Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА НА ХАРАКТЕР СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Динамика внутриличностных противоречий супругов отражает осо-бенности, условия, этап жизненного цикла семьи и проявляется в изменении их содержания, степени выраженности, объема конфликтных зон, характера взаимосвязи противоречий личностного и функционально-ролевого развития. Периоды наибольшего обострения противоречий в супружеской паре, как в личностной, так и в функционально-ролевой сфере, соответствуют 5-15 годам супружества.
Введение

Современная социальная ситуация развития ставит перед человечеством серьезный выбор - или оно будет стремиться к разрешению своих конфликтов, или оно скатывается к противостоянию на различных уровнях, вплоть до войн. В настоящее время потребность в научном исследовании конфликтов стала очевидной, так как закончился этап игнорирования, замалчивания или негативного отношения к конфликту. Конфликт стал реальностью нашей жизни. Более того, наступил этап, когда в общественном сознании произошли изменения и отношение к конфликту стало не только как к естественному, но в некоторых случаях даже как к желательному явлению. Это порождает проблему эффективного управления конфликтом во всех областях его проявления. Приспособление личности к деятельности - состояние динамического неустойчивого равновесия. В процессе деятельности равновесие это посто-янно нарушается. Если при этом возникает состояние более или менее дли-тельной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существо-вавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психологическое состояние обозначается как психологический конфликт. В психологическом конфликте нарушение приспособления личности к деятельности приобретает длительный и острый характер. Дезинтеграция личности всегда связана с большей или меньшей дезинтеграцией нервной деятельности, острая форма которой выражается в реактивном психогенном неврозе. Дезинтеграция личности проявляется в нарушении прежней структуры личности, изменяется связь и соотношение мотивов и отношений личности. В настоящее время отмечается устойчивая тенденция к исследованию поведенческих аспектов личности, особенно психологического компонента отклонений от нормы в отправлении поведенческих актов. Это обусловлено, в частности, обострением общей ситуации (в том числе за счет многопланово и системно проявляющегося глобального кризиса, включая демографический, экологический, экономический) развития всего мирового сообщества и российского общества (где положение усугубляется разрушением многих прежних принципов человеческих отношений, норм), что объективно приводит к повышению эмоционального фона, напряжению, стрессам, росту конфликтных проявлений. Важно и то, что в науке к настоящему времени накоплен значительный материал и объем знаний в исследовании сложных состояний, отклонений в поведении, стрессов, конфликтов, которые позволяют отвечать на «вызов» ситуации и реально обеспечивают сохранение и рост названной тенденции, расширение и углубление специальных, в том числе психологических, исследований поведенческих срывов, конфликтов. В числе актуальных вопросов в названном проблемном поле - особое место занимает теория конфликта (А. Анцупов, В. Дружинин, А. Дмитриев, В. Г. Зазыкин, А. Бандурка и др.) Конфликт - весьма сложное социальное и психологическое явление, которое понимается как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодей-ствия, заключается в противодействии субъектов конфликта и сопровождается эмоциями с отрицательной модальностью. Конфликты разворачиваются в трех сферах - общении, поведении и деятельности и являются по своей сути формами проявления адаптации. В отечественной психологии под внутренним противоречием понима-ют противостояние двух разнонаправленных тенденций внутреннего мира, обусловленное их совпадением во времени или в плане предметной отнесенности. В основе внутриличностной конфронтации лежит блокировка побуждений человека объективной ограниченностью его возможностей, а содержание и сущность внутриличностных противоречий обусловлены характером структуры самой личности. Внутренние противоречия определяют поведение и деятельность человека. Противоречие между сложившимися функциональными возможностями личности и объективно требуемыми качествами создает устойчивое «поле детерминации», под влиянием которого вступают в действие механизмы конкретных ситуативных противоречий. В современной психологии известны масштабные работы, объектом которых является брак как реальная сложная, многообразная жизнь, благополучие которой зависит от умения заключать соглашения и принимать компромиссные решения, преодолевать трудности, разрешать конфликты. Одним из самых распространенных подходов к анализу причин супружеских конфликтов является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. На базе неудовлетворенных или частично удовлетворенных потребностей может возникнуть временное или хроническое физиологическое, психическое напряжение, на этой почве развивается внутриличностный конфликт, который постепенно подтачивает эмоционально-психологическую стабильность брака. Ведь область существования главных разладов в семье, как замечает Е.А. Климов [19], это не внешний мир, а склад внутреннего мира личности. Такая теоретическая направленность характерна для целого ряда ис-следований в начальный период становления отечественной психологии. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования. Проблема исследования заключается в том, чтобы выявить внутрен-ние и внешние условия, приводящие к возникновению и развитию внутри-личностных противоречий в супружеской паре. Решение данной проблемы и составляет цель исследования. Объектом исследования являются супружеские пары. Предметом исследования является влияние особенностей внутриличностных противоречий на характер взаимоотношений супругов. Гипотеза исследования заключается в том, что: 1) внутриличностные противоречия в супружеской паре, отражая осо-бенности индивидуального опыта супругов, определяются этапом супруже-ства, возрастом и половой принадлежностью супругов, содержанием тендерных стереотипов; 2) особенности внутриличностных противоречий проявляются в когнитив-ном, эмоциональном, поведенческом и личностном аспектах; 3) особенности внутриличностных противоречий влияют на характер супружеских отношений и сопровождаются конфликтным поведением в браке. Задачи исследования: 1. Проанализировать основные концепции конфликтов, существующие в научной литературе. 2. Выявить причины возникновения внутриличностных конфликтов в супружеских отношениях, раскрыть особенности проявления и пути их раз-решения. 3. Изучить влияние внутриличностных противоречий на характер су-пружеских отношений. 4. Провести исследование гендерных различий в способах реагирова-ния на конфликтную ситуацию. Методологическую основу исследования составили общенаучный принцип системного подхода, акцентирующий внимание на системной природе конфликтного поведения, принципы объективности и научности. Теоретическую основу исследования составили работы Анцупова А.Я., Алексеевой А.И., Басовой В.М., Бородкина Ф.М., Гришиной Н.В., Громовой О.Н., Давыдова А.П., Драгуновой Т.В., Емельянова С.М., Здравомыслова А.Г., Коряк Н.М., Кулагина Л.Г., Поронина С.В., Скотт Г., Томас К., Хасан Б.И., Мерлин В. С. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в практике психологического консультирования, в ВУЗе при изучении курсов возрастной и педагогической психологии, конфликтологии, психологии семьи. Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 7 1.1. Сущность и структура конфликтов. 7 1.2. Стили и стратегия поведения в конфликтных ситуациях. 11 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ 23 2.1. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. 23 2.2. Проявления внутриличностных противоречий в супружеских парах. 30 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 36 3.1. Общая организация исследования. 36 3.2. Результаты экспериментального исследования. 38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 50 ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997. 2. Басова В.М. Психолого - педагогический анализ конфликтов в её юно-шеских коллективах.//Социально-психологические аспекты первичного коллектива. - М., 1998. 3. Берн Э. Игры, которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., М.: Университетская книга. ACT, 1998 4. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристика и условия достижения/А. А. Бодалев. - М., 1998. 5. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание конфликт! - М.,: Наука, 1989. 6. Василюк Ф. Е. Психология переживания - М., 1984. 7. Гомезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. - М.,1999. 8. Гостев А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. - М., 1993. 9. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - СПб. 1997. 10. Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты.- СПб., 1993. 11. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разреше-нии конфликтов // Московский псхотерапевтический журнал, 1992.-№ 2.- с,145-160. 12. Гришина Н.В.Психология конфликта.- СПб.: Питер,2001.- 464 с. 13. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М, 2000. 14. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов, - М.: РАН, 1993. 15. ДрагуноваТ.В. Проблема конфликта //Вопросы психологии, 1992.-№ 2. 16. Емельянов СМ Практикум по конфликтологии.- 2-е изд.,перераб.- СПб.: Питер, 2001.- 400с. 17. Зигерт В., Ланге Л. Руководитель без конфликтов.- М., 1990. 18. Козер Л. Функции социального конфликта.- М.: Изд-во «Идея-пресс», 2000. 19. Конфликт и личность в изменяющемся мире. - Ижевск, 2000. 20. Корнелиус Х.,Фейер Ш. Выиграть может каждый. - М., 1994 21. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. - М., 1997. 22. Левитов Н. Разрешение социальных конфликтов. - СПб: Речь, 2000. 23. Левин К. Типы конфликтов из кн. Психология личности: тексты. - М.: Изд-во Моск. Ун - та, 1982. 24. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986. 25. Мерлин В. С. Личность и общество. - Пермь, 1990. 26. Мид М. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб, Издательство «Питер», 1999.- 688 с. 27. Мясищев В. Н. Личность и неврозы - Л., 1960. 28. Никовская Л. И., Степанов Е. И. Конфликты в современной России. -М., 2000. 29. Орлов Ю. М. Измерение мотивации достижения // Общая психодиагностика. - М., 1987. - С. 163-170. 30. Поронин С.В., Давыдов А.П. и др. Социальные конфликты в современном обществе. - М. 1993. 31. Психология конфликта/ Сост. и общая редакция Н.В Гришиной. - СПб.,2001. 32. Психология человека от рождения до смерти. / под. общ. ред. А.А. Реана. - СПб., 2002. 33. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности - СПб; 1996. 34. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.,1990 35. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процес-се. М., -1991. 36. Скотт Г. Способы разрешения конфликтов- Киев. 1991. 37. Скотт Г. Конфликты, пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат., 1991. 38. Социология конфликтов. - М., 1996 39. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива.- М. 1975. 40. Хайдер Ф. Психология межличностных отношений. - М., - 1990. 41. Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -Красноярск, 1996. 42. Хорни К. Наши внутренние конфликты. - СПб, 1997. 43. Шевандрин П.И. Социальная психология в образовании М. - 1995. 44. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000, с. 512. 45. Юркевич Н.Г. Семья и личность. Минск, 1986.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ. 1.1. Сущность и структура конфликтов. В научной литературе, конфликт - это столкновение противоположных, несовместимых друг другу тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми отрицательными переживаниями. Н. И. Шевандрин [43,с.341] дает следующее определение : «Конфликт - это противоречие между людьми, которое требует разрешения». В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений Самым распространенным в западной науке является определение Л. Козера: «Социальный конфликт может быть определен как борьба из-за ценностей или претензий на власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также нейтрализация, нанесение ущерба и устранение соперника». [18,с.232]. Здесь мы тоже можем сказать, что присутствует противоречие. Американские социологи Р. Мак и Ф. Хайдер попытались навести по-рядок в использовании терминов и проанализировать разные понятия, отра-жающие конфликтные отношения, например, такие как антагонизм интере-сов, агрессивность, вражда, конкуренция, социальный раскол и др. Признав, что ни одно из них не является синонимом понятия «конфликт», авторы бы вынужден констатировать: «Очевидно «конфликт» представляет собой большей частью резиноподобное понятие, которое можно растягивать, полученное использовать в своих целях»[40, с. 144]. Внешние условия конфликта в основном сводятся к тому, что удовле-творение каких - либо глубоких и активных мотивов и отношении личности становится вовсе невозможным или ставится под угрозу. Внешние условия конфликта в жизни любого человека в любом обществе возникают с неиз-бежной необходимостью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg