Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

zac_shalamov 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Подростковый возраст является достаточно изученной темой для исследования, но в связи с обширным спектром специфичных и кардинальных изменений, происходящих в этот период в эмоциональной сфере личности, представляется актуальным выделение ее особенностей у подростков.
Введение

Актуальность темы исследования. На протяжении всех этапов онтогенеза индивид сталкивается с различного рода психологическими кризисами, т.е. переломными моментами в жизни человека, качественными переходами из одного состояния в другое, которые характеризуются изменениями во всех сферах жизни личности. Одним из наиболее противоречивых и многоплановых кризисов в онтогенезе является кризис подросткового возраста – он же является и одним из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю последующую жизнь индивидуума. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, взаимоотношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Возникновение в этот период жизни человека повышенной эмоциональности, которая проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакциях, говорит о существенных изменениях, которые претерпевает эмоциональная сфера личности. Нормы психического здоровья взрослых и подростов существенно отличаются. Эмоциональные реакции, которые для подростков естественны, вполне могут являться отклонениями от нормы у взрослых людей. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, проблемами общения со сверстниками и взрослыми и т.д. На основании этого можно сделать вывод, что эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, могут иметь далеко идущие последствия. Таким образом, подростковый возраст является достаточно изученной темой для исследования, но в связи с обширным спектром специфичных и кардинальных изменений, происходящих в этот период в эмоциональной сфере личности, представляется актуальным выделение ее особенностей у подростков. Цель исследования - выявить основные особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте; Объект исследования – эмоциональная сфера личности; Предмет исследования – эмоциональная сфера в подростковом возрасте. Общая гипотеза исследования: показатели эмоционального интеллекта у современных подростков 15-17 лет отличаются. Частные гипотезы исследования: 1. У современных подростков 15-17 лет преобладает средний уровень эмоционального интеллекта; 2. Показатели эмоционального интеллекта у современных подростков 15-17 лет мужского и женского пола различны; 3. Показатели шкалы «Управление своими эмоциями» у современных подростков 15-17 лет, независимо от пола, ниже, чем показатели шкалы «Управление эмоциями других». Для реализации этой цели в работе решались следующие задачи: - уточнить содержание понятия «подростковый возраст»; - выделить психологические особенности подросткового возраста; - уточнить определение, функции и особенности эмоций; - эмпирическим путём выделить особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте; - сделать выводы об особенностях эмоциональной сферы в подростковом возрасте. Теоретико-методологической основой нашего исследования являются: в рамках деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна положение о том, что эмоции, являясь выражением отношения субъекта к объекту, обладают полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком, неизбежно включают в себя стремление личности и выступают побуждением к деятельности; идея С.Л. Рубинштейна о том, что чувства «основываются на выходящих за пределы сознания отношениях личности к миру». И далее: переживание «как душевное событие в жизни личности»… укоренено «в индивидуальной истории личности <…> эмоция как переживание всегда носит у человека личностный характер, особенно интимно связанный с “я”» ; в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского принцип единства аффекта и интеллекта, который прослеживается в положениях: 1. Единство аффекта и интеллекта обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития; 2. Эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Методы исследования: системный анализ и обобщение специальной литературы, сравнение, методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, тест «Диагностика эмоционального интеллекта» Н. Холла.
Содержание

Введение………………………………………………………..…………..3 Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению эмоциональной сферы в подростковом возрасте……………………………6 1.1 Эмоциональная сфера в исследованиях зарубежных и отечественных психологов……………………………………………………………...………….6 1.2 Особенности, функции и свойства эмоций…………………..……...21 1.3 Психологические особенности подросткового возраста………..….32 1.4 Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте……41 Глава II. Эмпирическое исследование особенностей эмоциональной сферы в подростковом возрасте………………………………………………48 2.1 Обзор методик на диагностику эмоциональной сферы личности…45 2.2 Организация и методы исследования эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте…………………………………………….54 2.3 Анализ результатов исследования особенностей эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте……………………………………..59 Заключение……………………………………………………….………66 Список литературы…………………..………………………………….73 Приложения
Список литературы

1. Bard P. The neuro-humoral basis of emotional reactions // Murchison C. Handbook of General Experimental Psychology. – Worcester, 1934 b. 2. Tomkins S. Affect Imagery Consciousness: Volume 1, The Positive Affects. London, Tavistock, 1963. 3. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. Учеб. Пособие для студ. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 273. 4. Августин Блаженный. Об истинной религии. Теологический трактат. – Мн.: Харвест, 1999. – С. 11. 5. Альманах психологических тестов / (методика Г.Айзенка). – М., 1995. - С.217-224. 6. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности // Избранные труды/Под ред. А. Л. Анохина - М: Наука, 1979. - С. 443 -453. 7. Анохин П.К Предисловие // Э. Гельшрн, Дж. Луфборроу. Эмоции и эмоциональные расстройства.— М: Мир, 1966. – С. 341. 8. Аристотель. Сочинения. Метафизика. – М.: Мысль, 1976. – Т. 3. – С. 164. 9. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976, № 6. – С. 27-42. 10. В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – С. 210. 11. Вилюнас В. К. Перспективы развития психологии эмоций // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1998. – С. 115 – 123. 12. Вилюнас В. К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. – С. 328. 13. Вундт В. Введение в психологию. — М.: Инфра, 2000. – С. 141. 14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – С. 190. 15. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика,1982. – С. 273. 16. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. - Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251. 17. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с. 18. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 6. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с. 19. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т. 4. – М.: Педагогика, 1984. – С. 197. 20. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. - М.: Педагогика, 1983. - С. 68. 21. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. – С. 211. 22. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ, 2008. – 173 с. 23. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М, Альпина Бизнес Букс, 2013. - С. 22—23. 24. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2012. – С. 283. 25. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб.: Питер, 2001. – С. 34. 26. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов). – СПб., 2002. - С.114-118. 27. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. Учебник для вузов.— 5. — М.: Академический Проект, 2016. — 576 с. 28. Запорожец А. В. , Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1986. – С. 102. 29. Изард К. Эмоции человека. — СПб.: Питер, 2001. – С. 59. 30. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011. – 752 с. 31. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. – Изд-во Православного Свято – Тихоновского гуманитарного университета, 2014. – С. 39. 32. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - С. 39-40. 33. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. – Л.: Прибой, 1927. – С. 21. 34. Кисловская В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности и ожиданий в социальном общении. – М.: Академия, 1971. – С. 127. 35. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2003. – С. 31. 36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования; 1999. - С. 126. 37. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001. – С. 357. 38. Ланге М. М. Эмоции. Психологический этюд. – М.: Мир, 1896. – С. 4. 39. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – М.: Изд. МГУ, 1971. – С. 22. 40. Лурия А. Р. Введение в психологию: Диагностика следов аффекта. – Изд-во Рига, 2002. – С. 9. 41. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29–36. 42. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями – эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В.Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - С. 129–140. 43. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – С. 248. 44. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2009 г. – С. 228. 45. Мэйер Дж., П. Сэловей, Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2010. – С. 72. 46. Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. Изд-во София, 1968. – С. 169. 47. Платон. Теэтет // Платон. Собр. Соч. В 4 т. Т. 2. - М: Мысль, 1993. - С. 192-274. 48. Ревякина Н. В., Кудрявцева О. Ф. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.). М.: Изд-во УРАО, 1999. – С. 48. 49. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с. 50. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс). – СПб., 2004. С.94-96. 51. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков. – М.: Прометей, 2011. – С. 68. 52. Тарабакина Л.В. Эмоции подростка и их воспитание // Наука и школа. 2012. №5. С.137-141. 53. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145. 54. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. — М.; Воронеж: МПСИ: Модек, 2008. — С. 128. 55. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Майнулов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – Изд-во Института психотерапии, 2002. – 490 с. 56. Фрейд З. Психопатология повседневной жизни. – М.: Азбука, 2011. – С. 219. 57. Хасанова Г. Б. Антопология. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2015. – 232 с. 58. Хухлаева О. В. Психология подростка. – М.: Академия, 2008. – 160 с. 59. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая школа, 2009.- С. 279. 60. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. – М.: Академия, 2001. - С. 48.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению эмоциональной сферы в подростковом возрасте 1.1 Эмоциональная сфера в исследованиях зарубежных и отечественных психологов На протяжении всех этапов развития человеческого познания менялись представления и взгляды ученых и философов относительно различных сфер человеческой жизни. Во все времена оставался открытым и актуальным вопрос об особенностях человеческой души, чем один человек отличается от другого и почему рознится поведение разных людей и т.д. Не менее важным и актуальным остается вопрос о выражении человеческого «Я» посредством реакций поведения, откликом на раздражители из внешней среды, т.е. об эмоциях. Важно отметить, что понятие «эмоция» сформировалось гораздо позже, чем этот феномен стал описываться в трудах великих ученых и философов, первоначально данный феномен описывался термином «аффект», поэтому нами будет представлен теоретический обзор становления определения эмоций в различных эпохальных периодах. В Античности (VIII в. до н. э. - V н. э.) не существовало понятия «эмоции» в том виде, в котором оно представлено в современной науке, но вопрос о выражении душевных переживаний и чувствований оставался широко обсуждаемым среди многих выдающихся философов Античности. Единого подхода среди философов к проблеме эмоций и их роли в регуляции поведения не было. Изначально Демокрит, а затем Эпикур, Лукреций Кар и некоторые другие ученые считали, что именно эмоции лежат в основе нашего выбора и регулируют нашу деятельность. Они писали, что в своей активности человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие, и избегает того, что приносит неудовольствие. Часто этот подход сочетался с идеей о том, что эмоции, вызываемые внешними предметами, связывают наше поведение, которое, таким образом, становится также зависимым от окружающей действительности. При этом Эпикур, доказывая, что человек подчиняется только своим собственным мотивам, входит в противоречие сам с собой, ибо тот факт, что поведение регулируется эмоциями, частично приводит его к мысли о том, что полностью человек свободен быть не может, так как эмоции вызываются внешними воздействиями. Чтобы избавиться от этих противоречий, он высказал мысль о том, что эмоции могут быть связаны как с телесными, так и с духовными нуждами, которые наиболее важны, так как именно они выводят человека из-под зависимости от внешнего мира.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg