Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Проблемы и перспективы развития ЕЭП в ЕАЭС?

irina_krut2020 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Целью данной работы, является рассмотрение и анализ проблем функционирования ЕЭП ЕАЭС, обозначение возможных путей преодоления существующих проблем и определение перспективы дальнейшего развития единого экономического пространства. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: - охарактеризовать процесс становления ЕЭП на территории ЕАЭС; - исследовать нормативно-правовое регулирование функционирования единого экономического пространства; - проанализировать нормативно-правовое регулирование деятельности ЕАЭС и ЕЭП на современном этапе; - охарактеризовать таможенные процедуры, осуществляемые на территории ЕЭП; - сформулировать направления решения проблем функционирования единого экономического пространства; - рассмотреть возможные перспективы развития ЕАЭС и ЕЭП. Объект исследования - совокупность правоотношений, складывающиеся в процессе функционирования единого экономического пространства. Предмет исследования - единое экономическое пространство и его составляющие. В ходе написания работы были использованы следующие методы: теоретический, аналитический, исторического анализа, сравнительный и др. Методологической базой исследования явились норамативно-правовая база РФ и ЕАЭС, а так же работы авторов Фисунова С.Н., Каширкиной А.А., Морозова А.Н, Краснова Л.В, Бекяшева К.А, Быченкова А.Б, Сукиасяна А.А Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

В современном мире многие государства мира активно вырабатывают взаимовыгодные планы развития процесса интеграции, включающие как создание новых центров политического и экономического влияния, так и модели регионального взаимодействия и сотрудничества. Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь значимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже успешные в экономическом плане государства избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики. Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. В основе Европейского союза, достигшего высокого уровня политической и экономической интеграции, лежит таможенный союз. Именно образование в соответствии с Парижским и Римским договорами таможенного союза ЕЭС стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Этот процесс был нелишен разногласий, но политическая воля, поиск компромиссов, общие экономические цели гарантировали в итоге успешное завершение. Не исключение и Евразийский экономический союз России, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Создание этого союза выступает как знаковое событие, способное изменить негативные тренды развития экономического сотрудничества постсоветских стран. Попытки создания Таможенного союза на территории бывших государств СССР берут свое начало в 1993 году, когда в рамках Содружества независимых государств был подписан Договор «О создании Экономического союза» как интеграционного объединения. А позднее, в 1995 г. было заключено соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии . Данное интеграционное объединение просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество. При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Этот документ подразумевал также создание Таможенного союза государств-членов. Но в 90-х годах Таможенный союз не был учрежден. Принятые законодательные акты не были воплощены в жизнь, причиной чему стала неготовность определенных стран поделиться полнотой власти и передать часть полномочий наднациональным структурам. Современный Евразийский экономический союз, в который входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Республика Киргизстан начал работу с 1 января 2015 г., когда вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза. Благодаря членству, каждой из стран предоставляются такие преимущества, как применение единых ставок ввозных таможенных пошлин по отношению к третьим странам, и как следствие, беспрепятственное обращение товаров на единой таможенной территории; унификация ограничительных мер, а также сокращение административных барьеров в торговле; применение системы единого таможенного администрирования; сокращение технических барьеров в области санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля, что тем самым ускоряет оборот товаров, подлежащих такому контролю. Ранее, 1 января 2012 г. стартовало Единое экономическое пространство, представляющее собой единый рынок со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведением согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики. Участниками ЕЭП изначально были Россия, Беларусь и Казахстан, в последствии к ним добавились Армения и Киргизия, которые, как и Россия, являются членами ВТО. Главными проблемами формирования единого экономического пространства являются авторитарные режимы правления в Республике Беларусь и Республике Казахстан . Также немаловажен тот факт, что Беларусь и Казахстан не являются участниками ВТО. Дело в том, что в экономике Беларуси, как и Казахстана, составляет более 85%, весь крупный бизнес работает под контролем президентских структур, экономика руководится постсоветскими административными методами. Переход на четыре свободы перемещения товаров, труда, услуг и капитала в рамках ЕЭП грозит белорусской экономике реформаторским шоком, следствием которого может оказаться смена политическую власть в республике . Так же, в условиях динамично изменяющейся обстановки в мировой экономике, существует ряд обстоятельств, которые вызывают опасения за дальнейшее развитие ЕЭП. К ним относятся комплекс вопросов, который связан со Всемирной торговой организацией, противоречия в национальных интересах стран-участниц (интересы Российской Федерации (обозначенные в Стратегии развития таможенных органов до 2020 г.). Помимо этого, важным вопросом является возможность дальнейшего развития интеграции с другими странами. На основание вышеизложенного считаем данную тему актуальной.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА......................................................7 1.1 История становления единого экономического пространства на территории Таможенного Союза………………………………………………7 1.2 Нормативно-правовое регулирование функционирования единого экономического пространства ……………….…………………………………15 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ЕАЭС...........................................................................................25 2.1 Характеристика таможенных процедур, осуществляемых в пределах единого экономического пространства……………….…………………….….25 2.2 Основы международной торговли между членами ЕАЭС на территории единого экономического пространства……………………………………….31 ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС…………………………………………………….37 3.1 Актуальные проблем функционирования единого экономического пространства ЕАЭС с учетом международного опыта……………………….37 3.2 Перспективы развития единого экономического пространства ЕАЭС….42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………54 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….58
Список литературы

а) нормативные правовые акты 1.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года) от 01.01.2018 / http://www.cоnsultant.ru 2. Договор О Таможенном кодексе Евразийского экономического Союза от 11.04.2017 / http://www.consultant.ru 3. Договор «О Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014(ред. от 08.05.2015) / http://www.consultant.ru 4. Договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом Пространстве» от 26.02.1999 (ред. от 10.10.2014) / http://www.consultant.ru 5. Договор, учреждающий Европейское сообщество от 25.04.1957 г.(ред. от 26.02.2001) / http://www.consultant.ru 6. Договор «О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе» от 23.12.2014 года (ред. от 02.03.2015) / http://www.consultant.ru 7. Договор «О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе» от 10.10.2014 года (ред. от 11.04.2017) / http://www.cоnsultant.ru б) учебная и научная литература 8. Бекяшев К.А. Правовой статус Евразийской экономической комиссии / Lex russica. 2016 год - 142 с. 9. Бородин К.Г. Строков А.С. Гончаров В.Д. Иванова С.В. Рау В.В. 10. Таможенный Союз: общие и аграрные аспекты интеграции / ВИАПИ им. А.А. Никонова Москва. 2015 год - 742 с. 11. Быченков А.Б. Некоторые правовые предпосылки создания Таможенного союза / Юрайд. 2015 год - 213 с. 12. Глинкина С.Т. Модернизация в странах российского пояса соседства / Нестор-История 2015 год - 280 с. 13. Григорьев Л.М. Экономика переходных процессов / Издательский дом МУМск. 2016 год - 528 с. 14. Громыко А.А. М.Г. Носов М.Г. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность / Издательство «Весь Мир». 2016 год - 330 с. 15. Евразийская Экономическая Комиссия Евразийский экономический союз в цифрах. Краткий статистический сборник / Москва. 2017 год - 204 с. 16. Емельянова Н.Н. Россия и Евросоюз. Соперничество и партнерство / Юрайт 2016 год - 168 с. 17. Заблоцкий Р.А. Проблемы интеграции стран СНГ / Лаборатория книги. 2016 год - 118 с. 18. Зыков Т.Е. Что России даст Единое экономическое пространство? / Onebook. 2015 год. - 99 с. 19. Истомин С.А. Булавин С.С. Моравек Я.К. Бражников М.Ю. Мухаметзянова Г. Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества / Директ-Медиа. 2016 год - 405 с. 20. Каширкина А.А. Международно-правовые модели Европейского союза и Таможенного союза: сравнительный анализ / ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2015 год. - 368 с. 21. Кофнер Ю.Ю. ЕАЭС в глобальной экономике и направления интеграции в Большой Евразии / Москва. 2017 год - 143 с. 22. Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе / СпБ-Пресс. 2016 год - 280 с. 23. Кудров В.Е. Международные экономические сопоставления и проблемы инновационного развития / ЮСТИЦИНФОРМ. 2017 год - 616 с. 24. Матвеева Т.А. Развитие таможенного права в условиях становления интеграционных объединений в рамках ЕАЭС / ЮРАЙТ. 2016 год - 176 с. 25. Маховикова Г.В. Павлова Е.Е. Таможенное дело. Учебник /ЮРАЙТ. 2016 год - 212 с. 26. Мельников А. А. Внешнеэкономическая политика государства: учебное пособие / Евразийский открытый институт. 2017 год - 408 с. 27. Морозов А.Н. Внешняя торговля государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства / Onebook. 2015 год. - 155 с. 28. Немкович А.В. Анализ развития экономической интеграции стран участниц евразийского экономического союза (ЕАЭС) / Юрайд. 2017 год. - 304 с. 29. Родыгина Н.Ю. Фисунов С.Н. Шапор М.А. Аналитика деятельности стран ЕАЭС с учетом современных реалий развития / Palmarium Academic Publishing. 2017 год. 274 с. 30. Руденко Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник / Юрайт. 2015 год – 347 с. 31. Содномова С.К. История таможенного дела и таможенной политики. Курс лекций / Директ-Медиа. 2017 год - 275 с. 32. Сукиасян А.А. Проблемы и перспективы экономических отношений на пространстве ЕАЭС / НИЦ АЭТЕРНА. 2018 год - 191 с. 33. Трошкина Т.Н. Белькова А.А. Денисова А.Ю. Енадарова М.Г. Кадрия Дж.К. Назаренкова А.Д. Петрик А.С. Попова И.М. Вопросы таможенно-правового регулирования в ЕАЭС: противоречия повседневности и условности частностей / ИППИ, 2016 год - 817 с. 34. Франк С.Т. Предпринимательство без границ / Олимп-Бизнес. 2015 год - 270 с. 35. Чернявский А.Г. Таможенное право : учебник - 2-е изд., перераб. И доп. / ЮСТИЦИЯ. 2016 год - 314 с. в) источники интернет 36. Официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии /http://www.eurasiancommission.org 37. Проблемы и перспективы расширения ЕАЭС / http://svom.info/entry/676-problemy-i-perspektivy-rasshireniya-eaes/ 38. Перспективы ЕАЭС: вместо Большой Евразии появится Большая Азия / https://www.gazeta.ru/business/2018/02/08/11642143.shtml 39. ЕАЭС к 2025: перспективы развития / https://interaffairs.ru/news/show/18300 40. Эксперт оценил перспективы нового таможенного кодекса ЕАЭС / https://ria.ru/economy/20180101/1512061859.html 41. Саммит ЕАЭС в Сочи: новые перспективы развития организации / https://riss.ru/analitycs/44447/ 42. Перспективы развития ЕАЭС в условиях глобальных трендов и вызовов / http://eurasian-studies.org/archives/2093 43. Формирование единого экономического пространства стран СНГ: проблемы и перспективы / https://articlekz.com/article/11208 44. ЕАЭС: достижения и проблемы / https://mir24.tv/news/16271917/eaes-dostizheniya-i-problemy 45. ЕАЭС: проблемы и тенденции / https://www.geopolitica.ru/769-eaes problemy-i-tendencii.html
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 1.1 История становления единого экономического пространства на территории Таможенного Союза Процессы интеграции на евразийском пространстве имеют более чем двадцатилетнюю историю. После распада СССР в 1991 г. образованные государства предприняли попытку спасти имеющиеся связи, существовавшие десятками лет. Как итог, решение о создании СНГ было подписано главами Российской Федерации (РСФСР), Республики Беларусь и Республики Украины 8 декабря 1991 года в Минске в трех экземплярах, на русском, белорусском и украинском языках. В последующем, к СНГ присоединились несколько бывших республик СССР, кроме прибалтийских стран. По оценкам Ю.В. Шишкова и В.Р. Евстигнеева, в конце 80-х гг. взаимозависимость союзных республик была существенно выше, чем у стран-членов Евросоюза в это же время . Исходным фактором, подталкивающим государства СНГ к интеграции, стал их ресурсный потенциал. Обладая примерно 1/6 частью суши земного шара, страны-участницы имели стратегически необходимую долю мировых ресурсов, создавших основу развития для экономики. Энергетической базой государств СНГ была нефтегазовая промышленность России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, а также угольная промышленность России, Казахстана и Украины. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность была сконцентрирована в основном в России и Беларуси . Узкая специализация и ослабленные связи с мировым рынком обусловили в каждом из государств высокую долю продукции, производимой для других союзных республик и получаемой из них. Особенностью интеграционных процессов на постсоветском пространстве является лидирующее положение России. Исторически сложилось, что центром объединения всегда являются наиболее экономически сильные потенциальные участники (в начале XX века такими странами были Франция, Бельгия, Польша), которые становятся ядром объединения. Предприниматели «страны-ядра» в таких случаях всегда рассчитывают укрепить свои позиции на рынке партнера (рынки более мелких государств или обособленных таможенных территорий) в условиях взаимной либерализации товарооборота . Крайне важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместных, единых и целостных инфраструктур (энергетической, транспортной, коммуникационной систем). Нарушение единства этих инфраструктур означало для каждого из государств на постсоветском пространстве невозможность эффективной эксплуатации . Начиная с 1991 года можно выделить 4 ступени на пути к созданию таможенного союза в его настоящем понимании. Таможенный союз, образованный в рамках Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г., является не первым интеграционным объединением с подобным названием на территории бывшего СССР. Таким образом, первые предпосылки к формированию Таможенного союза появились в марте 1992 г., когда в Москве в целях сохранения и укрепления единого экономического пространства СНГ, государствами было заключено Соглашение о принципах таможенной политики, в котором государства (страны СНГ) договорились о создании: - Таможенного союза; - общей таможенной территории. Укрепление процессов интеграции на постсоветском пространстве было закреплено подписанным в Москве Договором «О создании Экономического союза» от 24 сентября 1993 года Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Узбекистаном. Сторонами был принят порядок осуществления поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через: - межгосударственную ассоциацию свободной торговли; - Таможенный союз; - общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; - валютный союз. Однако данный договор был формальным документом, выражающим скорее намерения, чем четкий план действий. Положения договора были оторваны от внутренних процессов развития экономик стран и хода реформ в государствах-членах союза, положения не были подкреплены внутренним законодательством Сторон. В апреле 1994 г. было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности при объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации». Как результат трехлетней работы над законодательной базой, 6 января 1995 г. в Минске было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Содержавшее часть Протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Подтвердив ранее достигнутые договоренности по вопросам транзита и условиям сохранения военных объектов Российской Федерации на территории Республики Беларусь, стороны договорились о: - введении с 1 января 1995 г. режима свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полном объеме без изъятий и ограничений; - прекращении действия Протокола об изъятиях к Соглашению от 22 января 1993 г . Анализируя указанные выше положения договорного характера, мы можем сказать, что «первый» Таможенный союз, имевший характер двустороннего объединения, был сопряжен по большей части с политическими и военно-стратегическими факторами. В января 1995 г. было заключено Соглашение о Таможенном союзе, участниками которого стали уже три государства: Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Позднее к данному Соглашению присоединились Кыргызская Республика и Республика Таджикистан. Рассматриваемый «второй» Таможенный союз имеет существенные отличия от «первого» союза. Во-первых, на действие данного Соглашения о Таможенном союзе в отношении других государств-участников не распространялось действие Протокола о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. Во-вторых, данное Соглашение допускало определенные ограничения таможенного пространства в рамках Таможенного союза: согласно ст. 5 Соглашения, оно не затрагивало права любой Договаривающейся Стороны на принятие в соответствии с международным правом и ее внутренним законодательством мер, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, культурно-исторического наследия своих народов, охраны редких животных и растений. Для дальнейшей интеграции на постсоветском пространстве, 29 марта 1996 г. был подписан договор между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской республикой «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». В феврале 1999 года государствами-участниками двух предыдущих Таможенных союзов был заключен договор «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», предусматривавший создание Единого экономического пространства и единой таможенной территории с режимом свободной торговли. При этом данный порядок не распространялся на торговлю вооружением и иной продукцией военного назначения. В отличие от предыдущих, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве помимо положений о декларировании предусматривал специальные правовые механизмы по созданию единого экономического пространства и регулированию внешней торговли товарами . Предусмотренный данным Договором Таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения включал в себя: а) единую таможенную территорию; б) общий таможенный тариф; в) режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле; г) упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах; д) однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве; е) органы управления; ж) единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов. К положительным аспектам данного Договора можно отнести, что он предусматривал базовый перечень мер по унификации и гармонизации законодательств государств-участников: координация деятельности по подготовке проектов законодательных актов, заключение международных договоров, принятие соответствующих решений Межгосударственным советом либо Советом глав правительств и др. Таким образом, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. был наиболее удачным как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения возможностей для правовой реализации положений, закрепленных в международном договоре . Однако данный Таможенный союз спустя еще несколько лет подвергся трансформации, выразившейся в принятии очередного договора о Таможенном союзе (Договор «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» от 6 октября 2007 г.). Важным аспектом, способствовавшим проведению евразийской интеграции, стало создание в 2000 году международной организации - «Евразийского экономического сообщества» (далее - ЕврАзЭС или Сообщество). Целью создания ЕврАзЭС обозначалось эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. После его образования интеграция государств - участников данного межгосударственного объединения вновь сделала «виток» в форме образования четвертого по счету, Таможенного союза: 6 октября 2007 г. Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан был подписан Договор «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза», а также Договор «О Комиссии таможенного союза» . Для координирования действий государств - участников Договора в этой области была создана Комиссия Таможенного союза, наделенная наднациональными полномочиями. Логическим развитием процессов интеграции в рамках Таможенного союза стало подписание 18 ноября 2011 г. Договора «О Евразийской экономической комиссии», которую государства-члены наделили более обширными полномочиями, нежели была наделена Комиссия Таможенного союза . Единое экономическое пространство стартовало 1 января 2012 г. Единое экономическое пространство (ЕЭП) - это единый рынок со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведением согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой и таможенной политики. Евразийская экономическая комиссия - постоянно действующий регулирующий орган не только Таможенного союза, но и Единого экономического пространства. Основная задача Комиссии - обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках данных интеграционных объединений. Основу ЕЭП составили 17 базовых соглашений, но для полноценного функционирования до конца 2015 г. приняли еще около 50 международных договоров и иных документов в развитие базовых соглашений. Согласно Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 г., ЕЭП обеспечит свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Как отметил В.В. Путин: «Строительство Таможенного союза и ЕЭП закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана» . Итак, таможенное объединение проходило «этапы», начиная с Таможенного союза 6 января 1995 г. и заканчивая Таможенным союзом 2007 г. Четыре Таможенных союза ставили практически идентичные задачи, имея для этого различную по степени проработанности, но хорошую международно-правовую базу для реализации интеграции и построения реального единого таможенного пространства . Анализ международных нормативно-правовых актов, показывает, что в них были выбраны и использованы различные модели интеграции в вопросах построения единого таможенного пространства. Заключались акты, обязательные для государств-участников, как Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества от 18 июня 2004 г., решения Комиссии Таможенного союза, Таможенный кодекс Таможенного союза, Договор о Евразийской экономической комиссии и т.д. Таким образом, как указывает в своих работах Краснов А.В., создание таможенных союзов - сложное торгово-политическое мероприятие, требующее экономических (одинаковый, высокий уровень развития хозяйств; взаимодополняемость структур; стабильность взаимного товарооборота и др.) и политических предпосылок (готовность правящих кругов частично жертвовать суверенитетом; объединение в целях политической защиты от других стран или их групп). Проанализировав вышеизложенное мы можем сделать вывод: Формирование Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан основывалось на общих для всех стран предпосылках. А именно: - совместный ресурсный потенциал; - совместная энергетическая база; - глубокая отраслевая специализация; - слабые связи с внешними рынками; - единая инфраструктура (транспортная, экономическая и др.). Каждый из Таможенных союзов ставил перед собой идентичные задачи, опираясь на систему международно-правовую нормативную базу. Государства - участники Таможенного союза ведут согласованную деятельность по созданию Таможенного союза, принимая решения единым блоком с 1995 г. В дальнейшем, в целях создания Евразийского экономического союза, в основу функционирования Единого экономического пространства должны быть положены следующие составляющие: - общая политика экономической безопасности; - скоординированная внешнеэкономическая политика государств-членов; - общие правовые основы; - сотрудничество в гуманитарной сфере. 1.2 Нормативно-правовое регулирование функционирования Единого экономического пространства Создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стало мощным импульсом совершенствования таможенного права стран-членов Таможенного союза. В правовой системе РФ объединение трех государств постсоветского пространства сделало данную отрасль права совершенно уникальным явлением. Это явилось базой для нормативно-правового регулирования функционирования единого экономического пространства в ЕАЭС. Уже на тот момент, таможенное право РФ не могло называться только отраслью российского права, оно стало симбиозом норм международного права и национального. Ни одна из других отраслей российского права не имеет в качестве главнейших источников, обладающих прямым действием и приоритетом для норм российского законодательства, актов наднациональных органов . Сейчас же, в предмет таможенного права РФ и ЕАЭС входят три блока отношений: - правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, регулируемые в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС; - отношения в области таможенного дела в Российской Федерации, регулируемые таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле; - правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации, регулируемые иными правовыми актами РФ в области таможенного дела: Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти . Понятие таможенного законодательства Евразийского экономического союза раскрывается в статье 5 ТК ЕАЭС. Таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой трехуровневую систему нормативно-правовых актов. Таможенное дело неразрывно связано с международными контактами. Современная тенденция развития таможенного администрирования - стремление к всеобщей стандартизации и унификации норм, регламентирующим международную торговлю вообще и таможенное дело в частности. В связи с этим узловой является роль международно-правовых актов в системе таможенного регулирования. Согласно ст. 15 Конституции РФ и ст. 4 Закона «О таможенном регулировании» от 27.11.2010 года акты международного права имеют приоритет над актами национального законодательства. В рамках Евразийского экономического союза и Единого экономического пространства акты международного права занимают ведущую роль в системе источников таможенного права. Таким образом, в системе таможенного законодательства ЕАЭС, согласно ст. 1 Договора «О Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» от 11 апреля 2011 года, актом, обладающим высшей юридической силой, является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Норма, закрепляющая главенство ТК ЕАЭС среди источников таможенного права Евразийского экономического союза, содержится в ст. 1 Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического. Российская Федерация ратифицировала Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза Федеральным законом от 11 ноября 2017 года № 317-ФЗ. На Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было принято решение о синхронизации процедур ратификации Таможенного кодекса ЕАЭС, что и позволило ему вступить в действие с 1 января 2018 года во всех пяти странах-участницах ЕАЭС. Таможенный кодекс - основной правовой источник таможенного регулирования в границах Евразийского экономического союза, вокруг которого происходит формирование «союзного» таможенного законодательства. Он определяет основные параметры правового регулирования таможенных отношений в рамках ЕАЭС, а также сам предмет таможенного законодательства и пространственные пределы его действия . По юридической силе уступают Таможенному кодексу международные договоры государств-членов, регулирующие таможенные отношения в Евразийском экономическом союзе, которые составляют второй уровень таможенного законодательства Таможенного союза. Критерием отнесения источников международного таможенного права к актам таможенного законодательства Евразийского экономического союза является предмет регулирования - таможенные отношения в рамках ЕАЭС. Договорная база союза, с помощью которой регулируются таможенные отношения, возникающие при международной торговле товарами, состоит из двух групп международно-правовых актов. Первые два уровня таможенного законодательства (ТК ЕАЭС и международные договоры государств-членов, регулирующие таможенные отношения в Евразийском экономическом союзе) составляют нормативно-правовую базу стратегического управления в ЕАЭС и регулируют наиболее важные отношения по таможенному регулированию. Они утверждаются органом стратегического управления, принимающим наиболее важные решения, относящиеся к созданию и функционированию Евразийского экономиечского союза. До 2015 года это был высший наднациональный орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, с 2015 года - Высший Евразийский экономический совет. По критерию убывания юридической силы следом за международными договорами в системе актов таможенного законодательства расположены решения постоянно действующего наднационального органа союза, которым с февраля 2012 года - Евразийская экономическая комиссия - единый орган Евразийского экономического союза и Единого экономического пространства, осуществляющий регулятивные функции не только в сфере ЕАЭС и единой таможенной политики, но и во всех иных областях экономической политики, составляющих содержание Единого экономического пространства . Комиссия принимает решения, имеющие обязательный характер для государств - членов Евразийского экономического союза, и рекомендации, которые обязательного характера не имеют. В ст. 5 Договора о Евразийской экономической комиссии воспроизводится положение ст. 3 ТК ЕАЭС о том, что решения Комиссии являются составной частью таможенного законодательства и применяются на всей таможенной территории Евразийского экономического союза: «Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу ЕАЭС и ЕЭП и подлежат непосредственному применению на территориях Сторон». Решения Комиссии принимаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийской экономической комиссии, и в порядке, предусмотренном этим Договором и Регламентом Комиссии . Все перечисленные акты таможенного законодательства Евразийского экономического союза действуют на всей таможенной территории ЕАЭС, то есть на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Республики Кыргызстан. А также в границах находящихся за пределами территорий государств - членов Евразийского экономического союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена союза, такое законодательство действует на территории данного государства - члена Евразийского экономического союза . По общему правилу при таможенном регулировании применяются акты таможенного законодательства Евразийского экономического союза, а также законодательные акты государств - членов Евразийского экономического союза в сфере налогообложения и государственного регулирования внешнеторговой деятельности, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. В отдельных случаях может быть предусмотрен иной порядок. Например, в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 120 ТК ЕАЭС). Одним из ключевых моментов правового регулирования таможенных отношений в рамках ЕАЭС является распределение полномочий в таможенной сфере между институтами Евразийского экономического союза и компетентными органами государств - членов ЕАЭС. Принципиально важным становится соотнесение международно-правового (уровень ЕАЭС) и внутригосударственного регулирования таможенных отношений, иными словами - соотнесение юрисдикции Евразийского экономического союза, осуществляемой на территории Евразийского экономического союза, и национальных юрисдикций государств-членов, реализуемых в пределах таможенных территорий России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии . В таможенном кодексе ЕАЭС (п. 2 ст. 1) закреплен один из важнейших принципов таможенного права Евразийского экономического союза, установивший соотношение между международным и национальным уровнями таможенного регулирования в пределах таможенной территории. Таможенное законодательство Евразийского экономического союза обладает по отношению к национальному законодательству о таможенном деле приоритетной юридической силой и распространяет свое действие на все пространство единой таможенной территории Евразийского экономического союза. Национальное законодательство о таможенном деле является производным от таможенного законодательства Евразийского экономического союза и формируется в каждом государстве - члене Евразийского экономического союза в соответствии с Таможенным кодексом и иными актами таможенного законодательства Евразийского экономического союза вокруг национального законодательного акта. В Российской Федерации таким актом является Федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В Республике Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 года № 204-З, в Республике Казахстан - Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан», в Республике Армения Таможенный кодекс республики Армения от 9 августа 2000 года №ЗР-83, в Республике Кыргызстан - Таможенный кодекс Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года N 87. Пространственные пределы действия национального законодательства государств - членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании определяются в соответствующих законах. Преимущества интеграции на базе Евразийского экономического союза дают надежду на дальнейшее развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Республики Кыргызстан как между собой, так и с другими странами. 19 декабря 2011 года на уровне глав государств было принято решение о вступлении в силу с 1 января 2012 г. международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство трех стран (17 соглашений). Они регулируют не только отношения в торгово-экономической сфере, но и миграционные вопросы, управления рынками определенных товаров и услуг, принципов и правил технического регулирования, противодействия нелегальной трудовой миграции из третьих стран, финансовой и валютной политики, принципов и правил конкуренции, охраны и защиты прав интеллектуальной собственности . В условиях присоединения к ВТО принципиальное значение имеет Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства. Данные соглашения на высшем уровне означают завершение создания правовой основы Единого экономического пространства, позволяющей перейти к новому этапу интеграционного строительства трех государств.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg