Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Формирование лексических навыков с использованием стихов и песен на младшей ступени обучения французскому языку

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2020
Анализ психолого-педагогической литературы по теме дипломной работы позволил определить, что метод обучения с использованием стихотворного и песенного материала способствует повышению уровней сформированности иноязычных навыков и умений и создает условия для его творческого применения, а также формирования личностных компетенций учащихся начальной школы.
Введение

Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную. Признается, что раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей. Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у школьников коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. В связи с этим важным направлением в методике преподавания иностранным языкам становится обучение на основе теоретических положений межкультурной коммуникации и рассмотрение учащегося как субъекта межкультурной коммуникации в процессе обучения. Решение этих задач в условиях средней школы невозможно без усиления позиций раннего обучения в преподавании иностранного языка, так как именно на этой стадии обучения создаются условия для коммуникативно-психологической адаптации личности к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, закладываются основы коммуникативной компетенции за счет лексических навыков, которые во многом определяют коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем. Поиски решения этой проблемы и необходимость преодоления данного противоречия определяют актуальность проблематики исследования и позволяют сформулировать его тему: «Формирование лексических навыков с использованием стихов и песен на младшей ступени обучения французскому языку». Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день отдельные методические аспекты использования французской поэзии на занятиях по иностранному языку уже анализируются на страницах профессиональной литературы, но пока еще отсутствует общая концепция применения песен и стихов в обучении. Существование этой концепции очень важно, ведь целью обучения иностранным языкам является не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и комплексное усвоение ими сведений страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетического характера, познания ценностей другой для них национальной культуры через образцы стихотворного и песенного творчества. Стихотворение или песня могут быть использованы как образец современной аутентичной разговорно-литературной речи для достижения ведущих целей обучения и для развития творческих способностей учащихся. Эффективность использования образцов поэзии и музыкальных произведений в значительной степени зависит от правильно организованной последовательности работы с ними и выбора упражнений, стимулируемых мыслительную деятельность обучаемых и способствующих развитию у них мотивации. Поскольку целью обучения иностранному языку является не только приобретение знаний, формирование у школьников навыков и умений, но и усвоение ими сведений страноведческого и культурно - эстетического характера, познание ценностей другой для них национальной культуры, то при определении содержания обучения бесспорно встает вопрос о культурном компоненте. Данный компонент включает в себя определенные знания (языковые и культурологические), а также навыки и умения (речевого и неречевого поведения). При отборе содержания национально-культурного компонента из всего многообразия лингвострановедческого материала выделяют то, что имеет педагогическую ценность, что способно содействовать не только обучению общению на иностранном языке, но и приобщению к культуре страны этого языка. Объект исследования: процесс формирования лексических навыков на уроке французского языка на младшей ступени. Предмет исследования: французские стихи и песни как средство формирования лексического навыка по французскому языку на младшей ступени. Цель исследования: использование французских стихов и песен на младшей ступени с целью формирования у учащихся лексических навыков Гипотеза исследования: Использование песенного и стихотворного материала повышает эффективность усвоения лексики на уроках французского языка. Выдвинутое предположение и цель исследования определили следующие его задачи: 1. Проанализировать теоретические основы использования стихов и песен на уроках иностранного языка. 2. Рассмотреть психологические особенности младших школьников. 3. Выявить критерии отбора песенно-стихотворного материала для младшей ступени. 4. Выявить наиболее эффективные методы обучения новым лексическим единицам. 5. Создать комплекс уроков на основе проведенного анализа. 6. Провести уроки с использованием песенно-стихотворного материала и без его использования (исследование в двух группах). 7. Проанализировать итоги опытно-экспериментальной работы Методологической основой исследования стали идеи развития личности школьника, высказанные в трудах психологов Б.В. Беляева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Н.Т. Оганесян, Л.С. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, освещающие фундаментальные положения теории обучения, а также педагогические концепции, посвященные поиску путей повышения эффективности обучения иностранному языку (А.Н. Дахнин, Л.С. Андреевская-Левенстерн, С.М. Кащук, А.Д. Климентенко, А.Г. Крупко, В.С. Кукушкин, Е.И. Пассов и др.). Концепция языкового образования формировалась в течение длительного времени. У ее истоков стояли отечественные ученые-методисты: И.Л. Бим, З.М. Биболетова, И.Н. Верещагина, Э.И. Соловцова и др. Современное развитие идей лингвокультурного начального образования связано с именами Н.Д. Гальсковой, З.Н. Никитенко, С.Я. Ромашиной. Роли песен стихов в обучении иностранным языкам посвящен целый ряд работ отечественных и зарубежных авторов (И. Н. Балунец, В.Ф. Аитов, Г. Н. Доля, Д. И. Евладова, Е. П. Карпиченкова,. Дж. Уэлман. К. Уилсон. Т. Ллойд и др.). Они свидетельствуют о том, что при использовании песенного и стихотворного материала на уроке формируются умственные знания детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация обучения. В нашей работе были использованы следующие методы исследования: анализ тематической психолого-педагогической литературы, психолого-диагностирующие методы, педагогическое наблюдение. База исследования. Исследование осуществлялось на базе МБОУ гимназии №133 Кировского района гор. Самары в январе-феврале 2018г. Теоретическая значимость работы состоит в том, что было расширено научное представление об использовании песенного и стихотворного материала в обучении французскому языку на начальном этапе. Научная новизна исследования заключается в отборе материала и создании цикла уроков с использованием песен и стихов с целью формирования у учащихся лексического навыка. Практическая значимость работы состоит в следующем: • была осуществлена выборка лексических единиц, изучаемых учащимися на начальном этапе обучения французскому языку на основе УМК, используемого в ОУ, где проводился эксперимент; • были проведены 2 цикла уроков в двух параллельных классах ( с использованием стихов и песен и без их использования); • был проведен анализ полученных результатов исследования и сделан вывод. Структура квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения и включает 62 страницы машинописного текста.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3 Глава 1. Теоретические основы использования песен и стихов на начальном этапе обучения иностранному языку 1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………………………….8 1.2 Песни и стихи как элемент национально-культурного компонента содержания обучения французскому языку……………………………………...17 Выводы по главе 1………………………………………………………………….29 Глава 2. Методика формирования лексических навыков с использованием аутентичных песен и стихов 2.1 Принцип отбора лексического материала……………………………………30 2.2 Практические рекомендации по организации и проведению уроков на формирование лексических навыков у младших школьников ………….……...35 Выводы по главе 2………………………………………………………………….45 Заключение…………………………………………………………………..46 Библиографический список………………………………………………....47 Приложения………………………………………………………………….52
Список литературы

1. Аитов, В. Ф. Английский язык : учебное пособие — 12-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 144 с. 2. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста. – Самара : Б.и., 2002. – 24с. 3. Андреевская-Левенстерн, Л. С. Методика преподавания французского языка в начальной и средней школе [Текст] : для фак. иностр. яз. пед. ин-тов / Л. С. Андреевская-Левенстерн. - М.: Высш. шк., 2005, 272 с. 4. Береговская Э.М., Туссен М. Синяя птица: Учебное пособие по французскому языку для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2002. – 320 с. 5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 2007. — 288 с. 6. Блонский П.П. Психология младшего школьника -М.: Ин-т практ. 2002.-199с. 7. Бородкина Л.В. Материалы на французском языке для работы в младших классах // Иностранные языки в школе. – 2004. - №5. – С.85-88. 8. Варежкина Н.В., Скалкин В.Л. К вопросу функциональной единицы лексико – фразеологического минимума // Иностранные языки в школе. №5. 2003. С. 38-42. 9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328с. 10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Аркти-Глосса, 2000, 165с. 11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку: Лингводидактика и методика – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с. 12. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. //ИЯШ №5, 2009. – с. 28-30 13. Голубев А.П. Песня в курсе английского языка. – М.: Академия, 2003 – 296с. 14. Григорьева Е. Работа с песней. Книга для учителя 10-11 класс. М., Просвещение, 2007, 130c. 15. Давер М.В. Комплексные рифмовки в структуре французского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – №6. – С. 31-33. 16. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19с. 17. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518с. 18. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. – 2004. – № 12. – С. 70-86. 19. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и... неопределенность [Текст] / А. Н. Дахин // Перемены. - 2002. - № 3. - С. 18-25. 20. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – С. 27-48. 21. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 152с. 22. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя - М., 1999, 222 с. 23. Иванченко, А.И Французский язык: Лексика в картинках: 2-3 классы / А.И. Иванченко. – М., 2015, 160 с. 24. Ильин Е. П. Психология для педагогов — СПб.: Питер, 2012. — 640 c. 25. Исломов Д.Ш. Поэтические формы как культуроведческий компонент при обучении иностранному языку / Наука. Мысль – 2015, - №1. С. 1-6. 26. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 2008. – 288с. 27. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200 с. 28. Каравай, каравай, лексику запоминай! // Учитель года: лучшее от лучших. – 2003. - №1. – С. 70-72. 29. Карпиченкова Е.П. My town/ Мой город. Английские слова в картинках и упражнениях. - М.: Авангард 2005. 40 с. 30. Кащук С.М. Формирование лингвострановедческой компетенции на основе современных французских песен // Иностранные языки в школе. – 2004. - №4. – С. 60-63. 31. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2007. –151, 198с. 32. Климентенко, А.Д. Теоретические основы методики обучения ино-. странным языкам в средней школе [Текст] / А.Д. Климентенко,. А.А. Миролюбов. – М.: Педагогика, 2001. 454 с. 33. Комарова Ю.А. Использование современного песенного материала в обучении иностранными языками учащихся старших классов. ИЯШ №4, 2008. C. 58-61. 34. Коммуникативная направленность в обучении иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. Ф.Я. Хабибуллиной, Н.Г. Баженовой. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2001. – 115 с. 35. Кошмина И.В. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.:Владос, 2000. – 55с. 36. Кукушин B.C. Теория и методика обучения /.— Рос- тов н/Д. : Феникс, 2005. — 474 с. 37. Лащикова И.И. Песни на уроках немецкого языка. ИЯШ №2, 2003 C. 31-33. 38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с. 39. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника – М. : Просвещение, 2001. - 224с. 40. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 2001, 522c. 41. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранных языков // Иностранные языки в школе. – 2001. – №5. – С. 43-46. 42. Моргулева А.А. Гуманизация обучения общению на французском языке на основе поэтических и музыкальных произведений // иностранные языки в школе. – 2004. - №1. – С. 20-23. 43. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с. 44. Никитенко З.Н. Методическая система овладения младшими школьниками иностранным языком как педагогический феномен. Наука и школа. – 2013. – № 3. – С. 112-115. 45. Оганесян Н.Т. Педагогическая психология : вопросы образования и обучения : система разноуровневых контрольных заданий : учебное пособие / Н.Т. Оганесян. – Москва : Кнорус, 2006. – 328 с. 46. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников – М.: Академия, 2001. – 366с. 47. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного образования - М: Просвещение, .2000, 174c. 48. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога. - М.: УРАО, 2005. - 172 с. 49. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии : учебное пособие – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 713 с. 50. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с. 51. Ткачук Г.Д. Некоторые трудности обучения групповому общению на уроках французского языка и пути их преодоления // Иностранные языки в школе. – 2004. - №7. – С. 46-49. 52. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf (Дата обращения: 03.03.18) 53. Хаперская Н.Я. Речевые зарядки и подстановочные таблицы на французском языке. Для 5-6 кл., М.: Просвещение, 1966. – 345 с. 54. Чернова.М. Урок французского языка. Секреты успеха. М., Просвещение, 2007, 110 c. 55. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92. 56. Эльконин Д.Б. Детская психология - 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 57. BESSE H. «Pour une didactique des documents authentiques», Travaux de didactique du FLE, №5/6, 2001, С.19-33. 58. CAILLAUD J. «L’utilisation des textes litteraires», A. REBOULLET, Guide pedagogique pour le professeur de francais langue etrangere, Paris: Hachette, 2000, С.167-178. 59. Gaillard, F.A. Propos de la lateralisation des ecoliers [Текст] / F.A. Gaillard // Les cahiers pedagogiques. – 2004. – № 426. 60. LECLAIR D «Autour du poeme. Former de vrais lecteurs», Le francais dans le monde, 251, aout-septembre, 2002, C.62-65. 61. PEYTARD J «Semiotique du texte litteraire et didactique du FLE», Etudes de la linguistique appliquee, 45, janvier-mars, 2003, C.91-103.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования лексических навыков у младших школьников 1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. [6, c.74]. Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [16, c. 16- 18]. Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Следует отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности: младенцы – непосредственно эмоциональное общение; раннее детство – манипулятивная деятельность; дошкольники – игровая деятельность; младшие школьники – учебная деятельность; подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность [9, с.296].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Языкознание и филология, 72 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 56 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg