1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК
1.1 Управление земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения
Управление земельными ресурсами - это формирование и функционирование системы земельных отношений и землепользования, которая позволяет при обеспечении довольно высокого уровня как экологической, так и социальной жизнедеятельности, прогресс не только общественной, предпринимательской, но и иной деятельности, создание обстоятельств и условий для сохранения и возрождения свойств земли получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты [14].
Главная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли [8]. Цель показывает многообещающее состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Потребность в использовании земли возникает при непосредственном влиянии общества или отдельных субъектов на землю. На основе этого у каждого такого воздействия создается конкретная цель, которая связана с потреблением определенных свойств земли.
Результаты сельскохозяйственных организаций зависят от эффективности управления земельными ресурсами, поскольку они являются основным средством производства [21].
Эффективное развитие АПК тесно связано с рационализацией землепользования и развитием действия фактора интенсификации. Рациональным будет лишь такое использование земли в сельском хозяйстве, которое ведет к сохранению и умножению ее плодородия [26].
В мировой экономической науке особое место занимают исследования по проблемам формирования, развития и управления земельными ресурсами. Основным условием материального развития человеческого общества в течение всей тысячелетней истории являлась земля не только как фактор производства, но и объект управления. В свою очередь эволюция земельных отношений непосредственно отражала изменение отношений собственности на землю, которая имела определяющую роли в развитии, как национальной экономики, так и развития всего человечества [23].
Земельные ресурсы в широком смысле, как природные ресурсы - источник любого сырья на земле, становится важнейшим фактором производства, образуя тройственную цепь «земля-труд-капитал», отражающую приоритет земли как элемент начала [23].
Обзор научной литературы позволяет определить следующее уникальное тройственное свойство земли:
- являясь элементом производительных сил (напрямую - в сельскохозяйственном производстве и как пространственный базис - в других видах производства), она участвует в гражданском обороте с соответствующим объемом прав и ограничений;
- земля является объектом недвижимости и, как собственность, определяется своим объемом правовых и финансовых (капиталовложение) возможностей;
- земля является пространственно-историческим базисом развития человеческого этноса (государства) [8].
В результате такой тройственности эффективное управление земельными ресурсами возможно только при учете специфики земли и особенностей регионально-экономической политики (муниципальной в особенности, потому как около 80 % земельных ресурсов находится в ведении муниципальных образований).
Для сельского хозяйства земля является пространственным базисом его размещения и развития, но в то же время и предметом труда, средством труда, а также основным средством производства. Следовательно, все земельные вопросы и проблемы являются делом государственной важности при любой общественной системе [29].
Земельные ресурсы в экономическом отношении - это не только территориально-пространственная природная основа исторического местонахождения народа, но и сложный эколого-социальный фактор производства.
Однако земля не только предмет труда и основное средство производства, но и объект управления.
Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления. Объект и предмет управления создаются в результате многолетнего предшествующего периода и тесно связаны между собой.
Современные цель, задачи и функции управления земельными ресурсами только формируются российским обществом.
Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации (земли, находящиеся в пределах РФ).
Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению [38].
На создание и функционирование системы управления кроме объекта и предмета влияют цель и задачи управления, которые формируются обществом с учетом существующего уровня развития. Между объектом, предметом, целями и задачами управления существуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи формируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объект и предмет управления.
Само использование земли возникает при непосредственном воздействии общества или отдельных субъектов на землю. При этом у каждого такого воздействия имеется определенная цель, связанная с потреблением конкретных свойств земли. Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовости и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли. Такие границы создают согласно установленным и юридически оформленным (в виде правовых норм) правилам использования, регламентирующим земельные отношения и системы землепользования [23].
Данный смысл был еще заложен в 1907 г. П. А. Столыпиным. При обсуждении земельного законопроекта в III Думе П. А. Столыпин разъяснял основные идеи реформы: «…По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей. Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей» В цитате ясно видно преобладание стратегических и макроэкономических соображений, что было достаточно необычно для того времени и поэтому не вызывало понимания современников. Однако П. А. Столыпин понимал, что эта тема глобального значения [14].
Земельные отношения дают целостное представление об объективных закономерностях и существенных связях в аграрной сфере экономики, которые следует рассматривать в их динамике через призму взаимозависимости и взаимодействии трех базовых основ общественного прогресса: человек - собственность - государство.
Вершину этого треугольника венчает человек, который является основным действующим началом в хозяйственной практике, а применительно к сельскохозяйственной практике - это сельхозтоваропроизводитель. Именно хозяйственная практика сельхозтоваропроизводителя является основополагающим критерием развития земельных отношений, при котором полностью реализуется главный двигатель производства и общественного прогресса - это личный интерес человека, в частности материальный.
Остальные базовые условия, составляющие основу данного треугольника - собственность и государство - необходимы для реализации общественного прогресса в данной сфере земельных отношений.
Первая составляющая - это, прежде всего естественное и неприкосновенное право частной собственности, которая может выражаться как в индивидуальной, так и в коллективной форме либо по свободному выбору человека в различных хозяйственных формах.
Рассматривая управление земельными ресурсами отдельно от права собственности невозможно. Основу любой экономической системы составляют отношения собственности. В этом ракурсе «узловым моментом перехода к рыночной экономике выступает реформирование отношений собственности, прежде всего государственной [26].
Следовательно, вопрос о земельной собственности является основным в системе земельных отношений. Собственность на землю предполагает использование трех правомочий: владение, пользование и распоряжение. Право владения дает возможность собственнику использовать землю по своему усмотрению для ведения любого вида производства, кроме запрещенных законодательством. Право пользования землей предполагает использование ее по назначению в соответствии с актом о землепользовании. Профессор М. К. Васюнин [23] по поводу понятия «пользование» подчеркивал, что пользование не зависит от формы собственности, поэтому возможно использование вещи как собственником, так и несобствеником.
Под правом распоряжения предусматривается наличие и использование таких правомочий, как купля-продажа, дарение, обмен, залог, наследование и др.
В экономически развитых странах мира в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения придерживаются следующих основных принципов: главным вопросом является не форма собственности на землю, а права и обязанности землевладельцев и арендаторов. В данном случае необходимо четко различать границы понятий:
? земля как объект собственности;
? земля как объект хозяйствования [9].
В условиях развития рыночной экономики произошла переориентация на учет экономического аспекта, т.е. достижения максимума экономического эффекта, который зачастую приобретает вид максимума денежных поступлений в бюджет и окупаемости затрат без учета социальной составляющей. Следовательно, основная цель управления земельными ресурсами - создание и функционирование системы земельных отношений и землепользования, позволяющей при обеспечении достаточно высокого уровня экологических и социальных условий жизни, развитии эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности, формировании условий сохранения и восстановления свойств земли получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты. Субъектами управления можно считать всех участвующих в земельных отношениях, осуществляющих государственное, местное, и внутрихозяйственное управление, начиная от государства и заканчивая юридическим лицом и гражданином [40].
Функции государственного земельного управления - виды деятельности государственных органов исполнительной власти, необходимые для организации исполнения земельного законодательства. К полномочиям РФ в области земельных отношений относятся:
? установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
? установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
? государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
? установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
? изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
? разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
? иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами [5].
Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки [6].
Под организационной структурой системы управления понимают иерархическую соподчиненность органов, вырабатывающих решения по управлению земельными ресурсами.
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти, между которыми возможны два типа отношений:
? жесткое подчинение, которое характерно для министерств, ведомств, комитетов и инспекций. При жестком подчинении нижестоящий орган полностью подчинен вышестоящему;
? функциональное соответствие, когда органы выполняют аналогичные функции, отличающиеся только степенью детализации и полнотой функций. Вышестоящий орган вырабатывает общие правила и ограничения для нижестоящих.
Управление земельными ресурсами осуществляют на основе определенных принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты прав на земельные участки. Как было отмечено ранее, выделяются управляющая и управляемая системы с наличием определенного вида связей: прямых и обратных, директивных, стимулирующих, регулирующих. Сложились определенные организационно-структурные блоки системы управления, позволяющие распределить функции управления между различными органами управления (по горизонтали и вертикали), а также между субъектами с различными экономическими формами хозяйствования [8].
Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих, а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель. Это обеспечивает необходимые условия для своевременного выполнения федерального законодательства и приведение в соответствие уровней организации управляющей и управляемой систем [38].
Система органов государственного управления земельными ресурсами образует единую управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти: на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, муниципальных образований (административный район, поселения). Представительными органами государственной власти являются аппарат Президента Российский Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации [6].
Сложившаяся структура государственного управления земельными ресурсами обеспечивает четкое разграничение функций.
В любом государстве в обязательном порядке функционирует исторически сложившаяся правовая система, включающая следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные обычаи и др.
Для России наиболее характерный способ правового регулирования -нормативный акт, что обусловливается масштабами, централизацией и многонациональностью государства, необходимостью обеспечить единообразие применения правовых норм.
Закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных, в том числе и земельных, отношений.
В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам.
В области регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: первая, непосредственно посвященная земельным отношениям и управлению земельными ресурсами, и вторая, непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений и управлении земельными ресурсами. Аналогично формируются конституции и уставы субъектов Российской Федерации.
Конкурентоспособность предприятий АПК региона во многом зависит от эффективности управления земельными ресурсами, которые на протяжении длительного времени изучались учеными и практиками с экономической, экологической, политической, правовой, социальной точки зрения. Без эффективного управления земельными ресурсами невозможно развитие агропромышленного комплекса, объектов инфраструктуры, транспорта и связи. Все существование и развитие человечества, в конечном счете, сводится к взаимодействию с землей.
1.2 Сущность сельскохозяйственного производства и эффективности
Производство как процесс изготовления благ материального характера, использования рабочей силы, оборудования, природных ресурсов и материалов с целью изготовления определенных товаров и услуг [35].
Современный экономический словарь Б. А. Райзберга определяет производство как процесс создания разных видов экономического продукта. [24].
Сельскохозяйственное производство необходимо рассматривать в совокупности трех его элементов - техники, технологии и орга¬низации, которые тесно связаны между собой.
Основой деятельности любой организации является производственный процесс, который оказывает воздействие на его построение и формирование внутрихозяйственных подразделений [28].
Основные факторы производственного процесса - это сред¬ства труда (машины, оборудование, здания и т. д.), предметы труда (сырье, материалы, семена, корма и т. д.) и труд как целесообраз¬ная деятельность людей. Непосредственное взаимодействие этих трех основных факторов и образует его содержание.
Производственные процессы в организации разделяются на два вида: основные и вспомогательные. Основные процессы непо¬средственно связаны с превращением предметов труда в готовую продукцию. Вспомогательные процессы лишь способствуют тече¬нию основных процессов, но сами непосредственно в них не включаются (ремонт техники и т. п.).
Структура производственного процесса - это соотношение раз¬личных видов операций в его составе. Она зависит от ряда факто¬ров: технологии производства, технического оснащения предпри¬ятия, уровня организации производства и труда. Анализ структуры часто позволяет обнаружить возможности дальнейшего совершен¬ствования организации производства.
Производственным циклом называют период времени с момента начала производства до получения готовой продукции; он состоит из времени выполнения операций (основных и вспомогательных) и времени перерывов между операциями. На продолжительность производственного цикла также влияет множество факторов - технологических, организационных и экономических.
Сокращение длительности производственного цикла позволяет улучшить многие экономические показатели: снизить себестоимость продукции, улучшить использование производственных ресурсов, увеличить производство продукции, повысить производительность труда и т. д. Этого можно достичь за счет совершенствования техни¬ки и технологии, применения непрерывных и совмещенных техно¬логических процессов, углубления специализации и кооперирова¬ния, внедрения прогрессивных методов организации производства [38].
Любое производство, в том числе и сельскохозяйственное должно быть эффективным. Эффективность сельскохозяйственного производства - сложная экономическая категория. В ней отра¬жается одна из важнейших сторон общественного производства - результа¬тивность [23].
Экономическая эффективность - состояние экономики (его называют еще Парето- эффективным состоянием), в котором увеличение степени удовлетворения одного потребителя возможно без ухудшения удовлетворения для другого человека. Американские экономисты Э. Долан и Д. Линдсей поясняют состояние Парето-эффективности так: «Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно)» [44].
Понятие «экономическая эффективность» применяется в целях предоставления общей оценки результативности (эффективности) общественного производства. Эффективным считается такое состояние экономики, в котором потребности потребителей в максимальной степени удовлетворены при условии ограниченности ресурсов [22].
Эффективность производства - это экономическая категория отражающая сущность процесса расширенного воспроизводства [44].
Сущность экономической эффективности сельскохозяйствен¬ного производства может быть выражена через критерии и показа¬тели. Критерий - это признак, на основании которого производит¬ься оценка эффективности.
Критерий экономической эффективности общественного произ-водства в общем виде может быть сформулирован как максимум эффекта с единицы затрат общественного труда или минимум зат¬рат общественного труда на единицу эффекта.
Категория «эффективность» в широком понимании означает результативность. Академик РАСХН В.А. Добрынин отмечает, что эффект может быть поучен в натуральной или денежной форме, в виде экономии ресурсного или социального результата. Технологи и часто свою деятельность оценивают только полученным эффектом. Но сам по себе он не дает представления о результатах производства, так как не показывает, какой ценой получен…[17] Достигнутый эффект обязательно должен сопоставляться с затратами ресурсов. Экономическая эффективность - это отношение эффекта к затратам ресурсов на него, т. е.
Эф = Эт : Р, (1.1)
где Эф - экономическая эффективность;
Эт - эффект (результат);
Р - затраченные ресурсы.
Этот показатель выступает в качестве результативного фактора народного хозяйства и показывает решающее влияние на повышение доходов предприятия, улучшение финансирования производства, увеличение оплаты труда работников.
Показатели эффективности независимо от формы эффективности можно подразделить на обобщающие и частные. Обобщающий показатель экономической эффективности имеет две разновидности - затратную и ресурсную. В показателе затратного вида народнохозяйственному эффекту противостоят фактические затраты живого овеществленного труда, совершенные для получения этого эффекта и полностью вошедшие в стоимость произведенного продукта.
В показателе ресурсной эффективности экономическому эффекту противостоят не затраты труда непосредственно, а примененные для получения этого эффекта воспроизводимые ресурсы производства в их натуральном виде, в виде рабочей силы и производственных фондов [19].
Наряду с обобщающими показателями существуют частные показатели, которые отражаю эффективность функционирования какого-либо из видов труда. До перехода к рынку имелось несколько концепций критерия и показателей эффективности регионального производства.
Сторонники первой концепции исходят из того, что основной производственной функцией региона является удовлетворение потребностей народного хозяйства в определенных видах продукции. Ввоз продукции рассматривается как затраты, а вывоз – как результат функционирования региона. При этом обобщающий показатель эффективности региональной экономики (Э) можно представить в следующем виде:
Э = , (1.2)
где Е - стоимость продукции, вывозимой из региона;
L - стоимость продукции, ввозимой в регион;
Др - среднедушевое потребление в регионе;
Д - среднедушевое потребление в стране.
В приведенной формуле учитываются в качестве затрат только ресурсы, выделяемые региону со стороны общества, т.е. в основном внешние ресурсы.
Сторонники второй концепции полагают, что в условиях развитого общественного разделения труда может наблюдаться несовпадение вещественной формы и абсолютной величины потребленного и производственного продукта. Причем, что это неравенство ресурсов производства и потребления в регионе есть экономическая основа определения его вклада в общефедеральные ресурсы развития [23].
Однако на основе одного критерия эконо¬мической эффективности АПК невозможно дать экономическую оценку различным явлениям, происходящим в данном комплексе. Как известно, для разных отраслей, уровней и целей применяются разные показатели, которые органически должны быть связаны с основным критерием.
Экономическая эффективность зависит от эффективной работы, как производителей, так и от переработки и реализации продукции. Если на пути от производителя до потребителя теряется часть продукции или ухудшается ее качество, то это означает, что часть средств на этих стадиях затрачена впустую, не дав конечной эффективности. Взаимодействие между звеньями пос¬тоянно усложняется, усиливается их взаимное влияние на конечные результаты. Поэтому для достижения экономического эффекта необходима четкая связь между всеми звеньями производства [14].
Таким образом, конечный экономический эффект на любом уровне и в целом зависит как от рационального ис¬пользования всех факторов производства, так и от систематической экономии, снижения себесто¬имости продукции и повышения производитель¬ности труда.
Наиболее часто к основным показателям эко¬номической эффективности производства растениеводческой продукции относят: урожайность, валовой сбор, прибавку урожая, сумму затрат, себестоимость продукции, чистый доход, уровень рентабельности.
К результативным показателям эффективнос¬ти производства относятся: урожайность (ц/га); себестоимость - всего, в том числе оплата труда, стоимость минеральных удобрений (руб.); прямые затраты труда на 1 ц (чел. ч); расходы на мине¬ральные удобрения па I ц; семена, ядохимикаты, Г.С.М., автотранспорт, затраты на содержание уп-равленческого персонала; реализационная цена 1 ц (руб.); уровень окупаемости затрат (%) и др. [19].