Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Пути повышения конкурентоспособности организации» (на примере ООО «Окно-Сервис»)

irina_krut2020 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия и разработать предложения по ее повышению. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - раскрыть сущность анализа как функции управления; - описать методику анализа конкурентоспособности предприятия; - провести анализ конкурентоспособности предприятия; - предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия. Предмет исследования – направления повышения конкурентоспособности организации. Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ООО «Окно-Сервис». Теоретической и методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и системный подход. Использованы общенаучные и специальные методы исследований (анализ, синтез, факторный анализ и др.). ВКР состоит из введения, тех глав, заключения и списка литературы.
Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. Нормальное функционирование предприятий различных сфер деятельности в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственной стратегии развития. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами, изыскивать новые формы приложения капитала, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков: 1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет); 2) общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме; 3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании. Конкурентоспособность предприятия, его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные категории. С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне экономической устойчивости. С другой стороны, неустойчивое экономическое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития. Практическое решение этих вопросов должно опираться на всесторонние научные исследования и разработки. От уверенного развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест. И конечно, - укрепление промышленного и аграрного потенциала российских регионов, повышение качества жизни населения станы. Кроме того малый и средний бизнес являются наиболее эффективными проводниками новых технологий и инноваций, что обусловлено особенностями малых предприятий и их преимуществами при выполнении НИОКР. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса должно стать одной из ведущих направлений государственной региональной политики по достижению высокого уровня социально-экономического развития региона и повышению благосостояния жителей.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности субъектов малого бизнеса 6 1.1. Содержание понятия конкурентоспособность 6 1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность малого бизнеса 14 1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятий малого бизнеса 18 Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Окно-Сервис» 27 2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Окно-Сервис» 27 2.2. Анализ конкурентного положения организации на рынке 33 2.3. Оценка конкурентоспособности организации на основе анализа финансовых показателей 50 Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Окно-Сервис» 56 3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Окно-Сервис» 56 3.2. Экономическая эффективность разработанной стратегии 76 Заключение 81 Список использованных источников 84 Приложения 89
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 N 459-ФЗ) // СПС Гарант. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ. ( в ред. от 19.02.2018 N 34-ФЗ) // СПС Гарант. 3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ, (в ред. от 31.12.2017 N 486-ФЗ) // СПС Гарант. 4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 31.12.2017 N 481-ФЗ). // СПС Гарант. 5. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 29.12.2017 N 470-ФЗ)// СПС Гарант 6. Федеральный закон РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 08.07.2006 г. (в ред. от 29.07.2017 N 279-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс. 7. Акулинин Д.Ю. Методы оценки экономической эффективности корпоративного управления в современных российских условиях // Экономика и финансы. 2017. №1. С. 17-22. 8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер. 2013. 458 с. 9. Антипов Ю. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016- № 3 (89). – С. 212-221. 10. Антонов Г. Д., Иванова О. П., Тумин В. М. Управление конкурентоспособностью организации. М. : Инфра-М, 2015. - 304 с. 11. Беликов И.В., Гавриленков Е.Е., Константинов Г.Н., Кочетыгова Ю.В., Медведева Т.М., Тимофеев А.В. Корпоративное управление и экономический рост в России ( на рус. и англ. яз.). М., Национальный совет по корпоративному управлению, 2014. – 120 с. 12. Белоусов В.Л. Оценка конкурентоспособности предприятий нефтехимического сектора России // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 2. - С. 30-39. 13. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Вопросы экономики, 2014. № 5. - С.39-48. 14. Богомолова И.П., Хохлов Е.В., Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов. // Маркетинг В России и за рубежом./ № 4, 2016. - с. 17-22. 15. Воронов А. Международная конкуренция в XXI веке // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 16-24. 16. Гапоненко А. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций / А.Гапоненко, М.Савельева // Пробл. прогнозирования. - 2014. - №5. - С.88-95. 17. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. СПб.: СПбГУЭФ, 2017. - 207 с. 18. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2017. - 389с. 19. Дзахмишева И.Ш. Методика оценка конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 40-48. 20. Иванец В. К. Макротехнологии и обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 25-32. 21. Кревенс Дэвид В. Стратегический маркетинг, 6-е издание.: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. 657 с. 22. Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятия : источники формирования, оценка, пути повышения. - Екатеринбург : ИЭ УрО РАН , 2017. - 77 с. 23. Кротков А.М. Юленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 19-24. 24. Кремлева Н. А. Обеспечение конкурентных преимуществ производства и реализации продукции на основе аутсорсинговой модели организации бизнеса предприятия//Организатор производства. - 2015. - № 43.- С.72-75. 25. Круглик, В.М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч.пос. / В.М.Круглик.; Под общ. ред. В.М. Круглик. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов.знание, 2013. - 285 с. 26. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт, 2016. - 325 с. 27. Пиньковецкая Ю.С. Малые предприятия России: закономерности, классификация и направления повышения эффективности. Saarbrucken (Germany): LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 204 с. 28. Платонова Н. А. Конкурентоспособность предприятий в современной экономике // Вопросы теории и практики управления. - 2014. - №4. - С. 75-78 29. Практики корпоративного управления в России: определение границ национальной модели. М.: Ассоциация Менеджеров. КПМГ в России и СНГ. 2014. - 50 с. 30. Фатхутдинов Р А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: Инфра-М, 2016.с. 175. 31. Царев, В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. - М.: ЮНИТИДАНА, 2016 - 799 с. 32. Шевченко И. В. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий с позиции мирового опыта // Финансы и кредит. – 2014. - N 10. - С. 6-10. 33. Чурсин А. А. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. М. : Спектр. 2017. 524 с. 34. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 2013. – 314 с. 35. Устав ООО «Окно-Сервис». 36. Учредительный договор ООО «Окно-Сервис» 37. Бухгалтерская отчетность ООО «Окно-Сервис» за 2015 г. 38. Бухгалтерская отчетность ООО «Окно-Сервис» за 2016 г. 39. Бухгалтерская отчетность ООО «Окно-Сервис» за 2017 г. 40. Бочкова С.В. Основные проблемы и возможности практической оценки конкурентоспособности предприятия // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ . 2017. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.koetsyktsu.ru. 41. Брялина Г. И. О предпринимательской составляющей национального богатства // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. [Электронный ресурс] URL: http // syktsu.ru. - 2016. - № 1. 42. Бушев А.Ю., Серяков А.В. О механизмах влияния корпоративного управления на репутацию компанию // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ 2017. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.koetsyktsu.ru. 43. Ильина Л.И. Роль конкурентоспособности в повышении эффективности социальноэкономической деятельности потребительской кооперации // Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ № 2, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. koetsyktsu.ru. 44. Криворотов А.К. Конкурентоспособность северной экономики: «узкие места» и широкие перспективы. // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ. - 2016. - № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. koetsyktsu.ru. 45. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научноисследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. [Электронный ресурс] URL: http // syktsu.ru. - 2016. - № 1. 46. https://moluch.ru - Журнал «Молодой ученый». 47. https://novainfo.ru - NovaInfo
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА 1.1. Содержание понятия конкурентоспособность Развитие в России рыночных отношений в сфере экономики, коренной переворот в курсе развития страны наложили свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности. Экономическая сфера, являясь системообразующей, оказывает наибольшее влияние на все остальные области человеческой деятельности. В результате произошло распространение применения экономических категорий и понятий на многие другие области. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Такая характеристика, как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась категорией, во- первых, мало разработанной отечественной экономической наукой, а во-вторых, во многом спорной и дискуссионной, на что есть веские причины [13, с. 17-22]: - в дореформенных условиях (до 1985-1992 гг.) обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась настолько быстрой и радикальной, что наука не успевает основательно осмыслить новые реальности; - в определенной степени такому осмыслению мешают и кажущаяся очевидность содержания категории конкурентоспособности, и ее близость к категории эффективности (их нередко рассматривают в качестве однопорядковых), хотя первая, основываясь на последней, заключает в себе более сложные взаимосвязи отдельных характеристик анализируемых объектов; - многоаспектность проблемы. Ее исследуют специалисты по маркетингу, управлению качеством, товароведению, менеджменту, макро- и микроэкономике, при этом никто из специалистов не пытается выйти за рамки своей специальности. Однако накопленный большой научный и прикладной материал требует синтезировать подходы [26, с.57]; - высокая теоретизированность и низкий уровень практической применяемости. Развитие рыночной экономики в условиях российской действительности происходило исключительно экспериментальным способом, когда решения принимались, разработки внедрялись, а затем происходило теоретическое осмысление результатов. По такой схеме можно развиваться только до определенного этапа, на незначительных уровнях сложности хозяйственных взаимоотношений. Когда же наступил предел этого направления, проснулся интерес к более теоретизированным подходам. В результате стали разрабатываться фундаментальные категории рыночных взаимоотношений, и на сегодняшний день отечественная наука накопила некоторый теоретический потенциал. Понятие «конкурентоспособность», если говорить дословно, обозначает «быть способным к конкуренции». Рассмотрение вопроса в данной плоскости может помочь ответить на ряд вопросов. В научной литературе, посвященной данной проблеме присутствуют разные подходы к определению конкуренции. Известно определение конкуренции, приведённое в ст. 4 Федерального закона РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 08.07.2006 г.: «Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» [6]. На современном этапе развития экономики данный подход к вопросу является односторонним, так как рассматривает конкуренцию только как деятельность по ограничению свободы соперников и не учитывает собственной заинтересованности субъектов в положительном действии. Такой подход является явно недостаточным для изучения сути конкурентоспособности, так как в данном случае суть конкурентоспособности сводится исключительно к наличию возможности и средств эффективно препятствовать свободе действия соперников. Однако здесь просматривается весьма существенная, скорее даже основополагающая, составляющая конкуренции — принцип состязательности. Вот наиболее типичные определения конкуренции, определяемой как соперничество экономических субъектов в различных интерпретациях: - состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии; - состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат; - конкуренция есть особый вид по замыслу честной экономической борьбы, в которой при наличии, в принципе, равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона; - соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Анализируя подходы к конкурентоспособности, необходимо рассмотреть вторую базовую составляющую понятия конкуренции — заинтересованность участников. В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А.Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция — это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции — борьба за получение возможно большей прибыли. Таким образом, другой стороной конкуренции, ее движущей силой для каждого из участников являются личный мотив, заинтересованность в достижении положительного для себя результата. Противодействие соперникам не должно и не может быть самоцелью конкуренции. Это есть второстепенное следствие предпринимаемых усилий по достижению выгодных для себя результатов. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция — это борьба, противостояние интересов. И как любая борьба, конкуренция не исключает возможности действий соперников, направленных исключительно на препятствие по достижению поставленной вами цели. Это также необходимо учитывать, оценивая конкурентоспособность. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что конкурентоспособность объекта — это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую к без исключения всем объектам характеристику. Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимается достаточное количество различных участников рынка: это и конкуренты, инвесторы и т. д. Любой из субъектов оценки конкурентоспособности, какие бы цели он ни преследовал, желает знать, какой из объектов в наибольшей, а какой в наименьшей степени конкурентоспособен. Возникает проблема количественной оценки конкурентоспособности. В этом случае мы сталкиваемся со сравнительной оценкой, которая в экономической литературе получила название «уровень конкурентоспособности». Необходимо отметить, что многие авторы, применяя понятие «конкурентоспособность», подсознательно имеют в виду именно это — степень превосходства одного объекта над другим, что отражает уровень конкурентоспособности. Трактовка категории «уровень конкурентоспособности» в обозначенном ракурсе опирается на факт существования конкуренции, которая предполагает наличие соперников. По отношению к ним и определяется степень превосходства. В противном случае, просто неправильно говорить о конкурентоспособности каких-либо объектов. Такая характеристика, как конкурентоспособность, является оценочным показателем, поэтому предполагает наличие субъекта, объекта и цели оценки [30, с. 175]. Формирование цели исследования является первым и основополагающим этапом проведения оценки. От его результатов зависит весь дальнейший ход анализа. Важно понимать, что неправильное определение цели проводимой оценки может исказить результаты исследования. Например, если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам; если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, потребностях, удовлетворяемых данным изделием, уровне доходов потребителей предполагаемого сегмента рынка, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса. Оценка уровня конкурентоспособности каких-либо объектов может преследовать самые разнообразные цели: от изучения положения конкретного товара на рынке до изучения инвестиционной привлекательности целых отраслей или стран. Поэтому данное многогранное понятие может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. В роли субъектов оценки могут быть различные участники рынка (продавцы, покупатели, конкуренты), органы государственной власти, инвесторы. Конкурентоспособность — самый универсальный показатель рыночного состояния любых объектов и может предоставлять полезную информацию многим участникам рынка. Конкурентоспособность является универсальным показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности, но все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к экономическим объектам. В иерархии понятий конкурентоспособности базовым является «конкурентоспособность продукции», которая может рассматриваться для различных видов товаров (производственнотехнического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.). Под конкурентоспособностью товара (услуги) понимается комплекс его потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара (услуги) над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. В качестве производителей продукции (товаров, услуг) выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за потребителей, за рынки (товарные, отраслевые, территориальные); за факторы производства (природно-сырьевые, производственно-технологические, трудовые, финансовые ресурсы); за инвестиции. Базовую основу для уровня конкурентоспособности продукции составляет уровень предприятия [15, c. 233]. Исследование конкурентоспособности предприятий, предлагаемое в экономической литературе авторами А. Вороновым, А. Дементьевой, И. Максимовым, М. Мельниковой, А. Семененко, С. Цветковой и др., позволяет прийти к выводу о том, что чаще всего понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к «...способности предприятия производить конкурентоспособный товар» [17, c. 311]. Однако, учитывая, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных (отраслевых) рынках в рамках стратегий диверсификации, на каждый данный момент времени уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают. Прежде всего следует отметить, что в качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам, а не по производимым товарам. Вместе с тем при сравнении данного предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных конкурентов (производящих товары или услуги, позволяющие удовлетворить данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом); либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений. На понятие «конкурентоспособность предприятия» оказывает влияние и тот факт, что само предприятие может выступать как: - товар, имеющий рыночную стоимость на фондовых рынках (курс акций, рыночная стоимость бизнеса); - товар, имеющий инвестиционную стоимость на рынке капиталов (стоимость инвестиций в существующий бизнес и его диверсификацию). При рассмотрении вопроса о конкурентоспособности предприятий представляется разумным выделить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса и конкурентоспособность крупных предприятий. Разница этих двух понятий состоит не столько в масштабах производства, численности работников, сколько в самой природе малого и крупного бизнеса. Так малые и средние предприятия в отличии от крупных, обладают следующими конкурентными преимуществами [12, c. 189]: - быстрое создание новых рабочих мест - значительное в масштабах экономики; - инновационный характер деятельности, быстрое внедрение новых технологий; - быстрая реакция на сигналы рынка и изменения бизнес-среды; - ориентация на максимальное удовлетворение запросов потребителей; - экономическая и производственная гибкость и мобильность. Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса заключается, прежде всего, в том, что частное предприятие может быстро перепрофилироваться для выпуска той или иной продукции. Для развития небольшого завода нет необходимости строить огромные цеха и развивать инфраструктуру, производство, например, строительных смесей может быть развернуто в течение короткого времени, а перейти на производство бетонных блоков или подобной продукции малое предприятие может очень быстро. Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса может также проявляться в изменении ассортимента продукции, например, швейная мастерская, может быть первоначально ориентирована на пошив женской одежды, но, в случае получения выгодного заказа, она может быть переориентирована на пошив военного обмундирования. Еще одной причиной высокой конкурентоспособности малого бизнеса является отсутствие огромного административного аппарата, который часто тормозит развитие предприятия. Многие крупные концерны предпочитают размещать свои заказы на малых предприятиях, так как это обходится намного дешевле, чем открывать новые линии производства. С другой стороны, производство некоторых продуктов требует особой тщательности, например, малое предприятие может выпускать торты на заказ, которые могут стоить намного дороже, чем торт в обычном магазине, но такая продукция может быть востребована намного больше. Также конкурентоспособность малого и среднего бизнеса заключается в индивидуальном подходе к каждому клиенту, что позволяет удовлетворить его потребности. Например, покупка мебели в крупном магазине может быть осложнена как отсутствием ассортимента, так и неграмотностью продавца, который не сможет подобрать вам необходимый вариант. Малое предприятие же сможет изготовить мебель по индивидуально разработанным или вашим эскизам из тех материалов, которые наилучшим образом подходят для вашего интерьера. Конкурентоспособность малого и среднего бизнеса также может проявляться в квалификации специалистов, работающих на частном предприятии. Люди творческих профессий часто предпочитают работать в неурочное время или дома, - такой режим неприемлем для большинства крупных предприятий. Малый бизнес, работающих в сфере высоких технологий, также может оказывать серьезную конкуренцию более крупным предприятиям, так как разработка и реализация небольших проектов может быть осуществлена за более короткие сроки и меньшую стоимость. 1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность малого бизнеса В рамках задачи анализа теоретических и методологических основ конкурентоспособности нельзя не коснуться такого важного аспекта, как факторы (критерии), которые определяют конкурентоспособность компании. Проведём сравнительный анализ представленных в научной литературе подходов к оценке факторов, определяющих конкурентоспособность. Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд предлагают при разработке стратегии организации (компании) на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как [23, c. 167]: - качество и характеристики продукции; - репутация (имидж); - производственные мощности; - использование технологий; - дилерская сеть и возможности распространения; - инновационные возможности; - финансовые ресурсы; - издержки по сравнению с конкурентами; - обслуживание клиентов. Девид Кревенс считает, что при разработке стратегических перспектив и разработке мер по повышению конкурентоспособности руководство компании должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются [17, c. 311]: 1) конкурентными преимуществами; 2) универсальностью (конкурентное преимущество в различных ситуациях); 3) сложностью дублирования. Он предлагает группировку компетенций (факторов) осуществлять согласно направленности функциональных процессов - внешние (направленные из внешнего окружения внутрь организации), внутренние (идущие изнутри организации) и двусторонние. Внешние процессы связывают организацию с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ней связь и формируя внешние связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают также направленность компетенциям организации, определяемым внутренними и двусторонними функциональными процессами. Рассматриваемые процессы характеризуются множеством компетенций (факторов). Данный подход по набору факторов, определяющих конкурентоспособность организации, практически не отличается от рассмотренного выше (Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд), но в то же время подобный подход позволяет организации строить свою структуру управления, ориентируясь на межфункциональное взаимодействие. Интересен подход Голубкова Е.П., который предлагает при проведении исследований оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов ее результативности деятельности (а именно: имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [16, c. 289]. По мнению Зулькарнаева И.У и Ильясовой Л.Р, всю совокупность факторов, влияющих на конкурентоспособность организации, следует разделить на три группы [14, c. 223]: 1) Цели, которые ставит перед собой организация; 2) Ресурсы, которыми располагает организация; 3) Факторы внешней среды. В свою очередь в работе Д. Хасби с позиций стратегического управления констатируется, что конкурентоспособность организации определяется следующими факторами: качеством продукции, относительной ее ценой, продвижением продукции на рынки, мощностью сбытовой сети [10, c. 155]. Белоусов В.Л. возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности [8, c. 109]. Максимов И. относит к основным критериям конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции [27, c. 232]. Рассматривая конкурентоспособность продукции, можно утверждать, что в большинстве работ она зачастую оценивается на основе двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления. Часто в качестве полезного эффекта продукции используются комплексные показатели ее качества [19, c. 311]. В работе Окрепилова В.В. на конкретном примере показано, что: - при некоторых ограничениях доля рынка, занимаемая продукцией, функционально зависит от ее конкурентоспособности; - конкурентоспособность продукции связана с получаемой прибылью от этой продукции; - качество «является главным конкурентообразующим фактором». Дзахмишева И.Ш. предлагает оценивать конкурентоспособность услуг торговли на основе качества реализуемых продукции, рациональности ассортимента продукции, культуры обслуживания, условий обслуживания, доступности услуги [16, c. 144]. Для оценки конкурентоспособности продукции Голубков Е.П. предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. Фатхутдинов Р.А., ссылаясь на Ламбер Жан - Жака, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность) [30, с. 216]. Фомин В.Н. считает, что конкурентоспособность продукции определяют следующие факторы: цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет фирмы, соотношение между спросом и предложением. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции он считает долю рынка, занимаемую данной продукцией [11, с. 99]. Таким образом, конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. Итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией) и связанные с ней показатели. 1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятий малого бизнеса Для того чтобы определить конкурентное положение организации и возможности его улучшения, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются менеджментом в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в свою очередь для того, чтобы определить, в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение собственной конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом управленческой деятельности любой организации. Оценка конкурентной позиции фирмы требуется для: 1) разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; 2) выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции; 3) привлечения средств инвестора в перспективное производство; 4) составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке. Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. Существуют достаточно большое количество методик оценки конкурентоспособности. 1. Матричный метод (разработан Бостонской консалтинговой группой). В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара (услуги). Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке. Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений. 2. Метод, использующий в качестве основного подхода оценку товара/услуги предприятия. Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик [26, c. 226]: КТ = К / Ц (1) где: К- показатель качества товара; Ц - показатель цены товара; КТ - показатель конкурентоспособности товара.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 65 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Экономика, 66 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Экономика, 94 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Экономика, 80 страниц
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg