Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние эмоциональной тревожности дошкольника на статус в группе

zac_shalamov 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.04.2020
В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной тре-вожности на статусное положение детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень тревожности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем тревожности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем тревожности.
Введение

В настоящее время дошкольный возраст считается последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. Известно, что многие дети уже в 6 лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно определить уровень и особенности развития ребенка именно на этом этапе возрастного развития, когда уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребенка, которые еще не являются жестко фиксированными и завершенными. Известно, что чем младше ребенок, тем более пластичны и гибки его психика и сознание. В 5 - летнем возрасте возможны коррекция и компенса-ция тех дефектов или отставания в развитии, которые в дальнейшем преодолеть будет значительно труднее. Именно поэтому внимание к особенностям развития (и его возможным деформациям) в 5 - летнем возрасте (у ребенка «в запасе» еще целый год дошкольного детства) может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе как в дошкольном учреждении, так и в семье. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показы-вать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них [34,c.103]. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсив-ными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ре-бенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоя-нии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт [24,с.105]. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тре-вожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвест-ным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Предпосылкой возникновения тревожности является сензитивность, но не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Так, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный ха-рактер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он де-лает что - нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непре-менный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Не-уверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установ-ка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер [14, с.119]. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колеба-ниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только дру-зья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным [34, с.112]. Тем не менее у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и отно-сительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [17,с.88], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. В связи с этим, проблема исследования сформулирована следующим образом: изучить влияние эмоциональной тревожности на статус дошколь-ника в группе дошкольного образовательного учреждения. Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: зависимость статуса дошкольника в группе от уровня эмоциональной тревожности. Гипотеза: дошкольники с высоким уровнем эмоциональной тревож-ности часто имеют неблагоприятный статус в группе сверстников. Задачи исследования: 1. На основании анализа психологической литературы изучить каче-ственные изменения, возникающие в психическом развитии детей 5-6 лет. 2.Проанализировать психологические подходы к проблеме влияния эмоциональной тревожности на статус ребёнка в старшей группе дошкольного образовательного учреждения. 3.Исследовать эмоциональную сферу дошкольников и межличностные отношения в группе. 4.Выявить статус дошкольников с различным уровнем эмоциональной тревожности в группе дошкольного образовательного учреждения. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 8 1.1 Психологические подходы к изучению психического развития дошкольника. 8 1.2. Особенности психического развития современных дошкольников. 14 1.3. Влияние эмоциональной тревожности на самооценку ребенка и его статус в группе. 21 1.4. Профилактика и коррекция эмоциональной тревожности дошкольников 29 ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39 2.1. Общая организация исследования. 39 2.2. Результаты экспериментального исследования. 40 2.2.Результаты экспериментального исследования. 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека в психологической диа-гностике // Вопросы психологии. 1968. №6. 3. Андрианов О.С., Фарбер Д.А. Структурно-функциональная организация развивающего мозга. Л., 1990. 4. Анохин. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980. 5. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-7 лет // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. №2. 6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989. 7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990г. 8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. 9. Венгер Л.А. О месте дошкольного детства в умственном развитии ре-бенка // Возрастная и педагогическая психология: Материалы Всесоюз-ного семинара - совещания. Пермь, 1974. 10. Венгер Л.А., Ибатулина А.А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. 1989. № 2. 11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : Изд-во МГУ, 1976г. 12. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6т. Т. 1. М., 1982. 13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 14. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с. 15. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. 16. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. 17. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., - СПб: Союз, 1997. - 224с. 18. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982. 19. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г. 20. Китаев - Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 21. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, 1997г. 22. Кочубей Б., Новикова Е. Снимем маску с тревоги. // Семья и школа 1988.- № 11. 23. .Кочубей Б.,Новикова Е. Ярлыки для тревожности. // Семья и школа 1988.- № 9. 24. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко;под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.,с.195 25. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1983. 26. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и ре-шать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г. 27. Лурия А. Р., Симерницкая Э.Г., Тыбулевич Б. Об изменении структуры психических функций в процессе функционального развития // Психологические исследования. 1973. Вып. 4. 28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 29. Немов Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. М.: Владос, 1994. 30.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972. 30. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963. 31. Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопо-знанию у детей 10–12 лет: Программа курса занятий// Руководство практического психолога. М., 1995. 32. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тре-вожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. М., 1996. 33. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомен-дации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с. 34. Психология (словарь)под ред. А.В.Петровского, М.Г.ЯрошевскогоМ.: Изд. политической литературы, 1990 г. 35. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970г. 36. .Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию // Избранные произведения. Т. 1. М., 1952. 37. Фарбер Д.А., Бетелева Т. Г., Дубровинская И.В., Манчинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Сбор-ник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской Т. В. Ахутиной. М., 1998. 38. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1,2. М.: Педагогика, 1986. 39. Хелус 3. Понимаете ли Вы ученика? М., 1987. 40. .Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1997. 41. Чуприкова Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX – начала XX в. // Вопросы психологии. 2000. №1. 42. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Психологические подходы к изучению психического развития дошкольника. В научной психологической литературе неоднократно отмечались су-щественные изменения в психическом развитии ребенка этого возраста. Психоаналитики связывают этот возраст с началом латентной стадии психосексуального развития личности - стадией, когда возникают благоприятные условия для обучения ребенка. В исследованиях, выполненных в русле культурно - исторической теории, отмечается, что с 5 лет ребенок способен к произвольной регуляции своего поведения, принятию и пониманию речевой инструкции, выполнению требований взрослых, с ним легче проводить экспериментальные исследования. По словам Л. С. Выготского, в этом возрасте везде и во всем мы имеем дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка. Именно поэтому, подчеркивает Л.С. Выготский, должна быть резкая дифференциация обучения во второй стадии дошкольного возраста по сравнению с его первой стадией [13,с.45]. Эта проблема находит отражение в создании многочисленных систем обучения и воспитания дошкольников, альтернативных программ, авторских концепций. В России успешно реализуются программы «Радуга» (1993), «Развитие» (1994), «Одаренный ребенок» (1995), «Золотой ключик» (1996), «Детство» (1996), «Истоки» (1997) и др. Создание программ и технологий обучения требует четкого теоретического обоснования содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg