Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние изучения китайского языка с помощью образовательных интернет-платформ на когнитивные и эмоциональные компоненты картины мира обучающихся

zac_shalamov 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что обучение с помощью интернет-платформ действительно производит большое влияние на обучающихся и их картина с эмоциональной и когнитивной стороны более сложная нежели у группы над которой не проводился данный эксперимент, но и хотелось бы добавить из личного наблюдения, что у обучающихся с помощью интернет-платформ, возникает много вопросов в плане не понимания каких-то заданий с технической стороны и они допускают те ошибки, которые в контрольной группе исключены, так как они выполняют задания по всем знакомым традиционным методам. Отсюда следует, обучение только с помощью интернет-платформ не всегда может быть продуктивно, так как есть свои подводные камни и недочеты. Лучше всего использовать традиционную методику с периодическим использованием интернет-платформ для выполнения каких-либо заданий и упражнений.
Введение

Изучение любого иностранного языка по отношению к любому человеку, его изучающим (далее – субъекту), может оказывать влияние на его уже сложившуюся при усвоении родного языка картину мира. Идея влияния свойств сознания на объект познания особенно отчётливо отражена в конструктивистской парадигме психологической науки приводя к значительным выводам (Дж. Брунер, М. Полани, В.Ф. Петренко). Применительно к нашей проблеме субъект, действительно заинтересованный в изучении иностранного языка, реализует его в достаточно глубоком изучении соответствующей культуры, и только тогда этот интерес можно назвать «взрослым», осмысленным. В таком случае субъект будет более внимателен к тонкостям и особенностям иностранного языка, так или иначе связанным к реалиям этой культуры, которые ему придется осмыслить, а значит – подвергнуть устоявшуюся картину мира той или иной трансформации. Многое зависит и от того, в какой форме изучается иностранный язык. В современном обществе важность изучения второго языка достаточно оценена, о чем говорит, как минимум повсеместное включение данной «задачи» в систему образования. В наше время для изучения иностранного языка многие обращаются к современным формам обучения, одной из которых выступают интернет-платформы. Само обращение к интернет-платформе может означать, как мы полагаем, большую готовность субъекта «погрузиться» в языковую культуру. Минуя традиционные формы обучения, субъект выбирает более современный, удобный и оперативный способ, располагающий гораздо большим количеством возможностей, в частности – мультимедийных средств. Другими словами, если рассматривать интернет-платформу как фактор изменения картины мира в процессе изучения второго языка, можно догадываться, что выбор интернет-платформы в качестве формы обучения свидетельствует о серьезной готовности субъекта к расширению не только вербальных основ восприятия и познания, но и обогащению представлений о другой культуре, приводящих к трансформации концептуальной картины мира и её неотъемлемого компонента – языковой картины мира. Актуальность нашего исследования определяется тем вниманием, которое уделяется сегодня на государственном уровне в России, её образовательной системе изучению иностранных языков, и прежде всего тех, на которых говорит население ведущие в экономическом и политическом отношении стран. К их числу сегодня, несомненно, принадлежит КНР, с её населением более 1,4 миллиарда человек, и которая обладает второй по удельному весу экономикой мира. Однако изучение китайского языка, принадлежащего к другой языковой группе и другой, нехристианской по своей природе культуре, является для российского студента непростой задачей и, во многих случаях, требует дополнительных средств, которым может являться интернет-платформа. По этой причине наша работа посвящена проблеме особенностям изменения в картине мира человека, изучающего китайский язык с помощью образовательных интернет-платформ. Проблема исследования в большей степени будет относится к научно-теоретической (вызванная малым количеством знаний в данной области), и обладать практическим значением для усовершенствования обучения китайскому языку. Основой исследования будет являться психосемантический подход (Е. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, Г.А. Миллер, Ч. Осгуд, Н.Н. Королёва, В.Х. Манёров) и принцип связи сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев). В рамках психосемантического подхода внимание уделяется не только семантическому (денотативному) аспекту языка, но и его эмоциональному (коннотативному) аспекту. Предметом данного исследования будет выступать особенности картины мира респондентов, обучающихся китайскому языку с помощью интернет-платформ, с одной стороны, и обучающихся по традиционной методике без применения интернет-платформ, с другой. Объектом исследования будут являться учащиеся 2 курса кафедры восточных языков института иностранных языков, которые изучают китайский как первый иностранный язык контрольная группа, (изучающая китайский язык по традиционной методике), и экспериментальная, (где студенты изучают китайский язык с помощью интернет-платформ). Гипотеза исследования: картина мира испытуемых, углубленно изучающих китайский язык с помощью интернет-платформ, по сравнению с картиной мира изучающих китайский язык по традиционному принципу (без помощи интернет-платформ) обладает большей когнитивно-эмоциональной сложностью. Целью исследования будет являться особенности когнитивно-эмоционального компонента картины мира респондентов, обучающихся китайскому языку с помощью интернет-платформ в сравнении с картиной мира, обучающихся языку по традиционной методике (без помощи интернет-платформ). В ходе исследования предполагается решение ряда задач: 1. Теоретический анализ научно-исследовательской литературы по проблеме исследования, формулирование основных методологических позиций (проблема, исследовательская гипотеза, методологический подход). 2. Составление программы исследования. Выбор организационного метода, определение его особенностей организационного метода применительно к специфике исследования. Определение требований к исследовательским выборкам (количество, объем, возраст, пол, профиль образования и др.). 3. Подбор адекватных эмпирических методик, которые помогут выявить различия в качественном и количественном содержании картины мира субъектов, изучающих китайский язык с помощью интернет-платформ и изучающих без помощи интернет-платформ (вербальных, невербальных, проективных). 4. Проведение эмпирического исследования для обеих групп полученными методиками, которые помогут сравнить содержание основных компонентов картины мира, обучающихся по той или иной программе. 5. Анализ эмпирических данных с помощью математико-статистического анализа количественных данных. 6. Теоретическая интерпретация результатов анализа данных. Для выполнения поставленных нами задач и подтверждения гипотезы нами будут применены следующие научные методы исследования: 1. Теоретический метод: анализ и обобщение отечественной и зарубежной научно-педагогической, психологической, лингвистической, технической и методической литературы. 2. В качестве организационного метода будет использоваться сравнительный метод. 3. Педагогический: экспериментальное обучение с использованием учебных интернет-платформ, в сравнении с традиционным видом обучения. 4. Психодиагностические методы: ассоциативный, незаконченные предложения, проективная методика. 5. Математико-статистическая обработка полученных данных в процессе эксперимента. 6. Качественный и количественный метод: контент-анализ текстов. Практической значимостью будет являться возможность применения полученных данных для современных усовершенствованных программ по обучению китайскому языку, с учтенными возможностями обогащения картины мира обучающихся. Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что впервые будет изучена и проверена система обучения испытуемых с помощью интернет-платформ и учащихся, не испытывающих такого влияния, а также проанализировано сходство и различие различных составляющих их картин мира. Также предполагалась разработка улучшенной программы с системой заданий и упражнений для работы с подобными интернет-платформами для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся кафедры восточных языков. Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений, дополняющих основной текст.
Содержание

Введение 4 Глава 1. Влияние образовательных интернет-платформ как инструментов изучения китайского языка на когнитивные и эмоциональные компоненты картины мира: теоретические аспекты проблемы 9 1.1. Структура, функции, факторы развития картины мира 9 1.2. Содержание основных уровневых компонентов индивидуальных и групповых картин мира 15 1.3. Психологические и социальные модели картины мира: менталитет и индивидуализация 20 1.4. Влияние изучения языка на формирование структуры и содержания картины мира индивида 23 1.5. Специфика влияния китайского языка на картину мира обучающихся европейцев 38 Глава 2. Программа и методы проведения исследования 44 2.1. Методологические принципы исследования 44 2.2. Организационные и эмпирические методы исследования 46 2.3. Программа эмпирического исследования 48 2.4. Методы математико-статистической обработки данных 55 Глава 3. Описание и анализ результатов исследования когнитивных и эмоциональных компонентов картины мира 56 3.1. Анализ ассоциативной структуры и содержания базовых компонентов картины мира учащихся изучающих китайский язык 56 3.2. Анализ компонентов картины мира, в письменных текстах. Результаты анализа компонентов картины мира в письменных текстах 61 3.3.Анализ особенностей картины мира отраженной в рисунках, учащихся ……… 68 3.4.Заключение. Интерпретация и обобщение результатов 79 Литература 82 Приложения 87
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 c. 2. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука; Смысл, 1999. -350с. 3. Барабанова, И.Г. Понятие картины мира: взаимодействие языковой и концептуальной картин мира // Проблемы развития современной науки. Сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016. - С.119. 4. Березовская, Я.Л. Особенности Китайской языковой картины мира носителей китайского языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. - №27. - С.20. 5. Бехтева, Н.Н. Особенности китайской языковой картины мира в аспекте обучения китайскому языку как иностранному // Молодой ученый. 2015. - №22. - С. 751-753. 6. Бондаренко, А.Ф. Социальная психотерапия личности. Киев, 1991- 189 с. 7. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика. - М., 1998. – 336 с. 8. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языка. - М., 1999. – 780 с. 9. Витгенштейн, Л. Избранные работы / Пер. с англ. и нем. В. Руднева. М.: Издательский дом Территория будущего, 2005. - 440 с.- С.34. 10. Горская, Р. С. Влияние углубленного изучения английского языка на когнитивные и эмоциональные компоненты картины мира: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Горская Регина Сергеевна. - СПб., 2005. - 246 c. 11. Гуревич, Л. С. Когнитивное пространство метакоммуникации: монография // Л. С. Гуревич. – Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2009. – 372 с. 12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Русский язык, 1999. - Т. 2. - 779 с. 13. Джиган, О.В. Влияние картины мира Аристотеля на построение современной научной картины мира // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. - № 2 (10). - С. 18-20. 14. Елизарьева, М.А. О влиянии языковых контактов на языковую картину мира // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. - № 1. - С. 88-96. 15. Ершова, Н.А. Особенности употребления термина «Картина мира» в отечественной и западной культурологии // Труды научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2016. - С. 21. 16. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980. - 391 с. 17. Коваленко, А.И. Общая теория государства и права: ТЕИС. 2012. – С. 211. 18. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации - М., 2001. 19. Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М.: Гно- зис, 2002. - С.87. 20. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во Московского университета. 1991. – 192 с. 21. Кузнецова, А.Я. Духовный мир и картина мира индивида в условиях информационного общества // Фундаментальные исследования. 2015. - №2. -С. 853. 22. Курукалова, Е.С. Типология картин мира, понятие картины мира в парадигме разных отраслей знания // Сборник статей победителей VIII международной научно-практической конференции. 2017. - С. 214. 23. Леонтьев, А.А. Языковое сознание и образ мира. Язык и сознание: парадоксальная рациональность. – М., 1993. - С.18. 24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. // А. Н. Леонтьев. – М: Политиздат, 1975. - С. 281. 25. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1993. - Т.52. -№1. - С.З-9. 26. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис Изд-во группа Прогресс, 1992. – 272 с. 27. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие // В. А. Маслова. – М.: Флинта: Наука, 2004. - С. 31. 28. Обухов, Я.Л. Образ - рисунок - символ // Журнал практического психолога. 1996. - №4. - С. 44 – 55. 29. Ольшанникова, А.Е., Семенов В.В., Смирнов Л.М. Оценка методик, диагностирующих эмоциональность (опыт использования статистических закономерностей распределения показателей) // Вопросы психологии. 1976. -№5. - С. 103- 113. 30. Осгуд, Ч., Суси, Дж., Танненбаум, П. Приложение методики «СД» к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусствометрия. - М., 1972. - С. 278 – 298. 31. Панферов, В. Н. Психология человека. Учебное пособие. СПб., 2000. - 160 с. 32. Павлюкевич, В.А. Образ мира – картина мира: диалектика нравственных оснований // Научное мнение. 2015. - №12. - С. 101. 33. Петренко, В.Ф. Методология экспериментальной психосемантики. М.: изд-во МГУ. 1983. – 158 с. 34. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. – 208 с. 35. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с. 36. Попова, З. Д. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие // З. Д. Попова, И. А. Стернин, В. И. Карасик, А. А. Кретов и др.; отв. ред. М. В. Пименова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - С. 51. 37. Прохоров, А. М. Изд-е 4-е. М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 1632 с. 38. Романова, Е.С., Потемкина, О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Аспект Пресс, 2011. – 400 с. 39. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. -512с. 40. Руднев, В. Энциклопедический словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 2001. - С.175. (608 с.). 41. Савельева, А.С. Аспекты изучения языковой картины мира // В сборнике: Молодежный научный форум сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. - С. 113-115. 42. Свойкин, К.Б. Смысловая диалогическая конвергенция текста в научной коммуникации: дис. ... к.филол.наук. Саранск, 1998. 43. Семенов, В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на перепутье эпох. // СПб. Изд-во СПбГУ. 2008. – 492 с. 44. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: Школа-пресс, 1995. – 384 с. 45. Сорокин, Ю. А. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы // Ю. А. Сорокин. – Волгоград: Перемена, 1998. – 148 с. 46. Стёпин, B.C., Кузнецова, Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 16.12.2010. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5362 47. Тентимишова, А.К. Картина мира и языковая картина мира // Научные исследования: от теории к практике. 2016. - №8. - С. 51. 48. Топоров, В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. — М., 1983. - С. 27-284. 49. Тань, Аошуань Китайская картина мира: язык, культура, ментальность. - М.: Языки славянской культуры, 2004. – 240 с. 50. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли. - М., 1990. – 496 с. 51. Хайдеггер, М. Время и бытие // пер. с нем. М.: Республика, 1993. - С. 49. 52. Хайдеггер, М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - 450 с. 53. Цзян, Я. Словесное ударение как фрагмент этнотипа носителей русского и китайского языков: дис. … канд. филол. наук / Я. Цзян. – М., 1996. – 136 с. 54. Шаваева, Ф.Я. Концептуальная и языковая картины мира // Апробация. 2015. - №12. - С. 63. 55. Шмелев, А.Г. и кол. Основы психодиагностики. - М., Ростов-на-Дону, 1996. 56. Яценко, Л.В. Что такое общая картина мира. М.; Знание 1984. - С 64. 57. Boesh, E.E. Symbolic Action Theory and Cultural Psychology. Berlin, Heidelberg, N.Y., L., Paris, Tokyo, Hongkong, Barselona, Budapest: SpringelVerlag, 1991. - Цит. по:127; - С. 459-460. 58. Bochner, S. The Social Psychology of Cross-cultural Relations // Cultures in Contact. Oxford, 1982. - P.5 - 44. 59. Fischer, J.L. The uses of Internal Revenue Service data. - In: B o r u s M. E. (ed.). Evaluating the impact of manpower pro¬grams. Lexington, Mass., D. C. Heath, 1972. – 177 - 180. 60. Glaser, R. Education and Thinking. The Role of KJnowledge // American, Psychologist/1984. - V.39. p.93 - 104 61. Holton, G.J. The Advancement of Science, and its Burdens. Harvard Univ. Press, 1998. - 352 p. 62. Kaplan, R. The Experience of Natural: A Psychological Perspective. Cambridge, 1989. 63. Larson, Ch.U. Persuasion: Reception and Responsibility. 7* ed. Wadsworth Publishing Company, 1995. - 447 p. 64. Littlejohn, S.W., Jabusch, D.V. Persuasive Transactions. Scott, Foresman & Co, 1987. - 335 р. 65. Naugle, D.K. Worldview: the History of the Concept. William B.Eerdmans Publishing Company. Grand Rapids, Michigan, Cambridge, 2002. - 384 p. 66. Shweder, R.A. Thinking Through Cultures. Cambridge (Mass.), London'^ Harvard University Press, 1991. - P.405 – 406. 67. Мировая статистика интернета // URL: http://cospi.ru/mirovaya-statistika-interneta/ (Дата обращения: 01.08.2017). 68. Статистика интернета 2015 // URL: http://topolweb.ru/blog/statistics-2015/ (Дата обращения: 01.08.2017).
Отрывок из работы

Глава 1. Влияние образовательных интернет-платформ как инструментов изучения китайского языка на когнитивные и эмоциональные компоненты картины мира: теоретические аспекты проблемы 1.1. Структура, функции, факторы развития картины мира В последнее время такое понятие как «картина мира» получило распространение в самых различных областях знания. «Картина мира» является актуальным понятием для философии, культурологии, лингвистики и других дисциплин, каждая из которых стремится к наиболее точному его определению в рамках своего предметного поля, оберегая его от размывания смысла и вырабатывая принципы видения целостного содержания. В психологической науке такие феномены как сознание, действительность и отражение, будут являются основными при формировании картины мира. Сознание является психологическим механизмом отражения реальности, «преломленной через призму общественно выработанных языковых значений» [23, с. 281]. В действительности, феномен «картина мира» такой же древний, как и человеческое сознание вообще. Понятие «картина мира» (КМ), впервые введенное Спинозой (1632 - 1677), берет свое начало еще от понятия mimesis, выдвинутое Аристотелем 2400 лет тому назад.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg