Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие логического мышления младших школьников

zac_shalamov 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Важнейшей задачей образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения).
Введение

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Мышлением называется творческий познавательный процесс, который обобщенно и опосредованно отражает отношение предметов и явлений, законы объективного мира. Формирование логического мышления у ребенка является важнейшей целью педагогического прогресса, поскольку логическое мышление помогает детям наиболее полно раскрыть свои способности, развить инициативность, самостоятельность, продемонстрировать другим людям свой творческий потенциал. Таким образом, можно смело заявить, что одной из основных задач современной школы является развитие у детей начальных классов логического мышления. Особенно успешно эта задача решается в том случае, если у ребенка в должной мере сформирован познавательный интерес. Именно математика помогает развить логическое мышление. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами 4 логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать [1, с. 11]. Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека. Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы другие. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. К логическим универсальным действиям относятся: — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 5 — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы [19, с.102]. Всё вышеизложенное определило тему исследования: «Развитие логического мышления младших школьников», безусловно актуальную в наши дни. Объект исследования: процесс развития логического мышления учащихся младших классов. Предмет исследования: использование логических задач на разных этапах урока в начальной школе. Цель исследования: определение эффективных условий решения логических задач на разных этапах урока, способствующих развитию логического мышления младших школьников. В соответствии с объектом и предметом поставлены следующие задачи: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме поиска форм и методов развития логического мышления младших школьников; - определить сущность понятия «логическое мышление»; 6 - изучить формы и методы развития логического мышления; - рассмотреть некоторые аспекты опыта работы педагогов по проблеме исследования; - организовать опытно-практическую работу в школе по теме исследования. Методы исследования: - теоретические методы исследования: анализ литературных источников; - эмпирические методы исследования: эксперимент, тесты, изучение продуктов исследования. База исследования: МБОУ СОШ №14 им. А. А. Перфильева г. Александрова 2 «Д» класс.
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 ГЛАВА I. Теоретическое обоснование основной темы исследования 1.1 Что такое логическое мышление? . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.2 Особенности мышления младшего школьника . . . . . . . . . . . . . 7 1.3 Приемы и способы развития логического мышления . . . . . . . . . .11 1.4 Особенности развития мышления младших школьников в процессе изучения математики. Развивающее обучение . . . . . . . . . . . . . . 14 ГЛАВА II. Методические основы формирования логического мышления младших школьников 2.1 Опыт работы педагогов в области развития логического мышления младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 2.2 Логические задачи, используемые на уроках математики в начальных классах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 2.3 Описание опытно-практической работы по основной теме исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Список литературы

1. ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).- 35 с. 2. Аргинская, И. И. Математика: Методические пособия к учебникам математике / И. И. Аргинская. 1-4 классы 2010. – 256 с. 3. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н. В. Бабкина. Начальная школа.-2009. - 45 с. 4. Бабкина, Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы / Н. В. Бабкина. Психологическое обозрение.-2011.-№ 2(3).-67 с.4й 5. Бахир, В. К. Эксперимент в начальных классах / В.К. Бахир А.П. Макаровская, В. М. Степанов. - Начальная школа.-2010.- № 5. 6. Белошистая, А. В. Задания для развития логического мышления 1 класс / А. В.Белошистая, В. В. Левитес. - М.: «Дрофа», 2008. – 105с. 7. Белошистая, А. В. Задания для развития логического мышления 2 класс / А. В.Белошистая, В. В. Левитес . - М.: «Дрофа», 2008. – 108 с. 8. Бочаров, В. А. Введение в логику/ В.А. Бочаров, В. И. Маркин. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 223 с. 9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - АСТ, Астрель, Хранитель, 2009. – 245 с. 10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Смысл, 2008. – 198с. 11. 3ак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. - М.: «Просвещение», 2009. 124с. 12. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Дом педагогики, 2003. – 324с. 13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2012. – 176с. 14. Лавриненко, Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2010. 15. Мухина, В. С. Психология детства и отрочества /В.С. Мухина. - М., 2008. 16. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. - М., 2013. 17. Орлова, Е. В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников / Е. В. Орлова, Н. В. Гладин, С. Г. Воровщиков. - М.: «5 за знания», 2008. – 189 с. 18. Павлова, Т. Л. Диагностика мышления младших школьников / Т. Л. Павлова. - ТЦ «Сфера». 2009. – 87с. 19. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / Ж. Пиаже. – М.: Гардарики, 2013. – 203с. 20. Подласый, И. П. Педагогика. Процесс обучения / И. П. Подласый. - М.: «Владос», 2003. - 524с. 21. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей / Е.А. Стребелева. - М., 2009. – 238с. 22. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: «Академия развития», 2012. – 124 с. 23. Шамарина, Е. В. Считаю и размышляю / Е.В. Шамарина, О.В. Тарасова. - М.: «Гном и Д», 2013.- 89 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста 1.1 Что такое логическое мышление? Итак, логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы. Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Развивая логическое мышление школьников, мы способствуем и развитию познавательного интереса и способностей, свойственных практически всем детям в раннем возрасте. Тренируя ум, человек становится наблюдательным, сообразительным, проницательным, догадливым, дальновидным, изобретательным, находчивым, остроумным, а также приобретает многие другие важные и полезные качества, которые все вместе составляют культуру мышления, или умственную культуру [12, с.227].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg