Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Мышление: структура, виды, взаимодействия

irina_krut2020 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
Актуальность данной темы вызвана, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Целью данной работы является анализ такой психологической категории как мышление, выявление ее особенностей. Для достижения поставленной цели были выявлены нижеуказанные задачи: · изучить понятие «мышления» как психологического процесса; · исследовать стратегии мышления; · установить особенности понятия «творческого мышления»; · проанализировать взаимосвязь таких понятий как «мышление» и «речь»; · рассмотреть понятие «воображение»; Объектом исследования является мышление как психологический, познавательный процесс. Предметом исследования являются содержание и особенности процесса мышления.
Введение

Мышление всегда играло значительную роль в практической деятельности человека. Огромные общественные преобразования, которые происходят в нашей стране, бурный научно-технический прогресс требуют все более высокие спросы к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и самообразованию, вообще к его психическому развитию. На сегодняшний день российское общество претерпевает кризис в своём продвижении, который выражается в борьбе духовных и материальных ценностей. Человек как неотъемлемая часть общества естественно испытывает напряжение данного противоречия. Стараясь соединить в своём сознании "внешнего" и "внутреннего" человека, он ощущает алогичность чувств и мыслей. В этом процессе согласования мышление играет ключевую роль. При помощи его человек разрешает противоречия, принимает решения и актуализирует их в своём бытии, тем самым меняя его. Следовательно, мышление как психологический процесс выступает на передний план наиболее актуальных вопросов в науке психологии. Существует множество работ, посвященных вопросам исследования процесса мышления. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы, такие как, например, творческое мышление, особенности развития мышления у детей и т.д. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3 1. Мышление и его формирование……...………………………………………….5 2. Типология мышления……...……………………………………………………...8 2.1 Виды мышления..………………………………………………………………..9 2.2 Операции мышления.………………………………………………………..…12 2.3 Формы мышления….…………………………………………………………...12 2.4 Индивидуальные особенности мышления……………………………………13 3. Способы активизации мышления …...………………………………………....14 4. Мышление и речь…...…………..……………………………………………….16 Заключение………………………………………………………………………….20 Список использованных источников……………………………………………...22
Список литературы

1. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с. 2. Основы общей психологии: учебник / Н. С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.: ил. - (Профессиональноеобразование). 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 2000. – 720 с.
Отрывок из работы

1. Мышление и его формирование Мышление – есть опосредованное и обобщённое отображение реальности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности предметов и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление считается мощным орудием расширения пределов восприятия с помощью понятий, которые отличаются от представлений утратой модальной специфичности и большей обобщенностью. Благодаря мышлению человек переступает пространственную и временную ограниченность восприятия (появляется свободное мысленное перемещение от древности к будущему). Мышление кардинально раскрывает потенциалы индивида в его желании к постижению всего окружающего мира вплоть до невидимого, так как оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями [1, с. 132]. В мышлении вводится отношение критерий деятельности к ее цели, исполняется перенос знаний из одной ситуации в иную, изменение данной ситуации в обобщенную схему. Например, Фалес выявил высоту египетской пирамиды с помощью переноса отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов – он измерил ее тень в полдень. Процесс мышления характеризуется специфическими особенностями, он носит опосредованный характер, основывается на имеющихся знаниях, исходит из живого созерцания, но не сводится к нему, отображает связи и отношения между предметами в словесной форме, связано с практикой [1, с. 132-133]. Онтогенетическое формирование мышления ребенка исполняется в процессе его предметной деятельности и общения, приобретения общественного опыта. Особенную значимость представляют направленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. В своем становлении мышление проходит два этапа: допонятийный и понятийный. Допонятийное мышление –первый этап формирования мышления, суждения единичны, исполняются по аналогии. Память играет главную роль, так как для понимания смысла, сказанного нужно иллюстрировать наглядным примером. Дошкольники размышляют в направлении от частного к частному (трансдукция). Это происходит из-за того, что в их осознании отсутствуют причинно-следственные связи. Ребенок способен установить взаимосвязанность, но не понимает, что первично, а что вторично (например, ветер – от качания деревьев). Его мышление анемично: все у него одушевлено («не трогай стульчик, ему больно», - говорит малыш). Он полагает, что наблюдаемые явления имеют своей причиной воздействия человека. Трансдуктивность мышления доказывают детские вопросы: «Зачем в каждый арбуз кладут косточки? Зачем на крыше снег, там же на лыжах не катаются?» Ребенок ставит себя в центр ситуации и никак не предполагает, что с иной точки зрения выглядит все по-другому. Если у пятилетнего ребенка спросить: «У тебя есть сестра? – Да, Роза. А у Розы? – Нет». Период к подготовленности к школе определяет переход к понятийному мышлению. Истинное представление – синтез по существенному признаку. К примеру, животные, города, реки, имена, обувь, одежда и т. д. Образование понятий итог продолжительной, сложной и активной умственной работы. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров определили на практике ряд стадий, через которые проходит формирование понятий у детей. Они пустили в дело методику «двойной стимуляции». Испытуемому предлагалось два ряда стимулов, осуществляющие различную роль по отношению к поведению: один функцию – объекта, на который направлено поведение, другой – роль знака, с помощью которого поведение организуется. Например, имеется 24 объемных геометрических фигур, которые различны по форме, цвету, размеру и высоте. Эти данные были написаны на основании каждой фигуры, скрытом от испытуемого. Экспериментатор переворачивает одну из фигур и дает прочесть ребенку слово. Затем просит испытуемого найти все остальные фигуры с тем же самым словом, не переворачивая фигуры. Если ребенок делает ошибку, то экспериментатор сам открывает нужную фигуру. Описанный выше эксперимент длится до тех пор, пока испытуемый не научится без ошибок обнаруживать фигуры с одинаковыми названиями. Благодаря данной методике было установлено, что образование понятий у детей проходит три основные ступени: 1. Образование неоформленного, неупорядоченного большого количества отдельных предметов, их синкретического сцепления. обозначенного, одним словом. 2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков. 3. Образование собственно понятий. Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. К мышлению, оперирующему настоящими понятиями, ребенок переходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук. Факты, полученные Л. С. Выготским и С. Л. Сахаровым, соответствуют данным, которые в своих работах по развитию умственных способностей приводит Ж. Пиаже. Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по Пиаже представляет собой «внутреннее действие. продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, согласованного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная ситуация) [1, с. 134 - 135]. В формировании операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил нижеуказанные четыре стадии: 1. Сенсомоторный интеллект, который проходит у ребенка от рождения до двух лет. Эта стадия характеризуется развитием умения воспринимать и познавать окружающие ребенка вещи в их довольно стабильных свойствах и признаках. 2. Операциональное мышление, которое включает его развитие в возрасте от двух до семи лет. На данном этапе у ребенка складывается речь, начинается интенсивная процедура интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. 3. Конкретные операции с предметами. Данная стадия присуща детям в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми. 4. Формальные операции. Эта стадия свойственна детям в возрасте 11—13 лет. Она отличается способностью ребенка выполнять операции в уме с логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные действия превращаются на этой стадии в структурно организованное целое. Итак, можно сделать вывод, что мышление формируется от определенных образов к совершенным понятиям, отмеченным, одним словом. 2. Типология мышления Мышление человека разнообразно. Считается, что существует столько типов мышления, сколько людей, что мышление абсолютно индивидуально. Действительно, именно в мышлении человека проявляется главная особенность его личности и индивидуальности. Однако любое разнообразие можно классифицировать определенным образом, и такая классификация позволяет не только его упорядочить, но и наиболее успешно использовать знания о типах мышления в практической деятельности. Типология мышления не отрицает существования бесконечного разнообразия типов мышления и разнообразия личностей. Она позволяет выделить из этой бесконечности те типы, которые встречаются наиболее часто, играют наиболее важную роль в деятельности человека, определяют успех его деятельности. На этом построено любое знание. Типы мышления можно выделить по различным критериям. И именно различие критериев типологического анализа позволяет определить богатство характеристик мышления индивидуальности. По критерию динамики мышления можно выделить его типы: 1. Догматическое, приверженное какой-либо идее без оценки её актуальности, превращение идеи в главный системообразующий фактор концепции, явное нежелание критически переоценивать исходную идею; 2. Стереотипное, иначе говоря, переносное, оно характерно людям, склонным мыслить принятыми шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок; 3. Гибкое, т.е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности. Такой тип мышления часто рассматривается как некоторое положительное явление. Но в действительности это качество может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от того, по каким факторам мышление проявляет это свое качество. Ведь такими факторами может быть конъюнктурность, стремление к власти любой ценой, беспринципность, неглубокие и неустойчивые знания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Психология, 23 страницы
150 руб.
Реферат, Психология, 20 страниц
150 руб.
Реферат, Психология, 24 страницы
150 руб.
Реферат, Психология, 18 страниц
150 руб.
Реферат, Психология, 12 страниц
300 руб.
Реферат, Психология, 14 страниц
150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg