Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности ненасильственного воспитательного стиля родителей как фактора формирования эмоциональной отзывчивости ребенка старшего дошкольного возраста.

irina_krut2020 1925 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Проблемы и вопросы позволили сформулировать тему квалификационной работы - "Особенности ненасильственного воспитательного стиля родителей как фактора формирования эмоциональной отзывчивости ребенка в старшем дошкольном возрасте". Целью исследования является выявление зависимости формирования эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста от ненасильственного воспитательного стиля родителей Объектом исследования является формирование эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста. Предметом исследования являются особенности ненасильственного стиля воспитания родителей. Задача исследования: 1.Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. 2.Выяснить сущность ненасильственного воспитательного стиля. Исследовать зависимость наличия эмоциональной отзывчивости от воспитательного стиля родителей 3.Разработать систему работы с родителями формированию ненасильственного воспитательного стиля в семье 4.Опытно проверить зависимость формирования эмоциональной отзывчивости ребенка старшего дошкольного возраста от ненасильственного воспитательного стиля родителей. Гипотеза: Эмоциональная отзывчивость ребенка старшего дошкольного возраста будет проявляться ярче, если в воспитательном стиле родителей будут преобладать ненасильственные методы взаимодействия детей в семье. Методы исследования: теоретико-организационные (выбор задач, выбор методов исследования), обработка и интерпретация (анализ результатов исследования); эмпирические - наблюдательные, разговорные, метод проблемных ситуаций, проективный метод. Практическая значимость и теоретическая значимость в обосновании зависимости формирования эмоциональной отзывчивости от ненасильственного воспитательного стиля родителей заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы и применены воспитателем, родителями, а так же психологом МОУ Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Введение

Дошкольное детство - очень важный этап в жизни ребенка. В это время очень высок темп психического, физического и личностного развития. Формируется эмоционально-волевая сфера. А эмоции имеют очень важное значение для формирования у ребенка таких социально-значимых черт, как человечность, гуманность, отзывчивость. В работах Л.C. Выготского[11;42] , А.В. Запорожца, Я.З. Неверович[20;] и других ученых, где отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Исследователи Г.А.Урунтаева[40; 254] и М.И. Лисина [29; 134] подчеркивают особое влияние семьи на развитие эмоционально волевой сферы детей. Ведь дети повторяют то, на что они обращают полное внимание, что они могут наблюдать и что доступно их пониманию. (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усов и др.). Русские и зарубежные философы (С. Ф. Анисимов, О. В. Дробницкий, Н. О. Лосский, X. Лэйси, Ф. Ницше, Л. Н. Столович, В. П. Тугаринов, М. Шелер и др.) создали основы теории ценностей; известные психологи и педагоги (Л. И. Божович, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. И. Высоцкий, В. И. Селиванов и др.) показали связь между системой ценностей человека, его эмоциональным и волевым развитием; в работах И. С. Артюховой, Е. К. Киприяновой, Н. А. Кириловой, И. С. Кона, В. М. Кузнецова, А. В. Мудрика, А. С. Шарова исследована проблема ценностных ориентаций; психологами и педагогами-гумманистами в научном знании (К. Роджерс, М. Н. Дудина, А. Б. Орлов и др.), открыта сущность процесса развития ценностей; И. Я. Скворцовой, О. Н. Прокопец выявлено влияние ценностей на личностные качества ребенка и его поведение. На основе данных исследований были созданы теоретические и методические основы отечественной педагогической аксиологии, что внесло в педагогику новые знания о природе и сущности ценностей, об их роли в становлении личности ребенка. Идея ненасилия во все исторические периоды привлекала мыслителей. Огромный вклад в разработку этой идеи внесли Л. Н. Толстой, Г. Topo, Э. Балу, М. Ганди, М. Л. Кинг, Н. К. Рерих, А. Швейцер и др. В их теориях отстаивается мысль о важности ненасилия над насилием, о необходимости выбора человеком ненасилия как пути, метода, который позволяет строить отношения с миром не разрушая, а созидая. Ненасилие рассмотрено в трудах философов Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова, Е. Д. Мелешко, Е. Ф. Скорик, М. Т. Степанянц, как важный принцип личного и общественного поведения, как форма сопротивления; сформулированы основы ненасильственного поведения. В исследованиях В. А. Ситарова, В. Г. Маралова, А. Г. Козловой разработаны теоретические основы педагогики ненасилия, приемы и способы ненасильственных педагогических действий, описаны условия формирования ненасильственного отношения учащихся к окружающей действительности и к самим себе, представлена диагностика ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе. Большой вклад в разработку научных основ педагогики ненасилия внесла деятельность Международной ассоциации «Педагогика ненасилия», члены которой ведут активную работу во многих регионах мира, в том числе и в России (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова), по внедрению идей ненасилия в практику обучения и воспитания. Влиянием насилия и физических наказаний на воспитание детей много занимался А. С. Макаренко. В своих работах он раскрыл большой вред насилия в отношении детей в воспитании. А. С. Макаренко утверждал, что всякое насилие для ребенка " трагедией боли и обиды, трагедией жестокости, детского терпения". В этих семьях нет места эмоциональной отзывчивости детей, послушание и дисциплина основана на страхе наказания. А. В. Запорожец, Я.З. Неверович рассматривают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на чувства другого человека, как основную форму эмоционального отношения к другим людям, сопереживания и симпатии. М. С. Лисина, А. А.Е. Олыпанникова понимают отзывчивость как главная эмоциональная единица общения между людьми. Т. П. Гаврилова считает, что отзывчивость является компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова понимает отзывчивость как показатель развития гуманных чувств и взаимоотношений в коллективе.[12;] Педагогика ненасилия интегрировала многое из того, что накоплено гуманистической педагогикой, помогла осознать ненасилие как важнейшую педагогическую ценность. Выдвигая новые парадигмы образования, воспитания, обучения и социализации, педагогика ненасилия опирается на традиционную педагогическую теорию, обогащая и дополняя ее (А. Г. Козлова). Известно, что на развитие у человека системы ценностей огромное влияние оказывает среда. Для ребенка, имеющего родителей, первой и главной средой жизненного становления, в которой происходит зарождение и развитие его системы ценностей, является семья. Поэтому исследование детско-родительских отношений, как важнейшей составляющей среды, в которой развивается ребенок, а также влияние этих отношений на развитие детских эмоций является актуальным. Двадцать лауреатов Нобелевской премии мира, обращаясь в конце прошлого тысячелетия к членам Государственной Ассамблеи ООН с просьбой объявить первое десятилетие XXI в. Всемирным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, указывали на страдания детей, испытывающих на себе воздействие и последствия насилия. «Мы, - писали они, - полагаем, что каждый ребенок может сам понять, что насилие не есть неизбежность. Мы предлагаем надежду не только детям всего мира, но всему человечеству, приступая к созданию и формированию новой культуры ненасилия» [ 36; ] В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования поставлены задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.[44;] В Конституции РФ закреплено право каждого человека на свободу: «никто не может подвергаться насилию или другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». А между тем насилие не уменьшается, а приобретает все большие масштабы.[25; ] Основополагающими принципами государственной политики России в области образования является его «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам человека...». Несмотря на провозглашение в качестве приоритетных ценностей образования ценность самого ребенка, его право на свободу, в реальной практике все еще широко распространено насилие над детьми, их духовное и физическое принуждение, осуществляемое как в скрытом, так и в открытом виде. Мы находимся на пике нравственного кризиса, который сами провоцируем. Причин возникновения этого кризиса много. Но самой главной из них является проблема воспитания подрастающего поколения в семье, детском саду и школе в духе сострадания, сочувствия и любви к своим близким. Все эти важнейшие качества заложены еще в детстве. Можем ли мы повлиять на их формирование? Как зависит формирование чувствительности и отзывчивости ребенка от условий его воспитания? Какие условия необходимы для развития этих важнейших качеств человека?
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты проблемы ненасильственного воспитательного стиля родителей. 1.1. Сущность ненасильственного стиля родителей в воспитании детей. 1.2. Особенности формирования эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста. 1.3. Зависимость наличия эмоциональной отзывчивости детей от стиля воспитания родителей (насильственный и ненасильственный). Выводы по первой главе. Глава 2.Опытное исследование по выявлению зависимости формирования эмоциональной отзывчивости ребенка старшего дошкольного возраста от ненасильственного воспитательного стиля родителей. 2.1. Анализ исходного уровня эмоциональной отзывчивости у ребенка старшего дошкольного возраста. 2.2. Система работы с родителями по формированию ненасильственного воспитательного стиля в семье 2.3. Контрольный эксперимент Выводы по второй главе Заключение Литература Приложения
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкуль- туре. М.; Воронеж, 2000. 2. Андреенко Т. А., Алекинова О. В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4301/ 3. Алексеева, JI.C. Проблемы жестокого обращения в семье Текст./ Л.С.Алексеева // Педагогика - 2006. - № 6. - С. 43-52. 4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш.А. Амонашвили. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 463 с. 5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. -СПб. и др.: Питер, 2001. 282 с. 6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. Текст. // АПН СССР /Сост., С.Д. Бабишина, Б.Н. Митю-рова и др. - М.: Педагогика, 1985. - 367 с. 7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -нач. XX вв. Текст. / Сост. П.А.Лебедев. М. :Педагогика, 1990. - 608 с. 8. Ань, Н. М. Развитие эмоционального интеллекта / Н. М. Ань // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 5. – C. 80–87 9. Богуславский, М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века Текст./ М.В.Богуславский // Педагогика. № 4. - 2000. - С. 64 10. Выготский Л. С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4. 11. [ .Выготский JI.C. «Проблемы общей психологии».- Соб.соч. Т.5.-М.: «Педагогика», 1983] 12. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. 13. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой.-М.: ВЛАДОС, 2000.-415 с. 14. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного воз- раста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998. 15. А. А. Гусейнов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.] 16. Гусейнов, А. А. Возможно ли моральное оправдание насилия? / А. А. Гусейнов // Вопросы философии 2004 - № 3 - С. 19-27. 17. Гусейнов, А. А. Понятие насилия и ненасилия / А. А. Гусейнов // Вопросы философии 1994-№ 6-С. 51-63. 18. Гусейнов, А. А. Этика ненасилия / А. А. Гусейнов // Вопросы философии.- 1992.- № 3 С. 36-42. 19. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. 20. Запорожец А.В., Неверович Я.З. «К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка» //- 1974- №6 21. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошколь- ников. М., 1985, 22. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- М., 1996. 23. Ненасилие как образ жизни / Под ред. А. Г. Козловой, Т. В. Лодкиной, Т. С. Буториной, М. С. Гавриловой СПб.: «67 гимназия», Verba Magistri», 2004 507 с. 24. «Педагогика и психология ненаси- лия в образовательном процессе» – М., 2000; Козлова А. Г. За педагогикой нена- силия – будущее. – СПб., 1996. 25. Конституция 26. С.Н.Касаткиной. 27. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников.-М., 2002. 28. Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4. 29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 30. Мухина, И. А. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / И. А. Мухина М.: Академия, 2000 - 453 с. 31. Ненасилие как мировоззрение и образ жизни: Исторический ракурс / Отв. ред. Т. А. Павлова М., 2000 - 300 с. 32. Неверович Я.3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986. 33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова М., 1995— 928 с 34. Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характери- стик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974. № 3. 35. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000. 36. Ситаров, В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов М.: Academia, 2000.-216 с. 37. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой М., 1998 - 350 с 38. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека /В. А. Сухомлинский.-М.: Педагогика, 1990.- 288 с. 39. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. – Киев : Рад. шк., 1985. – 557 40. [Толстой Л. Н. В чем моя вера?— Поля. собр. соч., т. 23. М., 1957; Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993; 41. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; Сост. и авт. вступ. ст. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).-М.: Педагогика, 1989.- 544 с. 42. Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология» учебное пособие - М: «Академия» 2001 43. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 г.- М., 44. ФГОС 45. Заглавие статьи ПЕДАГОГИКА НАСИЛИЯ/НЕНАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Автор(ы) Т. Е. Шапошникова Источник Педагогическое образование и наука, № 8, 2009, C. 84-89 46. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. (дата обращения: 12.04.2018).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы ненасильственного воспитательного стиля родителей. 1.1. Сущность ненасильственного стиля родителей в воспитании детей. В воспитании и обучении невозможно обойтись без авторитета, т.е. власти родителя, педагога как отражения его ответственности за судьбу ребенка. Однако эта сила призвана быть не разрушающей, а созидающей. Когда она способствует самоутверждению растущей детской личности, реализации ее творческих потен¬ций. Если же она принижает, насилует, деформирует, то вырождается в орудие авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанником. Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день нет единого определения понятия семейного насилия над детьми и вообще насилия. Так, С. И. Ожегов дает следующее понимание насилия: это применение физической силы к кому-нибудь; принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности; притеснение, беззаконие. Далее С. И. Ожегов дает определение физическому насилию: это нанесение побоев, телесных повреждений; психологическое насилие - насилие, направленное на устрашение, подавление воли [34; ] Проблема насилия в семье в научной литературе рассматривается преимущественно юристами, социологами, психологами. Педагогические работы в меньшей степени посвящены исследованию данной темы. Внимание явлению насилия в семье стало проявляться с середины 1990-х гг., хотя в европейской научной литературе эта тема стала исследоваться примерно с середины 1960-х гг. На значимость и масштабы распространения насилия в семье указывается в пояснительной записке по обоснованию необходимости принятия Государственной Думой проекта федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье", где приводятся следующие статистические данные: "В России насилие в семье в различных его формах приобрело значительные масштабы, а борьба с ним ведется неудовлетворительно. 30 - 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Лица, погибшие и получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных преступлений и значительно опережают по количеству жертв от других видов насильственных преступлений. По предварительным подсчетам, насилие встречается в каждой четвертой российской семье" По данным Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье испытывают свыше 30% детей 5 - 7 лет, 60 - 70% из них затем отстают в развитии, страдают физическими и психоэмоциональными расстройствами. Особенность российской ситуации состоит в том, что обсуждение проблемы насилия над детьми была закрытой темой. В стране сегодня практически не существует системы оказания помощи детям, пострадавшим от различных форм семейного насилия. Она переживает только начальный период своего становления, хотя уже имеется уникальный опыт отдельных разрозненных исследований и практики создания кризисных центров, убежищ.[45] Ненасилие рассматривается как «универсальный (идеологический, этический и жизненный) принцип, основанный на признании ценности человека и выражающийся в отрицании принуждения как способе взаимодействия человека с окружающим миром, в решении политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов, утверждении и усилении способности живых организмов к позитивному самопроявлению». Необходимо иметь в виду, что в идеале ненасилие недостижимо, как отмечает Н.Д.Никандров. Вопрос стоит в выборе приоритетов каждым человеком в каждом конкретном моменте: какую тенденцию построения своей жизни он выберет - разрушительную, насильственную, или созидательную, ненасильственную, несущую в себе наименьший заряд принуждения и сделает этот выбор сознательно и компетентно. Существует характеристика двух взаимосвязанных и взаимозависимых направлений, касающихся трактовки понятия «ненасилие». Первое -рассматривает ненасилие как принцип взаимодействия людей, подчеркивает роль внутренней свободы человека и его независимости. Сторонники этого направления (М.Ганди, А.А.Гусейнов, Ж.Семлен, Л.Н.Толстой, Н.К.Рерих и др.) Представители второго направления трактуют ненасилие как отношение человека к природе, всему живому (Дерябо С.Д., Стенин B.C., Швейцер А., Ясвин В.А.). При этом выделяются принципиально противоположные подходы: антропоцентрический, при котором человек, как существо, подобное Богу, выступает в роли «царя природы», диктующего ей свои законы, и экоцентрический (антропокосмический), в котором человек рассматривается как активный участник происходящих во Вселенной эволюционных процессов. Отсюда вытекает необходимость космического воспитания человека, «гражданина Вселенной», формирования у него духовно-нравственного отношения к окружающему его миру. Ненасилие в педагогике- одно из важнейших правил реализации принципа природосообразности воспитания и обучения. Суть его заключается в следовании психике ребенка, его природе, в неприменении принуждения, давления, в создании педагогики свободного воспитания, в формировании саморазвивающейся творческой личности. Ненасилие в педагогике – это нравственно-этическое требование к родителю, воспитателю, учителю не допускать насилия над духовной, душевной и физической жизнью человека.[35] Идея ненасилия стала предметом исследования философов Р. Г. Апрес- яна, А. А. Гусейнова, Е. Д. Мелешко, Е. Ф. Скорик, М. Т. Степанянц и др. [8], в трудах которых ненасилие рассматривается как общечеловеческая ценность, принцип личного и общественного поведения, формулируются основы ненасильственного поведения. Подлинно научный подход к решению этой сложной социальной и психолого-педагогической проблемы невозможен без изучения и использования исторического опыта отечественной педагогики. Особенно поучителен в этом отношении период 60-х годов XIX - начала XX в.в., когда были предприняты попытки утверждения новых либерально- демократических оснований государственного устройства в России, признания равенства гражданских прав, в том числе право на свободу всех членов общества. Особенно важно изучение идей и опыта тех лет в современных условиях, когда в обществе происходят похожие процессы и явления. Историческая аналогия этих двух эпох вполне допустима и делает актуальными исследования существующей тогда традиции ненасилия в русской педагогической мысли. Большой вклад в разработку научных основ педагогики ненасилия внесла деятельность Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия», члены которой В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова вели активную работу во многих регионах мира, включая Россию, по внедрению идей ненасилия в практику обучения и воспитания. В исследованиях В. А. Ситарова, В. Г. Маралова, А. Г. Козловой и др. разработаны теоретические основы педагогики ненасилия, приемы и способы ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций, описаны условия формирования ненасильственного отношения детей к окружающей действительности и к самим себе, представлена диагностика ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе.[24;] Однако исследование традиции ненасилия в русской педагогике 60-х годов XIX - начала XX вв. не получило освещения в их работах. Генезис проблемы можно найти в работах по истории отечественной педагогики Н.К.Гончарова, А.Н.Джуринского, В.И.Додонова, А.И. Пискунова, З.И. Равкина. Идеям свободного воспитания в русской педагогике уделено внимание в трудах С.А.Минюковой, Л.Н.Модзалевского. В фундаментальной работе П.Ф.Каптерева «История русской педагогии» содержится характеристика «освободительной эпохи» - 60-х г. XIX в. и дается критика взглядов Л.Н.Толстого на свободное воспитание. Взглядам К.Э. Циолковского на проблему ненасильственного воспитания с позиций «космической педагогики» посвящены работы С.Н.Касаткиной.[26;] Методологически значимыми явились исследования Б.С.Гершунского, Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Л.Г.Захаровой, Н.Д.Никандрова, посвященные изучению вообще духовно-нравственных традиций культуры и образования в России. Весьма важными в плане поставленной нами проблемы являются исследования зарубежных и отечественных ученых-психологов, посвященные описанию управления поведением человека с позиции насилия и ненасилия у Ю.М.Орлова; а также работы С.Л.Братченко по гуманистической психологии как одного из направлений «движения за ненасилие». Важным так же является понятие «культура ненасилия», сущность которой заключается в овладении человеком идеями ненасилия как ценностью, проявляющейся в соответствующем отношении к действительности, в поведении, исключающем насильственные нормы взаимоотношений. В формировании у подрастающего поколения культуры ненасилия важная роль принадлежит воспитанию в семье. Необходимо создать в семье соответствующие условия для воспитания детей ненасильственными методами. Во многих семьях преобладает авторитарный стиль воспитания. Все это говорит о том, что проблема гуманизации детской среды, отказ от принуждения и насилия в семье, является сегодня одной из актуальных жизненных и педагогических проблем современной семьи. По мнению ученых(Г.М. Коджаспирова, Н.И.Макарова и др.), у родителей должна быть сформирована позиция ненасилия, только тогда он будет способен: не раздражаться, быть эмоционально устойчивым, обладать позитивной открытостью, преодолевать собственный эгоцентризм, быть терпимым к мнению другого человека, сдерживать свою агрессивность и формировать в собственном сознании намерения, связанные с ненасильственными действиями, позитивно оценивать детей, снижать у них уровень тревожности, напряженности и страхов. Ш.А. Амонашвили сформулировал принципы ненасилия в воспитании и обучении: строить процесс обучения с позиций интереса ребенка; в процессе обучения сотрудничать с ребенком, уважать его достоинство; каждый урок должен обязательно нести что-то новое и включать в процессе изучения каждого ребенка. Народная педагогика отражала реальные противоречия процесса воспитания. Не отрицая наказания, она предупреждала о тех негативных последствиях, к которым они могли привести, и противопоставляла им ненасильственные методы воспитания, рассматривая их как наиболее эффективные: «Бить добро, а не бить пуще того», «Умный ребенок боится грозы, а глупый лозы». К специфическим особенностям развития традиции ненасилия в русской педагогике относится то, что с принятием христианства (X в.) произошло соединение духовно-нравственных традиций народной и православной педагогики с ее идеалами Веры, Любви, Мудрости, Добра, нравственного совершенствования. Народная педагогика на православной духовно-нравственной основе приобретала новые ценностные ориентации - воспитание человечности в личности, направленность ее деятельности на общую пользу. Во взглядах прогрессивных представителей педагогической мысли XIX века, в первую очередь революционеров-демократов (В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, А.Н.Добролюбова), которые в педагогических вопросах выступали с общих гуманистических позиций, можно увидеть не только тесную связь с предшественниками, но и новые аспекты, которые касались взаимоотношений государства и личности. Идеалу «верноподданного», зависимого гражданина противопоставлялся идеал свободного человека с чувством собственного достоинства и чести. Рассматривая свободу как высочайший дар, мыслители соединили ее с идеей «быть человеком». Традиция ненасилия получила свое дальнейшее развитие в трудах многих русских ученых: К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, В.П.Вахтерова и др., принадлежавших к различным направлениям педагогической мысли рассматриваемого периода. Среди них были сторонники антропологического подхода к воспитанию (К.Д.Ушинский). Антрополого-гуманистический и христианско-антропологический (П.Ф.Каптерев, В.В.Зеньковский) подходы предполагали знание законов развития не только природы человека, но и его познания в социальном, психологическом, духовном отношениях. Идея ненасилия нашла отражение в «эволюционной педагогике» В.П.Вахтерова, «педагогике среды» С.Т.Шацкого. Теоретики свободного воспитания (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель, И.И.Горбунов-Посадов, В.Н.Дурылин и др.), обращали внимание на создание условий для свободного развития «доброго ребенка», самореализующегося в результате свободной творческой деятельности и самовоспитания; К.Э.Циолковский, К.Н.Вентцель развивали идеи ненасилия в «космической педагогике», суть которой видели в воспитании «гражданина Вселенной», человека разумного и глубоко нравственного, способного создать не только на Земле, но и в Космосе «вечную жизнь» без насилия и страданий. В условиях научного прогресса на рубеже веков они стремились определить место «новой педагогики» в системе наук, уточнить ее собственный предмет и особенности, теоретически обосновать накопленные к тому времени знания о воспитании, обучении и образовании.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 42 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg