Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Государственное регулирование экономики.

irina_krut2020 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2020
В условиях рыночного хозяйства государство не может свободно распоряжаться капиталом, ресурсами частных товаропроизводителей, оно не является непосредственным организатором производства и распределения ресурсов. Однако в этих условиях исключительную роль начинают приобретать регулирующие функции. Развитие общества, усложнение хозяйственных связей меняет формы и объем деятельности государства в сфере экономики. Для обеспечения эффективного формирования рыночных отношений такое воздействие на социально-экономические процессы осуществляется с помощью определенных рычагов и методов.
Введение

Государство во все времена в какой-либо форме вмешивалось в экономическую жизнь. Такое вмешательство не было регулярным, постоянным, поскольку государство стремилось в первую очередь увеличить сбор налогов и платежей для роста поступлений в казну либо протекционистскими методами защитить национальный рынок. Лишь в конце ХIX — начале ХХ столетия государство начинает активно использовать процесс экономического регулирования в своих интересах. Вмешательство государства в экономику является необходимостью для любого правительства, независимо от типа экономики — рыночной или планово-распределительной. В плановой, централизованной экономике все функции, связанные с производством и распределением товаров, услуг принимает на себя государство, поэтому регулировать по сути нечего.
Содержание

Введение 1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования 1.1. Формы и методы государственного регулирования 1.2. Средства государственного регулирования 1.3. Основные направления государственного регулирования в РФ 2. Динамика экспорта товаров и услуг 2.1. Анализ динамики экспорта товаров и услуг в РФ за последние 5 лет 2.2. Анализ динамики экспорта товаров и услуг в зарубежных странах за последние 5 лет Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

Отрывок из работы

1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассмотрим на примере ???й группы государств. Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство. Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения. Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики. Государство в экономической системе выступает в различных качествах. 1) Как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. 2) Как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования. 3) Как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами. Государственное регулирование экономики включает в себя: а) регламентацию хозяйственной жизни, образующую свод законов для хозяйствующих субъектов, определяющий их права и обязанности, меру взаимной ответственности; б) формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка, и обслуживающих хозяйственные отношения; в) выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации. Важным моментом в системе государственного регулирования экономики является выбор целей развития. Цель - это осознанное и теоретически обоснованное видение на уровне правительства перспектив развития страны, а также совокупность мер по ее реализации. Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос, прежде всего, об идеалах и ценностях власти. Единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют? От чего зависят цели государственного регулирования? 1. От идеологии и мировоззрения управляющих субъектов (личностный фактор). 2. От общественного строя, конкретной экономической ситуации, уровня экономического развития страны. 3.От уровня экономического мышления в стране (мировоззрение управляемых объектов). 4. От избранной концепции государственного регулирования экономики. Помимо этого на выбор целей влияет целый ряд факторов: размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи, национальный состав, религиозная принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства, уровень правосознания. В России цели ГРЭ определяются Президентом РФ и закрепляются в законах, концепциях, стратегиях. Имеется ???его рода пирамида целей госрегулирования, к????ые находятся между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно будут формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Все прочие цели производны от данных двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости. Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и заключается в том, ???бы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно. Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в ??????????ии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в ??????????ии с требованиями научно-технической революции, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, предотвращение и нивелирование чрезмерных различий в доходах, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды. Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них побудут, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости. Нек????ые из них отходят на задний план, а затем вновь становятся актуальными. Стратегические цели России определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 53 и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. Основные направления реализации целей: преодоление технологической отсталости предприятий, повышение производительности труда, а также решение назревших задач в области здравоохранения и образования. Основные приоритеты: Наука и образование, здравоохранение, развитие культуры, спорта, поддержка пенсионеров и малоимущих, молодежная политика, доступное жилье, здоровый образ жизни, стратегия 2020, развитие системы ГЛОНАСС, олимпиада в Сочи, региональное развитие, преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса, макроэкономическая политика, интеграция России в мировую экономику, инновационная экономика, развитие оборонно-промышленного комплекса, поддержка и развитие сельского хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, рынок труда. Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. 1.1 Формы и методы государственного регулирования Свои экономические функции государство реализует через соответствующую отрасль политики. Часто экономическую политику отождествляют с государственным регулированием. Поэтому иногда возникают сложности с четким определением того, что собой представляют и каковы же сами методы государственного регулирования экономики. Под методами госрегулирования экономики, как правило, понимают непосредственное воздействие государства на рыночную конъюнктуру и функционирование субъектов для обеспечения необходимых условий действия рыночного механизма. Госрегулирование экономики – это и есть одна из составляющих экономической политики. Оно воздействует на 3 взаимосвязанные части производственного процесса. К ним относится регулирование ресурсов, производства и финансов. Формы и методы государственного регулирования экономики, прежде всего, определяются теми целями, которые стоят перед управляющими органами. Также на их выбор влияют инструменты и средства, которыми распоряжается государство при осуществлении экономической политики. Различные методы и инструменты государственного регулирования экономики направлены на информирование основных субъектов рынка об актуальном состоянии хозяйственной жизни страны и перспективах ее развития, на проведение мероприятий по развитию госсектора экономики, на обоснование наиболее существенных положений экономической политики, проводимой на данном этапе развития. Существуют прямые методы госрегулирования экономики и косвенные. Первые связаны с применением административных средств воздействия на хозяйственные отношения в стране. Они характеризуются властным воздействием госорганов на поведение соответствующих субъектов и регулируемые ими отношения. Это выражается в принятии субъектами управления решений в виде правовых актов, юридически обязательных для адресатов и содержащих прямые предписания на совершение требуемых действий. Используются не только меры убеждения, но и принуждения. К таким методам относят лицензирование предпринимательской деятельности, госрегистрацию ее субъектов и многие другие. Прямые методы (административного регулирования) очень разнообразны. К ним относят - разрешение на совершение определенных действий (лицензирование); - обязательные предписания на совершение действий или их запрещение, а также их регистрация; - установление ограничений и квот; - выдача государственных заказов; - применение мер принуждения и материальных санкций; - контроль и надзор и многие другие. Особенно важным средством госрегулирования предпринимательской сферы и в целом экономики является система налогообложения и обязательного лицензирования. Методы государственного регулирования экономики косвенного характера основаны на объективных экономических средствах воздействия. Он осуществляются опосредованно, без открытого властного воздействия со стороны управляющих органов. Это, прежде всего, проводится через создание условий, способных оказывать влияние на мотивацию определенного экономического поведения (с помощью стимулов, материального поощрения и других). К таким средствам относят, в первую очередь, бюджетную и денежно-кредитную политику, инструменты ценообразования, косвенное планирование и т.д. Абсолютно все методы государственного регулирования экономики характеризуются едиными (общими) целями и задачами. Они всегда облекаются в необходимую и соответствующую правовую, законодательную форму. К правовым средствам регулирования относят такие инструменты, как юридическое лицо, договор, имущественная ответственность и т.д. С учетом сложившегося многовекового опыта можно выделить достаточно пространный ряд функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализоваться в любом современном рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого. Назовем основные из них. 1. Правовое обеспечение экономической деятельности. Одна из важных функций государства в этой области - поддержка права собственности. 2. Организация денежного обращения, регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений. 3. Фискальная политика и регулирование бюджетного сектора. 4. Перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости). В частности, государство обязано позаботиться, чтобы было обеспечено разумное соотношение личных доходов предпринимателей и людей, зарабатывающих себе на жизнь трудом по найму. При слишком большой разнице в доходах между этими категориями лиц в обществе возникают острые социальные противоречия. Опыт даже самых рыночных капиталистических стран свидетельствует, что не более 5% населения способны быть предпринимателями. Остальные предпочитают быть наемными работниками. 5. Производство так называемых общественных товаров и услуг, которые призваны удовлетворять коллективные потребности. Таковы продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры. 6. Минимизация трансакционных издержек. Под трансакционными издержками, напомним, понимают издержки эксплуатации экономической системы. 7. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса. 8. Оптимизация влияния экстерналий. Известно, что в экономике возникают некие внешние эффекты (externalities), которые не выражаются в денежной форме и рынок на них в целом не реагирует. Речь обычно идет о минимизации внешних эффектов отрицательного свойства, например, загрязнения окружающей среды. Положительные же внешние эффекты государством могут активно стимулироваться. Это может касаться случаев распространения результатов целевых благотворительных программ не только на тех, для кого они непосредственно предназначаются, а на общество в целом. 9. Поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее. 10. Проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий. 11. Реализация национальных интересов в мировой экономике. Поддержка конкурентоспособности отечественной экономики. Приведенный перечень функций может быть расширен как за счет их расчленения и конкретизации, так и путем добавления вновь возникающих устойчивых задач. Конкретизация функций государства осуществляется каждой страной в зависимости от национальных особенностей, этапа ее развития и в соответствии с избранной политикой. 1.2. Средства государственного регулирования В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического характера. К ним ??????тся следующие инструменты (термины «средство» и «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и далее могут быть использованы как синонимы). Административные средства . Административные методы регулирования экономики включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение — это запрет какой либо деятельности, признание общественно вредными , ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких либо товаров и услуг и их компонентов. Например, государство может ввести запрещение транзита, то есть следование через находящуюся под его суверенитетом территорию неугодных ему лиц, грузов и транспортных средств других государств в целях обеспечения безопасности или по другим причинам. Некоторые страны проводят политику запрета внешнеэкономических связей. Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия). Принуждение является одним из методов управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков. Экономические средства . В современном обществе государственное регулирование экономикой осуществляется преимущественно на основе экономических средств. Существенные позиции среди них занимают денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование. Денежно-кредитная политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленная на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика включает следующие инструменты регулирования: • регулирование учетной ставки; Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому грамотно составленные прогнозы Forex могут сделать тебя аспидски богатым. • установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке; • операции государственных организаций на рынке ценных бумаг. Бюджетно-финансовая политика сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации целей социально-экономической политики. Ускоренная амортизация — это амортизация по повышенным ставкам по сравнению с действующими или средними ставками. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет указанные суммы в последующем направлять в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей предпринимателей для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала. Кроме того, используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру национального хозяйства. Государство может ускорить процесс развития отдельных отраслей экономики, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры производства, создания новых отраслей. Рис. 2 Способы Экономические Законодательно-административные Судебные Методы Прямые Косвенные Ограничение частного бизнеса Гос. предпринемательство Кредитно-денежные Налоговые Бюджетные Индикативное планирование Инструменты Лицензирование Планы и комплексные программы Учетная ставка Налоговые ставки Государственные: заказы займы дотации субсидии компенсации Прогнозы Регистрация Стандарты Резервная ставка Таможенные пошлины Индикативные нормативы Регламентация Нормативы Операции открытого рынка Налоговые льготы Антимонопольные запреты Тарифы Сеньораж Лимиты цен Гос. инвестиции Валютные интервенции Квотирование Кредитные льготы Минимизация з/п Государственное программирование — это долговременное, целевое регулирование экономики. Государственное программирование экономики включает разработку не только экономических, но и социальных программ. Государственное программирование может охватывать всю экономику в целом или ее отдельные отрасли, сферы (социальная сфера), регионы, отдельные группы населения и др. Существуют различные виды государственных программ. В зависимости от использования конкретных критериев их можно подразделить на ряд видов (См . табл.1.) Критерий классификации Вид государственной программы Временной период программы Краткосрочная программа Среднесрочная программа Долгосрочная программа Объект программирования Общегосударственные программы Региональные программы Целевые программы Отраслевые программы Чрезвычайные программы (Табл.1) Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные программы охватывают период в 3—5 лет. Долгосрочные программы составляются на срок от пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах. Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм. Региональные программы охватывают деятельность отдельных частей экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования. Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (научных исследований), поддержку отдельных групп населения (пенсионеров, военнослужащих). Чрезвычайная программа разрабатывается в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов). Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. 1.3. Основные направления государственного регулирования в РФ Частью управленческой системы является поддержание экономики разными методами: созданием и поддержанием инфраструктуры экономической системы; содействием новым и развивающимся отраслям экономики; проведением и поддержкой научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР); государственными закупками продукции частных кампаний; стимулированием продаж; сбором и хранением информации. Правительство оказывает помощь бизнесу путем осуществления расходов, например, на финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ или через программы кредитования и налоговые льготы. Независимо от принадлежности объектов инфраструктуры к государственной или иным формам собственности их деятельность находится в сфере особого внимания государства. Ведущую роль государство играет в валютной и финансовых сферах, поскольку гарантии надежности национальной валюты, стабильность денежной системы имеют решающее значение для эффективного функционирования экономики. Государству принадлежит монополия на эмиссию денег и выпуску их в обращение. Денежно-кредитная политика- это система мер, направленная на смягчение, ослабление периодически возникающих кризисов перепроизводства, инфляционных процессов, а также обеспечение выравнивания платежного баланса и т.п. Бюджетно-налоговая политика направлена на достижение конъюнктурной стабильности, высокого уровня занятости и поддержание низких, стабильных темпов инфляции посредством стимулирования или ограничения деловой активности. Государство пытается регулировать все сегменты национальной экономики: крупный, средний и малый бизнес, частное, коллективное и государственное предпринимательство. Государство оказывает помощь бизнесу как непосредственно, так и косвенно, за счет, например, военных расходов и расходов на закупки производимой корпорациями продукции. Закупки за счет государственного бюджета создают для бизнеса устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта. Важным направлением является поддержка государством малого и среднего бизнеса. Малое и среднее предпринимательство обеспечивают производственно-хозяйственную деятельность в тех сферах и регионах, которые не представляют интереса для крупного бизнеса, но жизненно необходимы для общества. Они обеспечивают расширение поля конкуренции и экономически препятствуют монополизации в отраслях и сферах деятельности крупных корпораций; обеспечивают расширение занятости; выполняют стабилизирующую роль в социально-политической жизни общества. Государственный контроль над естественными монополиями в таких сферах, как энергетика и транспорт, необходим для защиты потребителей от возможных злоупотреблений монополий и в то же время для сохранения самих монополий в интересах экономической эффективности. Основополагающей функцией государства является правовая защита интересов производителей и потребителей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Экономика, 65 страниц
780 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg