Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Стимулы и ограничения в праве.

irina_krut2020 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
Актуальность данной темы приобрело практический смысл совсем недавно, а именно, с тех пор, как политический режим в нашей стране стал определять себя как правовой. Наука должна быть отделена от политики, поэтому, принимая во внимание вышеупомянутые, постоянно меняющиеся условия, юристы пришли к выводу, что проблема действия права в информационно-психологическом аспекте, как и вообще действия права, противопоставляемого простому применению писаных законов, полезна и интересна. Следует отметить, что современная отечественная юридическая наука не уделяет этой теме того внимания, которого она заслуживает: среди ученных, в последнее время, исследовавших стимулы и ограничения в праве, можно вспомнить только А.В. Малько, опубликовавшего подробный труд, посвященный этой проблеме, а также, ряд статей и лекций. Некоторые аспекты темы изучались коллегами А.В. Малько и И.С. Морозова занималась проблемой эффективности льгот в Российском праве, а О.М. Киселёва изучала историко-юридический аспект института правового поощрения в России; проблемы правовых ограничений в своих трудах касались К.К. Гасанов - доцент Московского гуманитарного университета МВД России, и А.В. Стремоухов - профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы опираясь на теоретическую базу изучить аспект использования стимулов и ограничений в правовом регулировании, для чего подробнее осветить их понятия и классификацию, рассмотреть их как взаимодополняющие и взаимообеспечивающие юридические средства, выяснить, какова роль стимулов и ограничений в правовых режимах. Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задачи: 1. Рассмотреть сущность стимулов в праве 2. Изучить взаимосвязь стимулов и ограничений в праве. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, а также способы эффективного влияния государства на интересы граждан в отношении стимулов и ограничений в праве. Предмет курсовой работы: стимулы и ограничения в праве. Методологическую основу исследования составляют научные труды в области юриспруденции. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, научно-юридический, системно-правовой, а также системный анализ изучаемых явлений и результатов.
Введение

Правовой стимул – это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Правовые стимулы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция). В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими правовые последствия обусловлены определенными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникновению юридических фактов, а в других же, наоборот, препятствуют их появлению. Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено согласовывать свое поведение с закрепленными в норме юридическими фактами, прежде всего учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридический факт стимулирует определенное поведение, выступая в ролифакта-стимула. На уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право,которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Сущность стимулов в праве 1.1 Понятие и виды правовых стимулов 1.2 Понятие и виды правовых отношений 2. Взаимосвязь стимулов и ограничений в праве 2.1 Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории 2.2 Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах Заключение Список литературы
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 2. Алексеев С. С Виды правовых стимулов. М. - Инмарко. 2011. – 500 с. 3. Венгеров В.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М: Юриспруденция. 2013. – 600 с. 4. Бедяхин В.М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 2014. – 300 с. 5. Гасанов К.К., Стремоухов А.В. Абсолютные права человека и ограничение прав // Правоведение. 2014. – 250 с. 6. Денисенко В.В., Теория государства и права: Программа ГАК. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. – 280 с. 7. Липинский Д.А., Малько А.В., Березовский Д.В. Теория государства и права. М.: КноРус, 2013. - 400 с. 8. Малько А.В., Морозова И.С. Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот. // Правоведение. 2011. – 390 с. 9. Малько А.В., Субочев В.В. Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения. // История государство и права. 2013. - 260 с. 10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2011. - 528 с. 11. Морозова И.С. Льготы в Российском праве: проблемы эффективности // Правоведение 2013. – 690 с. 12. Нерсесян В.С. Философия права: Учебник для вузов. М. - Норма, 2014. – 625 с. 13. Петров Г. М. Поощрение в государственном управлении. М - Ярославль, 2014. – 256 с. 14. Платонова Ю.П. Теория государства и права. М. - Делком, СПб, 2014. – 156 с. 15. Районов Ф.М. Проблемы государства и права, М: Право и государство. 2014. – 304 с. 16. Силин А.Н. Государство и право. Тюмень. 2012. – 332 с. 17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Дельком, 2015. - 640 с. 18. Сапун В.А. Инструментальная теория права в юридической науке // Современное государство и право. Владивосток. 2013. – 360 с. 19. Ушаков Д.Я. Толковый словарь русского языка: В 4 томах / под ред. М: Терра, 2012. 20. Ведяхин В.М. Правовые стимулы: Понятие, виды // Правоведение. 2013. № 1. – 259 с. 21. Звечаровский И.Э. Стимулирование в праве: Понятие и структурные элементы // Правоведение, № 5. 2013. – 259 с. 22. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. 2015. № 4. – 56 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТИМУЛОВ В ПРАВЕ 1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ Правовой стимул - это правовая мера, регулирующая общественные отношения, путём побуждения субъекта этих отношений к определённому поведению за счёт представления ему дополнительных возможностей и благ. Следует отметить, что стимулирующее воздействие должно быть связано с добровольностью, свободой выбора поведения, личной заинтересованностью, служить интересам данного субъекта, а не интересам стороны, противостоящей ему в правоотношении. Характерной чертой правового стимула является его ориентация на общественно-активное поведение, при этом, для государства, как формального творца права, выгодно, чтобы это активное поведение было ещё и творческим. По мнению Районива Ф.М. "для власти выгодно, чтобы граждане просто выполняли приказы, поступающие сверху, были подобны винтикам в едином механизме, одни служили государству своей физической силой, другие - мозгами, но подобная схема не может сохранять свою эффективность в течение долгого времени и неизбежно приводит к кризису. В качестве примера можно вспомнить любой авторитарный режим, который в начале своей истории может, хотя это и не обязательно, добиться определённых выдающихся успехов, но потом изживает себя и заканчивается либо радикальным реформированием (в лучшем случае), либо крупными социальными потрясениями" . Таким образом, для государства более разумно проводить политику стимулирования творческой активности граждан, не зависимо от сферы её приложения, хотя и это подлежит регулированию через стимулирование, социальная активность - залог прогресса, а прогресс - гарантия благополучия. В зависимости от основания деления существует несколько вариантов классификации правовых стимулов. Отраслевого деления. В зависимости от группы однородных общественных отношений и соответствующей ей отрасли права, включающей в себя данную норму, несущую в себе стимул, выделяют стимулы: конституционные, уголовные, административные, экологические и другие. Кроме того, существует классификация, основанная на структурном подходе к изучению правовых норм. Как известно, правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, поэтому в зависимости от того, какой из этих элементов содержит в себе стимул, можно говорить о юридическом факте - стимуле, являющемся гипотезой; кроме того, стимулы, содержащиеся в диспозиции классифицируются в зависимости от объёма: основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); а санкция содержит поощрение. Вопрос о существовании положительных санкций относится к разряду дискуссионных. А.В. Малько пишет: "Санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными". Далее приведём определения других исследователей. Ф.М. Райанов: "Санкция - часть нормы, где речь идёт о неблагоприятных последствиях, которые наступают в отношении нарушителя требований этой нормы ". А.Б. Венгеров: "Санкцией обозначают обеспечивающий механизм правовой нормы - указания на те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя правила поведения". Правовое поощрение - это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Признаки правового поощрения заключаются в следующем. 1. Оно связано с заслуженным поведением. 2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. 3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. 4. Поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя благоприятными последствиями. 5. Поощрение - юридический стимул, причем, как правило, самый действенный. Вернёмся к классификации. Малько пишет, что "в своей деятельности люди учитывают, что желаемые или не желаемые ими юридические последствия обусловлены определёнными юридическими фактами ", поэтому люди вынуждены, определяя линию своего поведения, либо стремиться к возникновению определённых фактов, либо препятствовать их появлению. Как говорилось выше, стимулирующими элементами на уровне диспозиции выступают: субъективное право, законный интерес и льгота. Первое и второе традиционно рассматривают вместе. Законный интерес и субъективное право - разновидности правовых дозволений, их соотношение - тема для отдельного исследования, здесь мы коснёмся только отдельных моментов. "Законный интерес - это отражённое в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определённой степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также, в некоторых случаях, обращаться за защитой к компетентным органам - в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным", а "Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определённых возможностей индивида: возможности пользоваться определённым социальным благом; возможности совершать определённые действия и требовать соответствующих действий от других лиц; возможности обращения к государству с требованием защиты или восстановления нарушенного права ". Нетрудно проследить ключевое отличие: оно состоит в том, что субъективное право всегда обеспечивается юридической необходимостью, то есть, наличию права у одного участника правоотношений соответствует наличие обязанности у другого участника, в то время, как субъективное право - юридическая возможность, для реализации, которой достаточно желания обладателя этой возможности - того, кто имеет право, а законный интерес - простое дозволение, не требующее соответствующего поведения от других лиц. Говоря об обеспечении субъективных прав посредством обязанностей, следует упомянуть, что "увеличение субъективных прав граждан всегда приводит к увеличению обязанностей, при этом, чем активнее конкретный субъект пользуется своими правами, тем больше обязанностей он порождает у противостоящих ему участников отношений ". Такое интересное наблюдение делают А.В. Малько и В.В. Субочев в статье "Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения". На их взгляд, увеличение прав - позитивный процесс, а сопутствующее ему увеличение обязанностей - разумная цена за него. Ещё одной разновидностью правовых стимулов, проявляющихся на уровне диспозиции, является льгота. И.С. Морозова пишет, что "Правовые льготы - это юридическое средство, с помощью которого создаётся режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения потребностей субъектов, имеющее для последних компенсационное, стимулирующееся, либо гарантирующее значение". Вместе с тем, льготы нельзя полностью отождествлять с компенсациями, ибо в ряде случаев наряду с компенсационной они выполняют и стимулирующую функцию: способны побуждать к отдельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять, прежде всего, налоговые льготы. Льготы максимально раскрывают своё значение при использовании экономических рычагов в управлении в противовес административным методам. При таких условиях роль льгот резко возрастает, тем более что значительная их часть относится к налогообложению. Нас больше интересуют льготы как юридический инструмент, особенно как правовой стимул. Льгота стимулирует конкретное поведение лица, предусмотренное законодателем в качестве условия её получения, при этом льготополучатель может быть частично освобождён от обязанностей, для него могут быть существенно упрощены условия их выполнения, либо он может получить любые другие преимущества. Многие исследователи считают проблему льгот одной из актуальных для современного правоведения, поскольку она является малоисследованной и "именно от того, насколько эффективно будет действовать система преимуществ, во многом будет зависеть и качество самого права, степень его ценности в обществе " - такое значение имеют льготы как правовой инструмент. Еще один вывод заключается в том, что при принципиальном изменении власти, как правило, принципиально менялась и система поощрения, которая зачастую данную власть обслуживала. Система правовых поощрений в конкретно-исторический период развития России - своеобразная реакция на актуальные потребности и проблемы, существовавшие в тот или иной момент в данном российском обществе, ибо институт поощрений является комплексным юридическим средством достижения поставленных государством целей, способом решения соответствующих задач. Следует подчеркнуть, что возникновение и эволюция правовых форм поощрения, их качественное изменение и количественный рост всегда были зависимы, производны от состояния базисных отношений. Объем правового поощрения, как и масштаб принуждения, обусловлен в своей основе сущностью государства и права. Соответственно социально-экономическому и политическому развитию общества появлялись и совершенствовались новые формы и виды поощрений. При этом, чем более высоким был уровень цивилизованности общества, тем более широкие сферы социальной жизни были охвачены поощрительными средствами. На протяжении длительного исторического периода неуклонно расширялась сфера действия поощрительных норм, в тесной связи с социально-экономическим и политическим развитием общества появлялись и динамично развивались различные способы поощрения. Исторически складывающиеся формы поощрения были весьма разнообразны: от дарования вещей до различных видов премирования и почетных званий. Доминирование в правовом регулировании императивного метода над диспозитивным, поощрительным характеризует качественно низкий уровень развития права как социального регулятора. Традиционным для достаточно длительного периода являлось поощрение поведения, выгодного в основном для государства и лишь в отдельных случаях - для личности и общества. На протяжении всех этапов эволюции, не исключая нынешнего, поощрение все же рассматривалось и рассматривается как вспомогательное, резервное средство правового воздействия. Между тем необходимо активнее и целенаправленнее использовать данные меры, дополнять их новыми существенными компонентами, которые смогут оптимизировать регулирование современных непростых социальных связей. Не вызывает сомнений то, что проведение в жизнь эффективной поощрительной политики обеспечит переход от потребительских интересов к производительным, будет содействовать развитию производства на качественно новой основе, значительным образом повысит ценность права и тем самым будет способствовать становлению в России полноценного гражданского общества. Помимо классификации по объёму, отрасли и в зависимости от элемента структуры правовой нормы, существует классификация правовых стимулов в зависимости от времени их действия. Выделяют временные и постоянные стимулы. К постоянным относится субъективное право, а к временным - разовое поощрение. Кроме того, существует классификация в зависимости от содержания. При использовании этого подхода выделяют морально - правовые и материально - правовые стимулы. Таким образом в зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы подразделяются на конституционные, гражданские, экологические и т.п.; в зависимости от объема - на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от времени действия - на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания - на материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность) 1.2 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контр - субъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение негативной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны . Следует отметить, что наличие и правовых ограничений, естественно, признаётся в позитивном праве, например, статья 55 Конституции РФ гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо " Свойства правовых ограничений также раскрываются при их рассмотрении в сочетании с категорией правовых дозволений: "Правовые дозволения и запреты призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы". Речь здесь идёт о формировании правового режима на базе принципа "всё, что не запрещено, то разрешено", то есть, сначала разрешается (теоретически) всё, после чего устанавливается система правовых ограничений, которая и формирует рамки допустимого поведения. В зависимости от отраслевой принадлежности, правовые ограничения могут быть конституционными, административными, уголовными и т.п.; в зависимости от объёма, они делятся на полные (ограничение дееспособности несовершеннолетних), и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет), в зависимости от времени действия - на временные и постоянные, в зависимости от содержания - на морально-правовые и материально-правовые, а в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция). Два других вида ограничений на уровне диспозиции - это запрет и приостановление. Запрет - это препятствие удовлетворению интересов одной стороны, направленное, как юридическая обязанность, на реализацию интересов другой стороны. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности, запреты - такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния. Наказание - это ограничение на уровне санкции. Сапун В.А. пишет: "Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чём-то обязательно ограничивается, чего-то лишается" . Поощрения и наказания имеют следующие общие признаки: 1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; 2) для них установлены определенные процедуры применения - формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц, наделенных правом применять те или иные меры поощрения и наказания; 3) они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; 4) они выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов реализации других правовых средств (прав, льгот, обязанностей, запретов и т.п.); 5) они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется - поощрение или наказание; Таким образом можно сделать вывод, что в зависимости от отраслевой принадлежности правовые ограничения можно подразделить на конституционные, административные, уголовные и т.п.; в зависимости от объема - на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); в зависимости от времени действия - на постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); в зависимости от содержания - на материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор). ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИМУЛОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ПРАВЕ 2.1 ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ И ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ПАРНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ правовой отношение стимул ограничение Правовые стимулы необходимо рассматривать вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаимообеспечивают друг друга в процессе правового регулирования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg