Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Проблема применения минимального размера оплаты труда в условиях Крайнего Севера.

irina_krut2020 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Цель выпускной квалификационной работы – исследование нормативно-правовой базы установления минимального размера оплаты труда, особенностей применения минимального размера оплаты труда в условиях Крайнего Севера. Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть понятие и проанализировать нормативно-правовую базу установления минимального размера оплаты труда в условиях Крайнего Севера; 2) рассмотреть проблему применения минимального размера оплаты труда в условиях Крайнего Севера; Объект исследования – минимальный размер оплаты труда условиях Крайнего Севера; Предмет исследования – нормативно-правовые акты, практика рассмотрения трудовых споров, труды ведущих ученых по трудовому праву. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются правовые основы установления минимального размера оплаты труда где раскрыта подробная история формирования минимального размера оплаты труда, особенности порядка установления а также, надбавки и другие выплаты. Вторая глава посвящена проблемам выплаты и назначения минимального размера оплаты труда в районах Крайнего Севера их размере, о подробностях установления районного коэффициента, северных надбавок и величине прожиточного минимума.
Введение

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день, неделю или месяц (год), который работодатель может платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд. Минимальный размер оплаты труда может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение). Актуальность выбранной темы исследования обуславливается, во-первых, высокой степенью неравенства в распределении доходов, во-вторых, множеством спорных вопросов, связанных с проблемой применения минимального размера оплаты труда в условиях Крайнего Севера. В-третьих, необходимостью совершенствования правового регулирования порядка установления минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Жителям северных регионов России приходится работать в непростых погодных условиях, что не самым лучшим образом сказывается на состоянии их здоровья. Помимо практически круглогодичных морозов жизнь северянам усложняет и географическая удаленность от центра страны, из-за которой цены на основные группы товаров в этой части России намного выше, чем в остальных регионах. Исходя из этих фактов, еще в 1993 году был принят закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520–1 от 19 февраля 1993г. Но, несмотря на то, что в нормативно-правовые акты, регламентирующие учет труда и его оплату для работников Севера, вносились изменения, глобальных перемен не произошло. Существующие в настоящее время правовые гарантии в области оплаты труда не компенсируют в полной мере затраты, связанные с выполнением работы и проживанием в суровых природно-климатических условиях Севера и не стимулируют работников к продолжению выполнения работы в северных территориях страны. Кроме того, в настоящее время одним из дискуссионных вопросов является вопрос об изменении территорий Севера. В Министерстве экономического развития Российской Федерации уже не раз обсуждались вопросы об изменении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и, как следствие, лишение многих территорий северных надбавок. Поэтому проблемы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера, требуют нового подхода, а трудовое законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. Этим и объясняется актуальность и важность исследования указанных вопросов. В данной работе анализируются проблемы, возникшие в связи с неопределенностью норм законодательства о структуре минимального размера оплаты труда и неоднозначной правоприменительной практикой по данному вопросу. В первую очередь акцентируется внимание на важности проблемы в отношении работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Правовые основы установления минимального размера оплаты труда 1.1 История минимального размера оплаты труда 4 1.2 Особенности порядка установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) 7 1.3 Минимальный размер оплаты труда, надбавки и другие выплаты 11 Глава 2. Проблема применения минимального размера оплаты труда в условиях Крайнего Севера 2.1 Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум в районах Крайнего Севера 16 2.2 Минимальный размер оплаты труда, надбавки и другие выплаты в условиях Крайнего Севера 18 2.3 Судебная практика по минимальному размеру оплаты труда……………19 Заключение 26 Список использованной литературы 28
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) 2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.10.2017) 3. Федеральный закон от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями от 24.06.2008 года) 4. Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.1999 года № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» 6. Постановление Правительства от 11.10.2017 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения за III квартал 2017 года», 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 (ред. от 29.12.2016) "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.1993 № 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" Нормативные акты, утратившие силу 9. Закон РСФСР от 19.04.1991 года № 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся»
Отрывок из работы

Глава 1. Правовые основы установления минимального размера оплаты труда 1.1 История минимального размера оплаты труда В соответствии с Конституцией Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, установление гарантированного минимального размера оплаты труда предусмотрено статьей 7 , а вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда статьей 37 . В российской практике минимальный размер оплаты труда как гарантия права на заработную плату имеет свою историю. Эта гарантия была предусмотрена статьей 58 Кодекса Законов о труде 1918 года, в которой регламентировалось, что размер определяемого тарифными положениями вознаграждения не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным комиссариатом труда для населения каждой местности РСФСР. Таким образом, минимальная оплата труда была привязана в прожиточный минимум определенной местности. Кодекс Законов о труде 1922 года (статья 59) также предусматривал установление обязательного минимума оплаты государственными органами на каждый данный период для соответствующих категорий труда. По Кодексу Законов о труде 1922 года минимальная заработная плата устанавливалась относительно дифференцированно на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда. Возрожден был минимальный размер оплаты труда только в начале девяностых годов в связи с внесением дополнений в Кодекс Законов о труде 1971 года. Определение минимального размера оплаты труда было введено Законом РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». С 1 октября 1991 года минимальный размер оплаты труда составлял 180 рублей в месяц, в указанную сумму не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Он был единым для всей территории Российской Федерации, изменялся с довольно непоследовательной периодичностью и не соответствовал прожиточному минимуму . 1 января 1998 года Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в качестве стоимостного эквивалента, предназначенного для обоснования минимального размера оплаты труда, был установлен прожиточный минимум в целом по Российской Федерации, приравненный к стоимости потребительской корзины (пункт 1 статья 2 Федерального закона № 134-ФЗ), которая, согласно статьи 1 Федерального закона № 134-ФЗ - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности . Правительство Российской Федерации постановлением от 17.02.1999 года № 192 утвердило Методические рекомендации по определению минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (потребительская корзина) для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) в России. Между тем прожиточный минимум существенно варьируется в зависимости от территорий, регионов. Некоторые субъекты Федерации стали вводить на своих территориях минимумы оплаты труда, превышающие федеральный уровень, что послужило внесением изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которыми на период до введения размера минимальной заработной платы, предусмотренного статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации (за исключением субъектов Федерации - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации) могут принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня; размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Федерации подлежат согласованию с Правительством Российской Федерации в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Федерации устанавливается для всех работодателей, действующих и зарегистрированных в данном субъекте Федерации . Величина минимального размера оплаты труда, несмотря на периодическое повышение, не может до сих пор достичь уровня прожиточного минимума, постоянно от него отставая. Это является первой (из трех) проблемой обеспечения права на вознаграждение за труд, которая, как и две другие, будет рассмотрена ниже. Трудовой кодекс Российской Федерации разделил понятия «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата», причем последняя в любом случае не может быть меньше минимальной оплаты труда (статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Кроме того, по действующему законодательству, в отличие от первоначальной редакции Трудового кодекса Российской Федерации (статья 133), в минимальный размер оплаты труда включаются все выплаты поощрительного, компенсационного характера, что снижает уровень гарантий трудовых прав работника по сравнению с действовавшими ранее – это и есть вторая проблема обеспечения права на вознаграждение за труд . 1.2 Особенности порядка установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) На сегодняшний день существуют две проблемы обеспечения права на вознаграждение за труд в порядке установления минимального размера оплаты труда: 1. Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум; 2. Минимальный размер оплаты труда, надбавки и другие выплаты; Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум Основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума трудоспособного населения, то есть стоимостной оценки потребительской корзины, в состав которой входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: · оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; · обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; · формирования федерального бюджета. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: · оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; · оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; · формирования бюджетов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты . Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утверждена Постановлением Министерством труда России и Госкомстата России от 28.04.2000 года. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам и устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года с 1 января 2005 года прожиточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливается только законами субъектов Российской Федерации. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», а в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения . Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (156 наименований), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Он рассчитывается исходя из стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов и при этом отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров, детей. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется не реже одного раза в пять лет на основе Методических рекомендаций, устанавливаемых Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» . Например, при формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации Всемирной организации здравоохранения. Расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке. Минимальный набор продуктов питания для населения формируется исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания, с учетом необходимости обеспечения полноценного питания для развития здорового организма, а также дополнительного питания для активного социального и физического развития . Как представляется, на сегодняшний минимальный размер оплаты труда невозможно обеспечить полноценное питание человека, включающее необходимое количество витаминов, белков, жиров и микроэлементов, а также разнообразие продуктов питания, являющееся необходимым условием усвояемости, а, следовательно, в конечном итоге и здоровья, так как на эту сумму можно купить лишь ограниченное количество продуктов питания низшей ценовой категории. В результате выходит, что тот уровень минимальной оплаты труда, который установлен в настоящее время в Российской Федерации, является крайне низким, не соответствует реальным трудовым затратам и приводит к занижению цены рабочей силы, а, следовательно, на него невозможно прожить. Прожиточный минимум имеет важное значение не только для определения количества граждан, живущих на уровне черты бедности и ниже, но и для оказания им адресной социальной помощи как лицам с низким среднедушевым доходом, семье, одиноко проживающему гражданину. Принятый Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, с 1 января 2009 года составляет 4330 рублей в месяц. Это размер прожиточного минимума трудоспособного человека, сложившийся по итогам четвертого квартала 2007 года. Именно ориентируясь на показатель конца 2007 года, власти и взяли цифру - 4330 рублей. Поскольку на момент принятия решения по минимальному размеру оплаты труда был окончательно утвержден, рассчитан и выверен прожиточный минимум только на четвертый квартал 2007 года, он и был взят за основу . Из этого следует вывод, что низкая оплата труда вообще, а ниже прожиточного минимума особенно, ведет к деградации национальной экономики, личности и общества. И даже, если минимальный размер оплаты труда установится на уровне прожиточного минимума, то: во-первых, прожиточный минимум не отражает реальные потребности человека, необходимые для нормальной жизнедеятельности его и его семьи; во-вторых, законодательное закрепление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума предполагает прожиточный минимум только работника, но не учитывает прожиточного минимума нетрудоспособных членов его семьи. 1.3 Минимальный размер оплаты труда, надбавки и другие выплаты Определение минимального размера оплаты труда было введено Законом РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». С 1 октября 1991 года он составлял 180 рублей в месяц, в указанную сумму не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты . Действовавшие нормы того времени в части минимального размера оплаты труда, содержавшиеся в части 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, звучали следующим образом: минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты . Правила начисления северной надбавки гражданам, которые живут и работают в районах Крайнего севера, регулируется Трудовым Кодексом. В этих нормативных актах сказано, что жители северных регионов, которые также и работают в этой местности, имеют право на начисление дополнительной надбавки к заработной плате. Она положена всем категориям работников: работающим на постоянной основе, работающим по совместительству, работающим вахтовым методом, работающим дистанционно . Размер этой надбавки зависит от длительности работы в таких условиях. Правила расчёта этой надбавки были разработаны ещё в 1990 году и прописаны в инструкции Министерства Труда РСФСР. Основные правила начисления надбавки: она начисляется только на «трудовые» выплаты в процентах от оклада без учёта северного коэффициента, а также без учёта: командировочных, отпускных, материальной помощи, иных разовых выплат. Стаж для начисления считается суммарно, без учёта его прерывности. Обязанность по начислению надбавки возложена на всех работодателей. Это положение касается и тех, кто юридически располагается в других регионах, но работники работают именно на севере. Размер надбавки зависит как от стажа работы в данных климатических условиях, так и от региона. Как только начинается «северный» трудовой стаж, работник имеет право на добавку к окладу в размере 10% от этого оклада. Теперь дополнительная выплата будет увеличиваться каждые полгода на 10%, пока не достигнет своего максимума, установленного в регионе. Процент северной надбавки Районы Крайнего Севера и местности, имеющие аналогичный статус, условно делятся на 4 группы, классифицируется по размеру надбавки. Северная надбавка гражданам, которые не достигли 30-летнего возраста До 2005 года действовала дополнительная льгота для молодых специалистов. К такой категории относили граждан, которые приехали работать на Север до достижения 30-летнего возраста, имея при этом профильное высшее или среднее образование. После 2005 года эту льготу отменили, но разработали и утвердили ускоренный порядок начисления надбавки молодым специалистам до 30 лет. Надбавка начисляется следующим образом: работающие в местности, относящейся к 1-й и 2-й группам климатических условий начинают свою трудовую деятельность с надбавки в 20% к окладу. Затем она увеличивается каждые полгода ещё на 20% до тех пор, пока не станет 80% (60%) к окладу. Своего максимума 100% и 80% соответственно, надбавка достигнет только через год; работающие в 3-й и 4-й группах климатических условий, начинают свою трудовую деятельность с прибавки в 10% к окладу. Каждые полгода она увеличивается ещё на 10% до тех, пока не станет максимальной – 50% и 30% соответственно. Северная надбавка военнослужащим Но не только гражданское население работает в условиях Крайнего севера. Есть много воинских частей, которые располагаются в местах с таким тяжелым климатом. Военнослужащие получают не заработную плату, а денежное довольствие. Надбавка начисляется им точно так же, как и гражданскому населению: на денежное довольствие без учёта районного коэффициента; в зависимости от региона службы; в зависимости от стажа службы. Если военнослужащему ещё не исполнилось 30 лет, то к нему также применяются правила ускоренного начисления надбавки .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Теория управления, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 48 страниц
576 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Теория управления, 36 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg