Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

zac_shalamov 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2020
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка.
Введение

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психиче-ского развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка. Значимость проблемы профилактики дисграфии обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) выявляются определённые осо-бенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связан-ных с овладением письмом. Вместе с тем в специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается проблема профилактики дисграфий в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-воспитательной работы [10,15,19, 28]. Несмотря на возросший интерес исследователей к проблеме профилактики дисграфии, не изучена динамика развития речи детей с ОНР в процессе специально организованного обучения; не выявлено, какие симптомы компенсируются легче и быстрее, а какие нуждаются в дальнейшей коррекции и с чем это связано; не проведён научно обоснованный анализ трудностей, которые испытывают дети в ходе овладения учебным материалом; отсутствуют утверждённые программы коррекционно-воспитательной работы для детей подготовительных групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема про-филактики дисграфии у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике. Объект исследования – усвоение письма детей с ОНР. Предмет исследования – логопедическая работа по профилактике перспективной дисграфии у старших дошкольников с ОНР. Целью исследования являлось научное обоснование содержания про-филактической логопедической работы, направленной на обеспечение готовности старших дошкольников с ОНР к овладению письмом. Гипотеза: учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено форми-рование всех компонентов речевой системы, а также имеет место недоразви-тие познавательной деятельности, можно полагать, что у них не сформированы предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и неречевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход должен учитывать различные варианты неполноценности рассматриваемых функций и процессов, их соотношения, доминирующие нарушения в структуре психологических предпосылок письма. Для достижения указанной цели в процессе исследования решались следующие задачи: 1) анализ логопедической, психолого-педагогической, нейропсихологической литературы по проблеме; 2) теоретическое обоснование и разработка комплексной методики изу-чения состояния речевых и неречевых психических функций и процессов, обеспечивающих нормальное обеспечение письма у старших дошкольников с нарушениями речи; 3) исследование методической работы по профилактике дисграфий с учетом выявленных особенностей; Проблема исследования - определение и обоснование оптимальных путей проведения коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфий в детском саду с указанной категорией детей. Практическая значимость исследования. Для практической логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, представляют значимость характеристики детей, выделенные с учётом степени риска возникновения дисграфий, предложенные направления и содержание дифференцированного профилактического воздействия. Учёт результатов специально-организованной логопедической работы, отражение их в медицинских картах путём построения индивидуальных маршрутов развития, позволяют оптимизировать работу по профилактике дисграфий. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: 1. Поставлена и разработана проблема профилактики дисграфий у до-школьников о ОНР с учётом современного понимания психологического содержания процесса письма; 2. Изучена речевая и познавательная готовность указанной категории детей к овладению письмом; 3. Выявлены особенности состояния психических функций и процес-сов, лежащих в основе письма, у детей подготовительных групп с ОНР в сравнении с возрастной нормой; 4. Систематизированы и дифференцированы средства профилактиче-ской логопедической работы с указанной категорией детей.
Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики нарушений письма у детей с ОНР……………………………………………………..6 1.1 Становление механизмов речи в онтогене-зе………………………….6 1.2 Этиология, симптоматика и классификация нарушений письменной речи………………………………………………………………………….……11 Глава 2. Содержание и методы работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………..17 2.1. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольни-ков с ОНР …………………………………………………………………………….17 2.2. Анализ методологического материала при обследовании детей с ОНР дошкольного возраста……………………………………………………..20 Заключе-ние………………………………………………………………...31 Список литерату-ры……………………………………………………….35
Список литературы

1. Азова, О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] : уч.-метод. пособие / О. И. Азова; под ред. Т. В. Волосовец. — М.: РУДН, 2007. — 83 с. 2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. — М.: Издательство АНП РСФСР, 1955. — вып. 70. — С. 104 — 148. 3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения [Текст] / Т.В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилак-тика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. — М., 2006. 4. Ахутина, Т.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей высших психических функций младших школьников на формирование навыка письма [Текст] / Т.В. Ахутина // Вестник МГУ. — М., 2008. — № 3. — С. 63 — 73. 5. Бельтюхов, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В.И. Бельтюхов — М.: Педагогика, 1977. — 176с. 6. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные пси-хологические труды [Текст] / Н.А. Бернштейн.— Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 688 с. 7. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Электронный ресурс] — Ре-жим доступа: http://www.koob.pro/wallon_anrie. 8. Вартапетова, Г.М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций [Текст]: дис.… канд. пед. наук./ Вартапетова Галина Михайловна. — Екатеринбург, 2002. — 242 с. 9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Издательство Акад. пед. наук, 1960. — 500 с. 10. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. — М.: Просвещение, 1992. — 82 с. 11. Евдокимова, Л.А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием устной речи [Текст]: дис.… канд. пед. наук / Евдокимова Лариса Александровна. — М., 2001. — 181 с. 12. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. –– М.: АПН РСФСР, 1958. – 378 с. 13. Иншакова, О. Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] : учеб. пособие / О. Б. Иншакова. — М.: Издательство МПСИ, 2001. — С. 3 — 6. 14. Иншакова, О.Б. Изменение состояния устной речи у детей со стабильной и прогрессирующей дисграфией [Текст] / О.Б. Иншакова, С.А. Овсянникова // Современное общество и специальное образование: Международная научная конференция. — СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. — С. 169 — 173. 15. Кирсанова, Н.А. Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР[Текст] / Н.А. Кирсанова, Ю.Н. Суханова//Дошкольная педагогика. —2016. —№5. —С. 36— 38. 16. Корнев, А.Н. Нарушение чтения и письма детей [Текст] / А. Н. Корнев — СПб.: Речь, 2008. — 233 с. 17. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей [Текст] / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2004. — С. 132 —140. 18. Лалаева, Р.И. Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей [Текст] / Р.И. Лалаева // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения. Материалы III международной конференции Российской ассоциации дислексии / Под ред. Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой. — М.: Российская ассоциация дислексии; МГПУ, 2007. — С. 88 — 96. 19. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р.Е. Левина. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. — 311 с. 20. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей [Текст] / Р.Е. Левина. — М.: Издательство Учпедгиз, 2003. — 72 с. 21. Логопедия: Методическое наследие [Текст] / под ред. Л.С. Волковой: в 5 книгах — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — Книга IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. 22. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 23. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А. Р. Лурия // Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. — М.: Издательство «Академия», 2014. — С. 10 — 76. 24. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. профессора Г.В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2013. 25. Никифорова, О.А. Основы анатомии, физиологии и патологии нервной сисиемы у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / О.А. Никифорова, О.Л. Тарасова. — 2-е изд., стер. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2012. — 61с. 26. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. — М.: Издательство МПСИ, 2007. 27. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие. — Спб.: Каро, 2016. 28. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников[Текст] / И.Н. Садовникова. — М.: Просвещение, 2013. — 256 с. 29. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) [Текст] / О. А. Токарева — М.: АСТ, 2007. — 54 с. 30. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие / сост. К.Ф. Седова. –– М.: Лабиринт, 2014. — 330 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики нарушений письма у детей с ОНР 1.1. Становление механизмов речи в онтогенезе Сенсомоторной основой развития ребенка являются координации между глазом и рукой, между слухом и голосом [7]. Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по закономерностям, определяющим по-следовательное взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя). Функция слухового анализатора формируется у ребенка значительно раньше, чем речедвигательного: прежде чем звуки появятся в речи ребенка, они должны быть дифференцированы им на слух. В первые месяцы жизни ребенка звук сопровождает непроизвольную артикуляцию, возникая вслед за движениями органов артикуляционного аппарата. В дальнейшем соотношение между звуком и артикуляцией в корне меняется: артикуляция становится произвольной, соответствуя звуковому выражению [30]. Образцом произношения для ребенка становится речь окружающих. Но на определенном этапе речевого развития ребенку не доступна артикуляция какого-то звука и он вынужден временно заменить его одним из артикуляторно близких и доступных звуков. Такой заменитель нередко бывает акустически далек от слышимого образца. Это акустическое несоответствие становится стимулом к поиску более совершенного артикуляционного уклада, который соответствовал бы слышимому звуку [15]. В этом процессе ведущая роль принадлежит слуховому восприятию, но при этом ход приближения к искомому звуку подчинен возможностям развития речедвигательного анализатора [5]. Когда фонетическая сторона речи сформирована, слуховой анализатор получает функциональную самостоятельность. Звуки речи как бы уравниваются по степени сложности их различения и воспроизведения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg