Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Специфические закономерности развития характерные для всех групп детей с особыми потребностями

zac_shalamov 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.03.2020
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» - Дэвид Бланкет[25].
Введение

Сегодня проблема инклюзивного образования является актуальной. Ежегодно число учащихся, которым требуется особые образовательные условия, постоянно растет. Инклюзивное образование, кроме решения задач в сфере образования, в большей степени способствует улучшению качества жизни общества. Поддерживая идею инклюзивного образования, реализуя внедрение инклюзивной практики, учебные заведения действуют в инновационном режиме. При этом одной из важных задач является задача создания устойчивой, развивающейся, эффективно действующей системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения в образовательных учреждениях разных типов и видов. Деятельность новейших систем образования многих развивающихся, развитых государств переживают особые видоизменения для общества, осуществляя переход на концепции и на современнейшие технологии, применяемые в образовательной среде. Межнациональные объединения в качестве важного направления развития образовательной системы предлагают включенное или инклюзивное образование, которое будет направлено на получение качественного образования и социального приспособления личности. Нынешняя модель образования берет начало из идеи создания одинаковых обстоятельств для людей с разными потребностями в обучении (в том числе для лиц с разными психофизическими особенностями и одаренных людей). Инклюзивное или включенное образование — термин, который используется для описания учебного процесса лиц с особыми потребностями. В основании инклюзивного образования лежит мировоззрение, которое исключает любую дискриминацию обучающихся, обеспечивает одинаковое отношение ко всем людям[22]. Инклюзивное образование — процесс развития современного образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех групп потребителей образовательных услуг[23]. В России инклюзивное образование делает только первые шаги, в то время как во многих странах Старого Света большинство современных учебных заведений являются инклюзивными. Так же оно обязывает создать гибкую адаптивную образовательную среду, которая может соответствовать образовательным требованиям каждого учащегося. Сегодня инклюзия на территории нашей страны регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В содержании статьи говориться, что в целях реализации возможности получить качественное образование страны-участницы обязаны обеспечить инклюзивное образование во всех ступенях и возможность обучаться в течение всей жизни человека. Развитие инклюзивного образования в нашем государстве обеспечивает преемственность от инклюзивного образования к инклюзивному обществу, делает ее гуманнее, раскрывает потенциал всех людей, способствует самоактуализации[24,21]. Определение «инклюзия» неразрывно связано с таким понятием как особые образовательные потребности. Особые образовательные потребности (ООП)- это совокупность особенностей, которые требуют организации спец. психолого - педагогической помощи для детей с недостатками развития. В литературе имеется педагогическое определение: «Специальные образовательные потребности – потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения»[2]. Данное определение отличается от классического психологического, потому что заключает в себе не только внутренние побуждения к познавательной деятельности, но и возможности осуществления этой деятельности. Иными словами, возможности (или условия) обучения. Психологическое определение звучит иначе: «Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения» Под обучением подразумеваются: школа, период дошкольного развития и коррекционно-развивающая работа с ребенком в раннем детстве. Эмпирически доказано, что положение Л.С. Выготского о том, что «обучение ведет развитие», имеет особое значение для детей с недостатками развития. Выделим наиболее важные составляющие каждого из компонентов указанных возможностей. Когнитивные составляющие: - владение мыслительными операциями, - возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, - активный и пассивный словарь, - накопленные знания и представления об окружающем мире. Энергетические: - умственная активность и работоспособность. Эмоционально - волевые: - направленность активности ребенка, - познавательная мотивация, - возможности сосредоточения и удержания внимания. Перечисленные возможности, ограниченные по сравнению с возможностями нормально развивающихся детей, обусловлены выделенными В.И. Лубовским общими и специфическими закономерностями нарушенного психического развития[7]. Специфические закономерности нарушенного психического развития проявляются в разной степени выраженности и в своеобразных сочетаниях при всех психических нарушениях. В процессе обучения наибольшее значение имеет замедленная, по сравнению с наблюдаемой при нормальном развитии, скорость приема, переработки и использования информации (другими словами, замедленность сенсорно-перцептивных процессов), меньший объем запечатляемой и сохраняемой информации (или более низкая эффективность процессов памяти). Некоторые затруднения вызывают также: - отставание речевого развития и своеобразные при каждом виде нарушенного развития недостатки речи, которые могут быть обозначены как недостатки словесного опосредствования; - отставание в развитии всех видов мыслительной деятельности, специфические недостатки моторики; - более низкая работоспособность и более быстрая истощаемость. Данные недостатки нарушенного развития психики объясняются тем, что психическая деятельность, как и ее материальная основа – ЦНС, является целостным образованием, сложной единой системой, в которой все составляющие ее функции находятся во взаимодействии. Именно поэтому выпадение или ослабление, недостаточность одной функции (первичный дефект, по Л.С. Выготскому) неизбежно влияет на деятельности остальных. Таким образом, в проявлении нарушений развития психики важную роль играют дефекты межцентрального взаимодействия. Чем сильнее выражен первичный дефект и чем сложнее для развития познавательной[16] деятельности первично нарушенная функция, тем значительнее проявление перечисленных ранее закономерностей. В процессе онтогенеза это негативное влияние постепенно становится слабее, особенно в условиях коррекционно-развивающего, т. е. специально организованного, обучения. Эти закономерности были выделены на основе и собственных данных, собранных психологами Института дефектологии Академии педагогических наук РСФСР и СССР в период с 1950 по 1960-е гг. и позже [1,5,6,8,9], и рядом зарубежных ученых[10,11,12]. Их проявления подтверждаются более поздними исследованиями, особенно сравнительными[3,4]. Проявления перечисленных закономерностей нарядус ограничениями, вызываемыми первичным дефектом (например, нарушениями слухового восприятия), усложняют контакт с окружающим миром, «врастание в культуру» (Л.С. Выготский), иными словами, адаптацию в широком смысле. Это влечет за собой возникновение еще одной немалозначимой, особенно вначале школьного обучения, характеристики ООП: дети, не прошедшие специальной коррекционной подготовки в дошкольном возрасте, остаются без знаний, умений и навыков, необходимых для овладения школьной программой, что усиливает трудности в обучении. Уменьшить эти трудности можно только организацией спец. обучения, или обучения с учетом ООП ребенка. Недостаточное понимание значимости ООП и малое удовлетворение требований, из них вытекающих, даже в специальных (коррекционных) школах ведет к неполному использованию актуальных и потенциальных возможностей детей, т. е. к понижению возможной эффективности обучения. Совершенно ясно, что реализация большинства из этих требований абсолютно невозможна в условиях инклюзии, или обучения ребенка с ООП в обычном классе школы общего назначения. Реализация этих требований в обычном классе нанесет вред нормально развивающимся одноклассникам, так как будет задерживать их развитие. ООП детей с недостатками развития проявляются в разной степени выраженности и в разных сочетаниях. Это требует наличия разнообразных форм организации обучения – от глубоко дифференцированного до инклюзивного, которое возможно только для детей со слабовыраженными недостатками развития. Всегда нужно понимать: где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка к школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни[16]. Цель данного курсового проекта - выяснить все нюансы коррекционной работы с детьми, имеющими ООП с учетом их психического состояния. Для этого необходимо выполнить задачи: 1.С помощью специализированной литературы выяснить, какие дети имеют ООП; 2.Перечислить направления, принципы и задачи коррекционной работы для детей с ООП; 3.Привести примеры коррекционных занятий. Объект исследования: Инклюзивное образование для детей с ООП. Предмет исследования: Коррекционная работа.?
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детей………………………8 1.1 Понятия о нарушенном и нормальном онтогенезе…………………………....8 1.2 Категории детей с особыми образовательными потребностями…………….11 1.3 Развитие, обучение и специальные образовательные условия для детей с ООП……………………………………………………………………………...13 Глава 2. Коррекционная работа с детьми, имеющими ООП……………………18 Заключение………………………………………………………………………….23 Список литературы…………………………………………………………………24
Список литературы

1. Выгодская Г.Л. Соотношение между осмыслением инструкции и выполнением действия у умственно отсталых школьников. //Умственное развитие учащихся вспомогательной школы /Под ред. Ж.И. Шиф. М.: АПН РСФСР, 1961. 2. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб. пособие/ Сост. Н.В. Новоторцева: 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: КАРО, 2006. 3. Лубовский В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / Под ред. Б.М. Когана и С.М.Валявко. М.: Спутник, 2011. 4. Лубовский В.И. Исследование памяти на этапе дифференциальной диагностики (методика Т.В. Розановой) // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья: Сб. статей / Под науч. ред. Е.С. Романовой и С.М. Валявко. М.: Спутник , 2010. 5. Лубовский В.И. К анализу явления динамической передачи нервных процессов. // Конференция по вопросам совместной деятельности первой и второй сигнальных систем в норме и патологии. Тезисы/ Под ред.? М.: Ин-т высшей нервной деятельности, 1957. 6. Лубовский В.И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей- олигофренов// Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка /Под ред. А.Р.Лурия: В 2 т. Т.1. М.: АПН РСФСР, 1956. 7. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. 8. Переслени Л.И. Психофизиологическая характеристика приема и переработки информации // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпина, М.: Просвещение, 1984. 9. Соловьев И.М. Восприятие окружающей действительности и его особенности у глухонемых// Развитие познавательной деятельности глухонемых детей /Под ред. И.М.Соловьева, М.: Учпедгиз, 1957. 10. Clarke A.М., Clarke A.D.B. Mental Deficiency. N.Y.: Free Press, 1958. 11. Kodman F. The incidence of hearing loss in mentally retarded children –// American Journal of Mental Deficiency.1958. 12. O’Connor N., Hermelin B.F. Speech and Thought in Severe Subnormality. L.: Pergamon Press,1963. 13. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т . — М.,1983.—Т.5. 14.Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 1997. (Проект.) 15. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями /Под редакцией Т.Г. Неретиной: 2-е изд.,стереотипное, М.: «Флинта»,2011. 16. Специальная психология. Том 2 /Под редакцией В.И. Лубовского: 7-е изд.,М.: «Юрайт», 2017. 17. Специальная педагогика: учебник для студ. Учреждений/ Под редакцией Н.М. Назаровой.- 11-е изд.,М.: Изд. Центр «Академия», 2013. 18. Статья «Развитие сенсомоторики у детей с умственной отсталостью» - М. Н. Пастухов (https://studfiles.net/preview/5787032/) 19.Т. Г.Перетяни:«Специальная педагогика и коррекционная психология». 2010 20. Тиганов А.С. Патология психического развития. 21. Статья «Актуальность инклюзивного образования в ВУЗах России» - Захаров Константин Викторович и Нигматуллина Гузелия Вакилевна (http://psychology.snauka.ru/2016/01/6276). 22. Макашова В.Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования: /В.Н. Макашова. Магнитогорск, МГПУ, 2005. 23. Макашова В.Н. Использование электронных образовательных ресурсов для активизации взаимодействия ВУЗов и работодателей, Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XI Международной научно-практич. конф./Под ред. С.С. Чернова. -Новосибирск:Изд. НГТУ,2011. 24. Макашова В.Н., Филимошин В.Ю. Опыт разработки и внедрения модуля «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕКАНАТ» в систему дистанционного обучения на основе LMS MOODLE. Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. 2015. 25. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития детей 1.1 Понятия о нарушенном и нормальном онтогенезе Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию. Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, т е включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения, но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе. Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа иными словами, в организме происходит постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое. В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности. Выделены 4 основных этапа психофизического развития в детском возрасте — от рождения до 14 лет. Первый этап — ранний (от 0 до 3 лет), второй — дошкольный (от 4 до 6 лет), третий — школьный (от 7 до 10 лет), четвертый — пубертатный, точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет). Помимо изложенных этапов в медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки» К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 54 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 37 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg