ТЕОРИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРОИЗВОДСТВО НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, И ИХ АНАЛОГОВ
1.1 История развития уголовного законодательства в сфере противодействия незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, и их аналогов
Одним из условий определения сущности преступлений, предусмот-ренных ст. 228.2 Уголовного кодекса РФ, и их точной квалификации является правильное установление объекта нарушений правил оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В теории уголовного права и в правоприменительной практике суще-ствует мнение о том, что объектом преступления выступают общественные отношения в сфере установленного порядка оборота наркотических средств или сами правила обращения с наркотическими средствами и психотропны-ми веществами. Данный подход обосновывается тем, что любое нарушение правил оборота таких средств и веществ само по себе общественно опасно, поскольку вред установленному порядку обращения с указанными выше предметами причиняется уже самим фактом его нарушения. Как следствие, к уголовной ответственности по ст. 228.2 УК РФ привлекаются лица, нару-шившие правила оборота наркотических средств или психотропных веществ, и это нарушение повлекло уничтожение данных средств или веществ.1
Суд указал, что в результате небрежного отношения к своим долж-ностным обязанностям и несоблюдения правил хранения вверенных ему наркотических лекарственных средств Мухамадиев совершил утрату нарко-тического средства.
Не соглашаясь с таким подходом, полагаем, что объектом нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ выступает здоровье населения: общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое и психическое здоровье неопределенного числа лиц, причем лишь та часть отношений, которая обеспечивает безопасность здоровья населения от немедицинского потребления (негативного воздействия) наркотических средств или психотропных веществ и складывается по поводу легального оборота таких средств и веществ.
Другими словами, сам по себе порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ не является объектом рассматриваемого преступления. Выступая гарантией безопасности здоровья населения, он может рассматриваться лишь как дополнительный объект преступления.
Верховный Суд РФ также отмечает, что объектом преступлений, свя-занных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, является здоровье населения. Следовательно, не любое нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, а только то, которое создает угрозу причинения вреда здоровью населения. Так, медицинская сестра в нарушение установленных правил вылила в раковину остатки (25 мг) неиспользованного психотропного вещества кетамин. 2
Как видно из приведенных примеров, допущенные нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ не представляли опасности для здоровья населения, так как в первой ситуации психотропное вещество перестало существовать как таковое, соответственно, отсутствовал какой-либо риск его дальнейшего использования в немедицинских целях, а во втором случае с учетом фактических обстоятельств отсутствовала реаль-ная возможность использования наркотического средства в немедицинских целях, т.е. не во вред основному объекту рассматриваемого преступления - здоровью населения.
Полагаем, что эти обстоятельства не были учтены Белевским районным судом Тульской области по уголовному делу в отношении Троицкой. Являясь старшей медицинской сестрой, Троицкая приняла на хранение для последующего списания и уничтожения остатки наркотических средств, содержащиеся во вскрытых закупоренных ампулах. Упаковав эти ампулы в бумажные конверты, она положила их в сейф служебного кабинета, не являющегося специальным местом хранения таких средств. В ходе проверки было установлено, что количество содержащихся в ампулах препаратов существенно уменьшилось, в двух ампулах было обнаружено лишь следовое количество наркотического средства.
Для уточнения границ объекта преступления необходимо выделить его отличительные черты:
- отсутствие персонификации потерпевших, присущей преступлениям против личности;
- наличие собственной "правовой оболочки" в виде системы правовых норм, регулирующих порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и иных предметов. Правовые предписания в данном случае выступают условиями нормального (безопасного) оборота наркотических средств и психотропных веществ;
- общественные отношения, составляющие объект преступления, отличаются собственной структурой: специфическим предметом (то, по поводу чего они складываются), субъектным составом и социальной связью между участниками отношений по поводу этого предмета. Именно структура общественного отношения определяет границы объекта преступления и, соответственно, границы действия уголовно-правовой нормы.
Отличительным признаком общественных отношений, выступающих объектом рассматриваемого преступления, является свойственный только им предмет. Таковым выступают, во-первых, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры, наркосодержащие растения, инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств, находящиеся под специальным контролем (материальная форма предмета отношений); во-вторых, порядок оборота указанных предметов, обеспечивающий безопасность здоровья населения, т.е. состояние защищенности здоровья населения при обороте наркотических средств и психотропных веществ (нематериальная форма предмета отношений). Не являются предметом рассматриваемых общественных отношений сильнодействующие и ядовитые вещества. Эти вещества представляют собой предмет самостоятельных общественных отношений, охраняемых специальной уголовно-правовой нормой.3
В этой связи действия лиц, допустивших одновременно нарушение правил оборота наркотического средства и нарушение правил оборота силь-нодействующего вещества, если это повлекло по неосторожности их хище-ние или причинение иного существенного вреда, должны квалифицироваться по совокупности преступлений.
Так, по совокупности указанных преступлений были квалифицированы действия Прозоровой. Являясь фельдшером станции скорой медицинской помощи, Прозорова передала вверенную ей укладку с наркотическим средством морфин гидрохлорид и сильнодействующим веществом клофелин фельдшеру П., не имеющему допуска к работе с такими медикаментами, что повлекло в дальнейшем их утрату - хищение другими лицами.
Отличительным признаком участников рассматриваемых обществен-ных отношений является правовая включенность в данные отношения, что означает, что лицо обязано соблюдать правила оборота наркотических средств или психотропных веществ либо иных предметов.
Полагаем, что применение данного положения на практике может привести к неоправданному расширению круга лиц, являющихся субъектами нарушения правил оборота наркотических средств, увеличению объема общественных отношений (объекта рассматриваемого преступления) по кругу включенных участников. Так, в сферу субъектов рассматриваемого преступления могут быть неоправданно вовлечены лица, осуществляющие исключительно внешний контроль за соблюдением порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ. Например, это могут быть представители Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и сотрудники правоохранительных органов (в пределах их компетенции), т.е. представители власти (должностные лица), что считаем необоснованным.
По нашему мнению, невыполнение или ненадлежащее выполнение указанными лицами возложенных на них контрольных функций в сфере ле-гального оборота наркотических средств и психотропных веществ посягает на иной объект - общественные отношения в сфере государственной власти, и должно квалифицироваться при наличии соответствующих признаков. Участниками рассматриваемых отношений и, соответственно, субъектами преступления могут быть только те лица, которые осуществляют внутренний контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, например руководитель (заместитель руководителя) аптечного учреждения (организации) или уполномоченный им фармацевтический работник аптечного учреждения (организации).
Правовая включенность участников в рассматриваемые отношения также означает, что указанная выше обязанность возложена на них (на кон-кретного участника) юридически, т.е. в установленном законом порядке (приказом и (или) должностной инструкцией). При отсутствии признака правовой включенности в рассматриваемые отношения лицо не может признаваться участником данных отношений и, соответственно, субъектом преступления.
Такой подход к определению субъектного состава рассматриваемых отношений основывается на том, что лицо, ненадлежащим образом включенное в систему специальных отношений, не является надлежащим участником этих отношений и не может нести уголовную ответственность за посягательство на них, так как всякая система специальных отношений при совершении преступления повреждается изнутри.
Субъекты общественных отношений социально связаны между собой. Во-первых, все они несут обязанность по соблюдению правил оборота наркотических средств или иных предметов. Во-вторых, в процессе деятельности, связанной с оборотом наркотических средств или психотропных веществ, они взаимодействуют между собой (динамическая социальная связь). Тем самым обеспечивается безопасность здоровья населения (ожидаемый результат социальной связи).4
Нарушая правила оборота наркотических средств или психотропных веществ, лица, обязанные их соблюдать, разрывают указанную социальную связь, в результате утрачивается контроль над наркотическими средствами. То есть общественные отношения "повреждаются" изнутри самими участни-ками таких отношений (механизм причинения вреда общественным отноше-ниям).
Таким образом, объект рассматриваемого преступления составляют общественные отношения, урегулированные специальными правилами и обеспечивающие безопасность здоровья населения при обороте наркотиче-ских средств, психотропных веществ, их прекурсоров, наркосодержащих растений, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств, находящихся под специальным контролем.
1.2 Правовые основы контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, и их аналогов
Находящиеся в незаконном обороте наркотические средства, как пра-вило, представляют собой смесь, состоящую из наркотического средства и нейтрального или фармакологически активного компонента или из различ-ных видов наркотических средств и (или) психотропных веществ.
Смешивание наркотического средства, например героина, с нейтраль-ным веществом (глюкозой, лактозой, фруктозой, сахарозой и т.п.) осуществляется розничными ("уличными") сбытчиками для облегчения его дозирования, последующего сбыта и увеличения своей прибыли. Это также облегчает его потребление, снижает риск передозировки.
Иногда нейтральное вещество используется для маскировки наркоти-ческого средства. Например, когда героин скрывается в сахаре или муке в целях его контрабанды. Или когда маковая солома смешивается с таким не-наркотическим компонентом, как семена мака, для последующего сбыта под видом пищевой продукции - кондитерского мака.
Нередко для усиления психоактивного действия на организм наркоти-ческое средство одного вида смешивается с наркотическим средством другого вида. "Недобросовестные" сбытчики смешивают героин с синтетическим наркотиком 3-метилфентанилом ("белым китайцем"), имеющим схожее с героином действие, и сбывают всю смесь под видом героина5.
При определении размера наркотического средства, находящегося в таких смесях, в правоприменительной практике возникают трудности. На это обращается внимание в Обзоре судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.
В целях личного потребления Хыдыров хранил табачную массу, про-питанную наркотическим средством - маслом каннабиса (гашишным мас-лом). Общее количество данного вещества в высушенном виде составило 7,78 г, из них гашишного масла - 2,1 г. Возвращая уголовное дело прокурору, суд отметил, что орган предварительного следствия ошибочно вменил Хыдырову только вес гашишного масла, в то время как размер наркотического средства должен был определяться весом всей смеси.
Примером также может быть решение Судебной коллегии по уголов-ным делам Ростовского областного суда. Переквалифицируя действия осужденного с ч. 2 ст. 228 на ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса РФ, Судебная коллегия отметила, что суд неправильно определил размер неоднородной смеси различных наркотических средств исходя из общей массы всей смеси.
В целях исключения ошибок при определении размера наркотического средства, находящегося в смеси, следует руководствоваться разъяснениями Пленума ВС РФ, содержащимися в Постановлении от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами".6
Решая вопрос о наличии значительного, крупного или особо крупного размера наркотических средств или психотропных веществ, следует исходить из размеров, установленных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" для каждого конкретного наркотического средства или психотропного вещества.
К наркотическим средствам и психотропным веществам, включенным в список I, относятся "все смеси, в состав которых входят наркотические средства и психотропные вещества данного списка независимо от их количества". В примечании 2 к Постановлению N 1002 также указано, что размеры наркотических средств и психотропных веществ, выделенных сноской, распространяются на смеси (препараты) такого наркотического средства или психотропного вещества. К таким наркотическим средствам и психотропным веществам отнесены карфентанил, кокаин, тропакокаин(список II) и гаммабутиролактон(список III).
В тех случаях, когда наркотическое средство или психотропное веще-ство, включенное в список II и список III (за исключением средств, веществ, выделенных сноской), находится в смеси с каким-либо нейтральным веще-ством (наполнителем), определение размера наркотического средства или психотропного вещества производится без учета количества нейтрального вещества (наполнителя), содержащегося в смеси.
Следуя данному положению, размер наркотического средства или психотропного вещества, находящегося в смеси с нейтральным веществом (наполнителем), определяется по чистому весу наркотического средства (вес нейтрального вещества в смеси не учитывается).
Данное правило применяется для определения размера только тех наркотических средств и психотропных веществ, которые включены в спис-ки II и III, за исключением карфентанила, кокаина, тропакокаина и гаммабу-тиролактона, так как они выделены сноской. Оно также не применяется для определения размера наркотических средств и психотропных веществ из списка I.
Если наркотическое средство или психотропное вещество, включенное в список I (или в списки II и III, если средство, вещество выделено сноской), входит в состав смеси (препарата), содержащей одно наркотическое средство или психотропное вещество, его размер определяется весом всей смеси.
Вихляева незаконно приобрела без цели сбыта бумажный сверток с наркотическим средством - смесью табака с маслом каннабиса (гашишным маслом). Масса смеси в перерасчете на высушенное вещество составляла 0,814 г, а масса содержащегося в смеси наркотического средства - масла каннабиса (гашишного масла) - 0,189 г. Суд определил размер наркотического средства исходя из веса всей смеси, так как масло каннабиса (гашишное масло) входит в список I.7
Таким образом, размер наркотического средства или психотропного вещества определяется по весу всей смеси (с учетом веса нейтральных ве-ществ) применительно ко всем средствам и веществам из списка I, а также к таким наркотическим средствам, как карфентанил, кокаин, тропакокаин и гаммабутиролактон (так как они выделены сноской).