Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Дипломный проект «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

ksenia.alabusheva 555 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2020
Основная часть дипломного проекта состоит из двух глав. Так как целью проекта является создание методического пособия, и частичная апробация его на практике, прилагается сборник нетрадиционных «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования». В первой главе разбирается теоретический аспект исследования, дается характеристика нетрадиционных техник рисования и экспериментирования в этой области, создания условий для данной деятельности, при написаний работы я опиралась на исследования педагогов и психологов изучающих данную проблему. Так же в своем исследований я обратились к лучшим педагогическим практикам воспитателей дошкольных образовательных организаций, представляющих свой опыт широкой педагогической общественности на форумах, конференциях, в педагогических изданиях по проблеме экспериментирования с различными изобразительными техниками и материалами. Во второй главе дипломного проекта подробно описывается практическая часть работы. Расписаны четыре занятия по нетрадиционным техникам рисования с элементами экспериментирования. В данной главе описывается весь процесс каждого занятия, по каждому из занятий подводится итог проделанной работы. Результат всех занятий приводится в таблице в процентном соотношений и доказывает эффективность экспериментирования по средствам нетрадиционных техник рисования. Дипломный проект состоит из 68 страниц, так же прилагается сборник «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования» из 40 страниц. Сборник содержит в себе описание различных техник рисования и возможности экспериментировать с ними. Приведены инструкция и указания к каждой технике. Текст сопровождается красочными картинками. На защите дипломного проекта, комиссия рекомендовала опубликовать данный сборник. Так же прилагаются четыре технологический карты к каждому занятию на 30 страницах. Диплом был защищен на "отлично".
Введение

Актуальность исследования. Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является формирование общей культуры личности детей, в том числе их социальных, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок как учебной, так и исследовательской, опытно – экспериментальной деятельности. Художественно – эстетическое развитие ребенка в системе дошкольного образования как нельзя лучше способствует решению данных стратегических задач. В процессе разных видов продуктивной деятельности детей формируется эмоционально – нравственный потенциал ребенка, углубляются представления детей об окружающем мире, искусстве во всех его проявлениях. Художественное развитие осуществляется в практической (деятельностной) форме посредством изобразительной, декоративной или конструктивной деятельности, обеспечивая целостность образовательного процесса. Потребность общения с искусством, занятия изобразительным творчеством формируют зоркость души ребенка, потребность эмоционально отзываться на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, а значит – социализируют личность. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для эстетического, интеллектуального, коммуникативного развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительной деятельности, в том числе и рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительной деятельностью, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными техниками. Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности, такие исследователи, как: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова и др., доказывали необходимость их использования в практической деятельности каждого педагога ДОО. В последнее время нетрадиционные техники рисования представляют особый интерес как часть творческого экспериментирования. Это связано с тем, что они не требуют хороших технических умений, провоцируют на процесс работы, вызывают интерес к экспериментированию с материалами. В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой вопросы развития детского художественно-творческого экспериментирования в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Т.С. Комарова рекомендует включать в детское творчество экспериментирование, различные художественные материалы и техники, обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств. Экспериментирование – это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей. Экспериментирование детей с различными (уже знакомыми и новыми) художественными материалами, инструментами и способами создания образа, предваряющее постановку конкретной творческой задачи, решение которой предполагает использование личного опыта экспериментирования, Е.М. Торшилова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова определяют как необходимое условие обобщения художественных представлений и способов создания образа. Нетрадиционные приемы рисования – приемы, которые не требуют от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Предметы получаются более приближенными к реальным, рисунки получаются объемными и живыми. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, рисуют пальчиками и ладошками, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь и т. д.). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Экспериментальная деятельность детей с художественными материалами в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Дети учатся создавать свой художественный образ, у них развивается воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычно, фантазировать. Но, принимая во внимание специфику данного вида исследовательской деятельности детей и утверждения ряда теоретиков и практиков дошкольного образования, педагогами не в полной мере используются возможности нетрадиционных техник рисования в детском саду. Таким образом, сопоставительный анализ педагогической теории и практики дошкольного образования в аспекте обозначенной темы исследования позволил выявить следующее противоречие – между требованиями ФГОС ДО к образовательной области «Художественно - изобразительная деятельность» и целевым ориентирам, где сделан акцент на развитие интересов детей, любознательности, творческой активности, самостоятельности, способности к опытно – исследовательской деятельности (в частности, к экспериментированию с художественными материалами и техниками) и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного направления. Проблема: каким образом разработанный методический продукт «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования» будет способствовать освоению нетрадиционных техник рисования детьми старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс освоения детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования. Предмет исследования: методическое пособие «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования» как средство освоения детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования Цель исследования: на основе теоретического анализа педагогической литературы и лучших образовательных практик разработать методическое пособие «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования» как средство освоения детьми старшего дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования с последующей частичной апробацией в реальной образовательной среде ДОО. Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть вопрос организации опытно- исследовательской деятельности (экспериментирования) с дошкольниками, дать характеристику нетрадиционным техникам рисования, востребованных в практике работы воспитателей ДОО. 2. Разработать и описать методическое пособие «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования» для детей старшего дошкольного возраста. 3. Проанализировать результаты частичной апробации методического продукта на основе дидактического обеспечения экспериментальной художественно - изобразительной деятельности старших дошкольников по освоению нетрадиционных техник рисования в условиях ДОО. Теоретико – методологической основой являются труды следующих авторов: Е.М. Торшиловой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.Н. Поддьякова, А.В. Никитиной, Н.П. Саккулиной, И.П. Подласыго, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, О.В. Афанасьевой, О.А. Белобрыкиной и др. Методы исследования: • теоретические методы – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; • эмпирические методы – анализ продуктов экспериментальной (творческой) деятельности детей, анализ лучших педагогических практик организации воспитателями изобразительной деятельности детей в условиях НОД, дополнительного образования детей по освоению нетрадиционных техник рисования. База практики: МКДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию №19 г. Михайловска. Структура дипломного проекта представлена введением, двумя главами, заключением, списком информационных источников и приложением.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ТЕЗАУРУС 8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ в ДОО 9 1.1. Характеристика нетрадиционных техник рисования в контексте художественно-изобразительной деятельности дошкольников 9 1.2. Опытно-исследовательская (экспериментальная) деятельность старших дошкольников в педагогической теории и образовательной практике педагогов ДОО по освоению нетрадиционных техник рисования 16 1.3. Условия организации экспериментальной деятельности в ДОО с детьми старшего дошкольного возраста по освоению нетрадиционных техник рисования 25 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: РАЗРАБОТКА И ЧАСТИЧНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ОСВОЕНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36 2.1. Анализ структурного и содержательного компонента разработанного методического продукта «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования» для детей старшего дошкольного возраста 36 2.2. Частичная реализация содержательного компонента методического продукта в практике работы МКДОУ №19 г. Михайловска с детьми старшего дошкольного возраста по освоению нетрадиционных техник рисования 46 2.3. Анализ результатов экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению нетрадиционных техник рисования 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Список литературы

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы). М., 2005. 149 с. 2. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок // Начальная школа. 2002. №4. С.75-76. 3. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. М.: Новосибирск. 2000. 98 с. 4. Белова О.В. Использование рисуночных методик для идеографической психодиагностики // Прикладная психология. 2001. №5. С.27-39. 5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 32с. 6. Вегер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия. 2003. С.246-258. 7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: «Просвещение». 2005. 33с. 8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. М., 2000. 207с. 9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Спб., «Союз», 2000. 222 с. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: СПб., «СОЮЗ». 2006. 96 с. 11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Академия. 1999. 272 с. 12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2000. 270 с. 13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1-2. М.: «Издательство Скрипторий 2003». 2007. 80 с. 14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова и др. СПб.: Акцидент. 2004. 288 с. 15. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова 5-е изд. М.: Просвещение, 2004.160 с. 16. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. 2005. № 1. 17. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 2006. 159 с. 18. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика. 2000. 110 с. 19. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Москва.: ТЦ Сфера. 2005. 128 с. 20. Кириенко В.И. Психология способностей к изображению. М., 1959. 250 с. 21. Комарова Т.Н. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1998. №10. С.65-67. 22. Комарова Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности. Дошкольное воспитание. 2003. №6. С.44-50. 23. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.: Педагогика, 2006. 144 с. 24. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России. 2005. 176 с. 25. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности. М.: Карапуз-дидактика. 2007. 144 с. 26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. М.: Карапуз-дидактика. 2008. 208 с. 27. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. М.: Карапуз-дидактика,. 2008. 184 с. 28. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 2005. 274с. 29. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008. 364 с. 30. Немов Р.С. Психология: Словарь- справочник в 2-х частях: Ч1. М.: «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2003. 304 с. 31. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол: М.М. Беруких, В.А. Болотва, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия. 2002. 528 с. 32. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. Москва. Издательский центр академия. 2011. 319 с. 33. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н.Н. Поддьяков, А.Ф. Говоркова, Н.П. Батищева и др.; Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика. 1985. С. 85. 34. Подласый И.П. Педагогика. Теоретическая педагогика и практическая педагогика: учеб. для бакалавров. В 2 т. / И.П. Подласый. М.: Юрайт. 2013. 1576 с. 35. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 208 с. 36. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) / Под ред. Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Издательство: Деловая книга, 2001. 219 с. 37. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 2005. 208с. 38. Семаго Н.Я. Детский рисунок: Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог. 2003. №35. С.12-16. Электронные ресурсы 39. Деревова С.Н. Экспериментальная деятельность старших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ / Сайт «Академия дошкольного образования» (https://www.adou.ru/categories/2/articles/160) 40. Дорохова Т.М. Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками / Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ» (https://www.pdou.ru/categories/2/articles/2028) 41. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. докт. псих.наук. –М., 2001. [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2015/11/PR_1264.pdf . 42. Чемоданова М.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.970-972. 43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.firo.ru/wp-content/ uploads/2013/11/PR_1155.pdf .
Отрывок из работы

После изучения теоретических аспектов использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, выявления условий, при которых возможна организация экспериментирования в ДОО, была организована частичная апробация проблемы исследования (методического пособия) в условиях производственной (преддипломной) практики. В МКДОУ №19 был проведен цикл занятий, которые отражены в технологических картах (см. приложение №1), направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками и экспериментирование с ними. Занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками не являлись основными в сетке непосредственно образовательной деятельности, а проходили как дополнительные (кружковая работа). В работе использовались новые приемы рисования и нестандартный материал. Это все нашло отражение в тематическом планировании. Целью педагогической деятельности являлось частичное апробирование методического продукта «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования» (см. приложение №2), способствующего развитию творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Подбор нетрадиционных техник рисования из учебного пособия «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования», их тематическое планирование с целью развития творчества у детей через экспериментирование. 2. Организация занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе продуктивных методов и средств обучения. 3. Выявление уровня развития детей в художественно – творческой деятельности и возможностей экспериментирования в ситуации свободного выбора. Выбор нетрадиционных техник сделан не случайно, потому что они позволяют детям экспериментировать с различными материалами и инструментами, а так же позволяют быстро достичь желаемого результата. Для реализации поставленных задач были отобраны несколько нетрадиционных техник из учебного пособия «Эксперименты с дошкольниками по освоению нетрадиционных техник рисования». Таблица №6. Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: Тема занятия Нетрадиционная техника рисования «Праздничный салют» Рисование восковыми мелками и акварелью «Виды бабочек» Монотипия «Волшебный пузырь» Рисование мыльными пузырями «Летний день» Рисование мыльными пузырями и солью Первое тематическое занятие «Праздничный салют» было проведено 7 мая, тема занятия была выбрана в связи с приближением праздника «День победы». Целью данного занятия стало создание условий для знакомства детей с новой нетрадиционной техникой рисования - восковыми мелками и акварелью. Выбор данной техники обусловлен доступностью и возрастными особенностями детей группы. Образовательный процесс был построен с учетом психологических, педагогических и содержательных условий. Была создана образовательная среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей группы, в которой приводилось занятие. Дети были размещены за сдвинутыми столами по четыре человека. Для занятия были подобраны красивые и разнообразные демонстрационные материалы, репродукции, музыкальное сопровождение, дидактическое обеспечение. Для успешного обучения новой нетрадиционной технике рисования, в практической деятельности были использованы продуктивные методы и приемы. В начале занятия был установлен положительный контакт с детьми и между членами группы. Постаралась пробудить интерес детей к самостоятельному и совместному с партнерами экспериментированию. В водной части занятия применялся наглядно-демонстрационный метод (рассматривание фотографий о Великой Отечественной войне, о Дне победы, салюте над Москвой). Дети учились анализировать произведения художников, изображающих ночное небо в ярких огнях салюта. Словесный метод (рассказ) включал литературные отрывки, стихотворные строки о долгожданном Дне победы. Создать торжественное и праздничное настроение помогала музыка, в которой переплетались радостные и тревожные интонации, а в некоторых случаях угадывалось настроение «…радость, со слезами на глазах». Игровой метод включал в себя действия детей, направленные на прошлый опыт и жизненные впечатления, проживание этого дня с выражением радостных эмоций, показ движений руками – яркие вспышки салюта и веерообразное рассыпание огней по небу. Старалась поддерживать интерес детей к экспериментированию при помощи вопросов проблемно - поискового характера. Организовано наблюдение детей за свойствами восковых мелков, их взаимодействием с акварельными красками. Показ действий сопровождался словесными пояснениями. Использовались демонстрационные и обучающие упражнения, помогающие лучше узнать особенности техники и способы ее применения. Дети с увлечением экспериментировали с воском, передавая форму и цвет салюта, старались найти выразительную композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания. Ребята очень эмоционально реагировали на проявления воскового рисунка через акварельные краски, обсуждали, задавали вопросы. В заключительной части подвела детей к тому, что бы они сделали выводы о свойствах изобразительных материалов и инструментов, используемых для создания изображения. На протяжении занятия я не только обучала и показывала, а тесно сотрудничала с детьми в процессе работы. Стараться пробудить фантазию детей. Поставленные цели и задачи были выполнены в полной мере. Занятие получилось интересным и увлекательным, о чем свидетельствовала реакция детей. Занятие «Виды бабочек» по освоению техники рисования «Монотипия» было проведено 15 мая. Целью занятия являлось создание условий для экспериментирования посредством нетрадиционной техники рисования - монотипия. Выбор данной нетрадиционной техники обусловлен доступностью и возрастными особенностями детей группы. Так же как и во время проведения первого занятия, учебно-воспитательный процесс был построен с учетом необходимых условий. Была создана образовательная среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям, интересам детей группы. Дети были объединены в группы по четыре человека. В начале занятия установила положительный контакт с детьми и между членами группы. Постаралась пробудить интерес детей к самостоятельному и совместному с партнерами экспериментированию. Так как, успех экспериментирования с нетрадиционными техниками во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы сформировать у детей определенные знания, умения и навыки, я постаралась включить в занятие разнообразные и интересные методы и приемы работы с детьми. В начале занятия я активизировала знания детей о бабочках. Для этого применила наглядно - демонстрационный метод, картинки с изображением разнообразных бабочек. Использовала словесный метод, задавала вопросы проблемно-поискового характера, инициировала поиск ответов на вопросы самих детей. Обратила внимание на симметричность крыльев бабочки, яркие насыщенные цвета узоров на крыльях. В основной части занятия организовала экспериментальную деятельность детей, используя словесный метод (объяснение, рассказ, вопросы), метод контроля, наглядно-демонстрационный метод (показ иллюстраций, показ образца) игровой метод. Старалась поддерживать интерес детей к экспериментированию при помощи вопросов проблемно-поискового характера. Учила детей передавать форму и цветовые сочетания. Для рисования техникой «монотипия», детям был предложен выбор использования акварельных или гуашевых красок. Прежде чем приступить к рисованию бабочки, я предложила детям на черновиках сделать отпечатки акварелью и гуашь, пронаблюдать, какой отпечаток получится ярче, четче, какой менее выразительный и размытый. Дети смешивали краски и анализировали цветовые оттенки, старались словесно назвать сложный цвет, оттенок, наблюдали за свойствами смешивания красок (какие смешиваются лучше или хуже). Окончив работать с черновым вариантом и определившись с материалом, дети приступили к рисованию бабочки. Во время выполнения работы детьми, применяла метод объяснения - как получить зеркальное изображение, задавала наводящие вопросы, с помощью которых ребята самостоятельно делали верные выводы. В результате у большинства детей получились красочные, оригинальные работы. Чтобы не получились работы шаблонные, привычные, необходимо будить фантазию и воображение ребенка посредством различных стимулов, игровых моментов и ассоциаций. Легкая музыка, стихи и рассказы из жизни бабочек захватывали дух, создавали желание скорее творить. Помогал игровой прием «вжиться в образ» и рассказать всем, что я – бабочка, но не простая, а волшебная. В чем моя красота и особенность? Какие цветы я люблю больше всего? Что мне свойственно: задумчиво порхать с цветка на цветок или приносить удачу зверям и птицам, используя волшебный дар? В заключительной части, были подведены итоги занятия. Дети делились своими впечатлениями, делали выводы. Поставленные цели и задачи были выполнены в полной мере. Реакция детей показала, что занятие принесло им радость и удовольствие. Занятие «Волшебный пузырь» по освоению техники рисования мыльными пузырями было организовано 17 мая. Целью занятия являлось создание условий для экспериментирования посредством нетрадиционной техники рисования мыльными пузырями. Выбор данной нетрадиционной техники обусловлен доступностью и возрастными особенностями детей группы. Учебно-воспитательный процесс был построен с учетом психологических и педагогических и содержательных условий. Была создана образовательная среда соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей группы, в которой приводилось занятие. Дети были размещены за столами по два человека. Для занятия были подобраны красивые и разнообразные материалы (котельные трубочки, образцы готовых работ, жидкое мыло, одноразовые стаканчики, ложечки). Продуктивные методы и приемы были направлены на результат, успешность детей в освоении новой нетрадиционной технике. Постаралась пробудить интерес детей к самостоятельной творческой деятельности, используя сочетание игровой мотивации, наглядных, словесных и практических методов. Детям был предоставлена возможность самостоятельно смешать мыльный раствор. Ребята с интересом смешивали краски с мылом и водой. Вопросы проблемно-поискового характера, поставленные перед детьми, позволили детям изучить свойства воды и мыла, мыльных пузырей. Дети с восторгом выдували мыльные пузыри и переносили их на лист бумаги, наблюдая за тем, как на бумаге пузыри преобразовывались в различные узоры. Отпечатки у всех получились разными. Далее детям было предложено рассмотреть получившийся рисунок из пузырей и придумать, на что он похож, и дорисовать его обычным способом – с помощью красок или фломастеров. Рисование мыльными пузырями получилось одним из самых увлекательных. Данная техника рисования дала еще больше возможностей детям экспериментировать с материалами, проявить всю свою фантазию и воображение, для того, что бы разглядеть и придать получившимся узорам удивительные и неожиданные очертания. Ребята приходили в восторг, выдувая пузыри и наблюдая их преображение на бумаге. В конце занятия, дети анализировали собственные работы и работы товарищей, делились впечатлениями. Завершающее занятие «Летний день» по освоению техники рисования мыльными пузырями и солью было организовано 19 мая. Целью занятия являлось создание условий для экспериментирования посредством нетрадиционных техники рисования мыльными пузырями и солью. Выбор данной нетрадиционной техники обусловлен возрастными особенностями детей группы. Так же, как и во время ранее проведенных занятий, учебно -воспитательный процесс был построен с учетом необходимых условий. Была создана образовательная среда, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей группы. Дети были размещены за столами по два человека. В начале занятия установила положительный контакт с детьми и между членами группы. Постаралась пробудить интерес детей к самостоятельному поиску оригинальных решений в процессе экспериментирования. В начале занятия я активизировала знания детей о технике рисования мыльными пузырями. Использовала словесный метод, задавала вопросы проблемно-поискового характера, инициировала поиск ответов на вопросы самих детей. Применила наглядно - демонстрационный метод – творческие работы, работы детей других групп.. В основной части организовала экспериментальную деятельность детей, используя сочетание игровой мотивации, наглядных, словесных и практических методов. Итоговое занятие было самым сложным из всего цикла занятий, как в плане подготовки, так и в плане проведения, так как объединяло две техники рисования. Одна техника, рисование мыльными пузырями, была уже знакома детям. С помощью данной техники, ребята создавали фон композиции способом отпечатывания мыльных пузырей на листе бумаги. После подсыхания фона, дети приступили к нанесению рисунка клеем ПВА и посыпания получившихся изображений солью. Так как тема занятия была «Летний день», в композициях преобладали цветы, бабочки, стрекозы и т.д. Самым интересным оказался процесс закрашивания солевых изображений, так как при попадании на непросохший слой краски, соль собирает воду и отталкивает пигмент. Благодаря этой способности рисунки получились очень красочными, и объёмными. Дети с восхищением проделывали такую работу и радовались получившемуся результату. Фотографии, собранные в результате проведения цикла с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования представлены в приложении (см. приложение №3). В результате проведенной работы мы пришли к выводу о необходимости использования данного вида нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми этой возрастной группы. Рисование акварелью и мыльными пузырями, солью, восковыми мелками и другими изобразительными материалами развивает творческую инициативу детей, учит смелости и уверенности при создании выразительных рисунков, будит фантазию и воображение. Экспериментирование способствует развитию мелкой моторики, умению правильно обращаться с различными приспособлениями, инструментами, развивает чувство материала и готовность работать с ним в непривычном ключе. Кроме этого, можно отметить проявление наблюдательности за процессом при выполнении упражнений или творческих работ, готовности распознать технический прием, способ работы и использовать его в нестандартных ситуациях. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что если деятельность детей носит разнообразный, исследовательский характер, то творческое развитие личности ребенка дошкольного возраста будет соответствовать потребностям современного общества в воспитании креативного и инициативного молодого поколения, а желание ребенка творить, никогда не иссякнет.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg