской деятельностью Предпринимательская деятельность (предпринимательство) понимается как вид самостоятельной производственной или ком¬мерческой деятельности, осуществляемой физическими и юри¬дическими лицами на постоянной основе. Эта хозяйственная де¬ятельность осуществляется для получения прибыли (дохода) на основе существующего законодательства, под ответственность и риск предпринимателя. В рамках законодательства предприни¬матель свободен в выборе сферы предпринимательской деятель-ности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений, выборе форм их реализации; установлении различного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материа¬лов и каналов сбыта продукции; установлении источников фи¬нансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью. Предпринимательство охватывает такие виды деятельности, как инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, лицензионную и др. Предпринимательская деятельность предполагает наличие экономически обособленных субъектов рыночных отношений. Считается, что именно рынок с его неопределенностью способст¬вует развитию предпринимательства. В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес - дело, деловая активность по осу¬ществлению операций обмена товарами и услугами между эко¬номическими участниками рыночных отношений. В определен¬ном отношении бизнес - более широкое явление, чем предпри¬нимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совер¬шение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех го¬сударств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность (приобретение патента, ведение бухгалтерской документации, открытие банков¬ского счета и т.д.). Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение классификация субъектов рыночных отношений. В общей форме выделяют четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпри¬нимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и ме¬тоды государственного контроля за деятельностью предпринима¬телей. Для выбора средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение установление предприни¬мательской среды и выделение внутренней и внешней предпри¬нимательской среды. Под предпринимательской средой экономисты понимают ус¬ловия и факторы, которые воздействуют на функционирование субъекта предпринимательства, принятие им решений. Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы можно поделить на несколько категорий: - характер рыночных отношений; - характер правовых связей субъектов предпринимательства; - общесоциальные факторы; - общеэкономические условия; - общеполитические факторы. ? 2.2. Правовое регулирование рыночных отношений Рынок - система экономических отношений между продав¬цами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности пря¬мого государственно-правового воздействия на рынок (на меха¬низм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном смысле является благом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg