Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения МХК

irina_krut2020 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Цель данной работы – изучить специфику метода художественно-педагогической драматургии на уроке МХК. Исследовательские задачи таковы: 1. Рассмотреть художественно-педагогический метод и его принципы 2. Определить формы драматургического искусства 3. Указать этапы разработки драматического урока 4. Выделить формы драматургического искусства Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. На данном этапе развития образования, включенной в процесс демократизации и гуманизации общества, важной проблемой является формирование учителя высокого профессионального уровня. От учителя, его моральных и творческих качеств в большей мере зависит успех в деле воспитания подрастающего поколения, что является залогом общественных преобразований, осуществляющихся в нашем обществе. В настоящее время в условиях перестройки общеобразовательной школы, когда уделяется большое внимание проблемам эстетического воспитания учащихся, стало очевидным, что в связи с этим необходимы кардинальные перемены в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Результатом среднего педагогического образования должно быть становление педагога, обладающего новаторским стилем мышления и наделенного большим творческим потенциалом. Это, в частности, необходимо для осуществления преподавания предметов эстетического цикла в начальных классах современной общеобразовательной школы, где в последнее время используются новые подходы, определяемые специфическими особенностями этих предметов. В последние десятилетия XX в. на основе принципа комплексного использования искусств был создан новый интегративный курс для старшеклассников «Мировая художественная культура» и разработаны программы, учебники и учебные пособия, определяющие его содержание. В процессе формирования методики преподавания предмета МХК методическим новаторством можно признать разработанный JI.M. Предтеченской метод «художественно-педагогической драматургии», что явилось кардинальным переходом от принципа педагогического творчества к творчеству художественно-педагогическому. Это было во многом оправдано спецификой самого предмета, где учитель должен быть не только организатором, но и своего рода режиссером, постановщиком урока.
Содержание

Введение……………………………………………………………………3 Глава1. Особенности преподавания МХК………………………………..8 §1.1. История появления и развития МХК…………………….…………8 §1.2. Художественно-педагогический метод и его принципы………...14 Глава 2. Драматургическое искусство на уроке МХК…………………16 §2.1. Формы драматургического искусства…………………………….16 §2.2. Этапы разработки драматического урока…………………………25 Заключение………………………………………………………………..34 Список литературы…………………………….…………………………35
Список литературы

1. Герцен А.И. Былое и думы// Сочинение в 8 томах. – том 4. – М., 1975. – с. 78-79. 2. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. – М.: Мысль, 1987. – 239с. 3. Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. – Воронеж: Учитель, 2003. 4. Ламыкина Л.В., Челышева Т.В. Профильное обучение в школе. Художественно – эстетический профиль. Учебно-методическое пособие. / Сост. И научный ред. Челышева Т.В. – М.: АПК и ПГО, 2004. 5. Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя. // под ред. Л.М.Предтеченской. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000. – 344с. 6. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры. - М.: Владос, 2003. – 164с. 7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.,1938. 8. Алексеев осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 1993. 9. Атутов и современное образование // Педагогика, 2012, №2. 10. Беркаев образования: оценка практики школ. – СПб.: Новая литература, 2009 11. Васильева проблемной дискуссии. – СПб.: Специальная литература, 2009 12. Гузеев технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 13. Гузеев результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. С веком наравне. - М.: Педагогика, 2009 14. Захаренко и школа // Народное образование, 2011, №1. ("11") Зембицкий разработки концепций воспитания. – СПб.: Специальная литература, 2011 15. Иващенко и развитие личности школьника. - М.: Педагогика, 2009 16. Ильев театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока: Уч. пособие для студентов пединститутов, учителей лицеев, колледжей, гимназий и средних школ. — М., 1993. 17. Колмогорова вопросы педагогики и психологии образования. – Материалы II научной конференции молодых учёных и аспирантов, 2011 Кулиненко для всех: инновации. – М.: Педагогика, 2009 18. Материалы всероссийской педагогической конференции. – 2011 Материалы II психолого-педагогической конференции молодых учёных. – Барнаул, 2012 19. Пашков . - М.: Педагогика, 2010 Предтеченская культура Нового и Новейшего времени. 9 – 11 классы. 20. Солодовников художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6 – 11 классы. – М.: ГИЦ « ВЛАДОС», 2001. – С. 124 – 226 21. Селевко методики преподавания МХК. – СПб.: Специальная литература, 2011 Селевко образовательные технологии: прикладной аспект. – СПб.: Специальная литература, 2010 воспитание коммуникационной культуры на уроках МХК. 22. – СПб.: Специальная литература, 2011 Сенько деятельность учителя // Педагогика, 2011, № 2
Отрывок из работы

Глава1. Особенности преподавания МХК §1.1. История появления и развития МХК Автором концепции преподавания «Мировой художественной культуры» и разработчиком первой программы курса была Лия Михайловна Предтеченская. В очерке «Немного истории» она так описывала процесс становления новой учебной дисциплины: «История школьного предмета «Мировая художественная культура», как в капле воды, отражает историю нашей страны последнего тридцатилетия. Предмет родился давно – в начале шестидесятых. В 50-е годы головокружительные достижения физических наук вызвали страстные дискуссии «физиков и лириков». Кто более необходим отечеству? Чья деятельность способна вырвать человека из духовного и физического рабства? Физики предлагали холодильники, машины и полеты в космос. Лирики обращались к человеческой душе, к нашему прошлому и настоящему. На творчество «лириков» обратило внимание высокое руководство страны и… объявило произведения самых талантливых чуждыми советскому человеку и социалистическому строю. Среди них были Пастернак, Шнитке, Эрнст Неизвестный, Вознесенский, Евтушенко, Высоцкий. В школьном учебнике истории для 9-го класса, в главе о культуре, впервые появились имена импрессионистов, Ван Гога, но их творчество наглядно демонстрировало «глубину кризиса буржуазной культуры и идеологии»… В это время предложили написать главу о культуре в книгу для учителя – так началась разработка школьного курса «Мировая художественная культура». Два замечательных человека помогли ему утвердиться: Анатолий Иванович Тодорский, директор 397-й ленинградской школы, в которой она работала, и Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся композитор, общественный и государственный деятель. Анатолий Иванович Тодорский взял на себя смелость – по тем временам неслыханную! – включить МХК в расписание уроков и позволил «официально» вести этот предмет в своей школе. Узнал о предмете Дмитрий Борисович Кабалевский, приехал в школу, побывал на занятиях. Потом пригласил работать в Научном совете по проблемам эстетического воспитания, только что созданном по его настоянию при Президиуме АПН СССР. Там в 1968 г. состоялось первое серьезное обсуждение программы «Мировая художественная культура». В нем участвовали такие известные деятели культуры, как писатель Лев Кассиль, кинорежиссеры Григорий Рошаль, Сергей Герасимов, художники Юрий Пименов, Борис Неменский, искусствоведы, психологи, педагоги и даже министры. Много ценных советов было тогда высказано. Приняли решение программу МХК публиковать и начать ее экспериментальную проверку на факультативных занятиях в школах. Безумная идея начала реализовываться. Деятельность Совета по проблемам эстетического воспитания – особая тема, исследование которой, уверена, откроет яркую страницу становления педагогики искусства и, что не менее важно, покажет те огромные усилия, которые понадобились ученым, педагогам в деле духовного воспитания детей, обратить внимание общественности на состояние школы, пробить глухую стену бюрократического просвещенческого руководства. В 1973 г. Лия Михайловна защитила диссертацию, в которой обосновала название факультатива «Мировая художественная культура», необходимость его преподавания в школе как курса, формирующего мировоззрение старшеклассников; обосновала принципы построения программы МХК как предмета художественно-интегративного, способного выполнить актуальные задачи духовного воспитания подростков. С 1975 г. под руководством (куратор – ) в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР началась научная разработка предмета «Мировая художественная культура». В 1977 г. была опубликована программа предмета и началась ее официальная экспериментальная проверка в школах как варианта обязательного предмета для всех старшеклассников. С 1977 г. по 1987 г. новый школьный курс проверялся в городских и сельских школах СССР (сначала в эксперименте участвовало 13, потом 18, а затем 78 школ). Учителей готовили в Центральном институте усовершенствования в Москве и в Ленинградском ИУУ. За ходом эксперимента следили и изучали его материалы сотрудники НИИ комплексных социальных исследований. Результаты эксперимента были обобщены и опубликованы. Новый предмет поддержали учителя, ученики и их родители, он вызвал огромный интерес общественности. В 1987 г. решением Коллегии Министерства Просвещения РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включен в учебный план общеобразовательной школы. В 1990-е годы предмет продолжал научно оснащаться, был разработан комплект учебно-методических пособий по предмету: методические рекомендации для учителей, фонохрестоматия и набор диапозитивов. С середины 1990-х началась работа по изданию учебно-методических пособий по МХК в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. С конца 1980-х на базе Центрального института усовершенствования учителей осуществлялась подготовка учителей и методистов мировой художественной культуры для различных регионов России. С 1998-99 учебного года «Мировая художественная культура» является обязательным предметом в национальных образовательных учреждениях и в классах культурологического, художественно-эстетического, искусствоведческого направления. В пояснительной записке к своей программе («Художественная культура Нового и новейшего времени») подчеркивала, что принципы ее построения, содержание и методическую систему преподавания определила научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей. Цель предмета – силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития – период перехода к самостоятельности. Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни, обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе человека» (Достоевский); развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью – дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимся наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств. Структура программы включает три части и восемь разделов: в первой части (9 класс) изучается мировая художественная культура XVIII – 50-х гг. XIX в., во второй (10 класс) – рассматривается художественная культура 60-х гг. XIX – начала XX в., в третьей (11 класс) – художественная культура новейшего времени. Каждый раздел – определенная эпоха в истории человечества и этап в развитии мировой художественной культуры. Раздел начинается вводным уроком, на котором в памяти учащихся восстанавливаются важнейшие события времени, известные им из курса истории. Большое внимание уделяла тому, что программа и методика преподавания мировой художественной культуры должны реализовывать комплексную систему классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. «В ходе преподавания идет процесс интеграции впечатлений и информации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, обобщение и оценка. Все это позволяет воссоздать в представлении старшеклассников целостную картину эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств молодых людей». В связи с этим, программой предусмотрены вариативность подходов в преподавании курса и возможность для творчества не только учеников, но и в первую очередь учителя. В качестве основополагающих принципов построения программы указывала принцип историзма и принцип опоры на творческий метод. Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деятелей различных искусств данной исторической эпохи. Так опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств. Она постоянно подчеркивала, что знания, раскрываются в курсе в процессе непосредственного общения учащихся с искусством, «изнутри» искусства и с опорой на законы искусства. Характеризуя особенности методики преподавания Мировой художественной культуры, Лия Михайловна писала: «на уроке МХК на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирования ценностных отношений средствами искусства. Значит, урок МХК как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков. «Взволновав, заставить задуматься» – эта формула стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК». Затем были учтены пожелания учителей, участвовавших в эксперименте, и разработана программа, так же опираясь на традиции , для средних классов, в которой раскрывалась история культуры Древности, Средних веков и Возрождения. Автором программы «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения (6/7 - 8/9 классы)» стал , доцент кафедры обществоведческих дисциплин, кандидат педагогических наук. В 1994 году данная программа была опубликована вместе с программой «Мировая художественная культура: 9-11 классы» и допущена к преподаванию в общеобразовательных школах. Программа рассчитана на три года обучения и состоит из семи разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. «Педагогической целью данной программы является приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нем через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер)». Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6-9 кл. Автор программы – . – М.: ВЛАДОС, 2001. ("3") Обосновывая структуру и содержание программы, подчеркивает, что в школьном процессе обучения мировая художественная культура занимает особое положение. С предметами «литература», «музыка», «ИЗО» МХК объединяют общие цели: нравственно-эстетическое и духовное воспитание, воспитание художественного вкуса, знание художественной культуры, приобщение к общечеловеческим и национальным художественным ценностям, развитие широкого, целостного мышления. Курс истории (программа под руководством , ) является базисным для МХК и выстраивается параллельно с ним, что позволяет решить проблему интеграции предметов с сохранением самостоятельности каждого курса. Однако начинать изучение МХК автор рекомендует не с 5, а с 6 класса, так как учащиеся более подготовлены к восприятию предмета. Характеризуя новизну данной программы, можно сказать что Кошмина далеко не отходила от традиций, созданных Лией Михайловной, и отметим, что русской художественной культуре уделяется примерно половина объема курса. В этой программе предполагается вариативность программы и самостоятельность педагога в выборе конкретных произведений. Авторская программа по мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы. Сохраняя преемственность с примерной программой, предлагает свой подход к раскрытию содержания и последовательности изучения тем и разделов предмета. Итак, из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что история образования курса МХК была очень насыщенная, и родоначальником программы по курсу МХК была, но так же много было продолжателей традиции Лии Михайловны, например, и кто-то вводил свои новые методики, но основывались прежде всего на программу Л. М Предтеченской. §1.2. Художественно-педагогический метод и его принципы Педагогика искусства, или художественная педагогика, оформилась в самостоятельную область совсем недавно, хотя ее методологические основы заложены на заре ХIХ в. классической немецкой философией. Искусство с тех пор и навсегда определяется как некоторая зона свободы действий и мнений – свободы в рамках социального детерминизма. Законы общей педагогики органично сочетаются со специфическими методами педагогики искусства. Обратимся к одному из методов педагогики искусства – методу художественно-педагогической драматургии. Необходимость подобного обращения связана не с желанием теоретизировать, а с буднями методической работы, – с тем, что и слушатели курсов повышения квалификации, и учителя, предлагающие открытые уроки искусства, в большинстве своем не понимают специфики данного метода. В основе метода художественно-педагогической драматургии лежит идея Л.М. Предтеченской об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства. Это метод, соединяющий в себе законы развития действия в искусстве (прежде всего в драматургии) и законы построения школьного урока, что способствует композиционному решению урока МХК как единого художественно-педагогическое целого. Казалось бы, не так уж сложно, однако именно этот метод становится камнем преткновения не только для начинающих, но и для вполне опытных педагогов. Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках - этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата - целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл. [8; 54]. Художественное восприятие, сопереживание - сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну - на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении - историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока МХК, определяющих его пафос и доносящих его до учеников - литературные и музыкальные эпиграфы, а также другие виды использования на уроке, посвященном какому-либо одному виду искусства, произведений других искусств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
432 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg