Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ

zac_shalamov 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 31.03.2020
Теоретическое исследование проблемы формирования умения создавать монологическое высказывание в теории и практике дошкольного образования позволило сделать ряд выводов. Исследуя сущность и структуру монологической речи и монологического высказывания в психолого - педагогической литературе мы пришли к пониманию монологической речи как устному повествованию или развернутому высказыванию на заданную тему.
Введение

Актуальность исследования определяется тем, что необходимым условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как дети вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития предшкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания. Образовательные программы дошкольного образовательного учреждения разрабатываются в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона Российской Федерации «Об образовании» и Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с временными государственными стандартами в области дошкольного воспитания и образования и являются обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно». Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) Возможности ребенка в познании окружающей его действительности, его всестороннее развитие, а так же характер отношений со сверстниками и взрослыми во многом зависит от уровня сформированности речи. Лексико- грамматическая сторона речи является одним из показателей уровня развития предшкольника. Дети с недоразвитиеммонологической речи демонстрируют трудности в процессе усвоения лексико-грамматических средств языка, вследствие чего у них наблюдаются трудности общения и обучения. Обучение монологическому говорению как процессу продуктивному требует от предшкольника построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для предшкольника и требует больших временных затрат и усилий как со стороны воспитателя, так и ребенка. Тем не менее, эти затраты времени и усилия окупаются, если дети овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности. Обучение монологической речи как понятие и как терминологическое сочетание заняло прочное место в методической литературе. Имеется достаточно богатый опыт методической организации обучения монологической речи: целый ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных структуре обучения говорению (И.А. Зимняя, А.А.Леонтьев), общетеоретическим вопросам обучения монологической речи, таким как лингвистическая характеристика монологического высказывания (А.А. Алхазишвили), функциональные типы монологических высказываний (А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н.Калнинь, О.А.Нечаева, Л.И.Новожилова, О.Г.Резель). Проблема формирования монологической речирассматривается в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, С.Н. Карповой, Е.Н. Мастюковой С.Л. Рубинштейна, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Разработка проблемной ситуации представлена в трудах В.И. Агапова, Ю.К. Бабанского, А.В. Брушлинского, Т.B. Кудрявцев, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконя, С. Л Рубенштейна, Г.В. Роговой, М. Н. Скаткина, Г.В. Селевко. Построение системы работы по развитию монологической речи у детей предшкольников требует совершенствования традиционных приемов и методов взаимодействия между специалистами ДОУ и детьми предшкольного возраста, а также участие родителей в педагогическом процессе. Проблема особенностей развития и становления монологической речи у детей предшкольного возраста определила тему исследования «Развитие монологической речи детей предшкольноговозраста в проблемных ситуациях». Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по развитию монологической речи детей предшкольного возраста в проблемных ситуациях. В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи: 1) анализ психолого-педагогической литературы по данной теме; 2) рассмотреть виды проблемных ситуаций и особенности их понимания детьми предшкольного возраста; 3) определить критерии, показатели и уровни развития монологической речи детей предшкольного возраста; 4) провести контрольную диагностику уровня развития монологической речи и проанализировать результаты. Объект исследования–процесс развития монологической речи детей предшкольного возраста. Предмет исследования – приемы развития монологической речи детей предшкольного возраста в проблемных ситуациях. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ психологической, педагогической, и методологической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: обследование детей и работа по формированию у них монологической речи; Практическая значимость заключается в практическом обосновании проблемных ситуаций способствующих формированию у предшкольников умения строить монологическое высказывание Содержание работы может быть использовано педагогами ДОУ для формирования у предшкольников умения строить монологическое высказывание. Апробация результатов ВКР проводилась вподготовительной группеГБДОУ № 86 города Симферополя. Разработанные проблемные ситуации, использованные при эксперименте, в дальнейшем будут применяться на занятиях в подготовительной группе при обучении предшкольнтков монологическим высказываниям. Экспериментальная база исследования:В эксперименте принимали участие двадцать детей в возрасте 5-7 лет из подготовительной группы ГБДОУ № 86 города Симферополя (10 человек экспериментальная группа и 10 человек контрольная группа). Структура и объем работы.Структура бакалаврской работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, включающего 65 наименований и приложений. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………. 7 1.1. Сущность и структура монологической речи в психолого- педагогической литературе …………………………………………….. 7 1.2. Особенности развития монологической речи у детей предшкольного возраста ………………………………………………... 14 1.3 Виды проблемных ситуаций и особенности их понимания детьми предшкольного возраста.………………………………………………. 22 Выводы по первой главе ………………………………………………………. 29 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЯХ ………………………….. 31 2.1. Методика организации экспериментальной диагностики ………. 31 2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования……. 40 Выводы по второй главе ………………………………………………………. 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 57 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 63
Список литературы

1. Агапов В. И. Основные методические приемы создания проблемных ситуаций: сб. науч. трудов / Под ред. Л. М. Колодкина. -Н. Новгород, 2005. 2. Алексеева, М. М.. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: [Текст] Учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Academia, 2017 – 400 с. 3. Антонова, Л.Г. Система обучения созданию высказываний различных речевых жанров // Проблемы развития речи в школе и в вузе: Межвуз. сб. научи. тр. –Новосибирск: Изд-во НГПИ, 2013. –С. 30-36. 4. Архипова Е.В. Вопросы речевого развития младшего школьника: Учебное пособие к спецсеминару для студентов-заочников факультета педагогики и методики начального образования. -Рязань: Изд-во РГПУ, 2015. - 92 с. 5. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности обучения. / Ю.К. Бабанский - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 6. Баранник, Д.Х. Устная монологическая речь (особенности языковой структуры и функционально-стилевая типология устной формы современной украинской монологической речи): Автореф. дисс. . докт. пед. наук. / Д.Х. Баранник –Киев, 2010. –31 с. 7. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство , 2017. – С. 237-280. 8. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемного обучения./ А.В. Брушлинский – М.: Знание, 2009. 9. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 106 с. 10. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский – М.: Владос, 2016. – 367 с. 11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.5./ Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2013– 136 с. 12. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку. Дис. ... канд. пед. наук. / Н.В. Гавриш –М., 2011. – 188 с. 13. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин – М.: Наука, 2011–168 с. 14. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. / П.Я. Гальперин П.Я – М.: Изд-во МГУ, 2015. 15. Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с. 16. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи./ А.Н. Гвоздев – М.: Просвещение, 2011. – 472с. 17. Гербова, В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду: Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова – М.: Просвещение, 2016. – 191с. 18. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.– М.: Посвещение, 2017– 206 с. 19. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов/ В.В. Гебова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №9. 20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи./ В.П. Глухов – М.: АРКТИ, 2014. – 168 с. 21. Григорович , Л.А. Педагогика и психология: уч. пособие для ВУЗов./ Л.А. Григорович – М: Гардарики, 2011- 456 с. 22. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.учреждений. / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук – М.: Просвещение, 2017. – 224с. 23. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе "Радуга" /Т. Н. Доронова – М.: Просвещение, 2004 г. 24. Душкова, Н.Н. Обучение творческому монологическому высказыванию / Н.Н. Душкова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.– 2009.–№ 9.– С. 87-97. 25. Елкина Н.В., Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н. В. Елкина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 76с. 26. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие./ Н.С. Жукова — М.: Соц.-полит, журн., 2014. — 96 с. Эектронный ресурс — Режим доступа // pedlib.ru›Books/2/0028/2_0028-2.shtml 27. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. — 432 с. 28. Калинина, С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию / С.В.Калинина // Иностранные языки в школе. –2011. – № 1. –– С.22-26. 29. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей. / Н.С. Карпинская – М.: Просвещение, 2012. – 211 с. 30. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров –М.: Издательский центр «Академия», 2013 –176с. 31. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе./ В.В.Коноваленко , С.В. Коноваленко – М.: ГНОМ и Д, 2010. – 128 с. 32. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада./ Э.П. Короткова– М.: Просвещение, 2012 – 128 с. 33. Кудрявцев, Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы./ Т.В. Кудрявцев – М.: Знание, 2011. 34. Лаврик , М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: дис. канд.пед.наук / М.С. Лаврик– М., 2011. 35. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи / Т.А. Ладыженская – М.: Педагогика, 2015. – 256 с. 36. Ладыженская, Т.А. Об обучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Посвещение, 2017 – С. 6-29 37. Лернер И.Я. Проблемное обучение./ И.Я. Лернер - М.: Знание, 2014. 38. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. –Т. 30. – С. 27-71. 39. Лурия, А. Р.Язык и сознание. / А.Р. Лурия // Под редакциейЕ. Д. Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009 –320 с. 40. Матюшкин М. А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / М.А. Матюшкин - М.: Академия, 2002. 41. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. / М.И. Махмутов – М.: Педагогика, 2015. 42. Мильруд, Р.П. Навыки и умения в обучении говорению / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2009. – №1. – С.26-34. 43. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому языку: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностранный язык» / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с. 44. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам./ Е.И. Пассов – М.: Русский язык, 2017 г. 45. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с. 46. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон – М.: Просвещение 2011. – 306 с. 47. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника. / Н.Н. Поддъяков – М.: Педагогика, 2017. - 262с. 48. Развитие учащихся в процессе обучения// Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Академия, 2013. 49. Рогова, Г.В. О принципах обучения иностранным языкам / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе – 2014. –№6. 50. Селевко. Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. 51. Сомкова, О.Н. Образовательная область "Речевое развитие". Метод. комплект программы "Детство". 3-7 лет. ФГОС – М.: Детство-Пресс, 2017 г. 52. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста рассказыванию / Ф.А. Сохин – М.: Просвещение,. 2017 – 236 с. 53. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова – М.: Академия, 2017. – 256 с. 54. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева – М.: Педагогика, 2012, – 212 с. 55. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с. 56. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников. / О.С. Ушакова – М.: Просвещение, 2011. –237 с. 57. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: дис. …док.пед.наук./ О.С. Ушакова – М.:, 2016. 58. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина – М.: Владос, 2014. – 287 с. 59. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1968. - С.186. 60. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев –М.: Просвещение, 2017 61. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. / Л.Б. Фесюкова – М.: ООО «Издательство ACT», 2010– 464 с. 62. Христолюбова, Л.В. Анализ монологического высказывания в условиях речевой ситуации. / Л.В. Христолюбова // Специальное образование. – 2009 – №9 – С. 66-69. 63. Шадрина, Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста: Дис. ... канд.пед.наук. / Л.Г. Шадрина – М., 2010. – 179 с. 64. Эльконин, Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте./ Д.Б. Эльконин – М.: Педагогика, 2009 – 234 с. 65. Якубинский, Л.П. Про диалогический разговор / Л.П. Якубинский // Речь и ее функционирование. – М.: Наука, 2016. – С. 17-58. 66. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: Учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева – М.: Академия, 2014 – 448 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Сущность и структура монологической речи в психолого- педагогической литературе Монологическая речь как вид вербального общения представляет собой сложное и многогранное явление. Эффективное развитие умений устной монологической речи требует ясного представления о её содержании на лингвистическом (языковом) уровне с учетом целей и задач рассматриваемого этапа обучения. Отношение к определению монологической речи у психологов и лингвистов не однозначно. Так, по мнению Е. И. Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывание разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста с одной стороны. С другой стороны, существует общение, то есть взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива [44, с.23]. И. А. Зимняя считает, что монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [27, с.26].По мнению Р. К. Миньяр-Белоручева монологическая речь неситуативна. Она опирается не на ситуацию, а на внутренний план высказывания, на содержание, лежащее вне речевой ситуации. Монологическая речь развёрнута, она не может лишь указывать на объект, она должна его назвать или описать. Монологическую речь необходимо конструировать из набора языковых средств, находящихся в распоряжении говорящего [43, с. 18].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg