Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Приватизация в России и Восточной Европе: сравнительный анализ.

irina_krut2020 600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2020
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса. Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов. Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса. Задачи исследования: 1. Изучение и анализ хода и итогов приватизации в России. 2. Ознакомление с особенностями стратегий приватизаций в странах Центральной и Восточной Европы. Определение преимуществ, за счет которых эти страны добились лучших результатов. 3. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, взяв за основу стратегии стран Центральной и Восточной Европы.
Введение

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации государственной собственности в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации. Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
Содержание

Введение 1. Теория приватизации 1.1 Сущность приватизации 1.2 Формы и способы приватизации 2. Практические аспекты приватизации 2.1 Цели приватизации 2.2 Этапы приватизации в России 2.3 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России 3. Результаты и уроки приватизации в РФ 3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ 3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ 4. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы 5. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы 5.1 Аренда с правом выкупа как метод приватизации: плюсы и минусы 5.2 Чековые инвестиционные фонды 5.3 Возможно или не возможно было провести приватизацию большим количеством методов Заключение Список литературы
Список литературы

1. Рывкина Р.В., Социальные последствия экономических реформ //Социологический журнал, 1995. №3. 2. Косалс Л., Рывкина Р., Социология перехода к рынку. Москва, Издательство УРС, 2004. 3. Протас В.Ф., Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. - Москва, ЮНИТИ, 1997. 4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. Учебник для вузов. - Москва, Издательство НОРМА, 2001. 5. А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой, Экономическая теория: Учебник для вузов/ - Москва, Финстатинформ, 1997. 6. Каспин В.И., Острина И.А., Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. - Москва, Финансы и статистика, 2005. 7. Куликов В., Итоги ваучерной и концепция нового этапа приватизации //Российский экономический журнал, 1994, №7. 8. Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. /Госкомстат России. - Москва, 2004. 9. Бесценный О., Этапы приватизации в России, Гимназия им. А.В. Кольцова 1997. 10. Шаванс Б., Экономические реформы в Восточной Европе - Москва, 1994. 11. Л.С. Черный, Глобализация: прошлое или будущее? Трансформация рыночных хозяйственно-экономических систем //Вопросы экономики №4 за 2005. 12. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия. Вопросы экономики. 2004.№ 6. 13. Балацкий Е. Временные границы цикла приватизации /Е. Балацкий, Н. Екимова //Общество и экономика. - 2006. - N 9. 14. Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. - М.: Наука, 2006. 15. Дегтярев А. Приватизация по-российски и проблема ее корректировки /А. Дегтярев, Р. Маликов //Общество и экономика. - 2008. - N1. 16. Клейнер Г. Современная экономика России как «экономика физических» лиц //Вопросы экономики. – 1996. №4. 17. Моисеева Е.В. Приватизация как способ распоряжаться государственным и муниципальным имуществом // Журн. рос. права. - 2006. - N9. Приватизация: Глобальные тенденции и национальные особенности: сб. ст. /под ред. Виноградова В.А. - М.: Наука, 2006. 18. Радыгин А., С. Архипов Собственность, корпоративные конфликты и эффективность //Вопросы экономики. – 2000. – №11. 19. Белых В.С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в РФ: экономико-правовые стороны. //Государство и право.-1996.-№10. 20. Сажина М. Разгосударствление и приватизация.// Российский экономический журнал. - 1994. - №9. 21. Левинтов А. Особенности приватизации в России.// ЭКО.-1995.-№5 22. Львов Д., Круглова Н. Послечековая приватизация.// Российский экономический журнал. - 1994. - №12. Интернет: 23. www.yandex.ru. 24. www.rg.ru/2006/09/05/privatizacia-dok.html //Журнал Статистика.
Отрывок из работы

1. Теория приватизации 1.1 Сущность приватизации Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как: - переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную; - полная продажа государственных предприятий частным лицам; - продажа части активов; - передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок. Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы. Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами. Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам: 1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно; 2. требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий; 3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу. Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но, ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту. Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.[9] Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов. Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди! [1] На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов: - приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму; - приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий; - изменения структуры собственности должны носить постепенный характер; - обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев; - приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности; - каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю. Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности. 1.2 Формы и способы приватизации Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране. [12] Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капитало-вооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации. Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне. Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала. Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов. Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия. Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере. Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов. Предпродажный анализ и оценка предприятия. - стратегический анализ и оценка предприятия; - определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия; - определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении; - анализ потенциальных покупателей; - определение методов продажи; - определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур; - образование комиссии по оценке поступающих предложений; Подготовка предприятия к продаже. - реализация необходимых мероприятий по реструктуризации; - разукрупнение; - осуществление кадровых перестановок. Маркетинг. - организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей; - проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений; - рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера; - проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами. Заключение договора. - разработка текста стандартных договоров. 2. Практические аспекты приватизации 2.1 Цели приватизации Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности. Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими: 1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства). 2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки). 3. Социальная (обеспечение социального мира). 4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива. Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики. Приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время. [12] 2.2 Этапы приватизации в России Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа - вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью. Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. В России приватизация проходила в 2 этапа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg