Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Православный Храм как текст культуры (на примере Храмов Северной России)

nysha 680 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Традиционная культура изучается постоянно на разных уровнях и в различных аспектах, включающих также и храмовую символику и культуру. Однако, серьёзных, целостных работ или монографий раскрывающих вопросы осмысления Храма, как текста культуры практически нет. Существует огромное количество литературы, посвящённой вопросам символики вообще. Есть литература, раскрывающая смысл некоторых религиозных символов, небольшие книги, статьи или студенческие работы; например, исследования Успенского Л. А., Мельника А. Г., Бычкова В. В., Флоренского П. А., Гуляницкого Н. Ф., а так же современные работы Калининой Г., Локоновой Е. Л., Заручевской Е. Б., Давыдовой А.С.. На данный момент мне удалось найти только один источник, наиболее полно рассказывающий и объясняющий символику всех архитектурных элементов Православного Храма. Это трёхтомное пособие по строительству храмов и храмовых комплексов, составленное М.Ю. Кеслером. Но, в силу специфики, вполне естественно, что эта работа не может охватить весь спектр вопросов, связанный с православной храмовой символикой. Таким образом, объектом данной курсовой работы является сущность и роль символов в культуре вообще. Предметом, соответственно, выступает специфика храмовой, религиозной символики, раскрытие, расшифровка глубинного смысла которой и будет целью работы. Также целью курсовой работы является определение роли православной храмовой символики в культуре и истории России, рассмотренной на конкретных примерах Храмов Северных регионов нашей страны.
Введение

Актуальность и изученность темы Издавна символы служили своеобразными сакральными ключами, помогающими человеку проникнуть в тайны мироздания. Они представляют собой земное, вещественное и зримое воплощение небесного или божественного, тем самым делая его более простым и понятным. Символизм абстрактных понятий, таких как идеи, нормы, определения, ценности религиозные представления и догматы, наполняет их смыслом, делает их ближе и понятнее человеку, поступки которого в различных сферах становятся более осознанными. Религия и Церковь долгое время определяли общественное сознание, а Храмовый текст, зашифрованный в архитектуре, внутреннем пространстве, храмовой живописи, созвучности песнопений и в наши дни оказывает на него существенное влияние, хотя и незаметное внешне. Любой Храм содержит в себе основополагающие принципы, сакральные понятия своей религии, запечатлённые не просто в символах, а в многослойной символике более высоких уровней. Именно поэтому христианский Храм часто именуют «Библией в камне». Обычный человек, пройдя необходимые стадии посвящения, сопричастности Храму может найти здесь ответы на основополагающие вопросы о мироустройстве и миропорядке. В Храме - убежище от произвола сущего - обостряется способность человека к одухотворённому созерцанию и глубинной, сокровенной, или даже сакральной мысли. Эта способность даёт человеку возможность не только раскрывать символику Храма, но и самому создавать её, не только понимать мир, благодаря ей, но и принимать его. Извечные вопросы бытия земного и Вселенского, о сущности и сути нашей жизни всегда были в непосредственном ведении Храма и Церкви. Поэтому развёрнутое толкование храмовой символики и обозначение её роли в культуре, представляет не только чисто аналитический интерес, но и является актуальным для духовного человека не зависимо от его принадлежности к конкретной религии. В последнее время проявился кризис классической мировой культуры, исчезли этические опоры общественного сознания, и нивелировалась ценность самой человеческой жизни, всё чаще значимые культурные и исторические события трактуются совершенно в противоположном ключе, нежели раньше, скатываясь на уровень извращения и пошлости. Мало кто теперь может правильно, без искажений и собственных домыслов прочитать хотя бы первичный уровень символики Храма, которая довольно важна не только как объект некого знания, но и для позиционирования человека в окружающем мире. Храмовые символы взаимосвязаны как в сакральном, так и культурологическом смыслах. В этом единстве они, как и многие другие факторы окружающего мира определяют культурное бытие человеческого общества. В русской культуре храмовый символ сродни преданию - живому и обновляющемуся с течением времени. Правильное понимание и освоение прошлого помогает создать цивилизованное будущее, избегая хаоса, потрясений, невероятных социальных и политических идей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность и изученность темы________________________3 ГЛАВА 1 ХРАМ, КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН_6 1.1. Понятия «Храм» и «Церковь»___________________________________6 1.2. Глубинная природа первообраза Храма______________________________7 ГЛАВА 2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ КАК САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ_______11 2.1. История и особенности создания Православных Храмов в России _____11 2.2 Своеобразие храмостроения Северной России_____________________15 2.3. Сакральное пространство Православного Храма на примерах храмов Северной России_________________________________________________19 2.4. Храмовые действия как символ единства и соборности______________28 ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ КАК КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕСТВА________________________________________________________31 3.1. Звуковая особенность и символика Православного Храма___________ 31 3.2. Храм как отражение мира и человека____________________________35 3.3. Иллюстрация исторической летописи Северной России в храмах и монастырях_____________________________________________________37 3.4. Храм как градообразующая основа и географический ориентир______40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________42 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ_________________________________________44 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 ФОТОГРАФИИ___________________________________47
Список литературы

. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. // М.; Искусство, 1977 2. Калинина Г. Символика и устройство Православного Храма. // ЛептаКнига, 2008 // http://www.wco.ru/biblio/books/hram2/Main.htm 3. Кеслер М. Ю. Православные храмы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003 // АХЦ «Арххрам». // М.: ГУП ЦПП, 2003 // https://znaytovar.ru/gost/2/MDS_3192003_Pravoslavnye_xramy.html 4. Локонова Е. Л. Сакральные смыслы храмовой символики.[Текст] // Е. Л. Локонова // Гуманитарные и социально-экономические науки. // 2007 - №5 5. Локонова Е. Л. Своеобразие понимания понятий «Храм» и «Церковь». [Текст]/ Е. Л. Локонова // Нравственность и религия: сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции, март 2006 // Пенза, 2006 6. Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском севере в досоветский период. // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению. // Мурманск; 1995, с. 111-145 ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 7. Архиепископ Аверкий (Таушев) Происхождение христианских храмов. // 23.11.2004 // https://www.provmir.ru/proisxozhdenie-xristianskix-xramov/ 8. Бузыкина Ю. Иконное убранство Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря в XVI веке. Идеи грозненской эпохи и византийские традиции. // https://www.academia.edu/3857608/Иконное_убранство_Спасо-Преображенского_собора_Соловецкого_монастыря 9. Введенский монастырь. Сольвычегодск. // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Введенский_монастырь_(Сольвычегодск) 10. Гуляницкий Н. Ф. О формирующих основах внутреннего пространства храмов XV- середины XVI вв. (Функция, структура, иконостас). // Источник: В кн. Архитектурное наследство, вып. 38, М.; 1995, с. 236-264 // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх», 2007 // http://www.rusarch.ru/gulianitsky1.htm 11. Давыдова А. С. Особенности северного храмостроения на примере Мурманской области. // Труды Кольского Научного Центра РАН // 2010 // https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-severnogo-hramostroeniya-na-primere-murmanskoy-oblasti 12. Забияко А. П. Нуминозность. // Электронная энциклопедия «Культурология ХХ век» // http://www.ciclopedia.ru/68/205/2134805.html 13. Заручевская Е. Б. Деревянные храмы Русского севера XVI - начала XIX века. // Искусство, 2007 - № 17 // http://art.1sep.ru/article.php?ID=200701705 14. Иерусалимский храм в христианстве. // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Иерусалимский_храм#Иерусалимский_Храм_в_христианстве 15. Кижи. Музей-заповедник. // Официальный сайт // http://kizhi.karelia.ru 16. Кижи. // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Кижи 17. Коряжемский Николаевский монастырь. // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Коряжемский_Николаевский_монастырь 18. Локонова Е. Л. Храм как культурно-символический текст. Автореферат диссертации. // http://diss.seluk.ru/av-filosofiya/778028-1-hram-kak-kulturno-simvolicheskiy-tekst-na-primere-pravoslavnogo-hrama.php 19. Матвеев И. Сакральное пространство в архитектуре. // Портал «ANASTASIS» // https://anastasis.me/archives/2018/11/02/9855?land=ru 20. Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря во второй половине XVI-XVII вв. // Источник: альманах «Соловецкое море», №4, 2003 // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх», 2009 // http://www.rusarch.ru/melnik18.htm 21. Мельник А. Г. К вопросу о символике наружных форм храма XVII в. // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх», 2006 // http://www.rusarch.ru/melnik9.htm 22. Николо-Коряжемский мужской монастырь. // Портал «Азбука паломника» // https://azbyka.ru/palomnik/Николо-Коряжемский_мужской_монастырь 23. Николаев Б. Знаменный распев и крюковая нотация как основа православного пения. // Православная библиотека «Азбука веры» // https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev/znamennyj-raspev-i-kryukovaja-notatsija-kak-osnova-russkogo-pravoslavnogo-tserkovnogo-penija/ 24. Православный храм – устройство, архитектура, история. // Сайт «Культура здесь и сейчас» // http://velikayakultura.ru/pravoslavniy-ugolok/pravoslavnyiy-hram-istoriya-ideya-opisaniya 25. Сидоров А. И. Творения преподобного Максима Исповедника. Богословские и аскетические трактаты. Книга 1. // https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidorov/tvorenija-prepodobnogo-maksima-ispovednika-kniga-i-bogoslovskie-i-asketicheskie-traktaty/ 26. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигальный монастырь. Официальный сайт. // http://solovki-monastyr.ru 27. Соловецкий монастырь. // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкий_монастырь 28. Стародубцев О. Символика Православного Храма. // Портал «Православие.RU» // 2006 // https://pravoslavie.ru/683.html 29. Трифонова И.О. Город как сакральное пространство / Исторический интернет-альманах «Русь средневековая» // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх», 2006 // http://www.rusarch.ru/trifonova1.htm 30. Троице -Гледенский монастырь. // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Троице-Гледенский_монастырь 31. Троице-Гледенский монастырь. // Портал «Великий Устюг. Информация для туриста» // http://turvu.ru/troitse-gledenskiy-monastyir/ 32. Успенский Л. А. Символика храма. // Источник: «Журнал Московской патриархии», №1, 1948, с. 37-47 // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх», 2008 // http://www.rusarch.ru/uspensku1.html 33. Успенский собор и Трапезная палата Соловецкого монастыря. // Портал «Культурное наследие Архангельского Севера». При участии АОНБ им. Н. А. Добролюбова, 2006-2009 // https://www.cultnord.ru/Uspenskij_sobor_i_trapeznaja_palata_Soloveckogo_monastyrja.html 34. Флоренский П. А. Храмовое действо, как синтез искусств [Текст] // П. Флоренский // Маковец, 1922 - №1 // http://www.lomonosov.org/article/hramovoe_deijstvo_kak_sintez_iskusstv.htm 35. Храмы Сольвычегодска. // Портал «Культурное наследие Севера» // https://www.cultnord.ru/Hramy_Solvychegodska.html 36. Церковь Ризоположения из села Бородава. // Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Ризоположения_из_села_Бородава 37. Церковь Ризоположения из села Бородава в Кириллове. // Поисковик «Тропки.ру» // https://tropki.ru/rossiya/vologodskaya-oblast/kirillov/tserkov-rizopolozheniya-iz-sela-borodava 38. Чернов М. Колокола в православии. Символ и значение звона.// http://vsemolitva.ru/kolokola_v_pravoslavii_simvol_i_dukhovnoe_znachenie_zvona.htm 39. Шаров С. А. Символ Небесного Града. О завершении реконструкции Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря. // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры «РусАрх» // 2012 // http://www.rusarch.ru/sharov1.htm 40. Шурыгин И. Н. Деревянные церкви первой половины XVII века без алтарного прируба. // Электронно-периодическое издание «Открытый текст» // http://opentextnn.ru/space/cult/index.html@id=6054
Отрывок из работы

В русском языке понятия «Храм» и «Церковь» отчасти тождественны и взаимозаменяемы в значении места, здания, сакрального центра. Но есть и значительные различия в понимании и объяснении этих слов. Помимо обозначения здания, сооружения словом «Церковь» принято называть и исторически сложившийся социальный институт, религиозную организацию, объединение последователей конкретного культа. Вспомните выражения «Церковь воинствующая», «Церковь торжествующая», «Русская Православная Церковь». В них идёт речь не о конкретной Церкви, но о всеобъемлющем понятии, важном факторе, существенно влияющем на развитие и жизнь общества, играющем роль наставника и воспитателя человеческой веры. В этом случае взаимозаменяемость понятий «Церковь» и «Храм» отсутствует. Следует отметить, что слово «Церковь» применимо только к Христианским религиям и культам. Тогда как понятие «Храм» присуще всем конфессиям. Существуют буддистские, мусульманские, древние греческие, египетские, индейские, языческие Храмы. Храм - это место, в котором ощущается присутствие, обитание Бога в здешнем мире, это специально организованная площадка для поклонения Богу и совершения ритуалов. То есть Храм - это всегда архитектурное сооружение, как правило, внушительное, величественное, многоглавое, масштабное. Культовое здание поменьше чаще всего назовут Церковью, хотя она тоже является Храмом. Таким образом, выявлена следующая закономерность: Церковь - это не всегда и не только Храм, а Храм можно назвать Церковью только в рамках христианских религий и культов. В рамках данной работы эти два понятия большей частью будут тождественны, так как предметом изучения является изучение специфики православных Храмов, как текстов культуры, и которые, в зависимости от размеров, в нашей стране могут называться также и Церквями. 1.2. Глубинная природа первообраза храма Читая Ветхий Завет можно убедиться, что Храм, как место пребывания Бога, существовал и до Рождества Христова и подробности его созидания были заданы Самим Богом. Но и при таких условиях возникновения, с точки зрения христианства, это был только как бы «предхрам», предтеча Храма истинно христианского. Изначально местом жертвоприношений и хранения ковчега была Скиния , представляющая собой походную, передвижную версию Храма и в собранном виде выглядевшая, как палатка или шатёр. Для воплощения указаний Бога, каким предстоит быть Храму, был выбран известный мастер Веселеил , создавший прообраз христианского храма. Обращённый к востоку вход указывал на то, что приход Солнца Правды - Христа - ещё только ожидается, сама же Скиния, в этом случае, олицетворяла собою и прообраз Божией Матери, носящей в утробе Единородного Сына.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Разное, 87 страниц
2175 руб.
Дипломная работа, Разное, 38 страниц
456 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg