Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации: анализ действующего механизма исчисления налога и пути его совершенствования

irina_krut2020 1350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2020
Актуальность рассмотрения данной темы является в порядке исчисления и взимания налога на прибыль в организации, а также в разработке предложений по совершенствованию налогообложения налога на прибыль в организации. Объектом исследования является – Негосударственные пенсионные фонды. Предметом исследования является – налогообложение налога на прибыль в организации (на примере ОА НПФ «Альянс» предприятие по оказанию полного спектра услуг для юридических и физических лиц по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению на основании Лицензии Банка России № 415 от 16 апреля 2004 года. Цель выпускной квалификационной работе заключается в разработке путей совершенствования взимания налога на прибыль в организации (на примере АО НПФ «Альянс» г. Томск). Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: - раскрыть теоретические основы действующего механизма исчисление налога на прибыль организаций в РФ, в том числе - его роль и значение в экономике страны и экономическая сущность налога на прибыль организаций; механизм действующего исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий; льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент регулирования экономики. - произвести анализ действующего порядка исчисления и уплаты налога на прибыль на примере АО НПФ «Альянс» в том числе – дать краткую характеристику предприятия; рассмотреть порядок исчисления и взимания налога на прибыль в организации; представить пути совершенствования взимания налога на прибыль в организации. В процессе исследования применялись как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, системный подход) и экономико-статистические методы сбора и обработки информации (сравнения, группировки, индексный), так и специальные приемы и методы экономического анализа и бухгалтерского учета (оценка, калькуляция, счета, двойная запись, балансовый метод, отчетность). В качестве информационно-правовой базы были использованы нормативные акты по бухгалтерскому и налоговому учету, международные стандарты учета и отчетности, учетные политики, и бухгалтерская отчетность организаций, а также теоретические и научно-практические разработки отечественных и зарубежных исследователей в области методологии бухгалтерского учета. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников. Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, определены объект и предмет исследования, сформулированы его цель и задачи. В первой главе выпускной квалификационной работе на основе изученной литературы, публикаций в периодической печати, систематизации современных экономических исследований рассматриваются – экономическая сущность страховых организаций, его роль и значение в экономике страны; зарубежный опыт развития и функционирования системы пенсионного страхования; особенности развития системы пенсионного страхования в РФ. Во второй главе были рассмотрены тенденции развития налогообложения прибыли страховых организаций; современное состояние и особенности налогообложение прибыли НПФ. В третьей главе дана краткая характеристика предприятия, рассмотрен порядок исчисления и взимания налога на прибыль в организации; представлены пути совершенствования взимания налога на прибыль в организации В заключении сформулированы основные выводы, полученные в ходе выполнения исследования.
Введение

Законодательством на сегодняшний день предусмотрена возможность одновременно с трудовой пенсией получать и дополнительную. И эти услуги предоставляют гражданам негосударственные пенсионные фонды. Экономика не может разваиваться без внутренних долгосрочных источников финансирования. И негосударственные пенсионные фонды является одним из таких источников. При исследовании пенсионных реформ в зарубежных развитых странах применяются различные методы адаптации не актуальных пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. Правительству многих западных страна приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст в связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни. На данный момент в России граждане имеют свободу выбора в формровании своей пенсии.Каждый гражданин России может самостоятельно выбрать, кому отчислять свои пенсионные накопления: Пенсионному фонду РФ или Негосударственному пенсионному фонду. На сегодняшний день в российском обществе активно обсуждается дальнейшее развитие пенсионной системы. Российская пенсионная система является наследием СССР. Любая деятельность, в том числе страховая должна способствовать повышению поступлений в бюджетную систему.Система налогообложения предусматривает две функции: первая это фискальная функция, вторая стимулирующая функция которая способствует в свою очередь оптимизации страхового рынка. Действие налогов в первой и во второй функции в нынешних условиях, нельзя считать эффективным. В Российской Федерации налоговая система по своему характеру очень схожа с налоговыми системами в других развитых странах с рыночной экономикой. Налог на прибыль имеет особое значение среди всех налогов организаций. Благодаря налогу на прибыль государство формирует федеральный и региональный бюджеты, воздействуя одновременно на финансовые интересы хозяйствующих субъектов. С первых дней в РФ налог на прибыль организаций был включен в налоговую систему ее формирования. Налог на прибыль был введен в 1991 году и менялся на протежении всего хода событий экономических реформ. Налог на прибыль организации в налоговой системе России является одним из наиболее значимых - он обеспечивает значительные поступления средств, как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Один из самых эффективных макроэкономического регулирования и перераспределения доходов является налог на прибыль. Он имеет значительный потенциал влияния на межрегиональное распределение ресурсов. Налог на прибыль имеет большое значение для государства и других отдельных организаций, так как сумма его выплат одна из самых крупных. С этим налогом связано довольно большое количество вопросов такие как: Разнообразие, содержание, характер выполняемых функций? Возможности воздействия на деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей?Одни из самых распространенных вопросов.
Содержание

Введение 2 1 Теоретические аспекты функционирования системы пенсионного страхования 5 1.1 Сущность и виды пенсионного страхования,его роль в экономике страны 5 1.2 Зарубежный опыт развития и функционирования системы пенсионного страхования 12 1.3 Особенности развития системы пенсионного страхования в Российской Федерации 19 2 Особенности налогообложения прибылинегосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации 24 2.1 Тенденции развития налогообложение прибыли страховых организаций 24 2.2 Современное состояние и особенности налогообложение прибыли НПФ 26 3 Анализ действующего порядка исчисления и уплаты налога на прибыль на примере АО НПФ «Альянс» 36 3.1 Краткая характеристика организации 36 3.2 Порядок исчисления и взимания налога на прибыль в организации 40 3.3 Пути совершенствования взимания налога на прибыль в организации 46 Список использованных источников и литературы 56
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.(часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. Закон от 26.01.1996 г. № 14 - ФЗ : (в ред. От 18.04.2018 г.) «Консультант плюс»: справочная правовая система.URL:httр:// www.соnsultаnt.ru (дата обращения 30.04.2018) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г.№ 117-ФЗ ( в ред. от 23.04.2018 г.) «Консультант Плюс»: справочная правовая система.URL: httр:// www.соnsultаnt.ru (дата обращения 28.04.2018) 3. О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс]: федер. Закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ: (в ред. От 7.03.2018 г. ) «Консультант Плюс»: справочная правовая система.URL : httр://www.соnsultаnt.ru (дата обращения 29.04.2018) 4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ: (в ред. От 23.04.2018 г. ) «Консультант Плюс»: справочная правовая система.URL : httр://www.соnsultаnt.ru (дата обращения 29.04.2018) 5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ : (в ред. От 04.06.2014 г. ) «Консультант Плюс»: справочная правовая система.URL : httр://www.соnsultаnt.ru (дата обращения 04.05.2018) 6. О Дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.04.2008 № 56 – ФЗ: (в ред. От 04.11.14 г.) «Консультант плюс»: справочная правовая система.URL : httр://www.соnsultаnt.ru (дата обращения 04.05.2018) 7. Базилевич О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. - 285 с. 8. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник для магистров, обучающихся по направлениям "Финансы и кредит" и "Экономика" / Н.В. Балихина, М.Е. Косов, Т.Н. Оканова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 623 с. 9. Белоконева Ф.Н. Учет в страховых организациях. – М.: Аудитор, 2016 - 421 с. 10. Бороненкова, С.А., Буянова Т.И. Бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях в страховых организациях. – М: Инфра-М, 2010. – 480с. 11. Бухгалтерский учет ценных бумаг: учебное пособие / Камысовская С.В., Захарова Т.В. – М.: КноРус, 2015. – 362 с. 12. Бровчак С.В. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный опыт: учебное пособие/ - М.: Изд. Дом ГУВШЭ, 2017 – 200с. 13. Вавулин Д.А. Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования /ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, 2014. - с.46 14. Владыка, М.В. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; Под общ. ред. В.Ф. Тарасова. - М.: КноРус, 2016. - 488 с. 15. Гончаренко Л.И., Смирнова Е.Е., Чемерицкий Л.К., Липатова И.В. Налогообложение некоммерческих организаций: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Экономика"; ФГБОУ ВПО "Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации". - Москва : КноРус, 2015. - 272 с. 16. Грищенко, А.В. Налогообложение некоммерческих организаций / А.В. Грищенко. - М.: ДиС, 2016. - 160 с. 17. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с. 18. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 с. 19. Загородников, А.Н. Налогообложение некоммерческих организаций (для бакалавров) / А.Н. Загородников. - М.: КноРус, 2016. - 272 с. 20. Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин.. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 с. 21. Иванов, А.Е. Налогообложение некоммерческих организаций / А.Е. Иванов, С.А. Иванов. - М.: КноРус, 2016. - 288 с. 22. Кибанова, А.Я. Налоги и налогообложение / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2015. - 488 с. 23. Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Проспект, 2016. - 224 с. 24. Кушнир И.В. Страхование: Понятие страхования. Страховой фонд. – М: 2013 год. - с.26 25. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. - 2015. - №4. - С.90. 26. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 576 с. 27. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 353 с. 28. Мешкова, Д.А. Налогообложение организаций в РФ: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2015. - 160 с. 29. Мешкова, Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2016. - 160 с. 30. Митюкова, Э.С. Бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций: Практические рекомендации / Э.С. Митюкова. - М.: ДиС, 2015. - 192 с. 31. Никулина, Н.Н. Налогообложение страховой деятельности: Учебное пособие / Н.Н. Никулина и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 263 с. 32. Оканова, Т.Н. Налогообложение коммерческой деятельности: Учебное пособие / Т.Н. Оканова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 287 с. 33. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика в 2 т. том 1: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 336 34. Попов А.А. Пенсионные системы и пенсионные реформы в США, Чили и России. - М.: Институт США и Канады РАН, 2014. - 150с. 35. Парасоцкая Н.Н., Артаманова К.А. Негосударственные пенсионные фонды и проблемы их акционирования//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015 № 23 с. 60 36. Рафикова Р. Р. Структура организационно – правовой формы негосударственного пенсионного фонда : законодательное закрепление и практика применения//Социальное и пенсионное право. 2015 №1 С.100 37. Сатторкунова О.Т., Тошбоев Б.Б. Сущность пенсионного страхования № 13 2017г. С.365. 38. Соловьев, А.К. Актуарное прогнозирование развития пенсионных систем / А.К. Соловьев. - М.: Современная экономика и право, 2014. - 240 с. 39. Терехова, Е. В. Негосударственный финансовый контроль / Е.В. Терехова. - М.: Издательство МГУ, 2015. - 152 с. 40. Умурзаков Б. Х. Социально – экономическая сущность пенсионных взносов и налоговых платежей населения.// сборник материалов научно – практической конференции.- Т.: Университет. 2014 41. Харлашин Ф.О. Международный опыт организации финансового механизма пенсионных систем и его применение в России// Финансы и кредит – 2016 42. Альянс – Негосударственный пенсионный фонд [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа URL: httрs://nрfаlliаnсе.ru/соntеnt/mаin (дата обращения 5.05.2018) 43. Ваше пенсионное решение [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа URL: httр://хn----itbаbааqе3bbаеgсizj9k.хn--р1аi (дата обращения 5.05.2018) 44. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа URL: httр://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения 5.05.2018) 45. Негосударственный пенсионный фонд [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа URL: httр://www.m-аuri.ru/disсlоsurе/37 (дата обращения 6.05.2018) 46. Негосударственный пенсионный фонд. Википедия [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа URL: httр://ru.wikiреdiа.оrg/ (дата обращения 6.05.2018) 47. Официальный сайт Федеральной налоговой службы по Томской области - [Электронный ресурс] – Режим доступа URL:httрs://www.nаlоg.ru/rn70/аbоut_fts/fts/ftsmissiоn/ (дата обращения 6.05.2018) 48. Рейтинговое агентство RАЕХ («Эксперт РА») [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа URL: httр://rаехреrt.ru/ (дата обращения 10.05.2018) 49. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт – Режим доступа URL: httр://www.сbr.ru/ (дата обращения 10.05.2018)
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты функционирования системы пенсионного страхования 1.1 Сущность и виды пенсионного страхования,его роль в экономике страны Сущность пенсионного страхования заключается в том что страховщик по договору страхования принимает на себя обязательства производить страховые выплаты страхователю (застрахованному лицу) в фиксированной, как правило, сумме с установленной периодичностью при условии дожития его до предусмотренного договором возраста и полной уплаты им страховой премии. При пенсионном страховании главные выплаты страхового обеспечения производятся по достижении застрахованным лицом возраста выхода на пенсию, поэтому страховые выплаты в данном виде страхования именуются пенсией. Данное условие однако не является обязательным, так как в соответствии с Гражданским кодексом РФ стороны, заключившие договор страхования, могут сами определить возраст, с которого следует начинать выплату страхового обеспечения . Объектом пенсионного страхования является: • риск социальный граждан страны, связанный с неизбежным наступлением преклонного возраста; • стойкая нетрудоспособность; • потеря кормильца и в других случаях . Риуснок 1 – Виды пенсионного страхования в РФ Государственное пенсионное страхование на обязательной основе - страховщиком является Пенсионный фонд России. Пенсионный фонд Российской Федерации - является страховщиком, который осуществляет обязательное пенсионное страхование. Граждане РФ, а также организации играют роль страхователя, которые в свою очередь начисляют и уплачивают взносы.Лица попавшие под действие обязательного пенсионного страхования, являются застрахованными. Обязательное пенсионное страхование – это система правовых и экономических мер, сформированная за счет государства, назначенная для компенсации граждан их заработка который они зарабатывали до приклонного возвраста . Трудовая пенсия включает три составляющих: • базовая составляющая, которя финансируется федеральным бюджетом; • страховая составляющая; • накопительная составляющая. Страховая и накопительная составляющая формируется за счет страховых взносов, перечисляемых в ПФР работодателями. Право на государственную пенсию имеют право отдельные категории граждан такие как: ветераны Великой Отечественной войны, военные, нетрудоспособные лица, федеральные госслужащие, лица пострадавшие от радиационных или техногенных катастров . Государственную пенсию получают эти граждане из средств федерального бюджета. Негосударственный пенсионный фонд – является страховащиком, который осуществляет негосударственное пенсионное страхование на добровольной основе. Согласно Законодательству Негосударственные пенсионные фонды населению страны предоставляют возможность получать трудовую пенсию вместе с дополнительной. Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования лиц, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение . Виды функций которые выполняет НПФ: • создание условий негосударственного пенсионного обеспечения для участников; • заключение пенсионных договоров; • аккомуляция пенсионных взносов; • ведение пенсионного счета, сообщая о их состоянии вкладчикам и участникам; • заключение договоров с управляющим фонда; • формирование и размещение самостоятельно или через управляющего собственных средства, включая пенсионные резервы; • ведение бухгалтерского учета и осуществление актуарных расчетов; • произведение выплат негосударственных пенсий; • осуществление контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками; • предоставление информации о своей деятельности. Вкладчики НПФ имеют право: 1) потребовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме; 2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, пересмотреть действия фонда; 3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором. Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором. НПФ обязан: 1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов; 2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров; 3) переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора; 4) в одностороннем порядке не принимать решения, нарушающие права вкладчиков или участников . НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др . Добровольное пенсионное страхование по своей сути, является одним из видов накопительного страхования жизни, механизм которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. Выплата компанией дополнительной пенсии производится при достижении клиентом возрастной пенсионной планки. Пенсионный фонд оказывает на экономику страны огромное значение, так как его главной целью является - обеспечить человека необходимым уровнем жизненных благ посредством перераспределения средств по всей его пенсионной жизни - где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень жизни в будущем. Так, определяется его важное социальное значение . Экономическая сущность пенсионного страхования происходит через его функцию: обеспечение посредством финансового механизма образования и использования Пенсионного фонда в целях выплат пенсий определенным социальным группам общества. Финансовый механизм пенсионного страхования, можно рассмотреть как действие законов, подзаконных актов и инструкций государственных финансовых органов по образованию и использованию денежного Пенсионного фонда. Денежный характер Пенсионного фонда позволяет организовать его эффективное функционирование, так как его формирование происходит в процессе перераспределения валового внутреннего продукта общества . Без внутренних долгосрочных источников финансирования развитие национальной экономики не может обойтись. Одним из таких источников являются негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ). НПФ учитывают на индивидуальном счете застрахованного у них лица пенсионные накопления, которые впоследствии инвестируются на финансовом рынке. Пенсионные накопления, которыми владеют НПФ, стали одним из основных источников финансирования развития реального сектора национальной экономики и факторов ее роста, особенно на фоне закрытия рынков внешнего капитала в 2014 году. В 2017 году пенсионные накопления НПФ составили 2,1% ВВП, когда в 2008 данный показатель составил 0,08% ВВП. Для оценки развития НПФ необходимо рассмотреть рост объемов средств пенсионных накоплений, что представлено на рис. 2 Рисунок 2 - Объем пенсионных накоплений НПФ в 2008-2017 гг., млрд руб. На основании выше представленных данных важно отметить, что пенсионные накопления НПФ в 2017 году составили 1797,01 млрд. руб., что выше аналогичного показателя 2008 года более чем в 50 раз . В данных условиях развития Российской экономики актуальным становится тема о дефиците инвестиционных ресурсов. С данной задачей помогают справляться негосударственные пенсионные фонды, которые инвестируют значительные денежные средства своих клиентов в разнообразные финансовые инструменты. Основным направлением инвестирования пенсионных средств являются - корпоративные облигации. Таблица 1 - Структура инвестиционного портфеля НПФ за 2016-2017 г . Вид актива Структура пенсионных накоплений в 2016 году, % Структура пенсионных накоплений в 2017 году, % Изменения в % Государственные ценные бумаги РФ 3 6 3 Окончание таблицы 1 Вид актива Структура пенсионных накоплений в 2016 году, % Структура пенсионных накоплений в 2017 году, % Изменения в % Государственные ценные бумаги субъектов РФ 5 3,2 -1,8 Облигации российских эмитентов (помимо облигаций, являющихся федеральными государственными ценными бумагами и государственными ценными бумагами субъектов РФ) 41,2 49 7,8 Акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ 7,5 14 6,5 Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах 6,4 5,2 -1,2 Денежные средства в банковских депозитах 35,4 20,1 -15,3 Денежные средства на счетах в кредитных организациях 2 3 1 Ценные бумаги международных финансовых организации 0,5 0,3 -0,2 Прочие активы 2,6 2,9 0,3 Таким образом в данной таблице можно сделать вывод, что главным направлением инвестирования пенсионных накоплений являются облигации российских эмитентов, их доля значительно выросла с 41,2% до 49% в 2017 году. Следующим важным направлением вложений являются денежные средства на банковских депозитах, которые составили 20,1%, несмотря на то, что годом ранее данный показатель составлял больше 35,4%. Третьим значительным направлением является вложения в акции российских эмитентов, доля которых в общем инвестиционном портфеле составила 14% в 2017 году, продемонстрировав рост на 6,5% по сравнению с 2016 годом. Для того, чтобы оценить роль НПФ в развитие экономики необходимо обратиться к табл. 2 . Таблица 2 – Инвестирование пенсионных средств в основной капитал Показатель 2016 2017 Объем инвестиций в основной капитал, млрд рублей 13,902,60 14555,6 Отношение пенсионных накоплений к объему инвестиций в основной капитал, % 8,2 12 На основании таблицы можно сказать, что объем пенсионных средств НПФ составляет 12% от всех инвестиций в основной капитал. Таким образом, НПФ играют важную роль в развитии современной экономики, которая на данных этапах развития находится в кризисным состоянии. Объемы пенсионных накоплений НПФ – один из основных долгосрочных источников финансирования, которые способны помочь этот кризис преодолеть. 1.2 Зарубежный опыт развития и функционирования системы пенсионного страхования При проведении пенсионных реформ в развитых странах используются различные методы адаптации устаревших пенсионных систем к изменившимся социальным и демографическим условиям. По данным статистического управления ЕС, к 2050 году число людей в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет уменьшиться в регионе на 52 миллиона, или 17 процентов. При этом за те же 45 лет число пожилых людей в возрасте 65 лет и старше почти удвоится, что составит около трети всего населения ЕС. В связи с процессами старения общества и увеличением продолжительности жизни в большинстве западных стран правительствам приходится снижать пенсионный уровень и увеличивать пенсионный возраст. Эти изменения касаются и баланса между частными и государственными пенсионными системами - наблюдается увеличение доли частного страхования в существующих системах. Анализируя проблемы пенсионных систем и пути их решения, можно выделить три основных направления решения пенсионного вопроса: • Увеличение периода трудовой жизни. Половина стран ОЭСР увеличила установленный законом пенсионный возраст или намерена сделать это в ближайшее время. Пенсионный возраст для мужчин сегодня в среднем 63 года, женщин- 62. По планам он увеличится примерно до 65 лет к 2050 г. для обоих полов. Но есть и альтернативы повышения пенсионного возраста, семь стран ввели автоматическую связь между уровнем пенсии и продолжительностью жизни, т.е. размер пособия будет при прочих равных условиях уменьшаться по мере того, как люди станут жить дольше. Страны также пересмотрели многие стимулы более раннего выхода на пенсию, хотя признается, что пожилые работники сталкиваются с рядом барьеров при поисках и сохранении рабочего места. • Концентрация усилий на предоставлении государственных пенсионных пособий наиболее уязвимым слоям населения, т.е. предлагается большее перераспределение внутри государственных пенсионных доходов. Это меняет философию, лежащую в основе распределительных схем, так как ослабляет связь между взносами и пенсионными пособиями. И практика здесь очень разнообразна. Так Финляндия, Франция и Швеция, например, защищают низкодоходные слои от сокращения пособий. А Австрия и Великобритания начали использовать часть средств, создаваемых более высоким пенсионным возрастом для повышения уровня пенсий, и это повышение направлено в основном на низкодоходных. В это же время Германия и Япония уменьшили все пособия, в том числе лицам с низкими заработками, а Венгрия, Италия, Польша и Словакия усилили связь между взносами и пенсиями, устраняя все или большую часть перераспределения. • Стимулирование людей к сбережениям на собственную старость. Тем не менее государственные пособия остаются краеугольным камнем в обеспечении доходов лиц пенсионного возраста ОЭСР, составляя в среднем 60% доходов пенсионеров. Остальные 40% делятся поровну между частными пенсиями и другими видами сбережений, с одной стороны, и доходами от занятости в пенсионном возрасте с другой. По исследованиям специалистов, около70% населения Западной Европы на сегодняшний день проживет не менее 65 лет, а 30-40% - более 80 лет. Прогнозы демографов говорят нам о том, что в ближайшие 50 лет возрастная структура западноевропейского населения резко изменится в пользу средних и старших возрастов. К 2050 г. 37% населения континента составят пожилые люди. При сохранении размеров пенсий на достигнутом уровне, по прогнозным оценкам, расходы в ближайшие10-15 лет на пенсии увеличатся в 1,5-1,8 раза и составят к 2020 году: в Германии- 21,6% ВВП; во Франции- 21,6% ВВП; в Австрии- 23,7% ВВП; в Италии- 25,6 % ВВП смотреть на таблицу 3. Прогноз оценки повышения расходов на пенсионное страхование, в % к ВВП Таблица 3 - Оценка Пенсионного фонда Российской Федерации. Страна 2000 г. 2020 г. Австрия 17,6 23,7 Бельгия 13,8 17,0 Германия 16,4 21,6 Греция 13,0 15,7 Италия 19,7 25,6 Испания 11,7 13,6 Франция 16,5 21,6 Швеция 12,1 15,9 Швейцария 10,6 16,9 Россия 5,4 8,1 Особенностью реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах, в отличие от развивающихся, является то, что большинство новшеств на самом деле не являются таковыми, а носят скорее корректирующий характер. Последние пенсионные реформы стали попытками по-новому распределить фунуции государственного и частного секторов в пенсионном страхование. Во многих развитых странах, доходы пенсионеров уже давно складываются из частных и государственных пенсий, а в странах с развивающейся экономикой основным видом пенсионных доходов являются государственные выплаты. Все развитые страны можно поделить на две группы: • страны с преобладающим частным пенсионным обеспечением (Австралия, Дания, Финляндия), где частные пенсии являются обязательными или по закону, или согласно тарифным соглашениям, и, следовательно, глубоко интегрированы в общую пенсионную систему. • страны с преобладающим государственным пенсионным обеспечением (Бельгия, Германия, Италия и США), где участие в частной пенсионной системе добровольное, поэтому лишь небольшая часть работающих по найму получает частную пенсию . К настоящему времени сформировалось три направления реформирования государственных пенсионных систем: 1) Поддержание курса на сохранение приоритета классической распределительной системы, использование «параметрического подхода» с применением мер коррекции отдельных параметров системы: • сокращение расходов пенсионной системы за счет повышения пенсионного возраста и отмены пенсионных льгот; • увеличение доходов путем повышения ставок пенсионных взносов, расширения базы взимания взносов; • оптимизация доходов и расходов посредством замены или модификации расчетных формул • повышение уровня собираемости пенсионных взносов . 2) Сохранение основ распределительной системы с введением накопительного элемента. 3) США, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария, Австрия, Норвегия, Япония в этих странах полностью передана накопительная пенсионная система с передачей прав по распоряжению пенсионными средствами частным пенсионным фондам. Например, переход к увеличению пенсионного возраста планируется на протяжении длительного срока (до 2030 года в Японии, до 2027 года в США). Отменили в ходе реформ «потолок» заработной платы, с которой начисляются взносы в пенсионную систему, в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии . Множество развититых стран такие как Швеция, Великобритания, Финляндия, большинство стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза - Польша, Венгрия, Болгария, Литва, Эстония, а также половина государств Латинской Америки - Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай оставили в распределительной «солидарной» системе накопительную часть. Во всех перечисленных странах распределительная модель которая является главной в государственной пенсионной системе, а накопительная часть «дополнительная опора» выполняет вспомогательную функцию. В Швеции переход к частично накопительной системе был направлен на реальное снижение коэффициента замещения и это было осознано сделано, поскольку коэффициент замещения на уровне 65-67% при достаточно уравнительной пенсионной системе стал утаивать экономическую активность. Такая же модель как и в Швеции с небольшими изменениями была введена в Польше. Что касается стран Латинской Америки, то их выбор ретрансляционного варианта реформ является реакцией на прошлый опыт Чили полного перехода на накопительную пенсионную систему. Полный переход на «накопительную» пенсионную систему решили перейти всего четыре страны Латинской Америки – Боливия, Мексика, Чили, Сальвадор и единственная страна с давно ушедшего Советского Союза - Казахстан. Следует отметить, что сегодня в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются государственные распределительные (солидарные) системы. Привычная распределительная «солидарная» - пенсионная система основана на страховых взносах, исчисленных от размера заработной платы работников. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. Многие специалисты отмечают, что в ней есть как сильные, так и слабые моменты. Сильной стороной, этой систем является, надежность и доступность для большинства слоев трудового населения, приемлемый уровень пенсий. Слабой стороной - присутствие уравнительности, приводящих к социальному иждивенчеству, склонности к сбережениям . По этим причинам государственные распределительные (солидарные) пенсионные системы, как правило, дополняется пенсионными планами по месту работы. Это главным образом находящиеся в частном управлении пенсионные фонды, создаваемые работодателями в целях привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы. Часто для таких планов предусматриваются налоговые скидки, и(все чаще) они регулируются правительством. Это по существу уже накопительные системы, поскольку взносы капитализируются, а величина пособия зависит от объемов поступающих взносов и доходов от инвестирования средств. В Германии, Японии, Нидерландах, Великобритании и США свыше 40% работающих охвачены пенсионным страхованием по месту работы . Следующим элементом пенсионных систем в индустриально развитых странах являются личные добровольные пенсионные планы. Эти планы функционируют на основе полного финансирования и предусматривают фиксированные взносы где работники и пенсионеры сами несут инвестиционные риски по своим сбережениям. Наличие трехуровневых систем не означает, что все работники получают пенсии из каждого уровня. Для большинства стран ОЭСР пенсионеры, относящиеся к нижним 40% в распределении доходов, находятся в одном уровне пенсионной системы. Они получают сравнительно небольшую профессиональную пенсию или живут за счет своих(частных) сбережений. Можно сказать, что общей характеристикой достойной жизни населения в развитых странах является развитые системы добровольного и обязательного пенсионного и других видов социального страхования, а также государственная поддержка пожилого населения в формате государственного социального обеспечения. Расходы на пенсионное страхование, социальное обеспечение и медицинскую помощь пенсионерам в экономически развитых странах в совокупности составляют примерно15-20% ВВП. Таким образом можно найти несколько общих для всех пенсионных реформ закономерностей развития: 1. Практически все реформы связаны с созданием добровольных накопительных систем, при сохранении государственной распределительной системы. В этом случае применялась стратегия дополнения системы «РАУG» элементами финансирования за счет рыночных механизмов, что получило применение в таких европейский странах, как Швеция, Италия, Венгрия, Польша, а также в ряде стран Латинской Америки. Для этого немаловажным фактором является психология работника, который должен полностью понять необходимость отчислять взносы в накопительную систему пенсионного страхования с начала своей трудовой жизни. Что превратить пенсионную систему из бремени, лежащем на экономике в рычаг её реформы и развития в связи с тем, что появляются большие объемы «длинных» пенсионных денег, которые можно инвестировать в экономику. Те страны, которые ввели накопительные пенсионные системы отметили рост частных пенсионных средств в национальном акционерном капитале. Например, в Великобритании до34%; Ирландии- 29%, Голландии- 13%, Дании- 11% . 2. Происходит плавный пересмотр основных параметров пенсионного обеспечения - размеры страховых взносов, порядок индексации пенсий, пенсионный возраст. Таким образом, поступили в Германии и Швеции, где пенсионный возраст увеличился до65 лет. В Польше пенсионный возраст для мужчин составил 65 лет, для женщин 60 лет, а в Венгрии установили единый пенсионный возраст 62 года для всех пенсионеров. В ходе пенсионных реформа было предпринято повышение пенсионного возраста в большинстве государств, при этом наблюдается тенденция на уравнивание пенсионных возрастов мужчин и женщин. В зависимости от инфляции могут меняться механизмы и принципы индексации пенсий. 3. В отдельных странах происходит фактически полная замена государственной пенсионной системы на систему частного страхования. При всем этом рассматривается переход от распределительной к накопительной пенсионной системе в пределах бывшей государственной пенсионной системы. Пример такого реформирования это - Чили . 4. Реформирование налоговой системы, налогового регулирования и тарифной политики. Государство путем предоставлением серьезных налоговых льгот и постепенной передачей ответственности за пенсию от государства гражданам включает работающих в систему добровольных накопительных пенсионных систему. Это характерно для таких стран как Швейцария и США. 5. Реформирование пенсионной системы в связи с изменениями в макроэкономической политике и политике в сфере труда. При этом основные усилия направляются на изменение доли занятых в общественном производстве в работоспособном возрасте, увеличение продолжительности жизни и трудовую миграцию. Однако общее направление всех реформ является постепенный и плавный переход от государственных уравнительных схем к системам накопительно - индивидульно, которые положены на принципах личной финансовой самоястоятельности за свое материальное обеспечение в момент наступления приклонного возраста, и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальные пенсионные счета. При этом государственные уравнительные схемы в значительно урезанном виде продолжают существовать. Важным решением реформ стало - величина коэффициента замещения пенсией заработной платы. В США и промышленно развитых странах Западной Европы, где сохранилась распределительная государственная система, охватывает больше 90% наемных работников, коэффициент замещения фактически остается на таком же уровне и достигает около 80% от средней заработной платы в таких странах, как Австрия, Италия, Португалия. Высокий уровень (50-60%) сохраняется в Германии и Франции. В США этот показатель равен 40-50%, в Японии - более 30%. 1.3 Особенности развития системы пенсионного страхования в Российской Федерации В Российской Федерации пенсионная система является наследством давно исчезнувшим Советским Союзом. Величина пенсий не зависели от стажа и размера заработной платы граждан России. Финансирование пенсионного обеспечения в СССР происходило из общественных фондов потребления которые состояли из: • отчислений предприятий; • средства государственного бюджета.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg