Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Малый и крупный бизнес: проблемы взаимоотношений.

irina_krut2020 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
Цель данной работы изучение взаимоотношений крупного и малого бизнеса в России. Исходя из поставленной цели вытекают следующие задачи: ? Рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике России; ? Рассмотреть сущность и значение крупного предпринимательства в экономике РФ; ? Выявить особенности взаимоотношения малых и крупных предприятий; ¦ Описать возможные формы и проблемы взаимоотношений малого и крупного бизнеса.
Введение

В данной работе рассматриваем проблему, которая является одной из важных проблем современной экономики. Сотрудничество крупного и малого бизнеса, их взаимосвязь в структуре мирового хозяйства начало интересовать экономистов в самом начале развития капиталистического способа производства, когда появились первые крупные предприятия, положившие начало процессу централизации капитала и производства. В экономической литературе до недавнего времени малый бизнес рассматривался как подчиненный элемент капиталистической экономики, не имеющий возможности самостоятельного развития. То есть, малые и средние компании, будучи объединённые в монополистический хозяйственный комплекс, противопоставлялись крупному производству. В период стремительного развития и образования крупных хозяйственных структур, роста многонациональных корпораций малый бизнес был вытеснен на периферию экономического развития, где ему прогнозировали скорое уничтожение под давлением конкуренции «гигантов». Но в последнее время в связи с изменением экономических условий, повышением неуверенности экономической среды, переменой потребительского спроса, значение малого бизнеса резко возросло. Этому способствовали такие факторы, как возможность малого бизнеса быстро реагировать на изменения рыночной обстановки, приспосабливаться к особенностям потребительского спроса, гибкость и ловкость производства. Сдвиги в социально-экономической структуре общества, изменения в потребительских настроениях сыграли большую роль в качественном пересмотре значимости малого предпринимательства для мировой экономики. Крупномасштабное стандартизированное производство, символом которого являлся «фордизм», выполнявшее функцию удовлетворения спроса на стандартные потребительские товары, теряло экономическую почву, признавая преимущества малых специализированных фирм, ориентированных на определенный сегмент рынка. Такие объективные факторы, как индивидуализация потребительского спроса, сокращение жизненного цикла продукции, обусловили очевидную необходимость взаимодействия крупных структур с малым бизнесом. В современной экономике превосходствует два основных направления. Во-первых, глобализация всех сфер экономической деятельности, в основе которой лежат процессы централизации капитала и производства, рост транснациональных корпораций, интернационализация экономики, развитие глобальных сетей (информационных, предпринимательских), во-вторых - стремление к дезинтеграции, реструктуризация крупнейших предприятий, рост малого предпринимательства, развитие кооперации малых и крупных фирм во всех отраслях экономики.
Содержание

Введение Глава 1. Характеристика малого и крупного бизнеса в России………. 1.1 Сущность и роль малого бизнеса 1.2 Сущность и значение крупного бизнеса Глава 2. Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России. 2.1 Крупный и малый бизнес : преимущества и недостатки 2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы. 2.3 Формы предпримательской деятельности Глава 3. Формы и проблемы взаимоотношений малого и крупного бизнеса. 3.1 Субподряд: взаимодействие в реальном секторе 3.2 Лизинг: финансовый механизм поддержки крупного и малого бизнеса в реальном секторе. 3.3 Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями. Заключение Список используемых источников Приложения
Список литературы

1. Экономика фирмы: учебник для вузов./ под ред. професора В.Я. Горфинкеля, профессора В.А. Швандара. – ЮНИТИ, Москва, 2003 2. Рубе В. А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М.: ТЕИС, 2000 3. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 78 с. 4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер, Е.А. Горбашко и др. – М.: ИНФрА-М, 2002. – 432 с. 5. Ибадова, Л. Т. (канд. юридич. наук) . Венчурное финансирование малого предпринимательства / Л. Т. Ибадова // Финансы и кредит .— 2006 .— N 4 .— С. 49-55 .— Библиогр.: с. 48 (4 назв. ) 6. Галухина, Я. С. Российский крупный бизнес в 2000-2005 гг.: основные направления трансформации и развития / Я. С. Галухина, Я. Ш. Паппэ // Проблемы прогнозирования .— 2006 .— N 3 .— С. 23-41 7. Романюк, В. Перспективы взаимодействия крупного и малого бизнеса / В.Романюк, Л. Савченко // Бизнес для всех. – 2006. - № 11. 8. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями /Под. ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. 9. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2000–2004 гг.: Информационно-аналитический доклад /Подгот. А.Г. Литваком, А.М. Шестоперовым, О.М. Шестоперовым. – М.: ИКЦ « Бизнес-Тезаурус», 2005. 10. Взаимодействие малого и крупного бизнеса //Информационно- аналитический сборник материалов IV Всероссийской конференции представителей малых предприятий, Москва, апрель 2004 г. – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 2004. 11. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева /. – М.: ИНФРА-М, 1996. 12. Лебедева, Л. Региональные аспекты развития малого бизнеса в РФ, 2006 г. 13. Балацкий, Е. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования// Экономист – 2001 – N4.
Отрывок из работы

Глава 1 Характеристика малого и крупного бизнеса в России 1.1 Сущность и роль малого предпринимательства Малый бизнес (малое предпринимательство) - деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Роль малого бизнеса в экономике России Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им. Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал. Критерии определения размера предприятия 1. Средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии 2. объем оборота (прибыли, дохода) 3. величина активов 4. размер уставного капитала По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50, однако наиболее часто применяются вышеназванные. Предприятия с числом до 15 человек являются «микро предприятиями», до 100 человек как «малые». [2] В России 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» N 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве, в научно технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и в других видах деятельности - 50 человек. В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идёт структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых фирм ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. [3] Мелкие и средние предприятия можно разделить на: 1. Предприятия которые прямо или косвенно связаны с крупным бизнесом (Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными фирмами). Для них характерны: А) Специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов, что избавляет крупные фирмы от их производства в своих цехах Б) Более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы В) Гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей 2. Малые фирмы, которые непосредственно конкурируют с крупным бизнесом и друг с другом на рынке. Предпосылками их бурного развития являются: А) Способность быстро откликаться на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги Б) Существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет выдерживать конкуренцию более сильных соперников В) Стремление заполнить те ниши, которые по различным причинам невыгодны крупным фирмам Г) Ценовая политика крупных фирм, которые диктуют рынку довольно высокие цены. [4] Мировая практика свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. [5] 1.2 Сущность и значение крупного предпринимательства в экономике РФ. Экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса. Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими они имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику и за счет этого снижать себестоимость продукции, повышать ее качество. Они в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные затраты. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удерживать рынок сбыта и получать высокие доходы. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна для малых фирм из-за низкой рентабельности, обусловленной небольшим объемом производства, наращивать который они не в силах. Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рисковых мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д. Крупный бизнес выступает в различных формах. Это необязательно строительство огромного завода с концентрацией всего производства на одной территории. Часто это десятки, сотни и более средних и мелких предприятий разбросанных на большом расстоянии друг от друга, но имеющих общее управление, единое техническое и финансовое обслуживание. По данным статистики, 500 крупнейших корпораций в США и такое же их количество в Западной Европе сосредоточивают в своих руках примерно ? национального капитала и около 25% занятого населения этих регионов. [7] Вследствие происшедших перемен предпринимательство на современном этапе стало составной частью деятельности руководителей и специалистов крупных фирм, банков, холдингов. Здесь предпринимательство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении. Концентрация финансовых и людских ресурсов в предельно небольшом числе коопераций позволяет последним осуществлять внутрифирменный перелив капитала из одной отрасли в другую. Диверсификация производства наряду с теми преимуществами, которые крупные фирмы имеют за счет концентрации ресурсов, дает им возможность «держаться на плаву» даже в самые неблагоприятные для экономики периоды. При снижении спроса на одни виды продукции, которые производит суперкорпорация, она повышает выпуск продукции, спрос на которую удерживается. Диверсификация наряду с НТП оказалась главным направлением предпринимательства современного крупного капитала. На крупных предприятиях России диверсификация производства развивалась на иной основе, чем в странах Запада. Из-за постоянных крупных сбоев в материально-техническом обеспечении российские предприятия в прошлом диверсифицировали деятельность главным образом с целью самообеспечения, превращаясь в громоздкие, чуть ли не натуральные хозяйства. Такие объединения, как Уралмаш, ЗИЛ, ВАЗ, ММК и др., в свое время были загружены производством различных мелкосерийных изделий, не свойственных их профилю. Глава 2 Особенности взаимоотношения малого и крупного бизнеса в России 2.1 Крупный и малый бизнес: специфика преимуществ и недостатков Партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Мировой опыт показывает, что корпоративный сектор является основой современной экономики. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. Крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяют его развитие и уровень эффективности. Развиваясь сами, они структурируют экономику в целом. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики, промышленные гиганты и их объединения обеспечивают технологический прогресс и экономический рост в развитых странах. Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд неоспоримых экономических преимуществ. К их числу можно отнести возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на трансакционных издержках и реальные конкурентные преимущества на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес может позволить себе существенную технологическую экономию и на масштабе производства, и на росте или масштабе сферы деятельности. К тому же, крупные предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в части медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства. Но с изменением объективных условий хозяйствования, эволюции конкурентных отношений, неопределенностью и неустойчивостью рыночной среды актуализируются такие качества хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Вышеуказанные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но зато с применением всевозможных модификаций. Это обусловливает возрастающую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур. В современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы их успешной деятельности. Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями. Малое предпринимательство – это наиболее мобильная и динамичная часть российской экономики, способная быстро адаптироваться к внешним условиям. Малый бизнес сегодня обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу [6]. Предпринимательство как элемент экономической системы Теоретические исследования по данной проблеме и современная практика свидетельствуют о том, что многие аспекты управления взаимодействием субъектов малого и крупного бизнеса требуют системного подхода и анализа. Так, по мнению профессора А.Г. Грязновой, системный анализ является метаметодологией в том смысле, что он используется для анализа любых систем, независимо от их характера и содержания, от того, относятся ли они к природе, обществу или искусственным техническим конструкциям. 2.2 Предпринимательство как элемент экономической системы Общепринятого устоявшегося определения категории «система» не существует, само определение развивается вместе с наукой. Решение вопроса о специфических признаках системного подхода, в отличие от любого другого типа научного анализа, в значительной степени определяется тем, что следует понимать под системой. Это понятие может быть определено как «…множество элементов с отношениями между ними и между их атрибутами» (А. Холл, Р. Фейджин), «…отображение входов и состояний объекта в выходах объекта» (М. Месарович). Нобелевский лауреат И. Пригожин считает, что «…именно простые системы являются тем частным случаем, в котором становится достижимым идеал исчерпывающего описания. Знание закона эволюции простых систем позволяет располагать всей полнотой информации о них, т. е. по любому мгновенному состоянию системы однозначно предсказывать ее будущее и восстанавливать прошлое…». По мнению К.П. Астапова, под экономической системой понимается социально-экономическая структура, организующая в соответствии с долгосрочной стратегией производство товаров (услуг), которые востребованы во внешней среде. Такое определение предполагает стремление экономической системы к самосохранению и позволяет использовать все типы данной системы на основе единого подхода. Таким образом, одним из существенных признаков системы является то, что по отношению к внешней среде она ведет или проявляет себя как единое целое. Вторым базовым признаком системы, на наш взгляд, является целеполагание при ее создании, проявляющееся в достижении эффекта синергии, исследованиями которого занимались Х. Итами, И. Ансофф, Д. Клиланд и У. Кинг. В экономической литературе также большое внимание уделяется рассмотрению основных свойств систем. По мнению Э.М. Короткова, систему характеризуют следующие понятия: 1. Элементы – представляют собой наименьшую часть системы, их внутренняя структура может не учитываться при рассмотрении системы в целом. 2. Среда – это вся совокупность объектов, существующих за границами системы, но взаимосвязанных с ее элементами и с самой системой в целом. 3. Граница – различие внешних и внутренних связей элементов системы, которое определяет ее целостность и ограниченность. 4. Связи – разнообразные взаимодействия и зависимости элементов, определяющих их существование, место и роль в системе. Экономическая система обладает как общими, так и особыми свойствами. К общесистемным свойствам можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 41 страница
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 41 страница
492 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg