Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Монополизм в российской экономике: Исторические корни, механизм преодоления.

irina_krut2020 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Монополизация хозяйственных отношений относится к числу центральных проблем функционирования экономики любого государства. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. В своей курсовой работе я рассмотрела историю развития монополизма в нашей стране, ведь чтобы сейчас разобраться в этой проблеме, нужно узнать как и с чего всё начиналось.
Введение

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. С одной стороны, монополии ограничи­вают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональ­ное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу мо­нополий. Продукция монополистических компаний обычно отличается высо­ким качеством, что и позволило им завоевать господствующее по­ложение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эф­фективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведе­ния исследований и разработок. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обес­печении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные откры­тия в технике осуществляются сравнительно небольшими компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы.
Содержание

Введение...................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы монополизма...........................................5 1.1. Сущность монополии............................................................................5 1.2. Виды монополии.................................................................................10 1.3. Значение монополий в Российской экономике плюсы и минусы...15 Глава 2. Рыночная власть в России и за рубежом....................................20 2.1. Методы определения рыночной власти.............................................20 2.2. Положение в современной России.....................................................25 Глава 3. Особенности регулированя в Российской экономике. 3.1. Антимонопольное регулирование в современной России. 3.2 Совершенствование антимонопольной политики в России. Заключение Список использованных источников и литературы
Список литературы

1. Закон РФ от 26.07.2006 №?135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] 2. Закон РФ от 24.06.1992 №?3119?1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [Электронный ресурс] 3. Акт Шермана [Электронный ресурс] 4. Алексеенков С.О., Казиахмедов Г. М., Татаринов А.В. Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России [Текст] 5.Бондарь, А.В. Микроэкономика 6. Князева И.В. Антимонопольная политика в России [Текст] / И.В. Князева — М.: Омега-Л, 2011. 7. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов [Текст] / Р.А. Кучуков. — М.: Экономика, 2010. 8. Мысляева И.Н. Государственное регулирование экономики [Текст] / И.Н. Мысляева. — М.: МГУ, 2010. — 210 с. 9. Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика [Текст]/учебное пособие/С.А.Сосна М., 2013. — с. 27?28 10. Тепляков С.Н. Сравнительный анализ антимонопольной политики Европейского союза и РФ в области картельных соглашений [Текст] / С.Н. Тепляков — М.: Синергия, 2014. 11. Антимонопольная политика государства; [Электронный ресурс] 12. Антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба. Государственная антимонопольная политика / статья: [Электронный ресурс] 13. Выступление М.Е. Фрадкова на коллегии ФАС России, посвященной 15-летию антимонопольных органов России [Электронный ресурс] 14. Ежегодный доклад ФАС РФ [Электронный ресурс] 15. История государства и права зарубежных стран. Законодательство о компаниях, монополиях и ограничительной торговой практике [Электронный ресурс] 16. Карташов: «Эффективная защита олимпийской символики — приоритетное направление нашей работы по пресечению актов недобросовестной конкуренции» [Электронный ресурс] 17. Методы антимонопольного регулирования/ учебное пособие [Электронный ресурс] 18. Миссии, цели ФАС [Электронный ресурс] 19. Основные понятия антимонопольной политики [Электронный ресурс] 20. Предпринимательское право. Роль государства в обеспечении правовых гарантий конкуренции [Электронный ресурс] 21. Словарь бизнес терминов. Академик. ру. 2014 [Электронный ресурс]
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы монополизма 1.1. Сущность монополий. Монополия - это как правило крупное предприятие , контролирующие производство , сбыт , продажу и т.п. одного или нескольких видов продукции. Это структура при которой на рынке отсутсвует конкуренция и функционирует лишь одна фирма. Она производит уникальный не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм. Самые первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства , когда фирме давалось привелигированное право торговли различными товарами. К примеру монополистические образования в промышленном производстве это крупные предприятия, которые производят огромное количество товаров и услуг ,и занимают доминирующее положение на рынке; они получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие прибыли. А это значит, что главным признаком монополии является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя на рынке, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию определенного товара. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать множество проблем и рисков, которые связаны с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Монопольный рынок является полной противоположностью конкурентному, где каждый предприниматель находится в равных условиях с другими конкурентами, которые предлагают для продажи стандартизированные товары и услуги. 1.2. Виды монополий. Низшими формами монополизации экономики являлись времен­ные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение определённого периода продавать свои товары по единым ценам (такие согла­шения именовались конвенциями, пулами, рингами). Сегодня основными формами монополизации экономики являются картели, синдикаты, тресты и концерны. Картель-это неформальный сговор двух и более предпринимателей одной отрасли производства, при котором картель устанавливает собственную цену на еденицу продукции и делит между собой рынок по потребителям, продукции и т.п. Синдикат-это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Естественная монополия (железная дорога, системы водоснабжения) — предприятия, объединённые единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом может быть такая ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по общепризнанным нормам такая компания всё равно считается монополией (например, пассажироперевозки ж/д транспортом конкурируют с авиаперевозками, однако некоторые железнодорожные компании всё равно считаются монополией). Государственная монополия-монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Открытая монополия- временная ситуация, существующая в результате появления новой технологии или продукта в период, пока конкуренты не освоили данную технологию и производство данного продукта. 1.3. Значение монополий в Российской экономике. В Российской экономике монополии играют далеко не последнею роль. Именно поэтому их иследование имеет огромное значение особенно в Российской федерации, где законодательная база регулирующия деятельность монополий далеко не идеальна. В монополии есть как плюсы так и минусы, на которые стоит обратить внимание Плюсы: 1) Использование достижений научно-технического прогресса 2)Возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги 3)Возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что снижает производственные издержки 4)Следование единым стандартам на производство продукции Минусы: 1) Возможность блокировки технического прогресса 2) Искусственное завышение цены товара или услуги 3) Возможность "экономить" за счёт снижения качества продукции или услуги Можно сказать что достоинства могут быть недостатками и наоборот. Стуктура монополии сама по себе очень протеречива и сложно сказать, чего же в ней больше , положительного или отрицательного. Политика государства должна заключаться в использовании антимонопольного законодательства для предотвращения возможности получения монополиями избыточной рыночной власти. 1.4. Исторически корни монополий. Самые первые монополии зародились ещё в конце 19 века , по началау они не несли в себе никакой опасности и их роль в монополии была не велика. Но вскоре начали образовываться синдикаты, картели и даже тресты. В то время отсутсвовали административные и законадательные нормы регулирующие деятельность монополий. Уже в 1910 году число картелей и синдикатов составляло 150-200. Российские монополие зачастую выступали в качестве синдикатов так как цены на импортные товары были достаточно высокие, что позволяло повысить цены и на отечественные товары соответсвенно. Политика монополий безоговорочно приносило ущерб хозяйству страны. Большинство монополистов ,а особенно монополисов связанных с военной промышленностью давили на чиновников и подкупали их . Большинство расходов перед мировой войной лежало на военных расходах , отчего государственная казна терепела невероятные убытки. В Советские годы существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не являлись независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам. С распадом СССР число монополистов резко усилилось. К старым монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории. Было очевидно что нужны новые механизмы борьбы с монополиями , но к сожалению в процессе перестройки 1985-1991 года , эти вопросы так и не вошли в приоретные направления экономических реформ. Глава 2. Рыночная власть в России и за рубежом. 2.1. Методы определения рыночной власти. При анализе структуры рынка часто используются количественные методы ее оценки. Рассмотрим несколько наиболее известных из них. Пороговая доля рынка Российским законодательством установлен простейший количественный критерий для отнесения того или иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке -превышение пороговой доли на данном торговом рынке. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов. Индекс концентрации Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ее отечественной интерпретации) к отдельному предприятию и по сути не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен индекс концентрации (CR), характеризующий долю нескольких, скажем, 3, 4, 8, 12 крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный: Индекс концентрации для крупнейших из общего числа компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма рыночных долей этих компаний При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков. Тем не менее, этот индекс остается приемлемым грубым индикатором, характеризующим наличие (или отсутствие) в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции. Так, в американском машиностроении, где функционирует около 16 тыс. самостоятельных фирм, индекс концентрации по четырем фирмам составляет лишь 2 %. Это самый низкий отраслевой индекс. В этой отрасли рынок характеризуется монополистической конкуренцией. Индекс Херфиндаля-Хиршмана Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 г. Департамент юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH). IHH можно рассматривать также как показатель концентрации, однако он характеризует не долю рынка, контролируемую несколькими крупнейшими компаниями, а распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. IHH рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме: Максимальное значение, которое может принимать IHH, соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой. В этом случае он будет равен 10000. Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется для классификации слияний в три крупные группы в зависимости от значения IHH: 1. ШН меньше 1000. Рынок оценивается как неконцентрированный, и слияние, как правило, беспрепятственно допускается. 2. ШН больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как умеренно концентрированный, однако уровень IHH выше 1400 может потребовать дополнительной проверки целесообразности слияния со стороны Департамента юстиции. Во всяком случае, такой уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал. 3. Если ШН превышает 1800, рынок считается высококонцентрированным. В отношении слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост IHH на 51-99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния. Индекс Линда В странах ЕС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕС в Брюсселе - Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких m крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в «ядре» рынка. Пронумеруем рыночные доли отдельных фирм в порядке их убывания. Тогда индекс Линда (IL) для двух крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей: I L = (k1 / k2) * 100% Однако самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка в пространстве товаров. Следует ли ограничить рынок лишь определенной маркой товара, включить ли в него и Другие его марки, или расширить границы рынка, включив в него все взаимозаменяемые товары, - вот вопросы, которые приходится решать антимонопольным службам всех стран. Обычно рекомендуется начинать с изучения рынка данного товара, затем принять во внимание наличие товаров-заменителей, затем расширить анализ, включив в него заменители этих заменителей, и т. д., до тех пор пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка. Количественной характеристикой, мерой заменяемости (субституции) является коэффициент перекрестной эластичности. Как вы помните, если некоторое повышение (снижение) цены одного товара вызывает увеличение (снижение) объема спроса на другой товар, то такие товары являются взаимозаменяемыми. Следовательно, можно попытаться определить, на какие товары и на сколько процентов вырастет (или снизится) спрос при повышении (или снижении) цены блага. Таким образом, определяется круг взаимозаменяемых товаров и степень их заменяемости (субституции). Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно наметить, по крайней мере, ориентировочно, границы исследуемого рынка. 2.2 Положение в современной России. Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии, потому что создание конкурентной среды на этих товарных рынках невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Три главных естественных монополиста России: • РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач); • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа); • МПС (железнодорожные перевозки); Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи). В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. В условиях российской действительности регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами. Ещё одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия. 10
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Экономика, 39 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 36 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 30 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg