Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Государственное регулирование экономики

irina_krut2020 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2020
Объектом исследования курсовой работы является система государственного регулирования экономики. Предметом исследования - методы, средства и границы государственного регулирования в Российской экономике. Целью данной курсовой работы является рассмотрение целей, методов, и средств государственного регулирования экономики, обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику и выявление роли государства в современной экономике России. Задачи: • Рассмотреть понятие государственного регулирования, определить, на что направлены его цели и задачи, функции, методы. Понять какие существуют инструменты государственного регулирования. • Проанализировать особенности развития государственного регулирования экономики и найти границы его вмешательства. Поставленные в данной работе цель и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава данной курсовой работы разделена на 3 параграфа, в которых даются понятия, цели, задачи и объекты государственного регулирования экономики. Так же рассматриваются методы государственного регулирования экономики. Далее рассматривается многообразие моделей, а именно методов и средств воздействия государства на экономику. Во второй главе представлены денежно-кредитная, налогово-бюджетная и социальная политика государства. Так же рассматриваются проблемы государственного регулирования экономики. Третья глава разделена на три параграфа: в первом говорится об основных целях и ориентирах государственного регулирования экономики в России. Во втором рассматриваются особенности государственного регулирования экономики в условиях санкций. В третьем речь идет об опыте зарубежных стран в государственном регулировании экономики.
Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Механизмы и конкретные правила управления экономикой и ее звеньями в каждой стране складываются столетиями. В частности, опыт и национальные традиции хозяйствования стран Запада, сложившиеся на протяжении веков на основе мелкотоварного производства, для России мало пригодны. Из-за чрезвычайно тяжелых природно-климатических условий и огромных пространств России, общинных народных традиций, которые диктуют необходимость укрепления централизованного управления экономикой, концентрацией и взаимострахования материальных и трудовых ресурсов. Внутренняя стабильность и международный престиж современного государства, престиж его органов управления определяются богатством страны (совокупным годовым национальным доходом). Ни одно значимое событие внутри государства или на международной арене не проводится без использования материального производства. В настоящее время, производственный сектор и ее составляющие - предприятия находятся в центре внимания органов государственной власти практически во всех странах. В современных условиях любое государство регулирует национальную экономику, с разной степенью вмешательства государства. Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В то же время, регулируя экономику, государство использует широкий спектр средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, денежно-кредитная политика, экономическое законодательство и др. Поиск новых средств и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры - основная задача государства. Ведь от этих средств и методов государственного регулирования экономики зависит будущее страны - сможет ли она выйти из глубочайшего кризиса экономики в приемлемое время, удастся ли в будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамичное и эффективное развитие и повышение благосостояния народа. В любом случае, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Список литературы

1. Постановление правительства РФ от 4 января 1999 года (изменения от 30 декабря 2002 года) – Собрание законодательства РФ от 6 января 2007. Статьи 2. Дорогами реформ экономика и власть в условиях рыночных преобразований / Кокорев М.В, Славянский диалог и др.2008. с 35 3. Миронова О. Ф Дометова Г.И. «Экономика и экономические науки» Книги и учебные пособия 4. Валерий, Кушлин. Государственное регулирование экономики / Кушлин. Валерий. – : Экономика, 2016. – 496 c. 5. Братановский, С. Н. Государственное управление в сфере экономики и финансов РФ: учебное пособие / С. Н. Братановский, М. С. Братановская. – : , 2016. – c. 6. Голубев, Г. И. Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики государства в переходный период: Учебное пособие / Г. И. Голубев. – СПб. : ГТУ, 2012. – c. 7. И.П.Николаева. Экономическая теория. Учебник / И.П.Николаева.. – : Проспект, 2012. – 190 c. 8. Курс экономической теории: Учебное пособиеКиров : Под ред. Чепуриной, 2008. – c. 9. Логунов, В. Н. Государственное регулирование экономики / В. Н. 9. Логунов, Ю. А. Корчагин. – Воронеж : ЦИРЭ, 2009. – 210 c. 10. Конституционные основы, формы и методы государственного управления - Воронеж : Юнити-Дана, 2012. – c. Электронные информационные ресурсы 11. Государственное регулирование экономики в России - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-v-rossii.html 12. Государственное регулирование экономики – Режим доступа: https://economics.studio/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/tema-gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-80266.html 13. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах– Режим доступа: http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-v-zarubezhnich-stranach-2333 14. Государство как субъект экономики – Режим доступа: http://economy-ru.com/mirovaya-ekonomika-uchebnik/1gosudarstvo-kak-subyekt.html 15. Демографические проблемы в современной России – Режим доступа: http://hi-edu.ru/e-books/xbook895/01/part-007.htm 16. Кейнсианская теория и ее значение – Режим доступа: http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekon-teorija/ekon-teorija-6.html 17. Модели государственного регулирования экономики – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Modeli-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.php 18. Монетарная политика и ее цели – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro21.htm 19. Объекты государственного регулирования экономики – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Obekty-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki.php 20. Опыт государственного регулирования экономики в других странах – Режим доступа: http://eclib.net/14/11.html
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики 1.1 Государство, как субъект экономики. Цели и задачи государственного регулирования экономики. Объекты государственного регулирования экономики Государство является неотъемлемой частью каждой экономической системы. Представляется, что генеральная (главная) цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов (публичного интереса), таких как защита(оборона) страны и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охране окружающей среды, надлежащее осуществление функций социального государства, в том числе защита социально уязвимых слоев населения. Государство является важным субъектом рыночной экономики. Однако, на различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы государственного вмешательства различаются. Оптимальной экономической системой является дающая возможность свободе личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого государственного вмешательства в экономику. Государство регулирует только общее равновесие экономики и экономического законодательства. К причинам необходимости государственного регулирования экономики относятся: • рост концентрации производства и капитала; • обострение внутренних противоречий рыночной экономики; • усиление международной конкуренции – милитаризация экономики [14]. Развитие рыночной экономики приводит также и к негативным последствиям, обостряя ее внутренние противоречия. Возникновение крупных предприятий, строительства дорог и мостов, и т. д. требует крупные затраты и прибыль от них рискованная. Поэтому бизнес опасается вкладывать свои средства в эти отрасли экономики. А без средств дальнейшее социально-экономическое развитие крайне затруднено. В этих условиях рынок вынужден несколько уменьшать свои размеры и предоставлять возможность государству участвовать в экономической деятельности вместе с частным бизнесом. Характерна для рыночной экономики тенденция к монополизации, обострению в социальных отношениях, нерациональному использованию ресурсов и т.п. Это приводит к распространению сфер деятельности государства. Большой вклад в переосмысливание места и роли государства в рыночной экономике внесла Кейнсианская теория. Её основатель Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) обосновал положение о необходимости государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, капиталовложения, закономерности, потребления, сбережения и т.д.) с изменением количественных экономических закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа Кейнсианства предлагает использование различных методов государственного регулирования экономики, таких как: • расширение расходов государства; • инфляционную и налоговую политику; • циклическое сбалансирование бюджета; • ограничение роста заработной платы; • регулирование занятости. Основной идеей кейнсианства является то, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной политики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не может гарантировать полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической программой эпохи смешанной экономики. Она господствовала в развитых странах до 70х годов прошлого века[16]. Использование принципов laissez-faire((с фр.?—?«позвольте-делать»), или принцип невмешательства, — экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным) и "эффективности по Парето" сыграло огромную роль в становлении рыночной экономики в нашем мире. Однако и представление, что идеальной следует считать экономику, регулируемую лишь "невидимой рукой" Адама Смита, не подтвердилось ни практикой, ни научными работами. Конечно, в природе нет "совершенных" рынков, поэтому и приходится прибегать к мерам внешнего регулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общественно-политическими институтами является органической предпосылкой возможности устойчивых экономических, в том числе и рыночных отношений. Можно также выделить следующие причины для государственного вмешательства: 1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции; 2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия; 3) необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку; 4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых); 5) наличие внешних факторов, требующих компенсационных действий; 6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.); 7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым необходимо снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.). Таблица 1 - Основные цели государственного регулирования экономики Экономические Социальные Политические Экономическое развитие производства Соцобеспечение безработных Определение приоритетов макроэкономического развития Повышение благосостояния народа Производство общественных благ Социально ориентировочное распределение ресурсов Управление государственным сектором Полная занятость населения Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты Источник: [25]. В каждой стране главная цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: • экономический рост; • полная занятость; • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; • внешнеэкономическое равновесие. Решение всех перечисленных целевых задач - есть достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создание более благоприятных условий для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, внешнего движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты государственного регулирования экономики: • экономический цикл; • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; • условия накопления капитала; • занятость; • денежное обращение; • платежный баланс; • цены; • условия конкуренции; • социальные отношения, социальное обеспечение; • подготовка и переподготовка кадров; • окружающая среда; • внешнеэкономические связи. Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда являются главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике [19]. Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, которая является серьезной опасностью для экономики. Состояние платежного баланса считается объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов повышение и понижение курсов национальных валют, и участие в международной экономической интеграции. Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. Также цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют. Государственные регулирующие инстанции стремятся оказывать влияние и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. 1.2 Методы государственного регулирования экономики Государственное регулирование экономики предусматривает использование ряда методов. Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой. По средствам влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования делятся на две группы: прямого и непрямого (опосредствованного) влияния. Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйст¬вующих субъектов, вынуждая их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Косвенные методы предусматривают применение инструмен¬тов и методов воздействия государства на частное предпринима¬тельство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропор¬ций расширенного воспроизводства [19]. Рисунок 1 – Методы государственного регулирования экономики Источник:[19]. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государст¬венного регулирования экономики. Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность таких методов охватывает регулирующие дей¬ствия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и име¬ет цель создать правовые условия, максимально благоприятные для ча¬стного сектора. Функции административных методов состоят в том, чтобы обеспечить стабильной юридической обстановкой для деловой жизни, а также гарантировать права собст¬венности и свободы принятия экономических решений. Экономические методы - меры государствен¬ного воздействия, создающие определенные условия, которые направляют развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Из экономических мер наиболее часто используются: а) средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реали¬зации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической поли¬тики, а с другой — как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом; б) средства денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к ме¬рам косвенного воздействия (глава 2.1). в) прогнозирование, планирование и программирование эконо¬мики. Составление прогнозов, индикативных планов и программ как способ косвенного государственного воздействия имеет реко¬мендательный характер для частного сектора и направлено на обеспечение деловых кругов информацией, позволяющей выбрать лучший путь реализации текущих и перспективных задач; г) воздействие государственного сектора экономики. Зрелая рыночная экономика предполагает в основном косвен¬ное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обес¬печивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях трансформируемой экономики (или в случае кризиса) со¬отношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 22 страницы
264 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg