Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников средствами детской энциклопедической литературы

vikgeras 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Защита проходила в 2016 году в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже. Защита прошла на 5.
Введение

Развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности является не только одной из актуальных проблем современного образовательного процесса, но и основным принципом дошкольного образования. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двустороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности, его познавательных интересов. Познавательный интерес, определяемый как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями, выступает как важнейший стимул развития личности, что особенно важно в современных условиях, так как сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. В современных условиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как учителей, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и исследователей - психологов и педагогов. Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает его как часть процесса воспитания и развития личности. Дошкольный возраст при всех его характерных особенностях позволяет ставить перед детьми достаточно сложные задачи, причем наличие игровой ситуации является хоть и стимулирующим, но совсем не обязательным фактором. Процесс развития познавательного интереса у дошкольников представляет собой целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности дошкольника к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемый на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме познавательного интереса дошкольников, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Проблема формирования познавательного интереса занимала умы таких ученых, как Г.И. Щукина, И.В. Метельский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанский, В. Б. Бондаревский, В. М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н. Г. Морозова, Ф. К. Савина, В.С. Юркевич и др.
Содержание

Дипломная работа содержит 2 главы: 1. Теоретическое обоснование развития познавательны интересов у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 2. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательных интересов средствами детской энциклопедический литературы у старших дошкольников. (организация исследования и анализ, оценка результатов)
Список литературы

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576с. 2. Афанасенко Е.Г. Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста / Е.Г. Афанасенко // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – с.41-43. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2005. – 193с. 4. Баранова Э.А. Введение в детскую психологию: Курс лекций. Учеб. пособие / Сост. Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2006. – 176с. 5. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет / Э.А. Баранова // Вопросы психологии: научн. журнал. - 2007. - № 4. – с. 45-55 6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2006. – 176с. 7. Баранова Э.А. Изучаем детские вопросы, статья вторая / Э.А. Баранова // Дошкольное воспитание, 2010. - № 12. – с. 13-20 8. Баранова Э.А. Как реагировать на детские вопросы и отвечать на них, статья третья / Э.А. Баранова // Дошкольное воспитание, 2011. - № 2. – с. 20-26 9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192с. 10. Березина Ю.Ю. Анализ отношения взрослых к познавательным вопросам детей дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Проблемы и перспективы дошкольного образования: Материалы научно-практической конференции. – М., 2006. - С. 45- 48. 11. Биштова Э.А. Развитие познавательного интереса в педагогической науке в процессе научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / Э.А. Биштова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2008. - №5. – режим доступа. – http://cyberleninka.ru/ 12. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер. - М., Просвещение, 2003. - 413с. 13. Блонский П.П. Дошкольный возраст / П.П. Блонский. – М.: Наука, 2006. – 176с. 14. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М: Академия, 2008. – 218с. 15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович под ред. Д.И. Фельдштейна. – М: Воронеж, 2005. – 455с. 16. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников// Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 204 с. 17. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение.- М.: Педагогика, 2005.- 434 с. 18. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2007. – 234с. 19. Волосова Е. Развитие ребенка дошкольного возраста / Е. Волосова. – М.: Просвещение, 2008. – 344с. 20. Выготский, Л.С. Избранные труды. - М.: Просвещение, 2014. – 498с. 21. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание, 2008. - № 7. – с. 33-41 22. Гуткина Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Гуткина // Психолог в детском саду, 2008. - № 4. – с. 3-21 23. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / Дейкина А.Ю. – М.: МПГУ, 2007. – 475с. 24. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176с. 25. Ерофеева Т. Где живут 140 «почему?», или О вопросах, дающих интересные ответы / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание, 2001. - № 2. – с. 77-83 26. Искандарова А.Г. Особенности работы с научно-познавательной и энциклопедической литературой в детском саду [Электронный ресурс] /А.Г. Искандарова, 2014. - режим доступа. – http://nsportal.ru/ 27. Искандарова А.Г. Рабочая программа по окружающему миру на тему: познавательное развитие [Электронный ресурс] /А.Г. Искандарова, 2014. - режим доступа. – http://nsportal.ru/ 28. Искандарова А.Г. Рабочая программа по развитию речи [Электронный ресурс] /А.Г. Искандарова, 2014. - режим доступа. – http://nsportal.ru/ 29. Казаручик Г.Н. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений / Г.Н. Казаручик // Современный детский сад, 2011. - № 4. – с. 55-61 30. Каменская А. «Как Кеша стал птицей» / А. Каменская, В. Левченко // Дошкольное воспитание, - 2008. - № 7. – с. 56-66 31. Касимова И.П. Развитие познавательного интереса через вовлечение детей в чтение научно-познавательной литературы: методическая консультация для библиотекарей / И.П. Касимова. – Сальск, 2011. – 30с. 32. Кирсанова Т.В. Деятельностная позиция педагога в развитии познавательной активности дошкольников / Т.В. Кирсанова, С.П. Кузьмина, Е.Л. Савостикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2009. - № 9. – с. 92-97 33. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416с. 34. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду, 2003. - № 4. – с.11-22 35. Лазарева М.В. Интегрированные занятия по познавательному развитию детей / М.В. Лазарева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. - № 10. – с. 44-49 36. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии, 2009. - № 4. - С.5 - 17 37. Машарова В.А. Познавательный интерес школьников с позиции современности [Электронный ресурс] / В.А. Машарова // электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал)., 2008. – режим доступа к журн.:http://emissia.org/offline/2008/1238/htm 38. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Владос, 2002. – 548с. 39. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2005. - 450с. 40. Рудко Т.И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.И. Рудко // Наука-RASTUDENT.ru., 2014. – No. 5 (05-2014). – режим доступа. -http://nauka-rastudent.ru/5/1392 41. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2009. – 304с. 42. Смирнова Е.О. Полезные и бесполезные книжки для дошкольников / Е.О. Смирнова // Психолог в детском саду, 2008. - № 4. – с. 54-61 43. Смолякова Д.В. Задачи международного конкурса «Кенгуру» как средство развития познавательного интереса обучающихся 5-6 классов. Методическая разработка / Д.В. Смолякова, С.А. Заборский. – Томск, 2012. – 40с. 44. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Акадкмия», 2001. – 336с. 45. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, Владос, 2011. – 391с. 46. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] – режим доступа. –http://m.rg.ru/ 47. Чиндилова О. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации / О. Чиндилова // Дошкольное воспитание, - 2011. - № 1. – с. 59-61 48. Чистякова Г.Д. Исследование познавательного развития дошкольников / Г.Д. Чистякова // Психолог в детском саду, 2008. - № 4. – с. 62-73 49. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 2008. – 176с. 50. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность – книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136с.
Отрывок из работы

В первой главе мы рассмотрели теоретические основы развития познавательных интересов у дошкольников и значение детской энциклопедической литературы в этом процессе. Анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса показал, что интерес, в том числе познавательный интерес, является сложным и неоднородным понятием. Познавательный интерес, определяемый как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями, выступает как важнейший стимул развития личности, что особенно важно в современных условиях, так как сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. При этом объектом познавательного интереса является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определённых областей знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. ..... Во второй главе нами был составлен план проведения исследования, определены основные этапы и выбраны диагностические методы для проведения опытно-экспериментального исследования познавательных интересов дошкольников и использования детской энциклопедической литературы для их формирования, были отражены результаты опытно-экспериментального исследования возможностей использования детской энциклопедической литературы для развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Определение исходного уровня познавательных интересов у дошкольников осуществлялось на констатирующем этапе нашего эксперимента. На основе изучения детских вопросов мы исследовали способности детей к познавательной поисковой деятельности. Также мы рассмотрели предпочтения детей в выборе деятельности и отношение детей и родителей к чтению энциклопедической литературы. Результаты диагностических методик и анкетирования показали, что детям свойственна поисковая направленность задаваемых вопросов, что в той или иной степени дети способны подчинять поставленной задаче свои действия. Однако, большинству дошкольников трудно самостоятельно организовать процесс поиска данных о неизвестном объекте и они нуждаются в стимуляции и поддержке со стороны взрослых. Анализ предпочитаемого вида деятельности показал непопулярность чтения книг у детей старшего дошкольного возраста. Наибольшее предпочтение дети отдают игре и изобразительной деятельности. Опрос детей выявил присутствие интереса к чтению энциклопедической литературы, преимущественно с большим количеством картинок. Многие дети считают, что дома у них мало познавательной литературы. Анкетирование родителей подтверждает небольшой интерес к занятиям с детьми при помощи энциклопедической литературы. При столкновении с вопросами детей они склонны в большей степени обращаться к интернету, нежели к познавательной литературе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 64 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg