Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕНЕДЖМЕНТ

Система управления качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности корпорации (на материалах ООО «Предгорное»)

irina_krut2020 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Объектом исследования является ООО «Предгорное». Предметом исследования – качество продукции как фактор конкурентоспособности предприятия. Цель выпускной квалификационной работы – разработать мероприятия по повышению качества продукции с целью повышения конкурентоспособности. На основе цели сформулируем задачи выпускной квалификационной работы: ? рассмотреть теоретические подходы к управлению конкурентоспособностью организации; ? провести анализ системы управления качеством продукции ООО «Предгорное»; ? разработать мероприятия по повышению качества продукции на предприятии ООО «Предгорное» с целью повышения конкурентоспособности. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых по вопросам факторов качества и конкурентоспособности предприятия. Для решения вышеперечисленных задач были использованы данные предприятия ООО «Предгорное» которые представляют собой информационную базу исследования. При доказательстве теоретических положений и разработке практических рекомендаций использовался системный подход, а также методы такие как: сравнительный анализ, синтез, экспертные оценки и др. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы для повышения уровня качества и конкурентоспособности предприятия ООО «Предгорное».
Введение

В современных условиях обострения конку¬ренции и нестабильности внешней среды основой для создания устойчивого конкурентного преимущества становятся компетенции предприятия, заключенные в технологиях, знаниях, навыках, взаимосвязанных в организационных системах и бизнес-процессах. Соответственно, важнейшей задачей для предприятия становится идентифика¬ция ключевых компетенций и выработка путей их дальнейшего развития с учетом изменений во внешней среде и в соответствии со стратегиче¬скими целями предприятия. В ситуации, когда внешняя среда становится все более изменчивой, повышается значение системы внутренних условий в обеспечении конкурентоспособности предприятия. Выявление, рациональное использование и развитие его ключевых компетенций увеличивают полезность продукции предприятия для потребителей и, тем самым, делают возможным для него получение устойчивого конкурентного преимущества на рынке. Высокое качество продукции или услуг для современных коммерческих организаций, которые ведут свою деятельность в нестабильной экономической среде, является ведущей стратегической целью. Быстрые темпы изменений внешней среды и рост уровня неопределенности требуют от российских организаций своевременной реакции, чтобы достичь цели устойчивого стратегического роста и развития. Современный рынок предъявляет высокие требования к системе управления качеством продукции или услуги любой организации. Это обусловлено тем, что стабильность любой коммерческой организации, ее успех на рынке формируется в прямой взаимосвязи с уровнем качества. Эффективная система управления качеством продукции или услуги для любой коммерческой организации будет базовым конкурентным преимуществом. Одним из ведущих факторов роста эффективности деятельности организации яв¬ляется повышение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Стратегический рост качества в организации в значительной мере гарантирует ее выжи¬ваемость в условиях рынка, а также способствует расширению рыночной доли. Конкуренция и борьба за покупателя определила объективные показатели, которые дают возможность оценивать способность организации производить продукцию или оказывать услуги с необходимыми качествен-ными характеристиками. Гарантом стабильности деятельности организации является наличие эффективной системы управления качеством продукции или услуги, которая отвечает требованиям международных стандартов. Для российских организаций актуальность проблемы управления качеством очень высока, так как высокое качество продукции и услуг является самой базовой составляющей, определяющей их выживаемость и конкурентоспособность. Для того чтобы продукция или услуга была конкурентоспособной, нужна целенаправленная, постоянная работа по повыше¬нию уровня качества, а также систематически осуществлять контроль за системой управления качеством. Каждая коммерческая организация, которая имеет желание укрепить свои позиции на рынке и максимизировать свою прибыль, должна уделять пристальное и системное внимание про¬цессу управления качеством. Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых, накоплен значительный опыт в области менеджмен¬та качества. Исследованиями в области системы управления качеством продукции занимались многие отечественные ученые–экономисты, такие как: И.В. Артюхова, Г.Б. Бурдо, Е.А. Горбашко, А.Г. Гудкова, А.Г. Зекунов, Ю.Ю. Морозова, Ш.Ш. Магомедов, Е.Н. Михеева, Т.А. Салимова, Е.О. Щербинина и др. Несмотря на большое количество научных работ в данной области, некоторые проблемы исследованы не в полном объеме, нет единого подхода к содержанию системы управления качеством продукции. В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена необходимостью критического анализа и систематизации существующих подходов к формированию системы управления качеством продукции. Все эти обстоятельства обозначили актуальность и предопределили выбор темы исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 Глава 1. Теоретические подходы к управлению конкурентоспособностью организации 7 1.1. Понятие конкурентоспособности 7 1.2. Качество как важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации 12 1.3 Оценка и пути повышения конкурентоспособности 20 1.4 Отечественный опыт управления качеством 25 Глава 2. Анализ системы управления качеством продукции ООО «Предгорное» 31 2.1. Организационно–экономическая характеристика предприятия 31 2.2. Оценка управления качеством продукции в ООО «Предгорное» 37 2.3. Оценка уровня конкурентоспособности ООО «Предгорное» 40 Глава 3. Разработка мероприятий по повышению качества продукции на предприятии ООО «Предгорное» с целью повышения конкурентоспособности 49 3.1. Внедрение системы контроля качества 49 3.2 Создание проекта по повышению конкурентоспособности 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73 ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Список литературы

1. Акифьева В.А. Определение конкурентоспособности предприятия на основе приведения значений отдельных показателей к единой шкале измерения / В.А. Акифьева, Т.Н. Батова // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5. - С. 351-356. 2. Афонин А.М. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса / А.М. Афонин, Е.Д. Ицаков. – М.: Проспект, 2016. - 198 с. 3. Баринов В.А. Стратегический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / В.А. Баринов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 285 с. 4. Белкин В.Н. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятий / В.Н. Белкин, Л.Б. Владыкина // Экономика региона. – 2016. - № 1. - С.144-154 5. Березина В.Ю. Оценка конкурентоспособности предприятия / В.Ю. Березина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. - № 6 – С. 74-76. 6. Бондаренко А.И. Управление конкурентоспособностью предприятий промышленности (на примере Приморского края): дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. И. Бондаренко. - Хабаровск, 2016. - 231 с. 7. Бусыгина А.В. Особенности управления конкурентоспособностью предприятия / А.В. Бусыгина // Экономика и социум: современные модели развития. - 2015. - № 7. - С. 144-154. 8. Воронов Д.С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции / Д.С. Воронов // Современная конкуренция. - 2016. -№ 1. - С. 39-53. 9. Горбашко Е.А. Управление конкурентоспособностью: теория и практика: учебник для вузов / Е.А. Горбашко, И.А. Максимцев. – М.: Юрайт, 2015. – 448 с. 10. Гривковская О.В. Предпосылки обеспечения эффективного управления конкурентоспособностью предприятий / О.В. Гривковская, О.А. Крыстюк // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 38-40. 11. Грин Н.В. Анализ ключевых компетенций // Современные технологии и научно-технический прогресс. - 2016. - № 1. - С. 118-119. 12. Дубинина Н.А. Системная характеристика содержания понятия «конкурентоспособность продукции» / Н.А. Дубинина // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 1. - С. 30-37. 13. Елин К.В. Оценка конкурентоспособности предприятия промышленности в модели управления конкурентными преимуществами // Bаikаl Rеsеаrсh Jоurnаl. - 2014. - № 5. - С. 16. 14. Елсукова Ю.Ю. Конкурентоспособность как экономическая категория маркетинга. Методы оценки конкурентоспособности / Ю.Ю. Елсукова, Л.А. Хало // Философия социальных коммуникаций. - 2015. - № 4. - С. 81-90. 15. Калинина Н.Ю., Родионова И.А. Ключевые компетенции персонала как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Управление строительством. - 2015. - № 1. - С. 20-24. 16. Кара А.Н. Анализ подходов к сущности понятия «конкурентоспособность» / А.Н. Кара, А.П. Минина // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 65-67. 17. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менед¬жмент / Л.Н. Качалина. - М.: Эксмо, 2015. – 322 с. 18. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум: учебное пособие / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – М.: Новое знание, 2016. – 184 с. 19. Кильганов А.В. Основные проблемы управления конкурентоспособностью предприятий / А.В. Кильганов // В сборнике: В мире научных открытий. Материалы III Всероссийской студенческой научной конференции. - 2015. - С. 35-41. 20. Князев С.А., Викулова Д.А. Ключевая компетенция как фактор повышения конкурентоспособности // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - № 3. - С. 33. 21. Конкурентоспособность организации / Н.П. Абаева, Т.Г. Старостина; под ред. Т.Г. Старостиной. - Ульяновск: УлГТУ, 2014. - 91 с. 22. Кузубов А.А. Методические подходы и критерии оценки конкурентоспособности предприятий / А.А. Кузубов // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 12. - С. 801-805. 23. Кухарук А.Д. Оценка эффективности управления состоянием конкурентоспособности предприятий / А.Д. Кухарук, Д.Д. Змитрович // Бизнес информ. - 2016. - № 7. - С. 282-287. 24. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, 2016. - 437 с. 25. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью [Текст]: учебное пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. - М.: Омега-Л, 2015. - 352 с. 26. Миронова З.А. Обоснование методики оценки и анализа конкурентоспособности организаций в сопоставлении с отраслевыми показателями / З.А. Миронова, А.В. Зверев, И.Н. Миронов // Наука и Мир. - 2016. - № 6. - С. 126-128. 27. Мухина Е.В. Вопросы повышения конкурентоспособности предприятия / Е.В. Мухина // АPRIОRI. – 2016. - № 2. - С.4-9. 28. Никитина Е.А. Содержание понятия «система управления конкурентоспособностью предприятия» / Е.А. Никитина, В.В. Выборнова, А.В. Борачук // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2015. - № 5. - С. 54-59. 29. Плешкова Н.А. Основные проблемы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий в России / Н.А. Плешкова, О.В. Соколова // Материалы Международной научной конференции. ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности». – 2016. - С. 420-421. 30. Портер М. Конкурентная стратегия / М. Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 452 с. 31. Припадчева И.В. Особенности управления конкурентной стратегией предприятия / И.В. Припадчева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - № 43. - С.42-44. 32. Родионова Л.Н. Сбалансированность показателей при оценке конкурентоспособности продукции / Л.Н. Родионова, О.Г. Кантор // Экономика региона. - 2015. - № 3. - С. 257-265. 33. Рыбина В.Е. К вопросу об определении сущности конкурентных преимуществ предприятия // Экономинфо. - 2015. - № 21. - С. 61-65. 34. Савченко Т.В. Основные этапы оценки эффективности управления конкурентоспособностью предприятий / Т.В. Савченко // Бизнес информ. - 2015. - № 9. - С. 312-316. 35. Санович М.А. Методики оценки эффективности системы управления конкурентоспособностью предприятий / М.А. Санович // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 88-90. 36. Сарсенова А.Е. Анализ подходов к определению сущности и содержания понятия «конкурентоспособность организации» / А.Е.Сарсенова, Д. Наурызбаева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 2. - С. 101-109. 37. Тирацуян А.С. Стратегическое управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на макроуровне / А.С. Тирацуян // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 13. - С. 292-297. 38. Труфанов С.А. Инструментарий управления формированием и удержанием ключевых компетенций организации в системе конкурент-менеджмента // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 12. - С. 26. 39. Фасхиев Х.А. Двухступенчатая модель управления конкурентоспособностью предприятия / Х.А. Фасхиев, А.В. Крахмалева // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2016. - № 1. - С. 278-294. 40. Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 799 с. 41. Чучуркина А.А., Сумина Е.К., Сумина Е.В. Концепция ключевых компетенций как основа долгосрочной конкурентоспособности фирмы // Современные проблемы экономического и социального развития. - 2014. - № 8. - С. 56-58. 42. Якушев А.А. Методология оценки управления конкурентоспособностью: теория и практика / А.А. Якушев // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 4. - С. 153-161.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к управлению конкурентоспособностью организации 1.1. Понятие конкурентоспособности Определение понятия конкурентоспособности характеризуется научной дискуссией, которая продолжается уже в течение несколько десятилетий, и до сих пор не завершена. Конкурентоспособность - это способность компаний, отраслей, регионов, наций и наднациональных регионов создавать относительно высокий фактор дохода и относительно высокой уровень занятости на устойчивой основе, в то же время постоянно подвергаясь международной конкуренции. Несмотря на разнообразие подходов, исследовательские позиции характеризуются в двух аспектах: ? Конкурентоспособность предприятия представляет собой сочетание ряда факторов, формирующих конкурентоспособность, и не должна измеряться в данный конкретный момент времени, но должна быть оценена динамически, с учетом тенденций изменения. ? Конкурентоспособность предприятия не может быть отделена от конкурентоспособности продуктов и услуг, созданных ее, которые в одинаковой степени подвержены влиянию «ценовых» и «неценовых» факторов. По мнению Березиной В. конкурентоспособность организации - это важнейшее преимущество относительно других компаний, функционирующих в соответствующей отрасли внутри и за пределами страны. Конкурентоспособность, однако, не определяется как качество, присущее конкретной организации [5, с. 75]. Конкурентоспособность - основное свойство организации, без которого невозможно существовать и вести эффективную деятельность в условиях рыночной экономики. По мнению М. Портера, «ни одна страна, ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость конкуренции. Они должны стараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы» [30, с. 127]. По мнению Х.А. Фасхиева, А.В. Крахмалевой категории «конкурентоспособ¬ность предприятия» должна адекватно отражать ее содержание и иметь управленческую направ¬ленность, устанавливать взаимосвязь ее содер¬жательных элементов с другими категориями предметной области, показывать направление к разработке метода оценки уровня конкуренто¬способности предприятия, позволять вести оценку независимо от временных рамок, от¬крыть путь для дальнейших исследований в данном направлении [39, с.278]. А.И. Бондаренко считает, конкурен¬тоспособность предприятия - это его спо¬собность к завоеванию и устойчивому удерживанию необходимой позиции на конкурентном рынке посредством произ¬водства востребованной на рынке продук¬ции, достижения более высокой произво¬дительности труда и более низкой, чем у конкурентов, себестоимости производи¬мой продукции, а также формирования позитивного имиджа (бренда) и положи-тельной деловой репутации [6, с. 26]. Бусыгина А.В. определяет конкурентоспособность предприятия как умение организации создавать такое преимущество перед конкурентами, которое позволяет достичь всех поставленных целей [7, с. 144]. Цель деятельности любого предприятия – получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет оказания услуг или производства продукции, необходимых обществу. Тем не менее, на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может принадлежать любому из них. Таким образом, чтобы быть реализованным, продукт должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть вступать с ними в конкуренцию. Это является важнейшим условием продажи любой услуги или товара. Конкурентоспособность продукции или услуги – это способность выдерживать конкуренцию, то есть потенциал успешной продажи в обусловленный момент времени на конкретном рынке. Для этого товар должен быть доступным по цене и удовлетворять конкретную цель потребителя. Конкурентоспособность является комплексной характеристикой, она определяет предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами. Обусловливает предпочтение по затратам на ее изготовление и по степени соответствия конкретной общественной потребности. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления. Таким образом, в основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособности основывается на относительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления. Конкурентоспособность включает в себя способность повышать эффективность бизнеса, которая является основой прибыльности (ставка прибыли). С точки зрения повышения эффективности, помимо прочих важных факторов, повышение производительности, удельные затраты на рабочую силу, уровень применяемой технологии, использование мощностей и гибкость производственной системы действительно важны. Предприятие также конкурирует на рынке ресурсов (в качестве покупателя). Поэтому ее конкурентоспособность также проявляется в возможности доступа входным материалам Формирование стратегии и способности ее реализации стали неотъемлемыми характеристиками конкурентоспособного бизнеса в последние два десятилетия, будучи основными условиями и средствами адаптации к динамически изменяющейся среде. В этом контексте, ранее неизвестные факторы стали участвовать в создании ценности, такие как организационное обновление, управление проектами, управление изменениями, обеспечение качества или социальная ответственность. «Человеческий фактор» играет решающую роль в выполнении вышеуказанных навыков, который включает в себя качество используемого труда (образование, опыт, способность непрерывно развиваться, и т.д.), а также в качестве стандарта управления (организационные и управленческие навыки, креативность, управление конфликтами, навыки общения и т.д.). Растущий «капитал знаний» является составной частью человеческих ресурсов, которая сегодня стала наиболее важным фактором производства. Исследования и разработки, которые являются основой знания, а также уровень инновационной деятельности, которая реализуют новые знания, стали решающими факторами конкурентоспособности компании. На наш взгляд, следующее определение фокусируется на наиболее важных элементах: «конкурентоспособность является суммой свойств и деятельности данной производственной единицы, с помощью которой она может увеличить свою долю на рынке и / или прибыль на данном рынке, в течение данного периода». Ниже приведенное определение принимает во внимание несколько аспектов конкурентоспособности, и, на наш взгляд, является наиболее полным: «конкурентоспособность предприятий - это способность предприятий постоянно предлагать потребителям продукты и услуги, которые находятся в соответствии со стандартами социальной ответственности, и, за которые они готовы платить больше, чем за продукты конкурентов, обеспечивая выгодные условия для компании. Условием этой конкурентоспособности является то, что компания должна быть в состоянии обнаружить изменения в окружающей среде и в компании, удовлетворяя критериям конкуренции рынка лучше по сравнению с конкурентами». В последние несколько лет, экономисты, и политики все чаще высказывают мнение, что промышленные предприятия имеют большое значение для более интенсивного, устойчивого роста и создания рабочих мест. Они также согласны, что все средства должны быть использованы для того, чтобы помочь укреплению промышленных предприятий, так как их конкурентоспособность важна с точки зрения конкурентоспособности региональной, национальной экономик, а также в целом мировой экономики. Конкурентоспособность промышленного предприятия заключается в индивидуальном подходе к каждому клиенту, что позволяет удовлетворять его потребности. Конкурентоспособность промышленного предприятия может также проявляться в изменении ассортимента продукции. Например, швейная промышленность может быть ориентирована на пошив женской одежды, но в случае получения выгодного заказа переориентироваться на пошив военной формы. Конкурентоспособность промышленного предприятия - это способность производить и продавать товары на национальном и мировом рынке, которые по цене и качеству более привлекательны, чем товары конкурентов. При определении конкурентоспособности необходимо учитывать особенности, вытекающие в первую очередь из размера компании, и из макроэкономической роли, осуществляемой в отрасли и отраслевой структуре с точки зрения конкурентоспособности. Таким образом, конкурентоспособность - это способность предприятий постоянно предлагать потребителям продукты и услуги, которые находятся в соответствии со стандартами социальной ответственности, и, за которые они готовы платить больше, чем за продукты конкурентов, обеспечивая выгодные условия для компании. Условием этой конкурентоспособности является то, что компания должна быть в состоянии обнаружить изменения в окружающей среде и в компании, удовлетворяя критериям конкуренции рынка лучше по сравнению с конкурентами. 1.2. Качество как важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации Для определения конкурентоспособности предприятия на рынке необходимо выделение факторов, воздействующих на возможности выигрыша или проигрыша организации в конкурентной борьбе. В свою очередь, анализ факторов помогает выявить сильные и слабые стороны в самой фирме и в работе конкурентов. Как показывает опыт многих компаний, описанный в различных источниках, рассмотрение факторов способствует разработке средств, за счет которых фирма могла бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить себе успех на рынке. Для этого каждый руководитель должен иметь представление о том, что такое «фактор конкурентоспособности предприятия», какими они бывают, какова их характеристика и какие преимущества они в себе содержат для организации. Конкурентоспособность компаний отражает их способность проявлять гибкость, адаптивность к постоянным изменениям внешней среды с целью увеличения, уменьшения, либо сохранения занимаемой доли рынка с целью интеграции планов бизнеса и стратегий развития регионов. Поскольку конкурентоспособность предприятия зависит как от его деятельности, так и внешней среды, необходимо выделять и анализировать факторы, которые оказывают значительное влияние [4, с. 71]. Под факторами конкурентоспособности компаний понимают явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. Классификация факторов конкурентоспособности представлена на рисунке 1.1 [13, с. 16]. Рисунок 1.1 - Классификация факторов конкурентоспособности На современном этапе развития экономических отношений приоритетным направлением финансово–хозяйственной деятельности любого экономического субъекта является произ¬водство востребованной и качественной продукции, влияющей на его конкурентоспособ¬ность в целом. Конкурентоспособность предприятия в частности определяется соотношени¬ем цены и качества. При условии одной цены на продукт, потребитель предпочтет товар, с наибольшим, по его мнению, уровнем качества. Причем уровень качества потребитель для себя определяет исходя из многих факторов: реклама, общественное мнение, уровень сер¬висного обслуживания и т.д. Качество является определяющим свойством продукции в вопросах конкуренции товаров на рынке. Конкурентоспособность продукта определяет способность наиболее полно удовлетворить потребность в сравнении с аналогичными товарами одного сегмента рынка [25, с. 117]. Современная экономическая среда функционирования коммерческих организаций предъявляет новые тре¬бования к уровню качества продукции или услуг, являясь определяющим показателем уровня их конку-рентоспособности. Повышение качества продукции или услуг определяет стабильность организации в различных сферах деятельности, темпы инновационного развития, рост эффективности и масшта¬бов производства, экономию ресурсов. Для успешной деятельности организации необходима эффективная бесперебойная работа всех функциональных уровней и системы в целом. Именно ка¬чественный подход является ключевым зве¬ном данной проблемы. Качество – системное понятие, которое отражает все аспекты деятельности органи¬зации. Качество – весьма сложная, противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом. Несмотря на то, что понятие «качество» существует в течение многих столетий, дискуссии о том, что это такое, не прекращаются. Многообразие понятий «качество» вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обусловливающих процессы бытия людей, формирование потребностей, состояние производства и потребления товаров [26, с. 14]. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. В соответствии со стандартом ISO 9000: Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Мишин В.М. считает, что «качество – определенная сово¬купность свойств продукции или услуги, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребно¬стям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение» [27, с. 9]. И.В. Артюхова отмечает, что «качество продукции – это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей» [2, с. 105]. А.Г. Зекунов считает, что «само по себе качество относится к универсальной категории, имеющей множество аспектов и особенностей. К его основным аспектам относят философский, социологический, технический, экономический и правовой» [17, с. 16]. А.Г. Зекунов также отмечает, что «более предпочтительной и отвечающей современным представлениям о качестве применительно к продукции и услугам можно признать следующую формулировку: «Качество – совокупность свойств рассматриваемого объекта (например, продукции или услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемые потребности при использовании его по назначению» [17, с. 18]. Т.А. Салимова считает, что «качество в современном менеджменте представляет собой системную, многоуровневую категорию, отражающую способность организации удовлетворять потребности сторон, заинтересованных в ее деятельности, достигая при этом устойчивое развитие в постоянно меняющихся конкурентных условиях» [39, с. 23]. По мнению Е.Н. Михеевой: «в условиях развитых конкурентных отношений качество товаров чаще всего рассматривают как степень их соответствия конкретным требованиям конкретных потребителей» [26, с. 15]. Таким образом, в настоящее время большинство ученых связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услуги. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара. Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производите¬лей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производ¬ства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указы¬вая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами. Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и ме¬ждународные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества. Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетво-ряющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году, поэтому организации должны постоянно отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения, пожела-ния и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства [19, с. 214]. В обобщенном виде классификация показателей качества продукции представлена в таблице 1.1 по сле¬дующим признакам: характеру воздействия на удов¬летворение потребностей, однородности свойств, числу свойств, форме представления, роли при оценке, способу выражения, оценке уровня качества [28, с. 38]. Таблица 1.1 – Классификация показателей качества продукции Признак классификации Группировки показателей Характер воздействия на удовлетворение потребно¬стей Полезный эффект потребления (эксплуатации) продукции Затраты на создание и потребле¬ние (эксплуатацию) продукции Однородность характеризуемых свойств Назначения, надежности, эргоно¬мичности, эстетичности. Патентно–правовые, технологич¬ности, стандартизации и унифи¬кации, транспортабельности. Экологичности, безопасности По числу характеризуемых свойств Единичные, групповые, обобщен¬ные, комплексные, интегральные По форме представления Абсолютные, относительные, удельные По роли при оценке каче¬ства Классификационные, оценочные По способу выражения Натуральные, стоимостные, без¬размерные По оценке уровня качества Базовые, оцениваемые По мнению Е.А. Горбашко: «в основе оценки качества продукции лежат единичные показа¬тели, которые условно делятся на группы: эксплуата¬ционные (показатели надежности, назначения, эрго¬номические, эстетические, транспортабельности, экологичности, безопасности, патентно–правовые) и производственно–технологические (показатели энер-гоемкости, трудоемкости, сборности, унификации и стандартизации)» [9, с. 38]. На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия, выпускать продукцию, надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Организация сама принимает решение об осуществлении какой–либо операции, направленной на повышение качества. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социальные и др. Внешние факторы являются основой для формирования качества в условиях рыночных отношений. К основным факторам можно отнести: требования потенциальных покупателей, плотность конкуренции, нормативно–правовые аспекты и правовую документацию в области качества, поддержание имиджа фирмы на благоприятном уровне, взаимоотношения с поставщиками. Следует отметить, что внешние факторы на разные предприятия воздействуют совершенно по–разному, поэтому предприятия, как правило, осуществляют деление этих факторов по степени значимости, отдавая приоритет тем, которые в наибольшей степени влияют на качество, что позволяет более эффективно им управлять. Анализ внешней среды осуществляется с целью прогнозирования возможных колебаний на рынке. Колебания могут быть вызваны способом изготовления продукции, разработкой краткосрочных и долгосрочных программ, возможным удорожанием комплектующих изделий, а также стратегией предприятия. Особое место среди рассмотренных факторов внешней среды занимают конкурентные факторы, которым на предприятиях уделяется пристальное внимание. Рассмотрим внутренние факторы: – технический фактор – это фундамент качества продукции, который играет одну из ключевых ролей. Он предполагает: внедрение новой техники и технологий, использование новейших материалов, которые и являются базой для выпуска конкурентоспособной продукции; – организационный фактор связан с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК. – экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. К экономическим факторам также можно отнести материальную ответственность работников за изготовление недоброкачественной продукции; – социальные факторы в значительной мере характеризуют квалификацию работников, уровень их образования. Они влияют на создание здорового социально–психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы. Социальные факторы также включают профессиональную структуру кадров, повышение квалификации кадров, мотивацию персонала, социально–бытовое обслуживание работников и пр.; – эксплуатационные факторы – факторы, оказывающие влияние на качество изделия в процессе его эксплуатации. К таким факторам относят: повышение качества текущего, планового и капитальных ремонтов, проведение регламентных работ, соблюдение технической документации; – производственные факторы. К ним относятся вопросы, которые возникают в процессе производства продукции, и аспекты оперативного их устранения. Важным фактором достижения высокого качества продукции является фактор обеспечения оперативности информации. Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции. Рассмотренные факторы позволяют сформулировать основные направления повышения качества продукции, к которым можно отнести: – создание нормативно–правовой документации, отвечающей требованиям мировых стандартов; – постоянное и непрерывное совершенствование технологических процессов изготовления продукции с целью улучшения ее качества; – повышение технического уровня производства и квалификации персонала; – постоянная разработка и применение новых прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции; – обязательное моральное и финансовое стимулирование творческой активности и заинтересованности работников в повышении качества продукции [2, с. 106]. Можно сделать вывод, что на современном этапе развития экономической среды росту эффективности функционирования системы управления качеством продукции или услуг уделяется самое большое внимание, так как качество выступает важней¬шим фактором стабильности деятельности организации и основой стратегического роста и развития. Требования к повышению уровня качества продукции или услуг постоянно растут, и в условиях острой конкуренции смогут успешно развиваться только те организации, которые имеют эффективную систему управление качеством. 1.3 Оценка и пути повышения конкурентоспособности Для адекватного понимания конкурентоспособности предприятия и определения путей ее дальнейшего повышения следует прибегнуть к комплексной оценке конкурентоспособности. Любое предприятие характеризуется многообразием свойств. В связи с этим для целей оценки данные свойства группируют, определяют их количественные и качественные показатели и методику их измерения. По причине их многообразия выбираются наиболее важные показатели по группам. Выявление основных показателей зависит от: ? Целей оценки. ? Возможности получение необходимой информации по данному показателю. ? Методики измерения показателей [1, с. 351]. Помимо выше перечисленного комплексность оценки конкурентоспособности предприятия включает в себя относительность анализа. То есть оценка конкурентоспособности не будет считаться комплексной, если она не включает в себя сравнение с основными конкурентами и лидерами отрасли. Методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия отличаются многообразием. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятий осуществляется по следующим критериям: ? конкурентоспособности выпускаемой продукции; ? финансовому положению предприятия; ? эффективности деятельности маркетинговой и сбытовой служб; ? рентабельности проводимых продаж; ? эффективности системы менеджмента. Деление всех показателей на количественные и качественные неизбежно приводит к разделению подходов оценки конкурентоспособности на финансовые (количественные) и маркетинговые (качественные). Одним из количественных подходов является подход, основывающийся на сравнении показателей предприятия с основными факторами успеха на рынке. Имеется в виду не просто сравнение конкурентов, но и их способность достичь успеха на рынке.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Менеджмент, 101 страница
990 руб.
Дипломная работа, Менеджмент, 87 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg