Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Направления совершенствования организации внутреннего государственного финансового контроля на уровне субъекта Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия)

irina_krut2020 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
Целью настоящего исследования выступает обозначение основных направлений развития системы внутреннего государственного финансового контроля в Республики Калмыкия на основе изучения и обобщения российского и международного опыта. Приведенные положения актуальности проблемы развития системы государственного управления в субъектах Российской Федерации и цель работы позволяют выдвинуть основную гипотезу данного исследования: недостаточная нормативная и методологическая формализация функций региональных органов государственного финансового контроля тормозит развитие внутреннего государственного финансового контроля в целом. Гипотеза: на развитие внутреннего государственного финансового контроля (далее - ГФК) в регионах Российской Федерации имеет влияние ряд факторов, среди которых недостаточная нормативная и методологическая формализация функций органов государственного финансового контроля; для усовершенствования ГФК в регионах России необходимо установить правовые основы контрольной деятельности внутреннего ГФК, предусмотреть методы ее проведения, принципы организации, а также механизмы взаимодействия всех контрольных органов. Достижение цели данной выпускной квалификационной работы предполагается возможным через решение следующих задач: 1. на основе анализа нормативно-правовой базы, теоретических и методологических научных работ раскрыть сущность и содержание государственного финансового контроля; 2. определить место государственного бюджетного контроля и выявить его эффективные стороны в общей системе государственного финансового контроля; 3. рассмотреть текущее состояние развития государственного финансового контроля через анализ существующей практики и организационно-правового регулирования и установить проблемы его развития; 4. выявить основные направления совершенствования организации внутреннего государственного финансового контроля в субъекте Российской Федерации. При написании диссертации использовались нормативные правовые акты Российской Федерации и республики Калмыкия, регулирующие бюджетные правоотношения, отчеты, проекты отчетов органов государственной власти, иных организаций. Теоретическими основами настоящей работы явились труды российских и зарубежных исследователей по вопросам государственного финансового контроля и управления государственными финансами, справочники, материалы международных и российский научных конференций, публикации в периодических изданиях и размещенные на официальных сайтах сети Интернет, тематических периодических изданий, тематическая информация в Интернет-ресурсе. Методологическими основами исследования послужили методы объективного и всестороннего факторного анализа, совокупность методов и способов научного познания. Так, абстрактно-логический метод позволил раскрыть теоретические аспекты развития государственного финансового контроля, определить основные характеристики процессов, происходящих в сфере государственного финансового контроля. Системно-структурный метод использован для анализа существующей практики и организационно-правового регулирования в сфере государственного финансового контроля, установления структурных изменений. Информационно-статистическую основу исследования составили Счетной палаты Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, финансовых органов и контрольных органов Республики Калмыкия. Научная новизна исследования заключается в развитии методологии организации внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации в части разработки инструментария определения эффективности и целесообразности организации контроля. Новыми научными результатами, которые вносятся защиту являются: 1. На основе анализа методических основ действующей системы государственного контроля определение места бюджетного контроля в общей системе государственного финансового контроля. На основе сравнительного анализа элементов государственного финансового контроля в отношении объектов контроля, предложено определение, предмет, объекты и особенности государственного бюджетного контроля. 2. Уточнение содержания элементов осуществления функции внутреннего государственного финансового контроля (цель, объект, предмет, основные полномочия, функции, виды и формы контрольных мероприятий, методы), что позволило точным образом определить задачи, покрывающие цель диссертационного исследования. 3. Через анализ существующей практики и организационно-правового регулирования установлены проблемы организации внутреннего государственного финансового контроля в субъекте Российской Федерации: а) необходимость уточнения моментов в законодательных актах, связанных с осуществлением полномочий в бюджетной сфере; б) необходимость расширения функционала органа внутреннего государственного контроля субъекта в части передачи некоторых полномочий, в виду ограниченной возможности контрольных функций иными субъектами контроля; в) отсутствие единой интегрированной системы ГФК для полноценного осуществления своих функций органами внутреннего ГФК; г) низкий уровень возмещения бюджетных средств в региональный бюджет. 4. Разработанные рекомендации по совершенствованию организации внутреннего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации: а) в части рекомендаций методического обеспечения контрольно-ревизионной деятельности: внести изменения и уточнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации; б) в части использования иных инструментов внутреннего государственного финансового контроля: принять меры по повышению кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, обеспечить более качественную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля; в) создать единую интегрированную систему государственного финансового контроля с целью реализации контрольных мероприятий и повышения результативности и эффективности расходования бюджетных средств, создать координационный орган по вопросам взаимодействия органов государственного финансового контроля всех уровней власти; г)предложено продолжить совершенствование риск-ориентированного планирования, в том числе за счет более широкого использования информационных технологий и систем, обеспечения доступа контролеров к информационным ресурсов других органов государственной власти, наладить организацию эффективного и своевременного межведомственного информационного взаимодействия с правоохранительными и контрольно-надзорными органами. Предложена система критериев и показателей для определения эффективности осуществления внутреннего государственного финансового контроля в субъекте Российской Федерации с целью минимизации нагрузки на работу субъекта контроля и рекомендации по обеспечению прозрачности и доступности информации о контрольно-ревизионной деятельности. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения работы развивают теоретические и методические основы государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов федерации, позволяют сформировать основные подходы к определению содержания финансового контроля, особенностей осуществления в соответствии с основными направлениями современной бюджетной политики и управления общественными финансами на региональном уровне. Вынесенные на защиту положения можно интерпретировать как дальнейшее развитие теории финансового контроля в части определения эффективности его процедур. Научно-методическое значение исследования заключается в том, что полученные научные результаты, связанные с уточнением содержания элементов контроля субъектов федерации, рекомендациями по совершенствованию его методического обеспечения и предложениями по внесению изменений в нормативные правовые акты, могут быть использованы органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации при разработке стандартов государственного финансового контроля и нормативных правовых актов, а также при осуществлении ими контрольных мероприятий по проверке использования бюджетных средств и оценке полученных результатов контроля. Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты научного исследования рассматривались и были опубликованы на Молодежной программе III Международного форума Финансового университета «Ловушка «Новой нормальности»» (Москва, Финансовый университет, 22-24 ноября 2016 г.), IX Международной научно-практической конференции «Декабрьские чтения памяти С.Б. Барнгольц» «Стандартизация учетно-контрольных и аналитических процессов» (Москва, Финансовый университет, 15 декабря 2017 г.), X Международный научный студенческий конгресс на тему «Цифровая экономика: новая парадигма развития» (Москва, Финансовый университет, 17-18 апреля 2018 г.). Результаты исследования использованы в практической деятельности органов государственного финансового контроля Российской Федерации и субъектов Федерации. В частности, Республиканской службой финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия при подготовке методических рекомендаций внедрены предложения автора по совершенствованию организации внутреннего государственного финансового контроля на основе использования механизмов координации их работы. Публикации. По теме исследования также опубликованы две работы в рецензируемых изданиях, входящие в перечень РИНЦ. Структура настоящей выпускной квалификационной работы выдержана в логической последовательности и представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников, приложениями. Объем работы составляет 93 страницы.
Введение

Сложная природа понятия «контроль» используется во всех сферах жизнедеятельности общества. Одной из важнейших является финансовая: она предусматривает необходимость осуществления финансового контроля, в том числе в секторе государственного управления – государственного финансового контроля. В условиях дефицита бюджета Российской Федерации, и соответственно бюджетов субъектов контроль за целевым использованием бюджетных средств - первостепенная задача органов государственной власти. Несмотря на реализацию Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – Программы) и перехода к программному бюджету в рамках Программы процесс формирования целостной системы управления общественными финансами как на федеральном, так и на региональном уровнях еще не завершен. Исследованию вопросов внутреннего государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации уделяется крайне ограниченное внимание: окончательно не доработаны методологические подходы к системному анализу и оптимизации механизмов организации внутреннего государственного финансового контроля, в то время как внутренний государственный контроль является одним из необходимых компонентов согласования реальных интересов общества с декларируемыми целями развития и методами их достижения, к тому же недостаточная финансовая самостоятельность субъектов федерации, и необходимость поиска инструментов и направлений обеспечения стабильности и сбалансированности региональных бюджетов обуславливают актуальность выбранной темы исследования. Объектом исследования в данной работе является организация внутреннего государственного финансового контроля на уровне субъекта Российской Федерации. Предметом исследования являются направления его совершенствования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 10 1.1. Содержание государственного финансового контроля: формы, виды, принципы, методы и объекты 10 1.2. Органы государственного (муниципального) финансового контроля, их полномочия и правовая основа 21 1.3. Место бюджетного контроля в общей системе государственного финансового контроля 31 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) 37 2.1. Анализ методических основ контрольно-ревизионной деятельности в Республике Калмыкия 37 2.2. Оценка результатов контрольно-ревизионной деятельности 49 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ДВИЖЕНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ 60 3.1. Мероприятия по совершенствованию внутреннего государственного финансового контроля 60 3.2. Актуальные проблемы государственного финансового контроля и предложения по их решению 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84 ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ 4. Федеральный Закон от 05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной Палате Российской Федерации» 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» 7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» 8. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 9. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 10. Федеральный закон от 28.06.2014 №172 «О стратегическом планировании» 11. Федеральный закон от 7.05.2013 №77-ФЗ «О парламентском контроле» 12. Федеральный закон от 23.07.2013 №252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 13. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 14. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 № 77 «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (утратило силу) 15. Постановление Правительства РФ т 17.03.2014 №193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 110.02.2014 № 89» 16. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 №2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в период до 2018 года» 17. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 №1101-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в период до 2012 года» 18. Общие требования к стандартам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в городе Москве от 12.03.2014 №13/01-05 19. Регламент Счетной палаты Российской Федерации от 28.12.2012 №8 (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 04.04.2003 N 8) 20. Указ Главы Республики Калмыкия от 31.03.2008 № 58 «О Республиканской службе финансово-бюджетного контроля» 21. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 02.04.2008 № 119 «Об утверждении Положения о Республиканской службе финансово-бюджетного контроля» 22. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 08.04.2014 №140 «О Порядке осуществления Республиканской службой финансово-бюджетного контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере» 23. Приказ Республиканской службы финансово-бюджетного контроля Республики Калмыкия от 02.06.2014 « 59-П «Об утверждении Административного регламента Республиканской службы финансово-бюджетного контроля по исполнению государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере» 24. Положением о Контрольно-ревизионном отделе в финансово-бюджетной сфере Управления, утвержденным приказом Управления Федерального казначейства Республики Калмыкия от 21.04.2016 № 202 25. Лимская декларация руководящих принципов контроля 1977 26. Андреев А.Г., Соменков А.Д. Правовые основы финансового контроля // Финансы. 1999. № 12. С. 63. 27. Белолипецкий В.Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России// Финансы. - №4. – 2002 28. Бычков С.С. Внутренний финансовый контроль и аудит // Бюджет- 2014. № 12- с.12-15. 29. Бюджетный процесс как инструмент эффективного управления. - М.: ЛЕНАНД, 2013. – 336 с. 30. Гварлиани Т.Е. Черемшанов С.В. Налогообложение и финансовый контроль// Аудит и финансовый контроль. - №4. – 2003 31. Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник для вузов/ ред. А.Г. Грязнова, ред. Е.В. Маркина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2012. – 432 с. 32. Двуреченских В.А. Проблемы теории и методологии внешнего аудита бюджета// Начала государственного аудита. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2006. С. 9-22 33. Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Основы государственного аудита// Методология контроля общественных финансовых средств. Материалы Межвузовской научно-практической конференции/ Под общ. ред. В.А. Двуренческих. – М.: Финансовый контроль, 2004. с. 218 34. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: учебное пособие для вузов/ Н.Б. Ермасова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. образование, 2011. - 516 с. 35. Казакова, Н.А. Современные парадигмы и методы анализа и контроля бюджетной эффективности: монография/ Н.А. Казакова, Е.А. Федченко, Л.Б. Трофимова. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 270 с. 36. Каратонов М.Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. -М. – 2006. – №6 37. Карпов, Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: монография/ Э.С. Карпов. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 139 с. 38. Кучеров И.И. Бюджетное право России. Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 243 39. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 21. 40. Опенышев С.П. Жуков В.А. Теоретические и методологические основы оценки эффективности государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2001. 41. Пислюкова Е.В. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Учебное пособие. – изд-во СПбГУЭФ, 2012 42. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. Стр. 25 43. Сабитова Н.М., Ках И.А. Государственный финансовый контроль: Учебник/ Авт. кол. Н.М. Сабитова, И.А. Ках и др. - М.: Рид групп, 2012. – 512 с. 44. Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Финансовое право. 2006. № 1. 45. Саунин А.Н. Российская модель государственного аудита и принципы Лимской декларации // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2014. № 4-с.3-21. 46. Степашин, С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов/ С.В. Степашин, Н.С. Столяров, С.О. Шохин, В.А. Жуков. - СПб: Питер, 2004. – 608 с. 47. Степашин С.В., Двуреченских В.А., Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А. Власть – Демократия – Контроль. М.: Финансовый контроль, 2005. С. 252 48. Файоль А. Общее и промышленное управление. Ч.1. Необходимость и возможность административного образования. Глава 1. Определение управления. – Л.; М7, 1924 49. Фокина В.Ю. Проблемы правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации // Финансовый контроль. 2005. № 3. С. 20. 50. Шохин,С.О. Финансовое право для экономических специальностей: учебник/ Под общ. ред. проф. С.О. Шохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 544 с. 51. Васильева М.В. Комплекс принципов организации государственного и муниципального финансового контроля// Финансы и кредит. - 2011.- №16. - С. 54-63 52. Замбаев Х.Н. Тенденции развития внешнего государственного финансового контроля в условиях модернизации государственных финансов// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы международной научн. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т.1/ Под общ. ред. Г.Д. Ахмедовой. - М.: 2011. – С. 130-133 53. Зур А.О. Роль научно-исследовательских центров в США и тенденции их развития// Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. С. 17 54. Карепина О.И. концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России// Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2. – С. 270-274 55. Магданов П.В. Стратегический контроль как метод стратегического планирования// Экономика и управление. – 2015. - №3. – С. 51-56 56. Минаева Е.А. Особенности государственного финансового контроля как элемента программно-целевого управления расходами бюджета// Финансы и кредит. 2014. № 3. С. 56-64 57. Овсянников, Л.Н. Становление государственного финансового контроля// Финансы. - 2013. - № 6. - С. 59-64 58. Пенчук А. В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования// Концепт (научно-методический электронный журнал). -2014. - №7. – C.6 59. Степашин С.В., Пискунов А. А. Роль и перспективы информационных технологий в развитии нефинансового аудита, проводимого внешними контрольными органами Российской Федерации// Бюллетень Счетной палаты РФ. - 2009. - №1. - С. 3 60. Официальный сайт INTOSAI. – Режим доступа: http://www.intosai.org/ (дата обращения 28.03.2018) 61. Официальный сайт EURORAI. – Режим доступа: http://www.eurorai.org (дата обращения 24.03.2018) 62. Официальный сайт Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ach-fci.ru (дата обращения 05.04.2018) 63. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/ (дата обращения: 14.03.2018) 64. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 14.03.2018) 65. Официальный сайт Федерального казначейства – Режим доступа: http://www.roskazna.ru (дата обращения: 30.03.2018) 66. Официальный сайт Республиканской службы финансово-бюджетного контроля – Режим доступа: http://rsfbc.kalmregion.ru (дата обращения: 14.03.2018) 67. Официальный сайт Республиканской службы финансово-бюджетного контроля – Режим доступа: http://kalmykia.roskazna.ru (дата обращения: 14.03.2018) 68. Официальный сайт Республиканской службы финансово-бюджетного контроля – Режим доступа: http://www.ksprk08.ru (дата обращения: 14.03.2018)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 1.1. Содержание государственного финансового контроля: формы, виды, принципы, методы и объекты Дефиницию государственного финансового контроля целесообразно и вполне логически обосновано начать с рассмотрения основного по отношению к нему понятия – понятия «контроля». На протяжении многих лет понятие «контроль» являлось предметом рассмотрения как отечественными, так и иностранными учеными. В нашей стране значительный вклад в изучение данного понятия внесли Белобжецкий И.А., Бурцев В.В., Вознесенский Э.А., Родионова В.М., Сомоев Р.Г., Шлейников И.Г., Шевлоков В.З., Степашин С.В., Шохин С.О, Двуреченских В.А, Чегринец Е.А., Чернавин Ю.А., Овсянников Л.Н., Жуков В.А.,. и многие другие. Рисунок 1 – Составные части управления Известно, что контроль является неотъемлемой частью понятия «управление». «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать...» – определил классик управленческой мысли Анри Файоль в своей работе «Общее и промышленное управление» . Контроль – один из этапов процесса управления. Действительно, на основании этого этапа управления, субъект получает необходимую и более достоверную информацию об объекте контроля (рис. 1), благодаря которой имеет все условия для рациональной оценки сделанного, выявления отклонений от цели и связанных с ними нежелательных последствий. Систематизация подходов к определению понятия «контроля» была предпринята Гварлиани Т.Е. и Черемшановым С.В. в их совместной работе «Налогообложение и финансовый контроль», в которой они отмечали, что, как правило, контроль рассматривается таким образом, что представляет собой часть функций субъекта управления, обеспечивающей себе подконтрольного, управляемого объекта; приведение объекта управления к определенным нормативам на основе информации, полученной субъектом в форме обратной связи, которая позволяет вскрывать возможности и резервы системы, повышать эффективность управленческих решений . Двуреченских В.А., Чегринец Е.А. и Чернавин Ю.А. отстаивают подход, согласно которому методологически недопустимо объединять под одним наименованием государственного финансового контроля явления, отличающиеся по своим объектам, субъектам и результатам. На наш взгляд, авторы справедливо выдвигают свою теорию, что подтверждается и разделением классификации ГФК на внешний и внутренний, предварительный и последующий . Так, председатель Контрольно-счетной палаты Москвы, Двуреченских В.А., исходя из норм бюджетного законодательства, определяет такие направления деятельности по осуществлению внешнего контроля, как проверку за выполнением соответствующих бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление оценки проектов бюджетов, целевых программ и прочих нормативно-правовых актов требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. Понятие внутреннего контроля раскрывают Шлейников В.И. и Родионова В.М., сочетая институциональный и функциональный аспекты, как «независимую от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимой им в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю...» . То есть он не является в полной мере независимым, по сравнению с внешним, из-за того, что субъекты внутреннего контроля включены в структуру ведомственной сети или отдельной организации и подчиняются определенному руководству. Сложная природа этого понятия используется во всех сферах жизнедеятельности общества. Одной из важнейших является финансовая: она предусматривает необходимость осуществления соответственно финансового контроля, в том числе в секторе государственного управления – ГФК. Финансовой деятельностью государства принято называть осуществление функций (в целях реализации задач поддержания обороноспособности, безопасности, жизнеспособности страны, социально-экономического развития, обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов государственной власти) по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов. Сам процесс формирования, разделения и применения финансовых ресурсов подлежит строгому финансовому контролю. Отечественная экономика из-за низкого уровня финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины несет существенные потери. Настоящей угрозой для экономической безопасности явилось масштабное нецелевое и неэффективное использование государственных денежных и материальных ресурсов, коррупция, различные махинации по их изъятию, хищение, вывоз капиталов за рубеж и легализация доходов, полученных преступным путем. В связи с этим важнейшая задача ГФК в Российской Федерации это осуществление деятельности по проверке, выявлению, установлению и устранению выявленных нарушений в деятельности субъектов финансового права, что обусловливает его связь с правовой ответственностью. Современная глобализация, происходящая в мировом сообществе, существенно влияет на характер и функции государства (в том числе на распределение, использование и образование денежных фондов, государства и муниципальных образований). Эти тенденции обусловливают необходимость развития институтов финансовой дисциплины, финансово-правовой ответственности и финансовой безопасности. Исследование финансово-правовой проблематики позволяет признать самостоятельный вид финансовой ответственности - юридическую ответственность, - имеющий реальную перспективу обособления. Уже не вызывают горячих споров публикации в научной литературе о сущности и содержании финансово-правовой, налоговой и бюджетной ответственности. Пристальное внимание исследователей направлено на такие институты, как финансовое правонарушение, финансовые санкции, меры финансово-правового и финансово-процессуального принуждения. Можно с уверенностью отметить, что институт финансово-правовой ответственности занимает достойное место в ряде научных исследований не только финансового права, но и таких отраслей права, как конституционное, административное, информационное, право безопасности и др. В теории финансового права принято считать, что финансово-правовая ответственность - это применение юридической ответственности к нарушителю финансово-правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то органами, возлагающими на правонарушителя обременения имущественного характера. Финансово-правовая ответственность считается правовосстановительной, так как зависит от выполнения публичных обязанностей государственной деятельности и работы муниципальных учреждений в области финансов. Согласно принятым постановлениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) была серьезно упорядочена процедура формирования отношений между участниками бюджетного процесса на разных уровнях, которые имеют право заниматься финансовым контролем, сформулировать новое понятие «аппарата», являются гарантом финансовой безопасности РФ. По федеральному закону № 252-ФЗ под ГФК понимается контрольная деятельность, направленная на формирование, доказательство легальности осуществления финансовых и экономических операций с использованием административной (уголовной) ответственности, принудительных мер при обнаружении нарушений в области финансов, пресечение их незаконного осуществления до начала применения средств из бюджета. ГФК – обязательный элемент управление, который должен представлять населению и государственным органам самые правдивые сведения. Цель ГФК – законное и результативное применение государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности. С учетом поставленной цели можно выделить следующие задачи ГФК: - ликвидация (пресечение) недочетов в периоде и качестве предоставления сведений (документации), которые нужны для формирования и применения бюджета; - управление бюджетными рисками – событиями, оказывающими отрицательное влияние на выполнение внутренних процедур формирования и применения бюджета; - оперативное обнаружение, ликвидация и предотвращение нарушений российских бюджетных законов; - обеспечение полноты и достоверности бюджетных отчетов главного администратора бюджетных средств. Все характеристики, виды государственного (муниципального) контроля прописаны в ст. 265 БК РФ. Существуют следующие разновидности государственного (муниципального) финансового контроля: - внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Это контроль осуществляемый Счетной палаты РФ, контрольно-счетных учреждений субъектов РФ, муниципальных образований; - внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Это контроль осуществляемый Федеральным казначейством, органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ, местными администрациями, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований). - предварительный контроль осуществляется для предупреждения и пресечения бюджетных нарушений во время исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; - последующий контроль осуществляется по итогам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ для доказательства законности их осуществления, законности учета и отчетности. ГФК охватывает государственный экономический сектор, распространяется на коммерческую деятельность, различные формы собственности. Он представляет собой в основном проверку законности и целесообразности, в некоторых случаях, эффективности использования бюджетных средств объектами контроля, например, исполнения организациями государственных заказов, которые финансировались из бюджета, при предоставлении индивидуальным предпринимателям, предприятиям различных форм собственности субсидии, кредитов. Поэтому объектом финансового контроля может быть бюджетная сфера, бюджетный процесс, весь процесс финансовой и экономической деятельности субъектов финансовой сферы. Финансовый контроль является важным элементом государственного контроля и управления, а в качестве объекта ГФК выступают отношения между государством и юридическими, физическими лицами касательно производства, распределения и результативного применения национального дохода в разрезе отраслей, территорий. С точки зрения науки ГФК происходит по конкретным принципам. При этом используются общенаучные и специальные способы, приемы познания, формы проведения, направленные на выполнение главной цели. На девятом Конгрессе мировой организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 года были приняты и зафиксированы в Лимской декларации главные принципы осуществления ГФК. К ним относятся: - обеспечение независимости проверки самостоятельностью контрольного органа с точки зрения финансов; - объективность и профессионализм – выполнение контролерами существующих законов, высокий уровень компетенции работы специалистов на базе строго установленных регламентов осуществления ревизионной деятельности; - гласность – наличие регулярной связи государственных контролеров с обществом, СМИ. На базе основных принципов можно выделить и ряд других: - эффективность; - четкость и логичность требований, которые устанавливают контролеры; - честность субъектов контроля; - обоснованность и доказательность сведений, предоставленных в актах проверок и ревизий; превентивность; - презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц; - согласованность действий разных контролирующих органов и др . Выступая в качестве специализированной управленческой деятельности, особенной отрасли экономических знаний ГФК обладает разными методиками, которые были придуманы или сформированы на основе полученных результатов в смежных областях (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета). Для достижения системного контроля надо комбинированно применять его любые разновидности: логический и математический, документальный и фактический. Разделение контроля на документальный и фактический получило условный характер, так как в качестве базы данного разграничения выступают разные источники информации. В документальном контроле ими является первичная документация, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерские, статистические отчеты, оперативно-техническая отчетность, нормативы, проектно-конструкторские, технологические и прочие документы. Реальный контроль основан на исследовании фактического состояния изучаемых объектов после их натурального осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.). В силу постоянства экономических операций фактический контроль не способен быть всеобъемлющим. Главными методами документального контроля считаются: - формальная и арифметическая проверка бумаг; - юридическая оценка экономических операций, которые указаны в документации; - логический контроль объективной возможности документально проведенных экономических операций; - полное и выборочное наблюдение; - встречная проверка документов; - способ обратного счета, который подразумевает применение предварительной экспертной оценки материальных расходов. Его цель – определение в будущем величины необоснованных списаний сырья и материалов для изготовления конкретных разновидности изделий, появившихся в наличии к моменту проверки; - проверка законности и обоснованности экономических операций на базе сведений корреспонденции счетов бухгалтерского учета; - балансовая привязка товарно-материальных ценностей с их показом в финансово-бухгалтерских бумагах. Все приемы фактического контроля можно классифицировать на три группы: - инвентаризация; - экспертная оценка компетентными специалистами реального объема, количества выполненных работ, необходимости применения нормативов материальных расходов, выхода готовой продукции; - зрительный осмотр во время изучения помещений, промышленных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима. В научной литературе принято выделять следующие формы контроля: 1. По регламенту проведения: - обязательная проверка на основе действующего закона (налоговые проверки; контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов и т.п.); - инициативный контроль – обязательный элемент финансового управления для достижения тактических и стратегических целей (выполняется самой организацией). 2. По времени проведения: - предварительный финансовый контроль. Осуществляется до момента выполнения функций по формированию, распределению и применению денежных фондов. Этому контролю принадлежит большая роль, он помогает предотвратить нарушения финансовой дисциплины. Он подразумевает проверку документов, которые подлежат утверждению и исполнению, являются основной для проведения финансовой деятельности; - текущий финансовый контроль. Это проверка во время выполнения операций (в период осуществления финансовых обязательств перед государством, получения и применения финансов для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.) - дальнейший финансовый контроль – это проверка после завершения финансовых функций (после исполнения доходной и расходной части бюджета и т.п.). В таких ситуациях происходит проверка состояния дисциплины, определяются ее нарушения, способы предотвращения, выбираются методы для устранения нарушений. Для проведения финансового контроля можно использовать разные способы и приемы. Использование определенного метода будет зависеть от группы факторов: правового статуса, специфики форм деятельности учреждений, занимающихся контролем, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. На практике применяются такие методы финансового контроля, как ревизия, проверка, обследование, санкционирование операций. Проверка - совершение контрольных действий, направленных на документальное и фактическое ознакомление с отдельными финансовыми и экономическими операциями, определение их законности, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности касательно работы объекта контроля за конкретный промежуток времени. Существуют следующие виды проверок: - камеральные проверки. Осуществляются по месту расположения учреждения государственного (муниципального) финансового контроля на базе бюджетных (бухгалтерских) отчетов, прочих документов, которые были получены по запросу. - выездные проверки. Осуществляются по месту расположения объекта контроля, позволяют определить реальное соответствие выполненных операций сведениям бюджетной (бухгалтерской) отчетности, первичной документации. - встречные проверки. Осуществляются в рамках выездных и камеральных проверок для определения и (или) подтверждения фактов, которые связаны с работой объекта контроля. Ревизия - комплексная проверка работы объекта, представляющая собой осуществление контрольных мероприятий по документальному и фактическому ознакомлению всех выполненных финансовых и экономических операций, определению их законности, правильности и точности отражения операций в бюджетных (бухгалтерских) отчетах. После проведения ревизии составляется акт. Обследование – анализ состояния конкретной сферы работы объекта контроля. На основе проведенной оценки формируется заключение. Санкционирование операций – совершение разрешительной надписи после проверки бумаг, которые были переданы для выполнения финансовых транзакций, на предмет их наличия и соответствия указанным в них данным требованиям бюджетного законодательства РФ, прочих нормативно-правовых документов в сфере бюджетных отношений. Для выполнения ГФК можно использовать отдельные мероприятия, к которым можно отнести финансовый аудит, аудит эффективности и стратегический аудит. А главным видом контрольных мероприятий считается финансовый аудит. Все остальные проводятся на основе него. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, подразумевающий: - выполнение внутренних стандартов, процесса формирования и выполнения бюджета по затратам, формирования бюджетных отчетов, ведения бюджетного учета бюджетных средств и подведомственных ему получателям бюджетных средств; - на подготовку и организацию мер по повышению экономности и эффективности применения бюджетных средств. Кроме того главный распорядитель (распорядители) средств бюджета осуществляет внутренний финансовый аудит ради выполнения следующих целей: - оценки надежности внутреннего финансового контроля, составления рекомендаций для увеличения его результативности; - подтверждения законности бухгалтерских отчетов, соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и требованиям бюджетного учета; - подготовки предложений по увеличению экономности и эффективности применения средств бюджета. Таким образом, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не выполняют внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, они осуществляют только внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит. 1.2. Органы государственного (муниципального) финансового контроля, их полномочия и правовая основа Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы. Основным моментом при осуществлении государством финансового контроля считаются теоретическая, правовая и методологическая базы. На сегодняшний день в РФ нет единого нормативного-правового акта, утверждающего правовые основы для ведения государственного финансового контроля, есть нормативная правовая база, которая является правовым обеспечением существующего контроля. Основным документом является БК РФ. В нем указаны главные положения о государственном и муниципальном финансовом контроле, прописаны полномочия органов государственного финансового контроля: основные виды, объекты и способы осуществления государственного финансового контроля указаны в 26 главе БК РФ, в статьях 268.1 и 269.2 прописаны полномочия учреждений внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Настоящая российская система ГФК - сложная структурированная система, которая охватывает все государственные органы, учреждения, получающие средства из бюджета. В БК РФ указана классификация субъектов государственного финансового контроля. Они делятся на субъекты внешнего государственного контроля и внутреннего финансового контроля. Счетная палата РФ является одним из основных органов системы ГФК. Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата является высшим органом внешнего государственного финансового контроля. Она обладает самостоятельными властными полномочиями, может использовать меры государственного принуждения. Для регулирования большого количества вопросов, которые касаются работы Счетной палаты, в настоящее время действует более 13 стандартов. В них прописан порядок осуществления мероприятий по экспертизе и анализу, финансовому аудиту, аудиту эффективности и т.д. Закон о Счетной палате определяет порядок работы государственного учреждения. Также там указан список задач. Главной из них является организация, проведение контроля за целевым и результативным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg