Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Интегральная парадигма и теорема флуктуации П. Сорокина

irina_krut2020 140 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 14 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных систем. Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был Сорокин, создавший интегральную социологию. Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, интегральной сущности человека, его ценностного мира.
Введение

Питирим Сорокин – выдающийся социолог ХХ века, основоположник русской и американской социологических школ, автор 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множества очерков и более двухсот статей. Его труды переведены на 48 языков мира. Личность Питирима Александровича Сорокина – одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии и культурологии. Но, как это, ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Биография Сорокина П.А. 3 Человек как удивительное интегральное существо 5 Интегральное использование каналов познания 5 Высшая интегральная ценность 6 Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ 7 Основной закон истории 9 Социальная стратификация и мобильность, теоремы флуктуации 10 Политическая флуктуация 12 Экономическая флуктуация 14 ВВЕДЕНИЕ 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Список литературы

1. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. т.1. С. 168. 2. Сорокин П. Моя философия – интегрализм.– Социс, 1992, № 10. – С. 134 3. Подробнее об этом см.: Сорокина. П. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт социологии РАН, 1993. – Глава 5 4. Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992. – С. 37 5. Сорокин П. Главные тенденции нашего времени.– С. 30
Отрывок из работы

Биография Сорокина П.А. П. Сорокин родился 21 января 1889 г. в семье ремесленника, занимавшегося церковно – реставрационными работами . Мальчик рано остался сиротой. Однако с детства проявил необыкновенную тягу к знаниям , совмещая работу и образование. После сдачи экстерном экзаменов на аттестат зрелости Сорокин поступает в Психоневрологический , а затем в Петербургский университет, где встречается с выдающимся социологом того времени М.М. Ковалевским, становится его ассистентом и секретарем. Ещё студентом он в 1913 г создает свой первый крупный труд “Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали”. Занятие наукой Сорокин совмещает с политической деятельностью, являясь членом партии социалистов – революционеров, редактором её печатных органов. Накануне Февральской революции 1917 г. Сорокин становится сподвижником премьер – министра А. Керенского и в итоге оказывается в тюрьме. После революционных событий Сорокин всецело отдает себя науке. В 1919 г. он создает первый в России факультет социологии в Петроградском университете. Уже в следующем году им выпускается в свет “Общедоступный учебник социологии” и“Система социологии” в двух томах. В 1922 г. Сорокин навсегда оставляет Россию – переезжает сначала в Чехословакию, а затем в США. Вскоре он возглавил социологический факультет Гарвардского университета. Здесь Сорокин публикует свои знаменитые работы «Социология революции», «Социальная и культурная динамика» в четырех томах, «Кризис нашего времени » и многие другие. Сорокин избирался президентом Американской социологической ассоциации. Как и многие социологи, Сорокин был весьма нетерпим к мнениям своих оппонентов и даже коллег. Особенно нелицеприятно он отзывался о Т. Парсонсе, сменившего его на посту руководителя социологического факультета и преобразовавшего его в факультет социальных отношений. Среди других работ Сорокина, опубликованных ныне в России: «Социологические теории современности», «Человек. Цивилизация. Общество», «Человек и общество в условиях бедствия», «Интегрализм – моя философия», «Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства», «Причины войны и условия мира», «Современное состояние России», «Общие черты и различия между Россией и США», «Таинственная энергия любви», «Долгий путь . Автобиографический роман». Умер П. Сорокин 10 февраля 1968 года. ? Человек как удивительное интегральное существо Сорокин считает, что человек с его психикой есть социальный продукт. Его сознание наполняется социальным содержанием – культурой. Культура имеет духовную основу и развивается по своим собственным законам, на нее влияют некоторые социальные факторы. При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни. Его моральные убеждения, эстетические вкусы и мировоззренческие взгляды не предопределены. Социокультурны характеристики приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образовании. Интегральное существо человека проявляется в том, что он не только эмпирический наблюдатель и экспериментатор, рациональный мыслитель, но и активный участник создания творческого начала во вселенной. В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем: язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они реализуются в поведении и образе жизни их носителей. Кроме этого есть три социокультурные суперсистемы. Они характерны для всей истории человеческой цивилизации: религиозная или идеальная, чувственная и интегральная. Интегральное использование каналов познания Интегральное существо человека проявляется и раскрывается в его способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального использования каналов познания. По Сорокину, всю окружающую нас действительность можно представить в виде трех наиболее важных формах: 1) эмпирически-чувственная форма – постигается нами либо с помощью органов чувств, либо инструментов их дополняющих (разного рода приборов); рационально-умственная форма – познается главным образом разумом с помощью логических операций; 3) сверхчувственно-сверхрациональная форма бытия – постигается только посредством сверхчувственной и сверх-рациональной интуиции или “божественного вдохновения”, “вспышки озарения”.[1] Все гениальные творения во всех областях культуры – религии, философии, науки, эстетики – так или иначе были рождены и вдохновлялись интуицией, милостью “высшего озарения”. При этом ученый особо подчеркивает, что истина, полученная при помощи интегрального использования чувства, разума и интуиции – это “более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов... При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют друг друга и контролируют”[2]. В результате наше знание о действительности представляет собой совокупный вклад ученых-эмпириков, мыслителей-логиков, великих религиозных и нравственных деятелей, а также представителей искусства. Наконец, интегральное существо человека проявляется и в том, что он является не только эмпирическим наблюдателем и экспериментатором, рациональным мыслителем, но и активным участником создания творческого начала во вселенной. Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или культурный мир, имеющий компонент смысла. Именно смысл, который придает человек неорганическим или органическим явлениям, радикально меняет их ценность. Для иллюстрации своего тезиса Сорокин приводит ряд конкретных примеров. Так, кусок дешевой материи, прикрепленный к палке, благодаря своему смыслу превращается в национальный флаг, символ чести нации, ради которого люди жертвуют своей жизнью. Биологически и физически нет человеческих организмов, которые были бы королями или героями, учеными или рабочими. В социокультурном отношении абсолютный монарх обладает несравненно большей силой, чем любой из его подданных, каким бы физически сильным он ни был. Все эти и миллионы других смыслов появились благодаря созданному человеком суперорганическому миру. Феномен становится социокультурным, в котором компонент смысла накладывается на физический и биологический компоненты. Высшая интегральная ценность По Сорокину, среди смысловых ценностей суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия, как считает социолог, творчество в области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Истины и Красоты. Человеку не удалось обосновать эффективные пути и средства для своего морального возвышения, для контроля своих бессознательных инстинктов и чувственных вожделений, связанных с погоней за материальным благополучием, властью и наслаждениями. Его судьба, по мнению социолога, в конечном счете, зависит ни от ООН, всемирного правительства или торжества демократии, а от него самого – от способности творить Добро, от “увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству”. Неэгоистическая творческая любовь, утверждает Сорокин, может положить конец агрессивным нападениям индивидов и групп друг на друга; преобразовать враждебные отношения в дружеские; может оказать воздействие на международную политику и умиротворить конфликты. Кроме того, неэгоистическая любовь необходима для физического, духовного и нравственного здоровья человека. Опираясь на свои исследования, Сорокин отмечает, что люди альтруисты живут дольше, чем эгоисты; дети, лишенные любви, склонны к моральному уродству; любовь – сильнейшее средство против политического радикализма, экстремизма, социальной аномии. Любовь способна противостоять тенденциям к преступности, самоубийству, ненависти, психоневрозу. Энергия любви, по Сорокину, проявляется как “бесконечный универсум, который неистощим качественно и количественно”. Из многих форм этой энергии социолог особо выделяет космически-онтологический, биологический и психологический ее аспекты.[3] Социокультурные суперсистемы и флуктуация обществ В культуре человечества Сорокин выделяет множество различных по величине культурных систем. К основным культурным системам социолог относит язык, науку, философию, религию, искусство, этику, право. Когда эти системы утверждаются, они также реализуются в поведении и образе жизни их носителей. Кроме этих обширных систем, есть еще более обширное культурное единство, обозначенное Сорокиным как социокультурные суперсистемы, которые различаются в зависимости от характера своих основных ценностей. По мнению ученого, все экономические, политические, социальные реалии, типы личностей и групп необходимо анализировать в контексте процесса периодической смены друг друга трех известных до сих пор социокультурных суперсистем, характерных для всей истории человеческой цивилизации – религиозной или идейной, чувственной и интегральной при доминировании одной из них. Так, например, в Европе с VI по XII вв. главенствующей была религиозная суперсистема, согласно ценностям которой экономика, политика, право, мораль, философия, искусство были подчинены теологии. Высшей истиной считалась религиозная истина. Хотя чувственные и интегральные системы присутствовали в средневековой культуре, их роль была незначительна. Начиная с XVI и вплоть до XX в. в Европе утверждается и доминирует чувственная культура, которая акцентирует такие чувственные ценности, как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажда власти и славы – все это детерминирует преобладающий тип личности, образ социальных групп, характер институтов. Религиозные ценности остались, но их признают только на словах. В истории человеческой цивилизации были периоды, хотя непродолжительные, когда преобладала интегральная суперсистема культуры – греко-римская культура IV-VI вв. до н. э., европейская культура XIII в. Начиная с XX века на смену чувственной культуре идет культура интегральная, утверждающая в качестве доминирующей ценности “бесконечное разнообразие, состоящее из чувственного, рационального и надрационально-сверхчувственного аспектов”[4]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Контрольная работа, Социология, 15 страниц
150 руб.
Контрольная работа, Социология, 20 страниц
200 руб.
Контрольная работа, Социология, 21 страница
250 руб.
Контрольная работа, Социология, 17 страниц
100 руб.
Контрольная работа, Социология, 19 страниц
90 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg