Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретические подходы к исследованию феномена насилия в отношении несовершеннолетних

irina_krut2020 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних. Предметом исследования выступает насилие, как явление, подвергающее детей опасности, регламентирующие общественные отношения, возникающие в связи с противодействием жестокому обращению с несовершеннолетними. Целью исследования является изучение теоретического материала о явлении как насилия над несовершеннолетними, понять причины жесткого обращения с детьми. Для достижения цели решались следующие задачи: - дать общую характеристику насилия, в общем, и насилия в отношении несовершеннолетних; - проанализировать уголовно-правовое противодействие жестокому обращению с несовершеннолетними. Методологическая основа исследования базируется на диалектическом методе научного познания. Кроме того, использовались исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, социологический, статистический методы исследования и другие. Теоретической основой исследования послужили научные труды ученых в области психологии, педагогики, уголовного права, криминологии, а также семейного права. Нормативной базой исследования стали международные нормативные правовые акты; Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации, а также различные нормативные правовые акты Российской Федерации. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, объединяющих 4 параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Введение

Актуальность данной темы феноменальна, вопрос о защите несовершеннолетних стоит остро, не только в России, но и по всему миру. Ученые, специалисты задаются вопросом, почему в наш век технологий, доступности образования, определенной экономической стабильности, существует такое древнее явление, как насилие над детьми? На сегодняшний день существует огромное количество законов, социальных программ, как государственных, так и коммерческих, которые предоставляют помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В образовательных учреждениях начали проводить открытые уроки, приглашая сотрудников полиции, психологов для проведения лекций на темы связанные с защитой от насилия. Так же правоохранительная деятельность при выявлении преступных посягательств направляет все силы на противодействие с преступностью и всё равно этого оказывается не достаточно для снижения уровня преступности против несовершеннолетних. По моему мнению, жизнь детей в свободе от жестокости и страха, главная цель любого государства. К сожалению, на современном этапе Россия не может похвастаться «счастливым детством» каждого ребенка, ежегодно отмечается увеличение количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, в том числе совершенных непосредственно родителями подростков. Об этом свидетельствуют данные, предоставляемые как правоохранительными органами, так и средствами массовой информации. В 2017 году произошел резкий скачек криминальной смертности несовершеннолетних, численность составляет 2612 жертв по стране. Все вышеизложенное говорит о том, что обозначенная проблема приобретает общегосударственный масштаб и актуализирует проведение ее доктринального исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические подходы к исследованию феномена насилия в отношении несовершеннолетних 5 1.1. Исторические аспекты насилия в отношении несовершеннолетних 5 1.2. Насилие в отношении несовершеннолетних: понятие и виды 19 1.3. Факторы и причины насилия над несовершеннолетними 30 1.4 Понятие и структура противодействия насилию над несовершеннолетними 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. Ст. 4398. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16. 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1. 4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598. 5. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ Специальная литература: 6. Купрова Н.П. О проблемах противодействия насилию в семье// Гуманитарные и Юридические исследования – 2013-С.5 7. Майоров А.В. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ — ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 2(34). – Новосибирск: СибАК, 2014. 8. Филиппова Е. О. Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 226–230. 9. Александров, В. Б. (Владимир Борисович). Предупреждение преступлений против несовершеннолетних : Криминологические и социально-правовые проблемы, Автореферат диссертации /В. Б. Александров ; Науч. рук. С. П. Бузынова. -М.,2009. -21 с.- Библиогр. : с. 21.3. ссылок. 10. Г.Р. ЯРСКАЯ–СМИРНОВА, П.В. РОМАНОВ, Е.П. АНТОНОВА ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ: СТРАТЕГИИ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ // Социс №1 2008-17C. 11. Алексеева А.П. Бабошкин П.И. Понятие противодействия преступности //Юрист-Правовед- 2008-С.3 12. Майоров А.В Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России// Всероссийский Криминологический журнал -2013-С.10 13. Майоров А.В. Понятие и структура системы противодействия// Правопорядок: история теория практика -2014-С.5 14. Гутеева И.Г. Уголовная ответственность за преступления посягающие на нормальные условия содержания и воспитания несовершеннолетних //Автореферат Ростов-на-дону -2008 С.24 15. Волкова Е.Н. Волкова Е.И. Исаева О.М. Оценка распространенности насилия над детьми//Социально Психологическое общество –ФГБУ ВО МГППУ-2016- С.16 16. Андреева О.И. Правоохранительные органы //учебник- 2011- С.552 17. Цымбал Е.И Жестокое обращение с детьми//учебное пособие-2007- С.273 18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2016. – 714 с. 19. Кравцова Л.Н. Семейное право: учебник. Ростов н/Д., 2017. – 410 с. 20. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX–XIV вв.: монография. М., 2003. – 469 с. 21. Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жесто- кого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001. С. 40 22. Волкова А. Е. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, свя¬ занных с жестоким обращением с детьми: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 84. 23. Шахов В.И. Насилие в семье: уголовно-правовое и криминологическое значение: авто- реф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань. 2003. С. 9. 24. Гуссейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. С. 32 25. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 344. 26. Большой юридический словарь. М., 1998. С. 397. 27. Козырев Г. И. Проблема насилия в теории, массовом сознании и реальной жизни // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2000. № 6. С. 85. 28. Гусейнов А. А. Понятия насилия и ненасилия- 1994.- № 5. 29. Курносова О,П. понятие насильственных преступлений против несовершеннолетних// “Черные дыры” в Российском законодательстве.-2009-№ 1.-С. 130. 30. Туктарова И.Н., Мордовец А.С. Уголовно-правовая характеристика преступлений против несовершеннолетних: учебное пособие / под ред. Р.Р. Галиакбарова. Саратов, 2002. С. 14. 31. Трофимов Н.И. Уголовно-правовая охрана духовного и физического развития несовершеннолетних: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1979. С. 5–6. 32. Сборник материалов по истории социалистического уголовного законодательства (1917–1937 гг.): учебное пособие. М., 1938. С. 73 34. Швеков Г.В. Переемственность в праве: научно-теоретическое пособие для преп. вузов по спец. «Правоведение». М., 1983. С. 133. 35. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1866 г. / сост. Н.С. Таганцев. 4-е изд. СПб., 1882. С. 616 [Электронный ресурс] // Электронная библиотечная система «Книга-Фонд». URL: http://www.knigafund.ru (дата обращения 17.03.2018). 36. Российское законодательство X–XX веков. Т. 3. Акты Земских соборов. М., 1985. С. 433. 37. См.: Загоровский А.И. Курс семейного права. Одесса, 1909.С.266;Сергеевич В. Лекции и исследования по древней истории русского права. СПБ.,1910. С.54 38. См.: Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. Т.1: Законодательство Древней Руси/ под ред. О.И. Чистякова. М.,1984.С.169 39. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись и суздальская летопись по академическому списку. Воспроизведение текста изд. 1926-1928 годов, М.,1962.С.14.
Отрывок из работы

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 1.1. Историко-правовая регламентация противодействия жестокому обращению с несовершеннолетними Эволюция правового регулирования защиты прав и законных интересов несовершеннолетних как объекта уголовно правовой охраны является важным историческим процессом, отражающим становления правового статуса личности. Рассмотрение данной сферы общественных отношений с учетом ее исторического развития может использоваться при разработке прогнозов развития уголовного законодательства в рассматриваемой сфере на перспективу. Это позволит обеспечить историческую преемственность и сохранить положительный опыт, отказавшись от устаревших механизмов и инструментов правового регулирования в рассматриваемой сфере. Анализ историко-правовых аспектов какой либо темы в юриспруденции традиционно начинают с одной из древнейших кодифицированных нормативно-правовых актов Русского государства - Русской правды. При этом, упуская из виду, что наряду с ней, а в особенности до ее издания, регуляция общественных связей на Руси осуществлялась при помощи норм неписаного обычного права. В одном из первых письменных источников по истории Отечества , Лаврентьевской летописи ,мы читаем ,что славянские племена «имяху по обычаи свои ,и закон отец своих и преданья, каждого свой нрав» . Обычаи есть выбранные самим обществом ,аутентичное выражение мнения этого общества о правилах поведения в той или иной ситуации. Интересующие нас обычаи поведения в семье и отношение к детям в обществе мы можем узнать из этой же летописи. В ней описаны обычаи по укладу семьи и воспитанию детей. Уже на первых листах отмечается имевшая место у славян покорность детей по отношению к родителям, а поучение Владимира Мономаха ( письменный памятник начала XII века, являющийся составной части летописи) содержит целый свод обычаев - правил: «при старых молчать , премудрых слушать , старейшим покоряться», как можете по силе кормите и придавайте сирот и не девайте сильным погубить человека.» Сила родительской власти возросла в условиях известной автономности, нуклеарности семьи, когда отношения , связующие большие семьи, находились на низком уровне развития и не требовалось особых структур для их урегулирования. Однако по мере усложнения общественных связей и развития русской государственности авторитет родительской власти бледнел перед мощью государства, и сила обычая постепенно уступала место закону, хотя долгое время они существовали, имея каждый свой предмет регулирования. Уголовное право Древней Руси в качестве своих источников имело международные договоры, обычаи, Русскую Правду, Церковные Уставы Великих Князей, Кормчую книгу. Регулируя определенные участки общественных отношений путем установления ряда уголовно-правовых запретов, указанные акты в совокупности с обычаями составляли весьма стройную, отвечающую уровню развития общества и государства систему уголовно-правовых норм, которой уже был известен принцип дифференциации ответственности в зависимости от возраста, жертвы и её родственных отношений с виновным. В качестве самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны интересы несовершеннолетних древнерусским правом не рассматривались. Ответственность за отдельные преступления против семьи (прелюбодеяние, кровосмешение, аборт и др.) предусматривались Церковными уставами Владимира Святославовича и Ярослава. При этом преступления против семьи и несовершеннолетних были совмещены в одну группу. Ребенок полностью зависел от родителей и каждый из них мог распорядиться жизнью ребенка по своему усмотрению. Дети стояли на одной ступени с рабами и прислугой. Таким образом, правовое положение несовершеннолетних в Древней Руси можно охарактеризовать как бесправное и полностью подчиненное воле родителей. К такому выводу пришли многие ученые, в том числе такие известные, как А.Загоровский, В.Сергеевич . Одним из первых документов, содержащих относительные нормы защиты интересов детей, считают церковный устав Ярослава, в ст.24 которого устанавливалась ответственность за злоупотребление родителями брачной судьбой детей. Основанием для криминализации данного деяния стало увеличение самоубийств, покушение на самоубийство детей или иное членовредительство . В дальнейшем основными законодательными актами государства выступали Русская Правда и Судебники 1497, 1550, 1589 гг., в которых отсутствовали нормы, связанные с уголовно-правовой охраной интересов детей, однако содержались статьи, касающиеся их наследственного права. Так, в Пространной Русской Правде регламентировался порядок наследования в случае смерти отца, который не оставил завещания (ст. 86, 87), порядок наследования, если мать-вдова повторно выходила замуж (ст. 88, 89), а также порядок «надлежащего сохранения» наследственного имущества малолетних детей до их совершеннолетия (ст. 92–98). В Судебниках 1497 г. (ст. 60) и 1550 г. (ст. 191, 192, 193, 227) также устанавливался порядок наследования без завещания и уточнялся круг наследников. Таким образом, по светским законам русского права XI–XIV вв. дети не выступали в качестве потерпевших при совершении преступлений своими родителями. Следующим этапом в истории развития законодательства о защите прав несовершеннолетних стало принятие в XVI веке Домостроя и Стоглава, содержащих нормы, регулирующие семейные отношения. В качестве основного был провозглашен принцип полного послушания детей родителями. Побои детей отцом считались средством их воспитания. Особое развитие получили телесные наказания. Правовые последствия мог иметь только церковный брак, согласие на который давали родители, а для крепостных - их хозяева. Стоглав закреплял также власть мужа над женой и отца над детьми. Незначительно шагнуло вперед по защите несовершеннолетних от преступных посягательств Соборное уложение 1649 г, дела связанные с преступлениями родителей против своих детей ,были приведены из церковной юрисдикции в сферу судопроизводства, осуществляемого органами государственной власти. Это свидетельствовало о том ,что государство было озабочено состоянием семьи под свой национальный и надконфессиональный контроль забрала вопросы регулирования ответственности за преступления в данной сфере, кроме того ,были выделены возрастные критерии деления несовершеннолетнего: - малолетние - до 15 лет , несовершеннолетние- до 20 лет. При этом брачный возраст у мужчин составлял 15 лет , у женщин 12 лет. Также в главе 17 в ряде статей о преступлениях против ближайших родственников имелась норма ,предусматривавшая ответственность детей за отказ кормить при старости. В ст.12 и 19 устанавливали ответственность за вовлечения в совершение преступления ,в том числе убийство , а ст. 25 предусматривала ответственность за вовлечение в занятие проституцией (сводничество) замужних женщин и девушек. Дальнейшее развитие российское уголовное законодательство получило в Воинском Артикуле 1715 г. Данный государственный акт по законодательной технике был более развит по сравнению с предшествующим, поскольку преступлениям против личности было посвящено уже две главы (гл. 19, 20), против одной в Уложении 1649 г., за счет обособления преступлений против половой свободы и неприкосновенности (гл. 20 – о содомском грехе, о насилии и блуде). Так, в гл. 19 «О смертном убийстве» данного законодательного акта предусматривалась ответственность за убийство отца, матери, малолетнего ребенка («Ежели кто отца своего, мать, дитя во младенчестве … наглым образом умертвит, оного колесовать, а тело его на колесо положить…» (Арт. 163)). Сравнительный анализ санкций статей за иные виды убийств позволяет сделать вывод, что умерщвление отца, матери и малолетнего ребенка являлись наиболее тяжкими видами убийства, поскольку наказание самое суровое – колесование, тогда как в других случаях – отсечение головы мечом. Интерес представляет примечание к данной статье, в которой дифференцируется наказание за причинение смерти перечисленным потерпевшим в результате побоев как способа «особого воспитания» в зависимости от формы вины. Так, «ежели сие убийство учинитца не нарочно, или не в намерении кого умертвить, якобы кто похотел жену свою или дитя наказать, и оную так жестоко побьет, что подлинно от того умрет, то правда, что наказание легчее бывает…» . Очевидно, что, с одной стороны, законодатель учитывал неосторожность как смягчающее вину обстоятельство, уменьшая меру наказания. С другой – это свидетельствует о том, что родительское жестокое наказание являлось преступлением лишь в случае причинения смерти ребенку. Любые другие последствия для здоровья, а тем более для психики детей, в результате насильственных методов воспитания в семье не только не «интересовали» законодателя, но и считались нормой. При умышленном убийстве иных лиц – убийца «имеет мечем наказан быть». Подводя итог, отметим, что впервые на законодательном уровне жизнь детей и родителей охранялись одинаково. Кроме того, положительной особенностью Воинского Артикула Петра I выступил факт охраны половой неприкосновенности детей (обоих полов), так как устанавливалась уголовная ответственность за половое насилие последних (Арт. 166, 167, 168). Последующий период развития государства вновь характеризовался расширением родительских прав при воспитании детей. Так, Указом Екатерины II от 7 ноября 1775 г. был принят нормативный документ «Учреждение для управления губерний Всероссийской губернии», где родители получали право заключать своих детей, которые неблагополучны, в смирительные дома. Данная норма официально закрепила неограниченную власть родителей над детьми. Таким образом, вплоть до XIX в. уголовно-правовые нормы предусматривали ответственность для родителей только за посягательства на жизнь несовершеннолетнего. Кроме того, законодатель поставил под охрану честь и достоинство, а также половую неприкосновенность несовершеннолетних. Уголовное законодательство сер. XIX – нач. XX в. было более совершенным по законодательной технике по сравнению с предшествующим периодом. К примеру, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. можно проследить деление на Общую и Особенную части, которые дробились на разделы, делившиеся на главы, главы – на отделения, объединявшие несколько статей. Кроме того, примечательно, что законодатель посчитал необходимым не только охранять общественные отношения в сфере семьи, но и отдельно имущественные и личные (неимущественные) права и интересы детей от злоупотреблений лиц, их воспитывающих, в частности, нормальное развитие несовершеннолетнего, половую неприкосновенность и т.д., выделив раздел одиннадцатый «О преступлениях против прав семейственных». Данный раздел содержал в себе несколько глав. Представляет интерес глава 2 «О злоупотреблении родительской власти и о преступлениях детей против родителей», в которой устанавливалась уголовная ответственность для родителей: за принуждение детей к браку или пострижению в монашество (тюремное заключение на срок от 4 месяцев до 1 года и 4 месяцев и церковное покаяние (ст. 1586)), за «употребление во зло своей власти, или посредством преступных внушений, вовлекшие умышленно детей своих в какое-либо преступление» (ст. 1587) или «за умышленное развращение нравственности детей, а равно и за потворство, также с намерением, их разврату» (ст. 1588), присвоение или растрату принадлежащего детям имущества (ст. 1590). В Уголовном Уложении 1845 г. не только были криминализированы новые деяния, касающиеся злоупотреблений в процессе воспитания несовершеннолетнего, но и расширился круг субъектов, посягающих на их права и интересы. К таковым, в дополнение к родителям ребенка, были причислены еще опекуны (попечители) и лица, осуществляющие надзор за малолетними, либо находящиеся в услужении у их родителей опекуны или родственники. К концу XIX в. одновременно с Уложением 1845 г. действовал Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г., который дублировал некоторые его нормы, считавшиеся уже не преступлением, а проступком. Например, норма, касающаяся ответственности за подкидывание или оставление ребенка родителем или другим лицом, обязанным заботиться о ребенке. Но существовали и отличительные противоправные деяния. Так, ст. 51 устанавливала ответственность этих же лиц за допущение ребенка к прошению милостыни (арест не свыше 15 дней или денежное взыскание не свыше 50 рублей), усиливая наказание в случае превращения такого проступка в ремесло (от 1 до 3 месяцев тюрьмы). В дальнейшем развитие уголовного законодательства происходило в Уголовном Уложении 1903 г. В данном нормативном правовом акте прослеживается преемственность Уголовного Уложения 1845 г. как в названии главы, объединяющей преступления против семьи и несовершеннолетних, так и в субъекте преступлений, посягающих на несовершеннолетних. Так, глава XIX Уложения 1903 г. называется «О преступных деяниях против прав семейственных», однако систематизация норм внутри нее существенно отличается от Уложения 1845 года. Например, предусматривалась ответственность за отдельные виды брака, за отказ содержать нуждающихся родителей, за грубость и неповиновение родителям, в том числе при вступлении в брак. Несомненным достоинством законодательства того времени стало то, что впервые уголовно-правовыми средствами стала охраняться физическая неприкосновенность несовершеннолетних в процессе воспитания. Так, в ст. 420 Уложения 1903 г. закреплялась уголовная ответственность и наказание тюрьмой с лишением виновного власти над несовершеннолетним для родителей, опекунов, попечителей или иных лиц, имеющих надзор за несовершеннолетним, за следующее: 1) жестокое обращение с не достигшим 17 лет, если деяние виновного не составляет весьма тяжкого или тяжкого телесного повреждения; 2) обращение или отдачу не достигшего 17 лет для нищенствования или иного безнравственного занятия, или в отдаче его для этой цели; 3) принуждение не достигшего 21 года посредством злоупотребления родительской или опекунской властью к вступлению в брак, если брак последовал. Лишение виновного власти над несовершеннолетним – прототип такого вида наказания, как лишение родительских прав, который был внесен впоследствии в Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Те же лица, виновные в отдаче малолетнего, не достигшего установленного для того возраста, на завод, фабрику, горный промысел или в ремесленное заведение, наказывались арестом до одного месяца или штрафом до 100 рублей (ст. 421). Опекуны и попечители, принуждающие к браку с ними подопечного, не достигшего 21 года (если брак последовал), заключались в исправительный дом до трех лет. Такое же наказание полагалось для лиц, осуществляющих надзор за малолетним или иным лицом, виновных в оставлении его без надлежащего надзора, если поднадзорным совершено преступление или проступок. Нормы об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступление, «подговор к самоубийству» несовершеннолетнего закреплялись в других главах Уложения 1903 г. Полагаем, что подобное активное включение в уголовное законодательство норм, предусматривающих ответственность за злоупотребление «родительскими» правами, обусловливается заинтересованностью государства того времени в нормальном развитии личности несовершеннолетнего в процессе воспитания. Также были введены нормы об ответственности за принуждение насилием, угрозами или злоупотреблением родительской или опекунской властью к отказу от прав или нарушению прав и обязанностей принуждаемого, склонение к занятию «непотребством», похищение ребенка. Все эти новшества позволяют отметить усиление уголовной охраны несовершеннолетних. Утвержденный Николаем II проект Уголовного Уложения 1903 г. состоял из 37 глав и вводился в действие постепенно начиная с 1903 г. отдельными главами и статьями, но к 1917 г. так и не был введен в действие полностью. Исследование законодательных актов дореволюционного периода по вопросу уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего свидетельствует о том, что на протяжении различных исторических этапов уголовно-правовая защита несовершеннолетних осуществлялось по-разному. Уголовное законодательство до XIX в. характеризуется тем, что родители, а затем и воспитатели, в методах воспитания детей пользовались очень большой, практически неограниченной и никем не контролируемой властью. Наказание этих лиц было возможно только за убийство. Однако в последующем государство стало обращать больше внимания на необходимость уголовно-правовой защиты и других прав ребенка от преступных посягательств лиц, обязанных заботиться и воспитывать подрастающее поколение. И, как следствие, в уголовном законодательстве появилось большее количество норм, предусматривающих ответственность за данные преступления, объединенных в один раздел или главу, расширился круг субъектов, увеличился размер санкций. Таким образом, уголовное законодательство XIX – нач. XX в. характеризуется активной криминализацией деяний родителей в отношении своих детей в целом и защитой уголовно-правовыми средствами физической неприкосновенности несовершеннолетнего в процессе воспитания в частности. После событий Октябрьской революции 1917 г. основы уголовного законодательства были представлены декретами советской власти. В частности, Декрет СНК РСФСР от 4.03.1920 «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» и постановление НК просвещения, здравоохранения и юстиции РСФСР от 30.07.1920 «Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних» обязывали комиссии по делам несовершеннолетних привлекать к судебной ответственности взрослых с немедленной передачей дел о них в народный суд в следующих случаях: а) за подстрекательство и склонение несовершеннолетних и малолетних к совершению общественно опасных деяний; б) за соучастие с ними в преступлении или за попустительство такового; в) за склонение несовершеннолетних и малолетних к проституции и половым извращениям, за сводничество и т.п.; г) за эксплуатацию труда несовершеннолетних и малолетних; д) за жестокое обращение с несовершеннолетними и малолетними . Данный нормативный правовой акт свидетельствует, что «новая» советская Россия ориентировалась в защите интересов несовершеннолетних на предшествующее уголовное законодательство. Однако, как справедливо отметил Г.В. Швеков, особенностью декретов была во многих случаях неопределенность установленных в них санкций . Первым кодифицированным законом советского периода был УК РСФСР 1922 г. В данном законодательном акте отсутствовали раздел или глава, объединяющая преступления против семьи и несовершеннолетних. Вследствие этого уголовно-правовые нормы, охраняющие личность несовершеннолетнего в процессе воспитания, не нашли своего отражения в законе. Отдельные преступные деяния, посягающие на семейные права и права несовершеннолетних, были размещены в других главах УК РСФСР 1922 г. Так, статья 121 третьей главы «Нарушение правил об отделении церкви от государства» устанавливалась ответственность за преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах. Наказание за данное преступление не строгое – принудительные работы сроком до одного года. Полагаем, что введение такого состава преступления в Уголовный кодекс отражает заботу государства о свободе совести несовершеннолетних и возможности выбирать определенную религию по своему усмотрению. Представляет интерес ст. 148 УК РСФСР 1922 г., в которой предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет тому, кто окажет содействие или подговор к самоубийству несовершеннолетнего или лица, заведомо неспособного понимать свойства или значение им совершаемого или руководить своими поступками, если самоубийство или покушение на него последовали. В данном случае законодатель оградил жизнь именно несовершеннолетнего лица, который в трудной жизненной ситуации под влиянием других лиц может совершить необдуманный поступок. Кроме того, в УК РСФСР 1922 г. была закреплена уголовная ответственность лица за похищение, сокрытие или подмену чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов (ст. 162), оставление в опасности (ст. 163), преступления против половой свободы несовершеннолетнего (ст. 166–168, 171). Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11.08.1924 были введены в УК РСФСР 1922 г. дополнения и изменения, касающиеся защиты интересов несовершеннолетних. В частности, были введены: в ст. 46 дополнительная мера социальной защиты – лишение родительских прав; ст. 49-а, в которой закреплялось лишение осужденного родительских прав на любой срок, если устанавливалось злоупотребление этими правами; ст. 55-а, в которой закреплялась норма о невозможности возбуждения ходатайства о восстановлении родительских прав до истечения года со дня вынесения приговора; ст. 25-а, в которой закреплялась норма о возможности назначения виновному более строгого наказания, если потерпевший находился на его попечении или подчинении либо был беспомощным по возрасту или иным условиям. Особенностью этих новелл было то, что непременным условием назначения виновному дополнительного или более строгого основного наказания признавался несовершеннолетний возраст потерпевшего . В 1924 г. Постановлением ВЦИК от 16 октября в УК РСФСР была внесена ст. 165-а, которая закрепляла уголовную ответственность родителей за неуплату своим детям алиментов и за их ненадлежащую поддержку. Данное преступление наказывалось принудительными работами или лишением свободы до шести месяцев, или денежным штрафом. К ненадлежащей поддержке относилось пренебрежительное отношение одного или обоих родителей, проживающих совместно с детьми, к своим обязанностям в отношении них, недостаточное материальное содержание детей, уклонение от их воспитания, а также оставление без надзора или присмотра и т.д. Полагаем, что при помощи рассматриваемой уголовно-правовой нормы государство скорее стремилось сдержать возрастающий в те годы уровень беспризорности и вовлечение детей в совершение преступлений и антиобщественных деяний, чем защитить личность несовершеннолетнего в процессе воспитания. УК РСФСР 1926 г. не внес серьезных изменений в Уголовный кодекс 1922 г. в области охраны прав несовершеннолетних. Преемником УК РСФСР 1926 г. стал УК РСФСР 1960 г., который вступал в силу 1 января 1961 г. В данном кодексе законодатель также не выделил норму, предусматривающую ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Но в отличие от предшественников количество статей, охраняющих интересы несовершеннолетних, значительно возросло. Так, в гл. III УК РСФСР 1960 г. «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» в период с 1970 по 1995 г. были введены нормы, предусматривающие уголовную ответственность: за разглашение тайны усыновления (с 1970 г. ст. 124.1 УК); за торговлю несовершеннолетними (с 1995 г. ст. 125.2 УК). В гл. X УК РСФСР 1960 г. «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» – за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения (с 1972 г. – ст. 210.1 УК); за вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание (с 1987 г. – ст. 210.2 УК). В гл. VI УК РСФСР 1960 г. «Хозяйственные преступления» в 1995 г. была включена ст. 162.9 УК «Незаконное усыновление».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
1275 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg