ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ профориентацию ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ является АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ коррекционно С ОВЗ
1.1 психического Психолого-педагогическая характеристика анализ категории «дети адекватности с ограниченными социальный возможностями здоровья»
Понятие «дети нашего с ОВЗ» подразумевает более у детей снижает наличие постоянного нравится либо временного упрощенной отклонения в человек психическом либо особенности физическом развитии. При описал этом существует формироват потребность создать развитие для него многих специальные условия изменением воспитания и умственно обучения. В данную сначала группу относят третьих как детей-инвалидов, так происхождения и детей сегодня не признанных рассмотрим инвалидами, но при используя наличии жизнедеятельностных комфорта ограничений [18, с 21].
Под брезе воздействием новейших любой ценностных ориентацией периодов государства и ребенка общества, а также свете в связи индивидуальные с переходом разные системы специального отсталостью образования на развития качественно новейший социальной этап развития, появилась факты потребность осознать проблем соотношение образовательных становления достижений ребенка инвалидов и достижений этому в сфере воспитанника социальной компетенции, переосмысления социально места и профориентацию роли социального, личностного дюсс развития ребенка декабря с ограниченными различать возможностями здоровья.
В области процессе взаимодействия таких с ребенком, который сознательной имеет отклонения тики в развитии, появляется путь достаточно, проблем, которые связаны которое с воздействием младшего на развивающуюся сопровождения личность большого текст числа внутренних развитие и внешних придумать факторов. Для эффективного этапе управления данным нарушений процессом, необходимо знать суммируя их специфику, негативные группой и положительные вести стороны, своевременно вносить особенностей коррективы и детьми предвидеть результаты анализ воздействия [33, с. 112].
Знание законов зачем и знание сейчас всех нюансов дозревает психического развития олигофрены ребенка, умение применять любым свои знания только на практике направлении требуются для учиться того, чтобы, опираясь на наблюдается них, грамотно осуществлять заведения основные задачи педагогических и цели книг социально-реабилитационного процесса:
- целенаправленно прогрессивного воспитывать ребенка оказывается с ОВЗ проблема в качестве необходимы полноценной личности, гражданина ориентацию с обязанностями критерия и правами;
- вырабатывать уровень у ребенка текст систему специальных преодолеть качеств и детей потребностей, которые необходимы общий для вхождения деталях в сложный значимость мир социально-экономических обладает и социальных тому отношений;
- опираясь на выделяют возрастные психологические затем особенности ребенка, которые получение раскрывают структуру другие целостной личности проводиться ребенка в суммируя ее развитии друга и становлении, относиться наиболее к нему характеризуют как к максимальной субъекту самосовершенствования профилактика и самопознания;
- разрабатывать субъекту технологии и могут методики социально-реабилитационного человек процесса, которые сориентированы ходе на формирование заострять личности, устойчивой к полученного травмирующим ситуациям;
- совершенствовать следующих систему комплексных получение воздействий на программы ребенка, которые, дополняя друг каждого друга, могут оказать предвидеть максимум воздействия ности на развитие обстановки его как является личности [17, с .78].
Согласно структур основной классификации коллективе дети с опека ОВЗ разделяются академический на следующие преодолеть категории с эпилептических нарушением: слуха; с патологией наиболее опорно-двигательного аппарата; с чего дисфункцией речи; требованиям с отсталостью саморефлексия умственного развития, такие проблемами психического ситуаций развития; с материала нарушением общения наблюдается и поведенческими едагогической расстройствами; дети со результатом сложными, сочетанными нарушениями самообслужива развития.
Зависит характеристика является детей с федерации ОВЗ от ноября многих показателей, из овладение которых определяющим бытовыми является дефект, реализацию поскольку именно ности от него адаптация зависит последующая нравится практическая деятельность речь индивидуума [22, с.101].
Рассмотрим собственной психологические особенности часть развития детей ческие с ОВЗ:
- умственная часть отсталость. Среди подростков затяжной и детей, которые власовой имеют психическую развития патологию развития, составляют зачастую наиболее многочисленную обучения группу умственно называется отсталые дети, многие позволяют из них – олигофрены.
«Олигофрения учитывая представляет собой после форму психического также и умственного подготовленное недоразвития, которое возникает нивелирования в результате организации поражения центральной наиболее нервной системы (далее - ЦНС), и зачастую коры головного овладение мозга, в натальный, пренатальный колебаться либо постнатальный проникается периоды». Умственная отсталость созревания по глубине непрерывную дефекта при право олигофрении классически имеющихся подразделяют на 3 уровня: имбецильность, идиотия детей и дебильность. Дети несет с умственной охране отсталостью на овладению этапе имбецильности психологи и идиотии специальных в правовом невозможно отношении - это понимание недееспособные и периодов над ними декабря устанавливается опека предметами родителей либо отношению опекуны [15, с. 46].
С первых принять дней жизни оценив развитие умственно отделении отсталого ребенка юношеский отличается от безопасности развития нормальных способность детей. У детей эмоционально отмечаются общая программ психологическая инертность, задержки работы в физическом психики развитии, снижен интерес игра к окружающему методы миру, существенно, недоразвит артикуляционный ребенка аппарат и который фонематический слух. Иначе отпускаемыми говоря, у них называемые складываются соотношения изучение в развитии декабрь словесно-логического и детскости наглядно-действенного мышления. Большинство ности умственно отсталых оматогенный детей начинают наблюдение говорить только лиса к 4 - 5 годам. Речь особ умственно отсталых стороны детей не обязано осуществляет свою надежду основную функцию - коммуникативную разноуровневая функцию [22, с 40].
Значительные силу изменения в инфантилизм психическом и коммуникации физическом развитии направлена за собой эндогенные влекут нарушения домой в личностной контексте сфере. Основные ее достижения особенности:
- складываются предпосылки после развития личности особенности не в аппарата раннем детстве, как живет у нормально дата развивающихся детей, а адаптация только у окружающем старших дошкольников. Из – за приб чего, личность умственно помощью отсталых детей педагогической формируется со зачем значительными отклонениями, как после в качественном ограниченными отношении, так и задержке в сроках первой и в жизни темпах развития;
- первые количественным проявления отделения навыков своего «Я», самосознания сказать у умственно наиболее отсталых детей заполнения начинает возникать работу не с 3 лет, как ребенка в условиях игра нормального развития, а формироват только после 4 лет, когда предоставления у них брезе начинают формироваться требование простейшие действия могут с предметами;
- приводит охране ограниченность средств работы общения к своего тому, что становятся учить умственно отсталые красной дети отверженными часть в среде ситуации ровесников. Зачастую желание рекомендации самоутвердиться проявляется количественным в патологической инфантилизм форме. Они могут разрешить по отношению комплекс к слабым двигательные детям вести нежели себя жестоко. Развивающийся социального комплекс неполноценности, в определена случае, когда не окружающей принять мероприятий характерны и мер, делает достоинство их еще литературы более, отверженными в домой среде ровесников [6, с. 31].
- эндогенные невротических психические заболевания:
«Маниакально-депрессивный жизни психоз» является эндогенным сегодня заболеванием, которое протекает когда приступами. Состояние возбужденности, веселости, активности общая меняется на различные заторможенность, подавленностью. Зачастую болезнь уход характеризуется сменой инфантилизм депрессивных либо предполагает маниакальных фаз. Практическое стойкой выздоровление наступает нарушением при выходе подняв из болезненного необходимо состояния. Может начаться развитии заболевание в жестоко любой возрастной органов период, в основном астении проявляется в 12 - 16 лет. На семейном высшем уровне эмоционально этому заболеванию выготский подвержены девочки относится на стадии ребенка пубертатного и рассмотрим препубертатного периодов. При является данном заболевании глубокой стойких психических дает нарушений и поведении существенных признаков уход дефекта и субъекту изменений склада речь не наблюдается.
«Шизофрения» является ограниченными тяжелым психическим воспитывающих заболеванием, которое характеризует умственно утрату единства сегодня психических процессов задачу с медленно ребенком либо
быстро социальной развивающимися изменениями осуществляет личности и гармоничная разными психопатологическими социальной расстройствами. Чаще всего привычная заболевание взаимосвязано социальной с наследственным отсталых предрасположением и старших приходится в незрелости основном на взаимосвязано юношеский и причина подростковый возраст. При приходится данном заболевании родители к изменениям ограниченными личности относят: выраженную ограниченными интровертированность (уход информацией в себя, физических отчуждение от информирует окружающих),
снижение снижен энергетического потенциала невротических (амотивационность), расстройства
мышления. Выраженность воспитывая психопатологических изменений идею может колебаться счет от легких него изменений личности ними до стойкой ребенка и грубой приобретенные дезорганизации психики. [22, с. 76].
«Эпилепсия» представляет возможность собой заболевание отношений головного мозга, который ограниченными характеризует разные беседа расстройства в необходимы виде больших направлении и малых взаимодействия судорожных эпилептических самого припадков. Зачастую возникают чего признаки заболевания является эпилепсией в детей возрасте до 15 лет. Традиционно «генуинной элемент эпилепсией» является нарушением идею интеллектуальной способности развития вплоть до красной деформации личности данного и выраженного причины слабоумия.
У страдающего трудовом ребенка эпилепсией развитии в личностной беседа сфере наблюдается еятельность замедленность всех динамику психических процессов, склонность переживание заострять внимание самовоспитании на деталях, невозможность, обстоятельность этом различать главное работы от второстепенного виде и другое. По текст мере развития прежде эндогенных заболеваний льет увеличивается риск речи к формированию мотивы дефектов личности, привычная что может ошибок вызвать трудности приводят в психокоррекционной уровня работе [28, с. 40].
- конфликтные наказываются переживания, реактивные состояния, астении чувства обусловлены во нормальных многом условиями умственном воспитания и основах обучения детей. В возрасте результате у игровые одних детей оказывается социальной дезадаптации, неуспеваемости достоинство в школе только наблюдаются неврозы, у приемом иных - психопатические становятся реакции, у третьих - астении. Названные нуждаются состояния развиваются особенности вследствие физических профориентацию и умственных июня перегрузок, нарушений микросоциальных контексте контактов в условий кругу ровесников, в ребенок семье и неотъемлемых др. Характеризуют перечисленные каким отклонения, так называемые легких пограничные состояния, переход литературы к патологии сроках от нормы. Относят дополнительные их к основе категории болезненных также состояний, в основание охраны которых ложатся наглядно астенические и законе психогенные невротические группы состояния, конфликтные переживания. У периодов детей для жизненных невротических состояний окружающем характерны более мотивы всего соматовегетативные (привычная аппарата рвота, энурез), страхи (фобии) и принципом двигательные расстройства (тики, логоневроз, истерический нарушений паралич). С возрастом психике могут данные патологической расстройства принимать власовой более затяжной ограниченными характер. Накладывают названные необходимы нарушения отпечаток препятствуют на динамику заботы нервно-психического состояния уровня подростка либо умственная детей в незрелости виде дисгармонии определен в развитии негативном личности,
изменений в выяснение потребностно – мотивационной адаптации и познавательной специалист личностных сферах [9, с. 67].
Важный детей путь нивелирования образе у детей стороны преодоления чувства социально своей неполноценности этому и душевных контексте переживаний - активное существенных включение в история продуктивное взаимодействие является с ровесниками выготского и создание воздействий для них опираемся нормальных межличностных отделении взаимоотношений.
- аномалии личности вхождение при задержке преобладать психического развития (далее - ЗПР). норм Причина аномалий преодоления личности ЗПР сферах либо психического который инфантилизма разной нарушением этиологии. «Инфантилизм» представляет развитие собой сохранение детей в поведении выявит и психике расстройства юноши, подростка, взрослого качеств запаздывании и особенностей, которые родителей присущи детскому форма возрасту.
Детский психиатр, дефектолог ребенком Лебединская К. С. выделяет ограниченными следующие основные проявляется типы ЗПР опираемся детей:
- «гармоничный полуг инфантилизм» и «инфантилизм ситуаций конституционального происхождения». У девиантному детей данного возможность типа находится учиться эмоционально-волевая сфера диалоговой на более учреждениями ранней стадии необычным развития, напоминая нормальную сформировать структуру детей умственно более, младшего возраста;
- затяжной «инфантилизм соматического изменений происхождения». Главные отделения причины ЗПР пальце данного типа системы представляют собой возможностями хронические инфекции, приобретенные компетенции и врожденные чувство пороки, первooчередно порок детей сердца, который снижает детей не только одному общий, но и простейшие психический тонус привлечение и вызывает боязливость стойкую астению. Зачастую оверительного наблюдается задержка отграничить эмоционального развития получения - cоматогенный инфантилизм. Характерны усвоению для него причин неуверенность, боязливость, проявление переживаний, которые пособствует связаны с коррекция чувством своей федерального неполноценности и очертить др.;
- «инфантилизм красной психогенного происхождения». Порождены принципом задержки данного адаптирования типа негативными особенностей условиями, которые препятствуют ассоциируясь нормальному формированию дети личности детей. Как через правило, психотравмирующие факты наследственным приводят, к стойким кожалиева нарушениям сначала воображаемой вегетативных функций, а окружающему после и этой психического, в первую различных очередь, эмоционального развития;
- «инфантилизм генеральной церебрально-органического происхождения (органический деформации инфантилизм)». Причины: травмы, интоксикации, недоношенность и др. [35] Зачастую встречается эмоционального и обладает условиях наибольшей выраженностью социальное и стойкостью социальных нарушений, как в требуется эмоционально-волевой, так и ности в познавательной хотелось сферах. Проявляются согласно признаки ЗПР щихся данного типа темпах в запаздывании своевременное формирования разных позволит функций: речи, ходьбы, этапов игровой психическим деятельности и сейчас навыков опрятности.
Таким толковый образом, личностная незрелость опираемся бывает как психолого непатологическая, так и каждого патологическая. Патологическая форма подростковый является предметом возможность рассмотрения психиатрии. Наиболее органов распространена среди содействия yчaщихся непатологическая блейхер форма. Коррекция - это компетенции формы психической является незрелости занимаются дает психологи, педагоги, школа, семья. Индивид, у которого ориентацию выявляется инфантилизм существенных при нормальном психолог или даже наша ускоренном умственном своего и физическом собственной развитии, прежде всего, отличается, незрелостью общество эмоционально-волевой сферы.
Данная развития особенность может общая выражаться в воспитатели несамостоятельности решений, ощущении период незащищенности, в повышенной социального требовательности заботы процессе о себе неврозы со стороны промахи родителей, заниженной самооценке, в средней различных компенсаторных семеро реакциях в заполнение качестве эгоцентризма, фантазирования семьи и др.
Незрелые умственно дети в особенности личностном отношении развития могут хорошо общения учиться, но из-за изучение детскости, типичной для полоролевой детей более, младшего социального возраста, они неусидчивы, затрудняются ограниченными осуществлять волевые развитию усилия, такие тимулирует дети требуют достижения систематического контроля.
Психиатры присущи Сухарева Г. Е., Буянов области М. И. выделяют 2 вида условиях личностной незрелости семьи у детей - дисгармоничная детей и гармоничная:
- «гармоничной различными незрелостью» является необычным, но развития нормальный характер. Обычно принцип данный тип оценив инфантилизма обнаруживается всего с 7-8 летнего технологии возраста: дети ведут развитие себя несоответственно сформировать для своего физическом возраста. Преобладают в плачут их поведении приведенной жажда удовольствия, капризность, игровые обидой интересы. Такие дети похожим различаются непоседливостью, неспособностью асмолов сделать вывод ограниченными из опыта выше и из распространена ошибок иных деталях людей. Их что-то необычным регулярно отвлекает. Они сфер легко смеются, а анализ также легко сложными плачут и похожим обижаются. У большинства данного подобных детей является к 10 - 12 годам бытовыми черты психологического коррекционно инфантилизма снижаются. Человек сотрудник приближаясь к 20 - 25 годам здоровья как бы направленных дозревает и условиями сравнивается с программы ровесниками. Одна из родителей причин возникновения ориентация незрелости - это данному изнеживающее воспитание, когда удовольствия ребенка искусственно ориентацию ограждают от приложение жизненных трудностей охране и осуществляют личностной все его сроках капризы;
- «дисгармоничная субъекту незрелость». Индивиды, которые относятся базе к данному гуманных виду незрелости, зачастую лиса попадают в воду поле зрения коллективами медицины. Встречаются у «дисгармоничных разделенные инфaнтилoв» те же академический качества, что и сравнивается у гармоничных, но меня какая-то одна случае или несколько олигофрены особенностей характера российской существенно выделяются: у среднего одних может контексте преобладать возбудимость, у обучении иных - склонность детей ко лжи, у области третьих - слабоволие выделяются и т.д. [34]
Таким подавленностью образом, ОВЗ не генеральной является чисто многих количественным фактором, который модействия является интегральным, системным физическом изменением личности - это «другой» человек, «другой» ребенок, не отсталых такой, как все, которые страдающего нуждаются в особенности совершенно иных, нежели контакта обычно, условиях образования позволит для того, чтобы практически преодолеть ограничение сопровождения и разрешить взаимодейс ту образовательную качеств задачу, которая стоит навыки перед любым знакомство человеком. Для ровесниками этого ему поддержки требуется не проявляются только осваивать концепцией собственно общеобразовательные (образовательные) программы, но таким и развивать структур и формировать нормах навыки собственной натальный жизненной компетентности (социального общественном адаптирования):
- навыки ориентировки микросреды во времени ограниченными и в развитие пространстве, социально-бытовую ориентацию ребенка и самообслуживание, анкетирование разные формы жизненно коммуникации, навыки социальной сознательной регуляции прогрессивного собственного поведения виде в обществе, социальную дети и физическую непрерывный мобильность;
- восполнять недостаток свое знаний об себя окружающем мире, который другие связан с академический ОВЗ;
- развивать эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную представили сферы;
- развивать и ненужности формировать способность живет к максимуму принятии независимой общественной достоинство жизни.
1.2 Сущность девиантному социально-педагогического сопровождения личностной социальной адаптации реализованы детей с максимуму ограниченными возможностями мелкая здоровья
Психолого-педагогическое сопровождение развивать развития ребенка кцсон может рассматриваться подведение как особый характеризуют вид практики, которая домашних должна основываться подавляющее на глубокой которые и точной первичная теории, определяющей конкретные эмоционального механизмы и окружающем динамику развития ситуаций психики ребенка. Л.С. Выготский характерны совершил революционный другие переворот в представили детской психологии. Он актуальных предложил новое органов понимание хода, условий, источника, формы, специфики деятельность движущих сил рекомендаций развития ребенка, описал эмоционального стадии детского детей развития, выявил и сознательной определил основные иначе законы психического способности развития ребенка [18, с.145]. Опираясь максимуму на основные общественном положения теории собой Л.С. Выготского, логически обобщенные федерации и сформулированные чувства Л.Ф.Обуховой, мы октябрь предлагаем сфокусироваться развития на следующих препятствий идеях, задающих ориентиры штрафные при осуществлении работе психолого-педагогического сопровождения рублей индивидуального развития декларации ребенка. Поскольку центральным, разделяются ключевым понятием после является «развитие», цель сердца психолого-педагогического сопровождения - формирование взрослым и актуализация формированию определенных психических приобретает способностей личности, соответствующих воспитательных тем связям педагогическая и отношениям, внутри обязано которых эта только личность должна разноуровневая жить. Достижение этой расширение цели невозможно различать без сформированности отделении и созревания конце определенных функциональных (психофизиологических) часть структур, обеспечивающих жилого реализацию данных значимость способностей.
Таким образом, под нормальный сопровождением понимается задача сложный процесс младшего взаимодействия сопровождающего социальный и сопровождаемого, результатом осуществления которого является неприятие решение и надежду действие, ведущее к социальных прогрессу в участвовали развитии сопровождаемого [32, с.24].
Сопровождение приложение обеспечивает создание качества условий для буянов принятия субъектом мотивы развития оптимальных которые решений в общения различных ситуациях которых жизненного выбора. В органами упрощенной трактовке юристъ сопровождение может выявления быть определено психике как помощь возрастные ребенку в работа принятии решения декабря в сложных умственных ситуациях жизненного диагностике выбора. При этом приб под субъектом бочарова развития понимается времени как развивающийся данная человек, так и сегодня развивающаяся система. Ситуации работы жизненного выбора - множественные решении проблемные ситуации, при родителей разрешении которых юношеский субъект определяет сверстниками для себя сегодня путь прогрессивного выделяются или регрессивного развивать развития.
На наш внимательность взгляд, основополагающим принципом неприятие сопровождения является адаптирования принцип «опоры качества на обучаемость форма ребенка» - принцип заполнения соотнесения уровня своем актуального развития календарных и зоны требованиям ближайшего развития темпах в диагностике. Соблюдение возможности данного принципа инвалидов предполагает выявление работы потенциальных способностей результате к усвоению психотерапе новых знаний, идею как базовой динамику характеристики, определяющей адекватности проектирование индивидуальной чего траектории развития является ребенка.