Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Технология объяснительно-иллюстративного обучения и ее применение на уроках физики в старших классах

irina_krut2020 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2020
Цель: Изучить возможности применения технологии объяснительно-иллюстративного обучения при изучении физики в старших классах. Объектом исследования является: объяснительно-иллюстративное обучение физике в старших классах. Предметом исследования: объяснительно-иллюстративное обучение физике в старших классах. Гипотеза: применение объяснительно-иллюстративного обучения физике в старших классах преследует следующие возможности: объяснение, изучение и закрепление физического материала, формирование у учащихся более качественных знаний по физике и развитию у них познавательного интереса. В соответствии с целью и гипотезой исследования мы выделили следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы в психолого- педагогической литературе. 2. Охарактеризовать объяснительно-иллюстративное обучение. 3. Изучить демонстрационный материал и его использование на уроках физики. 4. Изучить методы используемые для изучения, закрепления и формирования знаний у обучающихся при объяснительно-иллюстративном обучении.
Введение

Современное общество ставит перед нами совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. В современной школе стало больше уделяться внимание не столько знаниям, полученным в учебном процессе, а сколько процессу получения знаний. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно - научного цикла несут главную роль, и именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает развития эмоциям, и в итоге - обучающиеся теряют интерес. Вместе с тем, новые стандарты требуют, чтобы в интерактивных формах проводилось большее количество занятий в школе. Также основной задачей школы является вооружение учеников крепкими знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, развитие творческих способностей учеников и их всестороннее воспитание. Определяющая роль в достижении этих заданий принадлежит методам обучения, которые применяют на уроках. Учебная работа учителя очень разнообразна, и все же она подлежит определенным закономерностям, которые можно понять лишь тогда, когда будет систематизирован опыт работы многих учителей и результаты специальных научно-педагогических исследований. В учебном процессе учитель принимает участие вместе с учениками, он организует их учебно-познавательную деятельность различными путями и способами. Используя объяснительно-иллюстративный метод обучения учитель может быстро и прочно помочь обучающимся усвоить новый материал, фундаментальные законы и закономерности. Вклад в этот метод обучения внесли такие знаменитые педагоги и психологи как Я.А. Коменский [Коменский Я.А., 1955, с.168-182], который дал обоснование нового метода обучения, Ф. Бэкон [Субботин А.Л.,1974; Михаленко Ю.П., 1995] и Дж. Локк [Нарский И.С.,1960; Заиченко Г.А., 1988], развивающие теорию сенсуализма, И.Я. Лернер [Лернер И.Я.,1981] и М.Н. Скаткин [Скаткин М.Н.,1971], которые разработали классификацию методов обучения в современной дидактике и другие. Исходя из вышесказанного, мы сформулировали проблему, цель и задачи курсовой работы. Проблема: Каковы возможности применения объяснительно-иллюстративного обучения при изучении физике в старших классах.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 Глава1. Теоретические основы технологии объяснительно-иллюстративного обучения. 5 1.1 История развития представлений об объяснительно-иллюстративном обучении. 5 1.2 Объяснительно-иллюстративное обучение как технология. 6 1.3 Возможности применения объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроках физики. 9 Глава 2. Опыт применения технологии объяснительно-иллюстративного обучения при изучении физики. 14 2.1. Изложение новых знаний по физике. 14 2.2. Закрепление физических знаний при помощи таблиц. 16 2.3. Использование демонстрационного материала для систематизации физических знаний. 20 Список используемой литературы 27
Список литературы

1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические Основы: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по физ.-мат. спец. — М.: Просвещение, 1981. 2. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Физика" на 2016/2017 учебный год. 3. Коменский Я.А. Великая дидактика. – Избр. пед. соч. – М.: Учпедгиз, 1955. с. 168-182. 4. Ожегов С.М. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.-19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1987. 5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. 6. Педагогический словарь (В 3 томах). Т-2. Редакторы Г.М. Воловникова и др. Издательство АПН РСФСР, Москва, 1961. 7. Теория методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /С.У. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н. Е. Ваниевская и др.; Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. — М.: Издательский центр "Академия" 2000. 8. Учебное оборудование по физике в средней школе. Пособие для учителей. Под ред. А.А. Покровского. — М.: Просвещение, 1973. 9. И.С.Нарский «Философия Джона Локка» / Издательство Московского университета, 1960. 10. Заиченко Г. А. Джон Локк. – М.: Мысль, 1988. 11. Субботин А.Л. // «Фрэнсис Бэкон» // Москва, «Мысль», 1974. 12. Михаленко Ю.П. Ф. Бекон и его учение М.: Знание, 1995. 13. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988. 14. Вишневский В.А. Теория обучения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Чебоксары: Чув. госпедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. 15. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986. 16. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин 17. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. 18. Скаткин М. Н., Совершенствование процесса обучения, М., 1971. 19. Старинец Ф. И., Подымова Н. В., Шарандак Д.Н. Статья на тему: «Технологии объяснительно – иллюстративного обучения», 2010. 20. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. — М., 1975. 21. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
Отрывок из работы

Глава1. Теоретические основы технологии объяснительно-иллюстративного обучения. 1.1 История развития представлений об объяснительно-иллюстративном обучении. На определенном этапе эволюции общества, оно уже не могло ограничиваться только включением подрастающих поколений в подражательную деятельность с целью выработки у них практических умений и навыков. Совершенствовалось новое средство передачи накопленного опыта, новое средство обучения - слово. Поэтому на определенном этапе развития общества возникла новая обучающая система - догматическое обучение. Суть его заключалась в механическом запоминании передаваемой информации и механическом же ее воспроизведении. Основой процесса обучения стал схоластический способ познания, поскольку для многих явлений в окружающем мире еще не было объяснений. Такая технология долгое время удовлетворяла общество. С возникновением догматического обучения ведущую роль стало играть и слово как важнейшее средство передачи информации, передачи накопленного опыта. Наряду с индивидуальными формами обучения стали возникать и развиваться групповые. С внедрением машинной техники, с накоплением все большего объема знаний в недрах догматического обучения стали появляться элементы более прогрессивного и более эффективного способа передачи опыта подрастающим поколениям. Наряду со словом и практическими упражнениями стали более эффективно использоваться различные средства доказательности - наглядные, а в последствии и технические средства обучения. Педагоги стали стремиться к тому, чтобы учащиеся не механически, а осознанно усваивали и воспроизводили информацию. Так в недрах догматического обучения возникла новая обучающая система, новая технология - объяснительно-иллюстративное обучение. Особенности такой технологии были обобщены Я.А. Коменским еще в 1632 г., который по праву считается основоположником этого нового вида обучения. Сущность правильного обучения юношества, — утверждал Я.А. Коменский в «Великой дидактике», — не в наполнении голов заимствованными суждениями, а в том, чтобы помочь открыть понимание вещей. Тогда, утверждал великий педагог, обучение превратится в живейший источник, из которого потекут ручьи знания [Коменский Я.А.,1955]. Объяснительно-иллюстративный характер обучения долгое время оставался ведущим, не отрицая элементов догматического обучения. Техника и технология общественного производства совершенствовалась сравнительно медленно, и человеку хватало полученных знаний на весь период его активной трудовой деятельности. Поэтому репродуктивный характер объяснительно-иллюстративного обучения в основном ориентировался на зону актуального развития (когда учащиеся самостоятельно выполняют задания только на уровне того учебного материала, которым они уже овладели) и не гарантировал развития творческих способностей, хотя и не отрицал такой возможности у отдельных учащихся. Методологической основой объяснительно-иллюстративного обучения является теория сенсуализма (Ф. Бэкон [Субботин А.Л.,1974; Михаленко Ю.П., 1995], Дж. Локк [Нарский И.С.,1960; Заиченко Г.А., 1988] и др.). В процессе исторического развития теории и практики обучения углублялись и расширялись его теоретико-методологические основы, совершенствовалась структура этого вида обучения, методы и формы его организации. В своих основных чертах объяснительно-иллюстративный вид обучения сложился в начале XX в. 1.2 Объяснительно-иллюстративное обучение как технология. Педагогические идеи великих мыслителей прошлого не исчерпали сегодня своей значимости. На основе идей Я. А. Коменского разработана дидактическая система "наглядного" обучения, которая является методологической основой так называемой "традиционной" школы: Дидактические принципы: наглядность, доступность, научность, систематичность, последовательность изложения знаний, сознательность усвоения учебного материала; Метод обучения: объяснительно-иллюстративный; Форма обучения: классно-урочная. Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так: Действия учителя: 1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 2. Организует осмысливание учебной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материла. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения Действия ученика: 1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем повторения. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр. Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени. Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее, так происходит обучение в большинстве случаев. Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими. Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле? Анализ психологических средств, используемых в объяснительно-иллюстративных технологиях, исследования способов организации деятельности, общения и отношений детей проводились только в общеобразовательных учреждениях-школах, поэтому нельзя делать односторонние выводы о неэффективности применения объяснительно-иллюстративных технологий в целом. Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности учителя и ученика в этом дидактическом процессе выглядят так: учитель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Ученик воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях. Сильные стороны занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения. 1 уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление. 2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть. 3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду. Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества). 1.3 Возможности применения объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроках физики. К методам устного монологического изложения материала учителем относятся рассказ и объяснение. Характер физики как науки, отраженный в познавательных задачах школьного курса, требует, чтобы основным методом монологического изложения материала было объяснение, т.е. строго логически обоснованное раскрытие изучаемых вопросов. Доказательное изложение познавательных задач на уроках физики обеспечивает более глубокое усвоение материала. Учителю физики необходимо знать, что излагать материал урока доказательными приемами - это значит, его нужно выводить либо из опыта, либо теоретически, используя при этом умозаключения по индукции, дедукции и аналогии. Дедукция представляет собой рассуждение только от общего к частному, а индукция – от частного к общему. Применение индуктивных приемов объяснения в процессе обучения способствует развитию конкретно-образного мышления учащихся, учит их наблюдать явления и замечать в них нечто общее, существенное. Применение дедуктивных приемов способствует развитию у учащихся теоретического, абстрактного мышления, учит их рассуждать. Одним из приемов объяснения материала на уроках физики является прием аналогии. При построении умозаключения по аналогии: 1. анализируют изучаемый объект; 2. обнаруживают его сходство с ранее изученным или хорошо известным объектом; 3. переносят известные свойства ранее изученного объекта на изучаемый объект. Приемы объяснения материала должны методологически правильно раскрывать взаимосвязь экспериментальных и теоретических методов научного исследования место и возможности индукции и дедукции в процессе познания, роль, место и значение эксперимента. Необходимо также стремиться к тому, чтобы учащиеся понимали логическую структуру курса: какие положения являются фундаментальными научными фактами, какие выводятся их опыта, какие предсказываются теорией и подтверждаются экспериментом, какие являются допущениями, и требуют дальнейшего исследования. В связи с этим мы рассмотрим место индуктивных и дедуктивных приемов при изучении различного физического материала: теорий, законов, понятий с учетом психологических закономерностей усвоения знаний учащимися. 1. Изучение физических теорий. Физические теории строятся либо по методу принципов, либо по методу модельных гипотез. К числу теорий, построенных по методу принципов относятся классическая механика, термодинамика, специальная и общая теории относительности. Молекулярно-статистическая теория, электронная теория, теория атома строятся по методу модельных гипотез. В случае “модельной” теории основные ее положения (ядро теории) фиксируют существенные свойства изучаемой модели, ее структуру и основные закономерности, которым она подчиняется. Это наглядно выступает, например, в теории атома Резерфорда – Бора. В теориях, построенных по методу принципов, основные положения теории формулируются в виде постулатов или “начал”. Например, основу специальной теории относительности составляют два постулата: 1. Существование инерциальных систем отсчета, в которых все (а не только механические) явления протекают одинаково; 2. Независимость скорости света от скорости источника (постоянство скорости света во всех инерциальных системах отсчета). Основу термодинамики составляют три начала термодинамики, основу классической механики – три закона Ньютона и т.д. Вполне понятно, что основные положения теории не могут выводиться дедуктивно, так как они сами являются предельно широкими обобщениями и не существуют других положений, из которых они могут быть выведены дедуктивно. Они не могут быть введены и чисто индуктивно, так как, хотя исходные положения теории часто опираются на опытные факты, выявление ядра теории в условиях, когда этих опытных данных недостаточно, когда некоторые из них неполны, другие противоречивы, не являются чисто логическим процессом (индукцией). Основные положения теории – утверждения высокого уровня обобщения, до которых поднялась наука, - должны излагаться учащимися без вывода и подтверждаться опытными фактами, т.е. на основе информационно-иллюстративного приема. Особенно большое внимание следует уделять экспериментальной основе физических теорий. б) Изучение физических законов. Физические законы очень различны по уровню содержащихся в них обобщений. Одни физические законы (закон сохранения и превращения энергии, закон сохранения заряда и др.) представляют собой весьма широкие обобщения. Другие представляют собой весьма частные утверждения: закон сообщающихся сосудов, законы плавания тел (условия плавания), закон (условие) равновесия рычага, условие равновесия тела на наклонной плоскости и т.д. Есть законы, истинность которых доказывается опытом и только опытом. Теоретического объяснения они не имеют. К числу их относятся закон Кулона. Другие законы, открытые опытным путем, ныне имеют теоретическое объяснение и могут быть выведены на основе теории (закон Паскаля, Архимеда, газовые законы и т.д.). В силу такого различия методика изучения всех физических законов не может быть одинаковой. Так, например, ознакомление учащихся с физическими принципами (законами сохранения, принципами суперпозиции, независимости световых пучков и др.) целесообразно проводить на основе информационно-иллюстративного приема, т.е. принципы следует сообщать учащимся без вывода, а их истинность подтверждать достоверным числом экспериментальных фактов. 2. Изучение физических понятий. Понятия являются языком науки. Они должны быть обязательно усвоены учащимися. Не овладев понятием, нельзя осмыслить любое научное утверждение (законы, закономерности, положения теории и т.п.). Среди различных физических понятий методика особо выделяет понятия о физических величинах (понятие массы, силы, давления, плотности, энергии и т.д.). Определить физическое понятие – это значит, прежде всего, указать способ его измерения. При введении понятия и новой физической величине рекомендуется опираться на житейские представления учащихся и демонстрацию опытов. Если в опыте выявляется постоянство отношения (или произведения) каких-либо величин, то может быть введена новая физическая величина, измеряемая этим отношением (или произведением), физический смысл которой подлежит дополнительному анализу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 54 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 46 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg