Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие креативности у старших дошкольников через игровую деятельность.

irina_krut2020 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить воспитательный потенциал игровой деятельности в развитии креативности у дошкольников. Объект исследования: процесс развития креативности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития креативности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитие креативности детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при использовании разработанного комплекса мероприятий, содержательной основой которых являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации творчества, приоритета поисково-исследовательских методов над репродуктивными, отсутствии регламентации деятельности, включения детей в процесс преодоления проблем, поиск нестандартных решений, вариативность творческих заданий. Исходя из цели, объекта и предмета исследования, нами выделены задачи исследования: 1. Раскрыть понятие креативности. 2. Выявить особенности креативности у старших дошкольников. 3. Изучить игровую деятельность как средство развития креативности у старших дошкольников. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности игровой деятельности как средства развития креативности у старших дошкольников. Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация; эмпирические методы: беседа, тестирование, психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования.Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Большекибячинский детский сад «К?б?л?к». Сабинского района РТ. В эксперименте участвовали 14 детей старшего дошкольного возраста. Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа: На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования. На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировался разработанный нами комплекс занятий, направленных на развитие креативности. На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы. Практическая значимость исследования заключается в том, что апробированная на практике занятия с использованием разнообразных форм и методов педагогического воздействия, разработанная нами и, обеспечивающая успешное развитиекреативности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность, результаты исследования, могут быть использованы педагогами, музыкальными руководителями и воспитателями в практике дошкольных образовательных учреждений. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение

Актуальность проблемы исследования. Каждый год, день ото дня в нашей стране происходят новые преобразования. Это происходит в любой сфере: и в политике, и в медицине, и в торговле и т.п. Меняются психолого-педагогические задачи и современного образования: актуальными и востребованными в современном мире считаются люди, которые могут принимать нестандартные решения, умеюткреативно мыслить. Подготовка таких креативно мыслящих людей должна начинаться уже в период дошкольного детства. Кроме того, дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической сфере, выступает как сензитивный период в развитии творчества. В сегодняшнем высокотехнологичном мире нашим детям учеба дается очень тяжело и, если мы не хотим, чтобы они отставали от своих сверстников, обучение необходимо начинать еще в раннем детстве. И с этого вытекает весьма актуальная тема для всех родителей и педагогов – проблема раннего развития детей дошкольного возраста. Дошкольное детство активно изучается в исследованиях креативности, большой вклад в которой внесли такие ученые как А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. По поводу креативности нет одинакового мнения, все исследователи рассматривают его по-своему. Но все они приходят к мысли, что креативность – это особенность мышления, отличающая его от остальных психических процессов. Креативность тесно связана с такими понятиями как воображение, творчество, индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка. В наши дни творческое развитие ребенка является таким же главным, как и изучение точных наук. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях методисты и психологи стараются создавать такие программы, которые способствуют раскрытию творческого потенциала. С каждым годом все активнее используются программы воспитания и обучения, в которых выражены идеи по развитию креативности детей дошкольного возраста. К ним относятся такие программы, как «Развитие» Л.А. Венгера, «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Детство» В.И. Логиновой, «Золотой ключик» Г.Г. Кравцова, «Рекорд – старт» В.Т. Кудрявцева. Но не всегда можно выяснить, дают ли эти программы успешный результат, так как отсутствуют диагностические приемы по выявлению детей с особым потенциалом. Из этого следует, что наиболее значимой и актуальной в становлении личности дошкольника является проблема развития креативности. Актуальность выбранной темы обусловливается и тем обстоятельством, что,проанализировав программы, приемы, и методы, используемые в дошкольных учреждениях, также психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу о том, что развитие креативности для нашей страны является чем-то новым. И мы считаем, что для студентов дошкольных специальностей, как будущим педагогам, это тема должна быть интересной. В педагогической науке выявлено недостаточное теоретическое освещение проблемы воспитания у детей старшего дошкольного возраста креативности через игровую деятельность. Следовательно, актуально формирование креативности у детей дошкольного возраста. Однако, возникают следующие противоречия: между заказом общества на человека нестандартно мыслящего, творческого и способного между необходимостью воспитания креативности в старшем дошкольном возрасте через игровую деятельность и недостаточно разработанными видами деятельности по формированию креативности старших дошкольников. Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы формы и методы формирования креативности в старшем дошкольном возрасте через игровую деятельность? Все вышеизложенное определяет актуальность работы и позволяет сформулировать цель и задачи, гипотезу исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………................3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………….…………………………………...……………….7 1.1. Понятие креативности …………………………………………………………7 1.2. Особенности креативности у старших дошкольников……………………...11 1.3. Игровая деятельность как средство развития креативности у старших дошкольников………………………………………………………………..……..19 2. СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..……………………………………………………30 2.1. Изучение креативности детей старшего дошкольного возраста…………...30 2.2. Комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня креативности детей старшего дошкольного возраста……………………………………………33 2.3. Анализ и обобщение опытно-экспериментальной работы………………….43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………………48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….50 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….…………54
Список литературы

Учебники, учебные пособия, статьи: 1. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании: сборник. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс. - 2013. - 189, с. 2. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. - Харьков: Фолио, 2007. – 24 с. 3. Беседин, А.Н. Книга практического психолога / А.Н. Беседин, И.И Липатов. - Харьков, 2013.- 145с. 4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320с. 5. Веракса, Н.Е. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка дошкольника / Н.Е. Веракса, В.Т. Кудрявцев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 20. - С. 37-62 6. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков, Н.В.- СПб.: Питер, 2012.- 160с. 7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2012.- 368 с. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: АСТ, 2011, 640 стр. 9. Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова. - Вопросы психологии , 1993. - № 2. – С.70-75. 10. Григорчук, Л. В. Дидактические игры для детей дошкольного возраста (к программе «АБВГДейка») / Л.В. Григорчук // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2012. - № 2. - С. 53-58 11. Дюмаева, Н.Б. Организация предметно-развивающей среды в продуктивной деятельности для развития воображения старших дошкольников / Н.Б. Дюмаева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 142-146 12. Дьяченко О. М. Развитие воображения у дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128с. 13. Жулина, Г.Н. Особенность взаимосвязи воображения и игровых умений дошкольников / Г.Н. Жулина, Р.А. Новикова // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. - 2009. - № 1. - С. 174-177 14. Зеньковский, В.В. Психология детства/ В.В. Зеньковский. - М.: Школа - Пресс, 2012.- 76с. 15. Зорина, Л. А. Игры детей с песком / Л.А. Зорина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. - № 11. - С. 31-33 16. Иванова, Е.,Развиваем творческие способности! / Е.Р. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 6. - С. 111-113 17. Козлова С.А.; Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.-213с. 18. Кувшинова, С.А. Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников / С.А. Кувшинова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. - 2013. - № 1. - С. 128-133 19. Кудрявцев В.Т. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельников. - Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9. - С. 52-59. 20. Курганова, Н.А. Формирование творческого воображения как направления интеллектуально-личностного развития дошкольников / Н.А. Курганова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. - 2013. - № 1. - С. 133-139 21. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Академия, 2010, 511 стр. 22. Лукацкий М.А. Психология: учебник / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова.- М.: Эксмо, 2012.- 416 с. 23. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская.- М.: «Просвещение», 2012.- 156с. 24. Лялькина, Е. Сочиняем сказку. для старших дошкольников / Е. Лялькина // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 7. - С. 22-23 25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 85с. 26. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухин. М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2013.- 349 с. 27. Новосельцева, А.А. Ребенок в мире общения / А.А. Новосельцева, О.А. Ворфоломеева // Педагогика и современность. - 2012. - № 2. - С. 63-65 28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Юрайт, 2013.- 464 с. 29. Петренко, С.С. Специфика воображения расторможенных детей / С.С. Петренко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 2. - С. 173-180 30. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. – Санкт-Петербург: Речь, 2010, 405 стр. 31. Родионова Г.С.Визуализация сказочных образов как средство развития творческого воображения дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.С. Родионова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 3. - С. 108-111 32. Савостьянов, А. И. Как воспитать в ребенке артистичность / А.И. Савостьянов // 2013. - № 2. - С. 56-58 33. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Дрофа, 2011.- 253с. 34. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире/ Е.О. Смирнова - М.: Дрофа, 2013.- 157с. 35. Сокольникова, О. Воображение на всю жизнь / О. Сокольникова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2013. - № 5. - С. 34-35 36. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / Г.А.Урунтаева. М.: Академия, 2015.- 368 с. 37. Шапарь Б.В. Практическая психология. Инструментарий/ Б.В. Шапарь - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2011.- 211с. 38. Чурбанова, С. М. О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни / С.М. Чурбанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. - № 4. - С. 56-59 39. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011, 384 стр. Интернет-источники: 40. Способности. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Способности.(дата обращ: 19. 02. 2018) 41. Способность. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://gufo.me/search?term=способность.(дата обращ: 22. 02. 2018) 42. Креативность и творческая фантазия. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.psychologiainfo.ru/logics-563-1.html. (дата обращ: 22. 02. 2018)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие креативности «Креативность» с английского языка переводится как, высшая творческая одаренность, способность, составляющая относительно устойчивую характеристику личности. Креативность-это способность создавать, абсолютно новое в этот мир. В нашей отечественной литературе слово креативность в последние годы получает широкое распространение. И для того, чтобы лучше понять смысл этого слова, нам необходимо узнать еще несколько понятий. «Личность-это человек, несущий в себе определенные свойства. Личность - результат тяжелого процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся», - писал А.Н. Леонтьев [21, 89]. Личность-это уникальный, неповторимый человек, со свойственными только себе индивидуальными качествами. Под индивидуальностью в свою очередь нужно понимать особенности характера и определенные свойства ума, отличающие одного человека от другого. Нельзя стать личностью без определенных привычек, индивидуальных предпочтений, хороших знаний и опыта, этических норм. Способности. Толковый словарь В.Даля объясняет это слово, как - склонный к чему-либо[41]. А в толковом словаре С. Ожегова «способность» является природный дар, талант. Но те, кто считают, что человек уже рождается со способностями, сильно ошибаются, ведь только задатки являются врожденными. Чтобы стать способным, человеку нужно развивать свои задатки. Если не заниматься и не работать над собой, никто может стать известным писателем, или хорошим архитектором только при наличии задаток. Способности развиваются благодаря многолетним трудам, в зависимости от того, в какой деятельности работает человек, какую жизнь ведет, и кто его окружает. Творчество-это то, что создано человеком, предметы и явления, имеющие культурную, материальную ценность. А творческую личность в свою очередь можно охарактеризовать как человека с определенными качествами: прежде всего это личность, он обладает силой воли, правилами этикета, эмоционально устойчив, также у него развиты задатки, которые перешли в способности или талант. Сложилось два мнения, определяющие творческую личность: 1. Креативность-это творческая способность, и она есть у каждого человека. Это то же самое как способность думать, чувствовать, выражать свои эмоции. Но при этом результат творческой деятельности будет новым только для самого человека, а для остальных это не будет иметь особого значения. Например, творческой личностью можно назвать ученика, который решил задачу оригинальным способом. У него новый подход к решению задачи, и мне кажется, его можно назвать творческим человеком. 2. А вот по-другому мнению, нельзя назвать каждого человека творческой личностью. Ведь для этого творческийакт, созданный человеком, должен быть чем-то новым, ценным для всех. Примером здесь может стать таблица Менделеева. Можем сказать, что общего мнения по поводу креативности нет, и каждый сам решает, кто является творческой личностью. Чтобы не запутаться еще больше, нужно обобщить все вышесказанное. Итак, на сегодняшний день, исследования по поводу креативности весьма противоречивы. Вот, например,А.Леонтьев, исследуя эту область, пришел к таким выводам: «Креативность – это способность найти новый подход в решении задач, при создании предметов творчества. А это в свою очередь зависит от личности творца, его силы воли, мотиваций [21, 264]. Главным условием креативности является то, что задача решается оригинальным способом, и является адекватным поставленной задаче. Креативность может проявляться на различных областях. Это может быть создание картин, открытие в науке, какое-то архитектурное решение, шедевры в кулинарии и другие. Ну вот, сейчас возник еще один, главный, вопрос - «Что же является креативной способностью?» Исследования, проводимые в области креативности, дают основание сделать вывод о том, что творческая фантазия является главнойчертой креативной способности. Творческая фантазия-это способность воображать и перевоплощать. Желание постоянно творить, это то же самое что и творческая фантазия, и она присуща каждому творческому человеку. К.Паустовский писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и, прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды»[42]. Мы считаем, что всякое фантазирование является творческим, таким способом человек уходит от внешнего мира к своему внутреннему. Это такой способ показать своего «Я». Творческий человек пытается реализовать свои фантазии в жизнь, а нетворческий человек, наоборот, прячет свои выдумки от людей. В этом и заключается разница между творческими фантазиями творческой и нетворческой личности. Вот, например: писатель-фантаст, он из своих фантазий пишет книгу и другие люди могут прочитать это и как бы, побывать в голове у писателя. И второй пример, девочка, которая представляет себя сказочной принцессой и проживает в своей голове ее жизнь. Но ей и в голову не приходит делиться этим с кем-либо. Откуда у творческой личности столько желания постоянно фантазировать, выдумывать? Нам кажется, это объясняется тем, что для творческих людей, наш мир кажется неясным, реальная жизнь незавершенным, и из-за этого они постоянно испытывают неудовлетворенность. Именно для этого творческим людям нужен свой усовершенствованный мир, чтобы чувствовать себя в нем комфортно и счастливо. Вот почему творческий человек постоянно творить, эти продукты доставляют ему удовольствие. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в неудовлетворенности и радости. Здесь, запутывая нас еще сильнее, появляется еще одно понятие – «творческая игра». Творческой игрой называется стиль жизни творческой личности. В основе творческой игры используются вдохновение, азарт. Каждому человеку свойственна способность творческой игры, но многими она не используются. Мы бы проживали жизнь как волшебное приключение, если бы научились использовать эту способность. Творческую игру нельзя путать с другими играми, для которых необходимо создание специальной игровой площадки, ведь для нее не нужно специальное место. Ее стадионом является жизнь. Творческие люди являются активными игроками творческой игры, ведь для них это прямая дорога из выдумок в реальную жизнь. Так как творческую игру могут оценить только творческие люди, то подробно об этой игре расспросите лучше их самих, а я возвращаюсь к креативности… Изучая креативность, необходимо различать такие понятия как детская (наивная) и взрослая креативность. Креативность у детей появляется от того, что у него нет необходимого опыта для решения задач, это свежий взгляд ребенка на этот мир, его неконтролируемое, естественное поведение. Дети не боятся осуждений со стороны других, поэтому наивная креативность носит возрастной характер и присутствует у большинства детей. А вот креативность взрослых — явление очень редкое. Ведь креативным людям нужно быть готовым к постоянному риску. Вне зависимости от того, что у взрослых есть необходимый опыт и знания люди, имеющие креативность, ищут решения проблем по-новому, общепризнанное для них не является выходом из ситуации. Такие люди раздвигают границы общепринятого и создают что-то новое.А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения». Творческая смелость – это черта творческого «Я», люди, обладающие творческой смелостью в обычной реальной жизни, могут быть очень робкими, ранимыми. Например,художник, пишущий картину: он может часами сидеть погруженным в свой мир, точно создавать свой рисунок, и при этом вообще не реагировать на окружающих людей, не есть и не пить. Про таких людей нередко говорят, что они «не от мира сего». Если одни творческие люди являются робкими и безобидными, то другие наоборот могут быть агрессивными. Есть такие творческие личности, которые бывают слишком самоуверенными и пытаются навязать окружающим свою точку зрения. Больше всего, конечно, это черта творческих подростков. Л. Выготский утверждал: «Творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я» [8, 128]. И все-таки не важно, каким темпераментом или характером обладает человек, ведь для того, чтобы стать творческой личностью, нужно жить постоянно усовершенствуя свою творческую деятельность. Так как творческой личностью не рождаются, а становятся. А креативность является основой творческой личности. Итак, мы можем прийти к выводу, что креативность-это сложное, многоуровневое, комбинированное явление, и поэтому так много теоретических и исследовательских направлений ее изучения. Наша жизнь является сводом множества правил и законов. И то, что не запрещено законом, мы имеем право делать по-своему. Но, несмотря на это, многие наши действия выполняются по привычке, рефлекторно. (Каждое утро, просыпаясь, мы чистим зубы, готовим завтрак, идем до работы, пользуемся правилами этикета). Все эти действия по шаблону вступают в противоречие с данной человеку способностью быть «творцом». В автоматизме действий и обыденностью жизни это противоречье разрешается путем подавления способности к творчеству, то есть подавления креативности (вот одна из самых главных проблем развития креативности). Чтобы развить креативность, нам нужно научиться видеть вещи в новом ракурсе, искать необычные способы применения обычных вещей. Необходимо научиться выходить за рамки общепринятого. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечно, позитивные) в реальность. 1.2. Особенности креативности у старших дошкольников Жизнь человека, его успехи и неудачи зависят от множества индивидуальных, физиологических факторов таких как, способности, талант. И чем раньше начинаешь развивать эти способности, тем лучше для человека. Нельзя стать личностью, не пройдя этапы обучения, а для этого самое благоприятное время-это детство. Важно еще в дошкольном возрасте распознать и помощь ему развить творческие способности. В дальнейшем это поможет ребенку раскрыть свой внутренний «Я». Ведь именно творческие способности раскрывают психологические и эмоциональные формы активности, помогают успешно решать самые разные задачи. В дошкольном детстве у детей активно совершенствуются такие физиологические и психические процессы как внимание, память, речь, воображение, мышление, восприятие и поэтому этот период является самым удачным для развития креативности. В дошкольном возрасте дети начинают направлять и удерживать внимание на определенных предметах, это доказывает то, что в это время у них совершенствуется внимание, т. е дети уже могут им управлять. Конечно же, это происходит благодаря взрослым, у которых дети учатся. К старшему дошкольному возрасту, у детей хорошо развито произвольное внимание. Развитию внимания помогает совершенствующая речь. Слова и разговор дают возможность определить важные предметы и явления, а это в свою очередь помогает сосредоточить внимание на предстоящей деятельности. Но несмотря на активное развитие произвольного внимания, все-таки, в дошкольном детстве преобладает непроизвольное внимание. Дети очень быстро переключаются от нужных вещей к интересным. Им трудно остановиться на чем-то одном. Но если сделать процесс деятельности интересной для детей, то можно добиться достаточно устойчивого внимания. Точно такие же возрастные изменения начинаются и в развитии памяти. Дошкольные дети эффективнее запоминают, то, что их впечатлил, это говорит о непроизвольной памяти. Но уже к концу дошкольного возраста у детей активно развивается произвольная память. Игра является лучшим средством для запоминания и повторения нужных материалов. Для того, чтобы у детей появилось мышление, им сначала нужно научиться управлять своими представлениями произвольно. Это происходит к концу пятого года жизни, с появлением новых способов умственных действий. Ребенок осваивает действия с предметами быта, чему учиться в процессе обучения и развития. Возраст 6-7 лет самый удачный для развития образного мышления. Как отмечал Н.Н. Поддьяков, в возрасте 4-6 лет дети начинают изменять предметы и явления, так как в этот период у них интенсивно формируются и развиваются навыки и умения [30, 75]. Уровень творческих способностей зависит от развития психических и физиологических особенностей личности, а это в свою очередь зависит от умственного развития ребенка, соответствующий наглядно-действенной форме мышления. Ребенок постепенно копит сведения, чем формирует свое представление о мире. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Примером этого достижения являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение. Наглядно-схематическое мышление создает возможности для освоения внешней среды, выступая средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время она становится основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, дошкольник 6-7 лет решает задачи 3 способами мышления: 1) наглядно-действенным; 2)наглядно-образным; 3)логическим. В этот период начинает формироваться логическое мышление, а без него нельзя представить творческий потенциал ребенка. К 6-7 годам у ребенка накапливается достаточно опыта, чтобы быть уверенным в своих силах. Этому также способствует развитие таких психолого-физиологических особенностей как восприятие, воображение, память. Из-за этого ребенок ставит себе цели все выше и выше. А достижение этих целей требует от него огромной силы воли и концентрированного внимания на долгое время. К старшему дошкольному возрасту у детей появляется новый вид деятельности – творческий. Творческая деятельность отличается тем, что в этот период ребенок постепенно переходит от мысли к действиям. А в раннем детстве это было наоборот. Но нужно учитывать, что детское творчество все-таки является специфическим. То, что ребенок постоянно пытается открыть для себя что-то новое, еще не дает полного основания называть его действия творческими, так как его творчество только формируется. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [30, 91]. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности[8, 344]. В психолого-педагогической литературе отмечается, что дети старшего дошкольного возраста уже вполне могут применять свой опыт к новым обстоятельствам, находить нестандартное решение задачи, использовать разные виды преобразований. Это характеризует его как творца. Ребенок переносит ранее накопленный опыт в повседневную жизнь, чем развивает свои способности. В исполнительных видах деятельности как актерское мастерство, рисование, пение танцы дошкольник копирует взрослых. К 6-7 годам дошкольник через восприятие и осмысление создает образы предметов, а это в свою очередь является основой творческого процесса. Этот сложный психический процесс называется воображением. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения – опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями. Воображение подразделяется на несколько видов. Это можно увидеть на рисунке 1.2.1. воображение активное пассивное творческое воссоздающее Рис. 1.2.1. Виды воображения Воссоздающим воображением является тот процесс, в котором предметы и явления восстанавливаются по их словесному описанию, или по изображению. А творческое воображение это - процесс открывания или создания новых предметов, явлений и ситуаций. Но только оригинальные и реалистичные предметы могут быть произведением творческого воображения. Оригинальностью является новое, уникальное представление творчества, а реалистичность показывает, совпадает ли, представление, созданное воображением, с реальностью. Поддъяков Н.И. пишет, что процесс воображения, в отличие от других психических процессов, это способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности[30, 167]. В воображении действительность отражается посредствам символических и метафорических форм. За счет них в творческой деятельности фиксируются важные для человека предметы и явления. Воображение дает возможность создавать такие образы, которые как бы «оживают», детализируются. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев называют воображение главным процессом для развития креативности дошкольных детей, ведь воображение является фундаментом творческой личности. У ребенка воображение первый раз проявляется в конце третьего года жизни, тогда он начинает играть с воображаемыми предметами. Так он проходит первый этап. В этот период ребенок сначала действует, а уже потом идет к мысли, то есть его воображение является пассивным. А ближе к 5 годам воображение переходит в активную, целенаправленную форму. Ребенок сначала думает, а потом уже действует. Это – второй этап развития. А третий этап наступает, когда ребенок начинает планировать свою деятельность, что говорит о высоком уровне воображения. Дети старшего дошкольного возраста для своих творческих действий пользуются разными методами, это может быть как обобщение накопленного опыта, так и их преобразование, Дети дошкольного возраста получают огромное количество впечатлений и развитие органами чувств. Поэтому для них в этот период важно заниматься художественными видами деятельности, которые помогают развивать творческие способности. Это может быть: вокал, актерское мастерство, бальные танцы, рисование и т. д. Нужно отметить показатели наличия творческого начала, выделенные Элькониным Д. [39, 56]. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству: - искреннее сопереживание; - увлеченность деятельностью; - активная сила воли, способность к вхождению в роль; -специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи. А что же является показателем творческих действий? Это могут быть: - разное преобразование предметов, его дополнение, изменение; - создание нового предмета из усвоенных старых приемов; - применение старого опыта в новых условиях; - нахождение новых приемов решения задачи; - быстрое реагирование; - быстрое усвоение новых условий; - оригинальные способы решения творческой задачи. Изучая материалы по развитию детей можно выделить следующие показатели творческих способностей: - уникальность движений; - наличие эмоций при вхождении в роль; - наличие художественных средств для создания образа; - гибкость при принятии решений; - умение находить нестандартные решения творческих задач. Мы выделили основные понятия детской креативности, но все еще остается главный вопрос: что нужно считать основным в развитии креативности? Ребенок самостоятельно не может найти средства развития интересной ему деятельности, он может только открыть для себя самые примитивные способы. А это препятствует развитию креативности, поэтому ему требуется помощь взрослого. Чтобы ребенок развивался нужно создать для этого условия, которые должны помогать формированию творческих способностей. В ходе изучения психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что можно выделить шесть основных условий: 1. Раннее физическое развитие малыша. Если ребенок с первых дней жизни, обходит в своем развитии сверстников, у него больше шансов развить в себе креативность, так как чем раньше ребенок сядет, тем быстрее начнет хватать игрушки; потом начнет ползать, будет изучать окружающий его мир; раньше начнет ходить, потом разговаривать читать и т. д. Поэтому нужно помогать детям развиваться. Можно водить с малых лет в бассейн, разные кружки, секции, в школы раннего развития. 2. Создание обстановки, опережающее развитие ребенка. Чтобы стимулировать ребенка на развитие, можно создать такую окружающую среду, в котором самому ребенку захотелось бы учиться. Например;еще, когда ребенок не умеет читать, но с удовольствием играет, можно купить ему кубики с алфавитом, или лото с буквами (на сегодняшний день можно купить огромное количество развивающих игр). Когда ребенок будет играть с ними, можно называть ему буквы. 3. Нужно ставить высокие цели. Творчество-это та деятельность, которая требует огромной силы воли. Чем выше ставишь цели, тем лучше, потому что, добираясь до самого верха своих возможностей, ребенок передвигает свои границы и идет все выше и выше. Это условие лучше всего реализовать, когда ребенок еще маленький, в период, когда научился ходить, но еще не говорит. У него в это время нет опыта, а объяснения взрослых он не понимает. Чтобы ребенок понял нужно все показать. Так вот, если в этот период ребенку не подсказывать и не показывать он попытается решить задачи самостоятельно. Например: у ребенка мячик закатился под диван. Если он может его достать,показывать ему этого не надо, он сам должен додуматься до этого. 4. Предоставление ребенку свободы выбора. Ребенок сам должен выбирать (по мере возможности) вид деятельности, чередование и продолжительность занятий. Тогда он будет с интересом заниматься, не будет уставать, проведет время с пользой. 5.Ненавязчивая помощь взрослых. Давать ребенку возможность самостоятельно выбирать, еще не означает, что ему все можно и что ему не требуется помощь взрослых. А помощь старших, в свою очередь, не должен превратиться в сплошную подсказку. К сожалению, многие родители, стараясь помощь своему ребенку, еще больше вредят, ведь вместо того, чтобы думать самому, ребенку приходиться слушать своих родителей и делать как они подсказывают. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься. 6. Комфортная психологическая атмосфера в семье и в детском коллективе. В обязанность взрослых входит создание такой атмосферы в детском коллективе, или в семье, чтобы ребенок после своих творческих поисков, мог спокойно возвращаться в реальную жизнь. Также важно, проявлять интерес к творчеству ребенка, радоваться его победам и искренне сопереживать неудачам, выслушать даже самые нелепые идеи, не осуждать его. Мы считаем, что творческий потенциал бывает у всех детей, только не нужно мешать им реализоватьих. Но, как известно, одними только хорошими условиями творчество не развить, ведь не у всех детей получается самостоятельно выразить свое творчество, на долго сохранить этот потенциал. Проведенные исследования доказывают, что, если обучать детей специально подобранными методиками и приемами, у них намного улучшается креативность. Именно поэтому в наше время так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо ни у кого не вызывает сомнений. Развитие креативности детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной дипломной работе, на основе изучения литературы по данной теме, мы попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов креативности как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. 1.3. Игровая деятельность как средство развития креативности у старших дошкольников Целью этого раздела нашей дипломной работы является выяснение, как игра влияет на развитие креативности. Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно дать определение игре, рассмотреть его виды, выяснить по каким же причинам игру можно назвать творческой деятельностью. Изучая исследования в этой области, можно сделать вывод, что игра-это особый вид деятельности, в которой обязательно должны быть следующие компоненты: цель, мотив, средства. Мы считаем, что игра в развернутой форме существует только в детстве, ведь это самый доступный вид деятельности для детей. Игра показывает, насколько ребенок активен, как развиты его способности, и какая у него потребность в общении. Игра самый важный, ведущий вид деятельности детей, с помощью игры можно развить ребенка, дать воспитание, это лучшее средство формирования личности дошкольных детей, так же его этических, моральных качеств. Игра является средством воздействия на психику ребенка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 113 страниц
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg