Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ПРОФИЛАКТИКА

zac_shalamov 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Исследуя агрессивное поведение как отдельный психологический аспект,выяснили,что агрессия «молодеет» с каждым годом, и порой учителям очень сложно в таких условиях повседневной жизни социализировать ребенка и на что должны быть направлены усилия
Введение

Особенности межличностных отношений внутри школы, в частности отношения между учителями и учащимися и между самими учащимися внутри их микросоциума порождает систему различных деструктивных конфликтов – от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Повышенная тревожность,духодная опустошоонность детей,влекущие за собой жестокость и агрессивность являются следствоем недосмотра родителей. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе . Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей, приводя их в состояние трудно контролируемого возбуждения. Кроме того, агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах. Психологическая феноменология агрессивного поведения личности исходит из того, что деятельность ребёнка характеризуется неустойчивостью и недифференцированностью самооценки, невозможностью реального прогноза собственной деятельности, неадекватностью целеполагания, неопределенностью представлений о будущем и др. Разрыв между внутренним и внешним делает для такой личности невозможным сознательную переработку своего состояния и символическое отреагирование конфликта, а это приводит к разрядке напряжения в импульсивных действиях, психосоматических симптомах или к стремлению физически изменить сложившуюся картину мира субъекта. Личностная особенность индивидов с названными формами поведения может выступать в виде психологического «симптомокомплекса», проявляющегося на различных уровнях: когнитивном, аффективном и поведенческом, что способно порождать угрозы или препятствия реализации профессиональной деятельности в рамках интерактивного пространства систем субъектов образования типа «ученик — учитель / ученик - ученик». Для таких индивидов характерно особое сочетание эмоциональных, когнитивных и личностных проявлений, где эмоциональная сфера отличается слабой дифференцированностью. Они обнаруживают сложность к распознаванию и точному описанию собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния других людей, их когнитивная сфера отличается недостаточностью воображения, преобладанием наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, слабостью функции символизации и категоризации в мышлении. Их личностный профиль характеризуется некоторой примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и недостаточностью функции рефлексии. Совокупность перечисленных качеств приводит, как правило, к чрезмерному прагматизму в собственных действиях и выборе средств для достижения цели, дефициту творческого отношения к ней, а также к трудностям и конфликтам в межличностных отношениях, в связи с чем проблема детской агрессивности является весьма актуальной. Проблеме агрессивного поведения личности посвящено большое количество работ в отечественной, психологии таких авторов: Андреев В.И [4], Вершинская Н.Н.[15], Гилинский Я [18], Асеев Т.И. [8], Наследов А.Д.[48], Патаки Ф [51], Осипов О.С [49], Мундрик А.В. [47], Кондрашенко В.Т. [33]. Так же в отечественной литературе такие авторы, как Коган И.С. [31], Кузнецов В.Г.[38], Пятунин В.А. [55], Шибутанин [61] и др.,описывают факты, позволяющие утверждать, что грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким. Таким образом, если у детей не сформированы прочные эмоционально-личностные связи в микросоциуме то, возможно, они будут вести себя агрессивно, как по отношению к взрослым, так и по отношению к сверстникам. Кроме того, агрессивности можно научиться не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых масс-медиа. Так в исследовании Клейберг Ю.А.[26] значимыми индивидуально-психологическими характеристиками, влияющими на агрессивность при экспозиции средствами массовой информации социальной агрессии, являются пол и субъект отношения к предлагаемым фрагментам. Традиционно агрессивность изучалась почти без учета пола — она считалась, прежде всего, маскулинным качеством и её исследования проводились преимущественно на мужских выборках. Однако реальность показала, что женщины также нередко проявляют свою агрессивность и поэтому данное качество необходимо изучить в поведении представителей обоих полов. Объект исследования: агрессивное поведение у детей школьного возраста Цель исследования: изучение причин и особенностей агрессивного поведения школьников 5 — 6 классов (на примере МОУ Чажемтовская СОШ, Томская область) Гипотеза исследования: Существует взаимосвязь уровня тревожности с уровнем агрессивности у детей школьного возраста в межличностных отношениях. Задачи исследования: 1. Проанализировать имеющиеся научные данные о причинах агрессивного поведения школьников в межличностных отношениях; 2. Изучить теоретические концепции педагогов, педагогов-психологов по формированию агрессивности у детей школьного возраста. 3. Рассмотреть возрастные особенности, влияющие на возникновение агрессивного поведения в школьном возрасте (на примере МОУ Чажемтовская СОШ) 4. Выявить и проанализировать взаимосвязь психологических особенностей личности с агрессивностью в школьном возрасте(на примере МОУ Чажемтовская СОШ); Методы исследования: В ходе нашего исследования была использована комплексная методика, включающая в себя опрос, метод анализа научной литературы по теме исследования, тестирование, методы математико-статистической обработки. При этом были использованы следующие тесты: 1. Методика диагностики агрессивности Басса – Дарки 2. Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина(полный вариант) Предмет исследования: психологические особенности агрессивного поведения у детей школьного возраста. Практическая значимость: Результаты данного исследования могут использоваться психологами, психотерапевтами, учителями.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения школьников……………………………………………………………………………8 1.1. Проблема агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученых…………………………………………………………………………………8 1.2. Проблема агрессивного поведения на ранних этапах онтогенеза в возрастной и педагогической психологии………………………………………………………15 1.3. Основные возрастные новообразования и факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в школьном возрасте…………………..24 1.4. Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен………………………………………………………………………………29 Глава 2. Экспериментальное исследование агрессивного поведения школьников…………………………………………………………………………..34 2.1. Методы изучения агрессивного поведения школьников…………………….34 2.2. Организация и проведение исследования агрессивного поведения………..39 2.3. Диагностика агрессивного поведения школьников………………………….44 2.4. Результаты исследования и их интерпритация……………………………….52 Глава 3. Методическое сопровождение процесса по профилактике агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….55 3.1 Методическая разработка внеклассного мероприятия «Жизнь без агрессии»……………………………………………………………………………..55 3.2. разработка программы элективного курса «человек и личность»…………..59 3.3. Технологическая карта по изготовлению декоративной игрушки Тильда Кролик………………………………………………………………………………..70 Заключение…………………………………………………………………………..77 Список использованных источников литературы………………………………...79 Приложение 1………………………………………………………………………...83 Приложение 2………………………………………………………………………...85
Список литературы

1. Аксенов, и.н. социализация подростков /и.н. аксенов. — москва: май, 2002. — 289с. 2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.:Питер, 1998. – 170 с. 3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности /В.И. Андреев. — Казань: Центр, 2001. — 169с. 4. Андреева, Г.М. Социальная педагогика /Г.М. Андреева. — Москва: Аспект пресс, 2004. — 206с. 5. Аронсон, Э. Социальная психология: Психологические законы поведениячеловека в социуме / Э. Аронсон. – М.: Прайм-Еврознак, 2002. – 558 с. 6. Артемьев, Т.И. Развитие личности и ее способностей /Т.И. Артемьев. — Москва: Дрофа, 2009. — 210с. 7. Асеев, В.Б. Мотивация поведения и ее способностей /В.Б. Асеев. — Москва: Гуманит, 2007. — 189с. 8. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков./ Ю.Д. Бабаева,Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр „Академия“, 1996. – 336 с. 9. Беличева, С.А. Основы превнтивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦКСоциальное здоровье России, 1994. – 221 с. 10. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин //Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер,2001. – 512 с. 11. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.: Наука, 1987. – 309 с. 12. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб: Прайм – Еврознак, М.: Олма – Пресс, 2005. – 666 с. 13. Бумерменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование /Г.В. Бумерменская. — Москва: Просвещение, 2008. — 176с. 14. Верцинская, Н.Н. Трудный ребенок /Н.Н. Верцинская. — Минск: Ось-89, 2008. — 168с. 15. Воронин, Ю.Г. Конфликты в школе /Ю.Г. Воронин. — москва: Социс №3, 2005. — 100с. 16. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с. 17. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.:СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27. 18. Гилинский, Я.И. Стадии сициализации индивида. Человек и общество (проблемы социализации индивида) /Я.И. Гилинский. — Ростов на Дону: Феникс, 2009. — 109с. 19. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальнойзащиты / Под ред. В.А. Никитина. – М., 1996. – 147 с. 20. Дементьева, Н.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий школьников /Н.Ф. Дементьева. — Москва: Социс №6, 8. — 89с. 21. Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. – М.: Наука,1987. – 182 с. 22. Зернов Д.Н. Критическим очерканатомических оснований криминологической теории Ломброзо// Криминология. — М.,1991. — С.52. 23. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения.Учебное пособие / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр Академия, 2004. –288 с. 24. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л.М.Зюбин. – М.: Высш. Школа, 1982. – 191 с. 25. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов //Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 61–74. 26. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.:ТЦ Сфера, 2001. – 192 с. 27. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отклонения/ Ю.А. Клейберг. – М.:Вита-Пресс, 1997. – 140 с. 28. Ковалев, А.Г. Психологические основы исправления правонарушения / А.Г.Ковалев. – М.: Юрид. Литература, 1968. – 136 с. 29. Ковалева, Т.В. Подрости смутного времени /Т.В. Ковалева, О.К. Степнова. — Москва: Изкадельский центр "Академия", 2000. — 103с. 30. Коган, Л.Н. Человек и его судьба /Л.Н. Коган. — Москва: Мысль, 2000. — 199с. 31. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,1989. – 255 с. 32. Кондрашенко В.П. Девиантное поведение у подростка. – Минск: Беларусь,1988. – 204 с. 33. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение /В.Т. Кондрашенко. — Минск: Экспресс, 2007. — 155с. 34. Кондрашенко, В.Т. По лабиринтам души подростка /В.Т. Кондрашенко. — Минск: Экспресс, 2007. — 200с. 35. Кравский, А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка /А.П. Кравский. — Москва: Гуманит, 2004. — 328с. 36. Кравченко, А.Н. Социология /А.Н. Кравченко. — Москва: Академический проспект, 2015. — 303с. 37. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И.Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с. 38. Кузнецов, В.Г. О сопоставлении результатов обследования делинквентныхподростков методами ПДО и УНП / В.Г. Кузнецов // Патохарактерологическиеисследования у подростков / Под ред. А.Е. Личко и Н.Я. Иванова. – Л., 1981. –С.54–55. 39. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология /И.Ю. Кулагин. — Москва: Просвещение, 2009. — 460с. 40. Кунигель, Т.В. Тренинг „Активизация внутренних ресурсов подростка“./Т.В. Кунигель. – СПб.: Издательство „Речь“, 2006. – 101 с. 41. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. –445 с. 42. Ландова, Л.А., Социологическая теория девиантного поведения / Л.А.Ландова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. – 1993. – № 4. – С.87–125. 43. Левин, В.Л. Нестандартный ребенок /В.Л. Левин. — Москва: Глобус, 2007. — 289с. 44. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова.– М.: Академический Проект, 2006. – 224 с. 45. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. – С. 94 – 108 46. Морозов, В.В. Противоречивость социализации и воспитании молодёжи в условиях реформ /В.В. Морозов. — Социально-политический журнал. — Москва: Владос, 2008. — 209с. 47. Мундрик, А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения /А.В. Мундрик. — Москва: Акадения, 2012. — 309с. 48. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования /А.Д.Наследов – СПб.: Речь, 2004. – 392 с. 49. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? / О.С. Осипова //Социс. – 1998. — №9. – С. 106–109. 50. Основы математической статистики в психологии: учеб.-метод. пособие. В 2ч. Ч. 1 / Н.А. Литвинова, Н.П. Радчикова. – Минск: БГПУ, 2006. – 87 с. 51. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения /Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 1997. – № 4. – С. 92-102. 52. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков /Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во „Речь“, 1985. –34 с. 53. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведенияЧ.II. Факторы формирования девиантного поведения / В.А. Пятунин. –Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 142 с. 54. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантногоповедения. Ч.I. Основные формы девиантного поведения / В.А. Пятунин. –Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с. 55. Радчикова, Н.П. Компьютерная обработка психологической информации:учеб.-метод. пособие: В 3 ч. Ч. 1/ Н.П. Радчикова. – Мн.: БГПУ, 2003. – 86 с. 56. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.:Питер, 2000. – 712 с. 57. Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юридич. лит.,1989. – 213 с. 58. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – 2-е из.,стереотип. – М.: Издательский центр „Академия“, 1998. – 320 с. 59. Харлинская, Д.А. Девиантное поведение как асоциальное проявлениекреативности / Д.А. Харлинская // Актуальные проблемы педагогической психологиив студенческих и аспирантских исследованиях: материалы Научно-практическойконференции студентов и аспирантов. – Минск, БГПУ, 2008. – С. 462–465. 60. Шапарь, В.Б. Новейший Психологический словарь/ В.Б. Шапарь, В.Е.Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д, 2005. – 808 с. 61. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Р-н-Д.: Феникс,2002. – 544 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Проблемы агрессивного поведения, в работах зарубежных и отечественных ученных Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть проблему агрессивности в школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа. Ковалева А.Г. [28] считает, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg