Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Теория монополии и проблема рыночной власти.

irina_krut2020 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Актуальность изучения сущности монополий, законов их появления и становления, анализ монопольных рынков на сегодня обуславливается необходимостью принимать экономических решения по разным вопросам. Цель данной работы – выявить и проанализировать сущность, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики Российской Федерации в современных рыночных отношениях. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи: монополия конкуренция государственный российский • сформулировать понятие «монополии» и ее виды; • изучить виды, формы, причины возникновения монополий; • рассмотреть понятие, источники и причины рыночной власти • проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России. Объектом исследования данной курсовой работы - монополия. При написания курсовой работы использовались соответствующие литература и интернет-источники.
Введение

Усовершенствование экономики, производства, научно-технического прогресса и отношений в обществе – это составляющие, необходимые для появления монополий. Зарождение монополий –исторический и конечно естественный процесс. Понятно, что монополии прочно вошли в мировую экономику. Разумеется, их появление повлекло за собой определенные негативные явления, с которыми и борется антимонопольное законодательство многих стран. На сегодняшний день существует много проблем которые еще не решены, они связанны с процессом монополизации, что привлекает внимание не только научных специалистов, но и широких слоев населения. Отношения и общественности и государства к различным формам монополий неравнозначно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Одними из самых негативных проявлений монополизации являются ограничение выпуска продукции, установление своих, зачастую слишком высоких цен. Эти факторы влекут за собой нерациональное распределение ресурсов и увеличивает неравенство доходов. Зачастую фирмы-монополисты не используют в полной мере свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса– вследствие отсутствия конкуренции. В нашей стране, с сохранившимся еще после командно-административной системы СССР целым комплексом гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики, и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………...…………………………………..3 Глава I. МОНОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………...………………5 1.1 Понятие монополии и ее сущность………………………….………………5 1.2 Формы и виды монополий…………………………………..………………..9 Глава II. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ……………………………......13 2.1 Влияние структуры рынка на рыночную власть….……………………….13 2.2 Источники и причины рыночной власти………………………...…………14 Глава III. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ........................................................................................................….17 3.1 Мировой опыт антимонопольной борьбы…………………………………17 3.2 Особенности антимонопольной политики в Российской Федерации……24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….29
Список литературы

. Нормативно - правовые акты: 1. Федеральный закон от 17.08.1995 г. №147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. ФЗ от 25.12.2008 №281-ФЗ). 2. Федеральный закон от 22.03.1991 г. №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ). 3. Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». 4. Постановление правительства РФ от 30.06.2004 г. №331 «Об утверждении положения о федеральной монопольной службе» (в ред. Постановлений правительства от 29.12.2008 №1063). 5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63 - ФЗ. II. Специальная литература 1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2017. 2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2016. 3. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2016. 4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2015. - (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»). 5. Макаров И.Н. Структурные реформы и перспективы государственно-частного партнерства в естественно-монопольном секторе экономики России: монография / И.Н. Макаров. - Воронеж: Научная книга, 2015. 6. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. - 8-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. 7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. 8. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. - Ростов н/Д :изд-во «Феникс», 2016. - 416с. Научный редактор д.э.н. О. Мамедов 9. Экономическая теория: учеб. / В. И. Антипина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. 10. Экономика: учебник для вузов / И. В. Липсиц. - М.: Омега - Л, 2017. - (Высшее экономическое образование). 11. Экономическая теория: Учебное пособие / под ред. к.э.н.Т.Г. Бродской. - М.: РИОР, 2016. III. Интернет - источники: 1. Правовой сервер «Консультант Плюс» [httр://www.consultаnt.ru] 2. Официальный сайт ФАС России [httр://www.fаs
Отрывок из работы

Глава I. МОНОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 1.1 Понятие монополии и ее сущность Во все времена на рынке товаров и услуг бывали ситуации, когда одна фирма полностью контролировала предложение одного товара, поскольку покупатель, в силу определенных обстоятельств, не мог найти товара другого производителя, аналогичного либо более-менее близкого первому по характеристикам. Это явление получило название монополии. Монополия - (от греч. mоnо - один, роlео - продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополии известно достаточно давно. Это экономическое явление возникло в древнем мире и при феодализме. Зачастую эта нетипичная для рынка того времени ситуация выражалась в обладании каким-либо исключительным экономическим преимуществом в характерной данной системе хозяйствования. С XIX века монополии прочно внедрились в структуру рынка, а в XX столетии они получили широкое распространение. Появление монополий характеризуется двумя особыми видами конкурентной борьбы: между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения) и внутри монополий. Монополия является сложным, многоплановым явлением. Учитывая это, при определении этого понятия целесообразно использовать комплексный подход. Троякое определение монополии применяется чаще всего. Выглядит оно следующим образом: монополия это - • рыночная структура, в которой одна фирма является производителем и продавцом товара, не имеющего на рынке аналога или товара-субститута; • исключительное право на осуществление какого-либо рода деятельности, которое предоставляется только определенному лицу, либо группе лиц, либо государству; • крупная компания или корпорация, объединяющая несколько компаний, которая, благодаря этому объединению, достигает такого положения на рынке для определенного товара или группы товаров, что создает ситуацию одного продавца и множество покупателей. Монополия имеет следующие особенности типа рынка: • на рынке присутствует только одно предприятие и множество потребителей его продукции; • на рынке не имеется товаров, которые могут составить конкуренцию предложенным этим предприятием; • монополистом осуществляется полный контроль над ценой товара и объемом продаж; • монополистом устанавливаются определенные препятствия для вхождения на рынок фирм-конкурентов (кроме случая естественной монополии). Монополия – явление многоуровневое. Они встречаются на местном, региональном, национальном и мировом уровнях. Специалисты выделяют следующие причины возникновения монополии: • исключительные права, предоставленные правительством; • исключительная собственность на какой-либо производственный ресурс; • возрастающая отдача от масштаба - случай естественной монополии. В ситуации совершенной конкуренции доля отдельной фирмы на общем рынке товаров и услуг ничтожна (менее 1%). Этого недостаточно, чтобы влиять на рыночную цену. Поэтому фирма воспринимает ее как данность, т.е. выступает на рынке как ценополучатель. В противоположных условиях находится монополист. Являясь единственным продавцом на рынке, обладающим достаточно большим объемом производства, чтобы в состоянии обеспечить весь отраслевой спрос, фирма-монополист становится ценоискателем. Фирма может не только определять объем производства, но и назначать цену, соответствующую наибольшей массе прибыли. В условиях чистой монополии очевидна неэластичность спроса по цене. Наблюдается возрастание монопольной власти на рынке. В такой ситуации фирмой-монополистом устанавливаются высокие цены на продукцию, а также сокращается выпуск продукции. Данные условия тормозят развитие смежных отраслей и, в конечном счете, экономики в целом. Фирма-монополист обычно сама препятствует появлению новых фирм в своей отрасли, используя при этом механизмы нечестной конкуренции, как например, угрозы, сговор с деловыми партнерами – в целях недопущения новой фирмы-конкурента на рынок. Монополизировать отрасль или целый рынок достаточно сложно. Но удержать этот рынок под своей властью еще более трудоемкий процесс. Специалисты выделяют три типа барьеров, которые мешают проникновению новых фирм на монополизированные рынки и изменению ситуации к лучшему для покупателей: 1) Юридические барьеры. Известны с древних времен (пример: монопольные права, присваивавшийся по праву сильного правителями, которые со временем получили название государственных монополий). Юридические ограничения бывают в форме лицензии, авторского права, товарного знака, патента: - Лицензия - это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке. Как известно, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, поэтому без получения государственной лицензии заниматься такой деятельностью незаконно. Итогом лицензирования является ограничение доступа желающим проникнуть в определенные сферы производства. Как следствие этого создаются предпосылки для появления предприятий-монополистов. - Авторское право. Данное ограничение контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора; оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников). - Товарный знак. Это специальный символ, который позволяет потребителю узнать («идентифицировать») фирму (либо ее товар или слугу). Подделка товарных знаков, применение идентичных либо похожих на уже зарегистрированные товарные знаки запрещена законодательством. - Патент. Это свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора распоряжаться созданным им благом (технологией); в случае, если фирма имеет патент на производство какого-либо товара или услуги, то производство данного товара другими предприятиями в течение срока действия патента невозможно. 2) Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. В качестве примера можно привести предприятия местного коммунального хозяйства, либо обладание собственностью на некоторые виды ресурсов в следствие, к примеру, удачного географического положения и т п. 3)Экономические барьеры. Данный вид барьеров применяется самими предприятиями-монополистами или являются следствием особенностей общей экономической ситуации в стране в определенный момент. 1.2 Формы и виды монополий Монополия может иметь различные формы: корнер, картель, синдикат, отраслевой холдинг, трест, концерн, консорциум, конгломерат. Для лучшего понимания сущности монополии необходимо рассмотреть особенности каждой из перечисленных форм. Корнер - способ, разработанный европейскими купцами еще в XVI в. Метод этот очень прост: купцы или производители заключали тайное соглашение о скупке или временном изъятии какого-либо товара с рынка для создания его искусственного дефицита, с целью спровоцировать рост цен на этот товар. После чего товар из запасов появляется на рынке, и участники сговора получают повышенный доход. Картель – это договор предприятий одной и той же отрасли об объемах продаж, ценах на товар, рынках сбыта продукции, распределении прибыли. Необходимо помнить, что картельное соглашение не охватывает производственную и сбытовую сферы деятельности предприятия. Данная монополия обычно регулируется путем установления квот и определенных областей сбыта. Типичным представителем данной формы монополии является Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), включающая 14 стран, добывающих около 70% нефти. Этот картель устанавливает единые цены на нефть и распределяет квоты на ее добычу. Синдикат. Данная форма монополии обычно представлена объединением предприятий. Основные характеристики синдиката: распределение заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую организацию; участники синдиката производственно независимы друг от друга, но свободой действий (в коммерческом плане) не обладают. Существуют различные организационно-правовые формы синдикатов: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество и т.п. Отраслевой холдинг. Эта форма монополии характеризуется особым методом влияния монополиста на деятельности конкурирующих фирм, а именно: скупаются контрольные пакеты конкурирующих предприятий и, благодаря этому, устанавливается экономический контроль над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен. Трест - более сложная форма монополистических объединений, поскольку возникает он при распространении процесса монополизации на сферу производства продукции. Трестом называется объединение, участники которого лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Трест управляется специально созданным единым центром. Получаемая по результатам хозяйственной деятельности данной организации прибыль распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. В свою очередь, существуют различные форма трестов: одноотраслевой и многоотраслевой (комбинированный) трест. Комбинированный трест возникает при захвате объединением предприятий другой отрасли. Объединяя предприятия разных отраслей, многоотраслевой трест получает возможность извлекать дополнительную прибыль несколькими путями. Например, при использовании побочных продуктов и отходов другой отрасли. Концерн – это еще одна из сложных форм монополистических объединений. Обычно в состав концерна входят предприятия различных отраслей как промышленности, так и транспорта, торговли и банковской сферы. Данное объединение как правило предпринимается для уменьшения межотраслевой конкуренции путем единого, централизованного руководства всех сфер деятельности предприятий: непосредственно производством продукции, снабженческо-сбытовой сферой, планированием действий по оптимизации и усовершенствованию производства, перспективной стратегией общих действий в будущем. Деятельность концерна характеризуется важной особенностью: с одной стороны, она представляет жесткий внутри финансовый контроль, а с другой – предоставляется хозяйственная самостоятельность фирмам, отделениям, филиалам. Характерна децентрализация управления по основным группам продукции и территориям. Цель концерна состоит в том, чтобы специализировать и интегрировать свои предприятия в единый экономический комплекс. Считается, что концерн одна из наиболее развитых форм объединения предприятий, основанная на общих интересах и существующая благодаря системе участий и финансовым связям. Консорциум – это временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане предприятий, объединившихся с целью выполнить какой-либо конкретный экономический проект. Консорциум создается на основе соглашения участников. В договоре предусматривается доля каждого участника в затратах, а также формы участия организации проекта и иные условия современной деятельности. Участниками консорциума могут быть юридические и физические лица, частные и государственные организации, само государство. Возглавляет консорциум, как правило, один из его участников. Функции управляющего указываются в договоре о соглашении. Государственная монополия проявляется в следующем: с одной стороны, предоставлением отдельным предприятиям исключительного права на осуществление определенного рода деятельности, такого как производство спиртоводочных изделий, или экспорт золота, или пушнины; с другой стороны, это организация структур для осуществления деятельности государственных предприятий, при их объединении и подчинении различным комитетам, министерствам, ассоциациям. В этой сфере обычно группируются предприятия одной отрасли, выступающие на рынке как один хозяйственный субъект. Поэтому конкуренции между ними не существует. Командно-административная экономика Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия. Естественная монополия – это отрасли и/или предприятия, конкурировать с которыми невозможно, либо неэффективно, либо не имеет смысла. Такие монополии возникают в тех областях, где одна фирма или корпорация удовлетворяет запросы всего рынка, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Различают два типа естественных монополий: - природные монополии. Появление этих монополий происходит из-за того, что барьеры для предприятий-конкурентов возведены самой природой. Закон защищает в первую очередь права собственника, даже если он в итоге оказался монополистом. Однако не исключается возможность регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста. - технико-экономические монополии. Их возникновение обуславливается либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Существование естественных монополий обусловлено все тем же эффектом масштаба, главная особенность которого – экономия ресурсов в результате укрупнения производства. Улучшение технической оснащенности и увеличение мощностей крупного предприятия приводит к повышению производительности труда, следствием чего является понижение издержек на единицу продукции. Необходимо учитывать и макроэкономическую составляющую вопроса. Естественными монополиями являются и инфраструктурные сети, обеспечивающие взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Поэтому справедливо утверждение, что при современной экономической ситуации в стране, экономическое единство России определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.? Глава II. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ 2.1 Влияние структуры рынка на рыночную власть Структура рынка имеет множество граней, что отражается в ее различных показателях. Для определения рыночной структуры (уровня монопольной власти, свободы входа фирмы в отрасль, ее способности влиять на цену) важно определить значение концентрации продавцов на рынке. При высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль. Рынок это: • место купли-продажи услуг и товаров, заключения торговых сделок; • экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. Рассмотрение двух крайних типов рыночных структур - совершенной конкуренции и чистой монополии – позволяет подойти к определению рыночной власти. Рыночная власть означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и продаж. Цена, прибыль и объем – вот объекты рыночной власти. Степень монополизации рынка достаточно полно определяет уровень рыночной власти отдельных фирм. На рынках совершенной конкуренции ни одна фирма в отрасли не обладает рыночной властью, так как не может оказать влияние на уровень цены.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 37 страниц
222 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 38 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 31 страница
400 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 28 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg