Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Проблема внешних эффектов и способы её решения.

irina_krut2020 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.03.2020
Цель работы – анализ существующих внешних эффектов и способов их регулирования. Задачи, которые необходимо решить для достижения целей ? охарактеризовать понятие и сущность внешних эффектов; ? описать способы регулирования внешних эффектов; ? выделить проблемы загрязнения окружающей среды в России; ? определить механизмы регулирования внешних отрицательных эффектов в РФ и их особенности; ? сформулировать предложения для повышения их эффективности. Объект – внешние эффекты, как составляющие экономической среды. Предмет – внешние эффекты в экологии. В ходе работы были использованы такие методы исследования, как синтез, анализ, дедукция, сравнительный анализ. Теоретической основой работы послужила литература по экономике, институциональной экономике, экологии. Законодательной базой стали Конституция Российской Федерации, Федеральные законы РФ «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Распоряжение Правительства РФ «Об Экологической доктрине Российской Федерации», Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году». Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

В последнее время проблема возникновения и действия внешних эффектов приобрела особую актуальность в силу усиливающегося воздействия конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности. Проблема оценки внешних эффектов (как издержек, так и выгод) состоит в поиске способов их интернализации и экстернализации, а также способов дисконтирования для сопоставления. С развитием научно-технического прогресса все четче стали проявляться внешние эффекты экологической сферы. Причем как положительные, например, мероприятия по сохранению биоразнообразия, озонового слоя атмосферы и т. п., так и отрицательные – снижение рекреационной ценности природных объектов, загрязнение водоемов и земель промышленными отходами и др. Для принятия решений о возможности реализации природоохранных, и производственных проектов необходима их оценка. Без включения внешних эффектов в стоимость этих проектов и мероприятий такая оценка представляется неполной; так как даже при нецелесообразности, с коммерческой точки зрения, наличие положительных внешних эффектов повышает конкурентные позиции субъектов предпринимательской деятельности, а при целесообразности – наличие отрицательных внешних эффектов, наоборот, снижает. В любом случае учет положительных и отрицательных внешних эффектов изменяет критерии оценки конкурентных позиций субъектов предпринимательства.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы внешних эффектов в экономике 5 1.1 Понятие и сущность внешних эффектов 5 1.2 Способы регулирования внешних эффектов 9 2 Государственное регулирование внешних эффектов на примере РФ 14 2.1 Проблемы загрязнения окружающей среды в России 14 2.2 Механизмы регулирования внешних отрицательных эффектов в РФ и их особенности 18 3 Рекомендации по совершенствованию методов регулирования внешних эффектов в экологической политике РФ 24 Заключение 28 Список использованных источников 30
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». 2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». 3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». 4. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». 5. Алимов, А. А., Самусевич, И. Н. Экологические проблемы больших городов и промышленных зон // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2016. - № 3. - С.235-237. 6. Андреев А. Модернизация экономики: институциональные аспекты / А.Андреев, Г.Цепов // Свободная мысль. - 2015. - № 1. - С.5-20. 7. Аузан А. Приоритеты институциональных преобразований в условиях экономической модернизации / А.Аузан, Г.Сатаров // Вопросы экономики. - 2012. - № 6. - С.65-74. 8. Васильцова, В. М. Институциональная экономика: учебное пособие / В. М. Васильцова. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 254 с. 9. Веселая Н.С. Вклад институциональных секторов национальной экономики в формирование основных макроэкономических показателей СНС России // Вопросы статистики. - 2010. - № 1. - С.17-21. 10. Вторая международная конференция «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения» // Экономическая наука современной России. - 2011. - №3. - С.167-168. 11. Дерябина М. Институциональные основы организации реального сектора экономики // Вопросы экономики. - 2012. - N 11. - С.48-65. 12. Михайлова Т.А. Практикум по институциональной экономике: учебное пособие / Т.А. Михайлова; Томского политехнического университета. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 95 с. 13. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А. Н. Олейник. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 с. 14. Современная экономическая наука: учебное пособие / под ред. Н. Н. Думной, И. П. Николаевой. - Москва: Юнити: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 534 с. 15. Федорова Т. А. Страхование: учебник. - М.: Экономистъ, 2015. – 290 с. 16. Шишкин А.Ф. Трансакционные издержки в современной российской экономике: сущность, факторы, структура, механизм образования и меры по их сокращению / Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В., Осотова Е.Ю. // Вестн. Воронежского гос. аграрного ун-та. – 2016. – № 3. – С. 82–88. Банк рефератов StudGold.Ru 16915
Отрывок из работы

1 Теоретические основы внешних эффектов в экономике 1.1 Понятие и сущность внешних эффектов Внешние эффекты (от англ. – externalities) - это неопосредованные рынком, прямые влияния деятельности одного экономического агента на результаты другого [9, с. 98]. Фактором появления внешних эффектов является то, что все люди живут на одной земле и пользуются одними и теми же ресурсами. То есть человек, реализуя свои желания, часто параллельно получает какие-то побочные результаты (даже не входящий в его планы), оказывающие влияние на состояние других людей. Говоря экономическими понятиями, это означает, что производство или потребление одного блага может оказать влияние на производство или потребление какого-то другого [16]. Стоит отметить, что под внешними эффектами имеется в виду реальное физическое воздействие одного явления на другое. Влияние одного процесса на другой посредством системы цен (к примеру, расширение производства кирпича через ценовую политику сказывается на производстве бетона) внешним эффектом считаться не будет. А. Пиг в своем труде «Экономическая теория благосостояния» 1920г. формулирует основные понятия. А словосочетание «внешние эффекты» впервые появилось в работе Пола Самуэльсона в 1958 году. Рыночное равновесие при воздействии внешних эффектов оказывается нерезультативным: нарушается эффективность по Парето, образуется «мертвый груз», в целом, происходит фиаско рынка. Мнение С. Фишера состояло в том, что внешний эффект имеет место всегда, когда деятельность одной фирмы или хозяйства воздействуют на выгоду или издержки других фирм или домашних хозяйств, когда эти побочные явления не берут причины из отражения рыночных цен [20]. Распространенными бывают случаи возникновения внешних эффектов, когда действует довольно сформированный рынок одних благ и не функционирует рынок других, и в производстве и потреблении применяются бесплатные ресурсы. Воспроизводство капитала людей в большей мере происходит вне рыночных отношений, соответственно, возникает необходимость в других видах координации действий экономических агентов. Причина образования внешних эффектов заключается в отсутствии определенных прав собственности на ресурсы [17]. Внешние эффекты делят на отрицательные и положительные: 1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие считается отрицательным, если оно проявляется в понижении полезности какого-то потребителя или выпуска какой-то фирмы. В такой ситуации говорят об отрицательном внешнем эффекте, уменьшение выпуска или полезности определяют внешними затратами какого-то типа деятельности. Графическое изображение следствий отрицательных внешних эффектов обозначены на рис. 1. Рисунок 1 – Отрицательные внешние эффекты Фактическое предложение блага на рынке представлено кривой предложения S0. В точке рыночного равновесия Е0 происходит соответствие цене Р0. Эта цена не составляет расходы на преодоление побочных действий, приносимых третьим лицам, то есть в Р0 не входят образующиеся внешние отрицательные эффекты. Кривая предложения переместится в положение S1, если в цену войдут издержки, компенсирующие отрицательный внешний эффект. Точка Е1 – точка рыночного равновесия. Таким образом, мы видим, что рынок не замечает отрицательных внешних эффектов, посредством чего производится большее количество продукции по меньшей цене, что не отвечает запросам общества. Характерным примером отрицательных внешних эффектов служит загрязнение окружающей среды. Из-за ухудшения качества вода при сбросе химическим заводом отходов в реку, возникает рост заболеваемости людей. При решении людей эту воду очистить, появляются расходы. В обеих ситуациях возникает рост денежных затрат потребителей и снижение их степени полезности [12]. 2. Положительные внешние эффекты. Внешний эффект считается положительным, если выражается в повышении полезности другого потребителя или выпуска фирмы. В такой ситуации заявляют о положительном эффекте, а рост выпуска или полезности считают внешними выгодами такого вида деятельности. При положительных внешних эффектах рыночная оценка блага становится меньше, чем приобретаемая обществом. На рис. 2 видно, что потребители покупают какое-то благо по цене P0 и точка рыночного равновесия фиксируется в положении Е0. Истинная предельная полезность блага оказывается выше в обществе, потому как она содержит выгоду третьих лиц и положительные внешние эффекты. В кривой спроса D0 показано отражение индивидуальной предельной полезности. Общественная предельная полезность определяется суммой индивидуальной предельной полезности и предельной полезности, приобретаемой третьими лицами. На графике это отражается передвижением в позицию D1 кривой спроса. Соответственно, рыночное равновесие перемещается в точку E1, отражающая выгоду, которую получает общество от производства блага. С учетом общественной предельной полезности объем предложенного блага увеличивается. Рисунок 2 – Положительный внешний эффект Внешние эффекты подразделяются на несколько типов в зависимости от направления действия. Рассмотрим их на конкретных примерах [16, с. 249]: 1. «Производство – производство». Отрицательный внешний эффект заключается в том, что химический завод спускает отходы в реку, которые сказываются на процессе производства пивоваренного завода, расположенного ниже по течению реки. Положительный внешний эффект заключается в том, что находящиеся поблизости яблоневый сад производителя фруктов и пасека пчеловода благоприятно воздействуют друг на друга, так как от количества яблонь зависит сбор меда, и наоборот. 2. «Потребление – производство». Отрицательный эффект состоит в том, что из-за семейных пикников на свежем воздухе происходят лесные пожары, которые наносят вред лесу. Положительный эффект состоит в том, что периметр предприятия не нуждается в охране, если поблизости идет людная освещенная улица и никакой правонарушитель, желающий перелезть забор, не может остаться незамеченным. 3. «Производство – потребление». Отрицательное внешний эффект в том, что от вредных выбросов от промышленных предприятий страдают жители соседних районов. Положительное эффект в том, что предприятие в небольшом поселке ремонтирует дорогу необходимую для перевозок; ей же смогут пользоваться местные жители. 4. «Потребление – потребление». Отрицательный эффект заключается в том, что полезность одного человека снижается, если его сосед включает ночью слишком громко музыку. Положительный эффект заключается в том, что ели человек решил заняться озеленением клумбы перед домом, то полезность его соседей возрастет от наблюдения за красивыми цветами. В целом можно сделать вывод, что, осуществляя свои цели, одни субъекты хозяйства могут нанести ущерб и наряду с этим принести определенную выгоду другим субъектам. 1.2 Способы регулирования внешних эффектов Самыми распространенными и широко известными способами решения проблемы внешних эффектов до середины XX в. были их интернализация и утверждение налогов [11]: Интернализация получается путем объединения предприятий, изготовляющих блага X, Y. При этом частные предельные затраты MCX (рис. 3) получаются равными общественным предельным затратам MSCX, в секторе, производящем благо X. Если уменьшить объем выпуска с q'X до q*X, то предприятие сократит внешние затраты на размер суммы площадей С и D, а их долю, равную площади В, интернализует, введя ее в частные затраты. Это один из примеров достаточно рационального решение проблемы внешних эффектов, однако если слияние этих предприятий не спровоцирует понижения эффективности в их управлении. Данному способу решения проблемы внешних эффектов препятствует вероятная неэффективность от масштаба. Второй метод решения проблемы внешних эффектов связан с введением налога на каждую единицу продукции, произведенной предприятием, создающим отрицательные внешние эффекты. Этот налог получил название в честь имени английского экономиста А. Пигу - налог Пигу. Экономист предполагал, что правительство способно минимизировать разрыв между определенными благами в той или иной сферах путем оказания особой поддержки инвестированию в этой сфере, либо накладывая особые ограничения. Определенно, главными средствами реализации поддержки и ограничений являются налоги и субсидии. Рисунок 3 – Частные и общественные предельные затраты Ставка налога Пигу определяется в размере, равным сумме внешних затрат при оптимальном объеме выпуска [15, с. 358], то есть: tX = MECX (q*X) (1) Установление этого налога, как видно из рис. 4, приводит к смещению вверх на величину tX кривой предельных частных затрат (MCX), что приводит к соответствию прерывистой линии MCX + tX. Эта линия пересечет отрезок конкурентной цены PX в точке Е*, то есть в месте, где цена тождественна предельными общественными затратами. В этом случае затраты предприятия, имеющего отрицательный эффект, состоят из затрат на оплату налогов и используемых факторов производства. В итоге, налог Пигу вынудит предприятия учесть внешние затраты и уменьшить объемы выпуска общественно оптимальным уровнем. На реально действующих предприятиях достаточно трудно установить ставку налога Пигу, так как определить внешние затраты не всегда представляется возможным, тем более что на различных предприятиях они сильно разнятся. Более того, в густо и малонаселенных районах внешний эффект также чувствуется по-разному.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg