Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Сотрудничество общеобразовательной организации и семьи.

irina_krut2020 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Актуальность данного исследования заключается в том, что только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Научная проблема: каковы педагогические условия сотрудничества общеобразовательной организации и семьи. Объект исследования: сотрудничество общеобразовательной организации и семьи. Предмет исследования: процесс сотрудничества общеобразовательной организации и семьи. Цель исследования: изучить и провести исследование сотрудничества общеобразовательной организации и семьи. Гипотеза: сотрудничество общеобразовательной организации и семьи будет эффективнее: ? если нетрадиционные формы взаимодействия общеобразовательной организации и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными; ? если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей. Для достижения поставленной цели применялись следующие задачи: 1. Рассмотреть взаимодействие общеобразовательной организации и семьи как целостный педагогический процесс. 2. Выделить методические рекомендации о взаимодействии образовательной организации с семьей 3. Провести экспериментальную работу по выявлению уровня сотрудничества общеобразовательной организации и семьи. 4. Проанализировать работу учителя по сотрудничеству общеобразовательной организации и семьи. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов исследования: ? теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы); ? эмпирические (наблюдение, качественная и количественная обработка результатов эксперимента). База эксперимента: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение

Одна из главных задач педагогов современной общеобразовательной организации является сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьей – планирование и реализация деятельности в рамках совместных мероприятий родителей, детей и педагогов. К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к общеобразовательной организации родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития ребенка. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Эффективность взаимодействия родителей и работников образовательной организации зависит от особенностей их поведения, от выбираемой ими стратегии поведения как субъектов взаимодействия.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретические основы сотрудничества общеобразовательной организации и семьи……………………………………………………… 5 1.1. Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи как целостный педагогический процесс…………………………………… 5 1.2. Методические рекомендации о взаимодействии образовательной организации с семьей…………………………………………………… 10 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по сотрудничеству общеобразовательной организации и семьи………………………….. 15 2.1. Методы исследования по проблеме………………………… 15 2.2. Из опыта работы школы по сотрудничеству общеобразовательной организации и семьи…………………………........................................... 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 24 ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................
Список литературы

1. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника/ Е.П. Арнаутова. – М.: Педагогика, 2003. – 196 с. 2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьей/ Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2002. – №4. – 66 с. 3. Байбородова, Л.В. Взаимодействие школы и семьи/ Л.В. Байбородова. – М.: Академия развития, 2009. – 224 с. 4. Белоногова, Г. Педагогические знания – родителям/ Г. Белоногова, Л. Хитрова// Дошкольное воспитание. – 2003. – №1. – С. 82-92. 5. Березина, В.А, Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча/ В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.: Каро, 2005 . – 163 с. 6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 2001. – 296 с. 7. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003. – 152 с. 8. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания/ Б.З. Вульфов//Педагогика. – 2002. – № 5/6. – С.45-49. 9. Гладкова, Ю.А. О роли отца в семейном воспитания. [Текст]: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/ Ю.А. Гладкова, Н.М. Баринова // Воспитание. – 2011. – № 8. – С. 12-14. 10. Григорьева, Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева, Л. Козлова// Дошкольное воспитание. – 2006. – №9. – С. 23-31. 11. Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. [Текст]/Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. 12. Дорохина, Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей/ Н.А. Дорохина//Ребенок в детском саду. – 2003. – №6. – С.27. 13. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника/ Е.С. Евдокимова. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 96с. 14. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : пособие для практических работников/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 129 с. 15. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений/ С.В.Ковалев. –М.: Просвещение, 2003. – 206 с. 16. Ковашкина, О.Д. Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка/ О.Д. Ковашкина// Начальная школа. – 1995. – № 12. – С. 2-5. 17. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе/ В.М. Лизинский. – М.: Центр Педагогический поиск, 2002. – 122 с. 18. Макаренко, А.С. Собрание сочинений/ А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2000. – 185 с. 19. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети/ Т.И.Маленкова. – М.: Сфера, 2004. – 223с. 20. Никитин, Б.П., Мы и наши дети/ Б.П.Никитин, Л.А.Никитина. – М.: Альфа, 2002. – 223с. 21. Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями/ Е. Рылеева// Дошкольное воспитание. – 2004. – №11. – С.57. 22. Спиваковская, А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви)/А.С.Спиваковская. – М.: Педагогика, 2006. – 160 с. 23. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека/ В.А. Сухомлинский. – Минск: Народная газета, 2008. – 162 с. 24. Фридман, Л.М. Психология воспитания/ Л.М.Фридман. – М.: Просвещение, 2000. – 203 с. 25. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка/ Г.Т.Хоментаус. – М.: Проспект, 2003. – 322 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы сотрудничества общеобразовательной организации и семьи 1.1. Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи как целостный педагогический процесс Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании». Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и образовательного учреждения (дошкольного образовательного учреждения, школы). Сотрудничество семьи и образовательного учреждения становится все более актуальным и востребованным [12]. Сегодня педагог осуществляет взаимодействие с семьей в новых, принципиально изменившихся условиях. Изменилась семья как педагогическая система: ее ценности (их аморфность, плюрализм, иногда – антагонистичность, возможно – асоциальность), социокультурная среда (наличие множества негативных факторов, влияющих на развитие личности), родители (резкое отличие социальных статусов, занятость, социальная депрессия, тревожность, растерянность, часто – пренебрежение воспитательной функцией), дети (акселерация, вынужденное раннее взросление, многоуровневая дезадаптация). Современный педагог должен учитывать всю совокупность факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на образование, развитие, формирование личности ребенка [5]. Сегодня под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией, специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия. Целью взаимодействия школы и семьи является интеграция родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе. Данная цель обусловливает постановку и решение следующих задач взаимодействия [24]: 1) Выработка системы мероприятий по созданию условий для взаимодействия образовательного учреждения и семьи. 2) Разработка механизма, позволяющего выстраивать отношения с родителями воспитанников, и активное включение всех участников образовательного процесса в обсуждение и выполнение действий при принятии решений на различных этапах взаимодействия. 3) Формирование иерархической структуры контроля качества взаимодействия образовательного учреждения и семьи и определение критерия результативности взаимодействия. 4) Партнерское общение на основе признания и принятия ценности личности каждого субъекта взаимодействия, его мнения, интересов, особенностей. В практике образовательного учреждения рекомендуется использовать массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия образовательного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Педагогическая культура родителей включает в себя: знания по психологии, медицине, праву; педагогические знания и умения, компетентность в вопросах общения, осведомленность относительно программ и методик воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности за воспитание, их педагогические убеждения. Система педагогического просвещения призвана помочь родителям познать их роль, характер отношений с детьми, а уж потом обучаться конкретным приемам. Это хорошо понимали А. С. Макаренко [18] и В. А. Сухомлинский [23]. Последний создал целую систему обучения родителей всех возрастов. Родители учатся чувствовать и выражать безусловную любовь к ребенку. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – отмечал В. А. Сухомлинский [23]. Иначе говоря, следует любить и поддерживать ребенка, несмотря на его плохие поступки, неудачи. Рекомендуется также проявлять «пристальное внимание» к ребенку, то есть интересоваться им всегда, а не только в случаях проступков и правонарушений; овладеть методикой высказывания; активного слушания и другим приемам общения, которые стимулируют самопознание ребенка, его способность к совершенствованию нравственного выбора, принятию решений и одновременно ответственности за них. В качестве условий формирования оптимальной стратегии взаимодействия и сотрудничества семьи и образовательного учреждения, выбора эффективных методов и приемов работы с родителями в настоящее время можно выделить следующие [1]: ? четкая стратегия взаимодействия, постановка целей, направленных на решение общих проблем; ? повышение качества взаимодействия образовательного учреждения и семьи за счет усиления руководящей роли педагога в этом процессе; владение педагогами современными средствами и методами обучения родителей; ? обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников; ? централизованное административное управление качеством взаимодействия образовательного учреждения и семьи, заключающееся, прежде всего, в регламентации педагогической деятельности педагогов и родителей, повышении квалификации субъектов и объектов управления этим процессом; ? единство задач и содержания воспитательной работы образовательного учреждения и семьи, преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей, в целях успешной социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи; ? планирование педагогами в календарных планах различных форм общения с родителями (семинаров, лекций, консультаций, родительских клубов по интересам, родительского всеобуча и другое); ? установка постоянного, двустороннего информационного контакта между участниками взаимодействия и руководителями этим процессом; ? наличие необходимого программного, методического и информационного обеспечения взаимодействия образовательного учреждения и семьи: соответствующие программы, методические пособия и разработки, подбор материалов в помощь педагогам (памятки, вопросники, лучший опыт семейного воспитания), наличие документации (протоколы собраний, консультации и другое), раскрывающей работу педагогов с родителями. При этом важно учесть, что даже самая лучшая программа не сможет дать полноценного результата, если она не решается совместно с семьей, если в образовательном учреждении не создано детско-взрослое сообщество «дети – родители – педагоги», для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. При этом вопросы создания детско-взрослого сообщества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации самих педагогов, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет отношение семьи к образовательному учреждению, педагогам и их требованиям; ? формирование положительного отношения к взаимодействию участников; пропаганда целей, задач, содержания и методов семейного воспитания. Как было отмечено ранее, родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Здесь могут сказать профессиональную помощь специалисты-педагоги образовательных учреждений. При работе с родителями необходимо обеспечить [16]: 1. сформированность у родителей воспитанников установки на сотрудничество через знакомство их с результатами диагностики потенциалов развития их детей; 2. согласованность представлений родителей и педагогов о задачах развития, воспитания и обучения детей в образовательном учреждении и семье в процессе проведения проблемных семинаров; 3. постановку специфических проблем педагогического сотрудничества с дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных и групповых консультаций; 4. обучение родителей и педагогов функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных форм и методов общения; 5. развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов. Все это поможет в сложном современном мире выработать стратегию взаимодействия образовательного учреждения и семьи; определить тактические действия в решении данного вопроса: понимание того, что необходимо учиться не работать с семьей, а понимать семью, причем семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это самое важное направление в деятельности любого образовательного учреждения. И без этого понимания невозможно говорить о взаимодействии образовательного учреждения и семьи [8]. Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и поможет взрослым понять индивидуальные особенности детей. 1.2. Методические рекомендации о взаимодействии образовательной организации с семьей Основными направлениями организации работы образовательного учреждения с семьей являются [9]: 1. Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.). 2. Организация диагностической работы по изучению семей. 3. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей. 4. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. 5. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся (воспитанников). 6. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания. 7. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. 8. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков. 9. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета. 10. Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса). 11. Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.). В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через [6]: ? приобщение родителей к педагогическому процессу; ? неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка; ? информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой; ? объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка; эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; ? проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; ? уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через [22]: 1. разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; 2. семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы; 3. систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.); 4. традиционные встречи многодетных семей; 5. благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды; 6. встречи опекунов детей, оставшихся без родителей; 7. семейные клубы и мастерские. Выделены основные формы взаимодействия педагогов и родителей: Родительское собрание (в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др). На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. В основе – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной [2]. Организация встреч с отцами детей в форме конференций – размышлений. Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы обучающихся). Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием [17]. Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы. Родительский актив, родительский комитет – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др. [3]. Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. Проведение семейных праздников и фестивалей: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п. [20]. Таким образом, работа с родителями планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому необходимо начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводить анкетирования, личные беседы. Они помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по сотрудничеству общеобразовательной организации и семьи 2.1. Методы исследования по проблеме Экспериментальная работа по выявлению уровня сотрудничества общеобразовательной организации и семьи проводилась на базе «Бориспольской начальной общеобразовательной школы» с учащимися 2 класса. Цель данного этапа исследования – выявить условия сотрудничества общеобразовательной организации и семьи. Для успешного выявления наиболее эффективных форм работы мы провели анкетирование (Приложение А). Помимо анкетирования, педагогом группы составлялся социальный паспорт группы, где отмечалась социальная составляющая каждой семьи, социальное благополучие, данные о родителях. Результат работы показал низкий процент значимости сотрудничества родителей с общеобразовательной организаций. Из 15 возможных приняли участие только 5 родителей. Анализ определил дальнейшую задачу работы: добиться четкого понимания родителей о значении сотрудничества с образовательным учреждением. По результатам анкетирования можно понять, что родителям не хватает педагогического опыта. Для обмена опытом воспитателей и родителей необходимо проводить беседы, деловые игры, вечера вопросов и ответов и другие формы сотрудничества. Педагогам, была предложена следующая диагностика: «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (Приложение Б), для выявления готовности педагогов к использованию активных форм взаимодействия с родителями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 54 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
250 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
408 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg