Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Управление использованием земельных ресурсов на предприятиях сельского хозяйства Волгоградской области

irina_krut2020 930 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.03.2020
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении управления использованием земельных ресурсов на предприятиях сельского хозяйства и разработке перспективных рекомендаций их развития в конкретном субъекте агробизнеса. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: ? раскрыть и уточнить понятие «управление земельными ресурсами»; ? изучить эффективность управления производством; ? провести анализ регионального землепользования и сельскохозяйственной организации выявить особенности и потенциал; ? выявить проблемы управления земельными ресурсами и предложить направления развития; ? разработать сценарные варианты по совершенствованию управления земельными ресурсами и производством в ООО «Большой Морец». Предмет исследования - управление земельными ресурсами на предприятии сельского хозяйства. Объект исследования - ООО «Большой Морец» Еланского района Волгоградской области. Теоретическая и методологическая основа исследования- диссертационное исследование в основном опирается на труды российских ученых, посвященных проблемам исследования земельных ресурсов в сельском хозяйстве и особенностям и их управления, материалы государственных законодательных органов, постановления Правительства Российской Федерации, методические и нормативные разработки ряда научно-исследовательских учреждений. При реализации поставленных задач использована совокупность общенаучных и специальных методов и приемов экономического исследования: монографического, аналитического, графического, статистического, методов комплексной оценки экономической деятельности предприятия и сравнительного анализа. Информационной базой послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ, данные Управления Росреестра по Волгоградской области, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, методические рекомендации, научная и учебная литература, периодические издания, данные аналитических компаний, фонд правовой и нормативно-технической документации, оперативные данные и документы первичной отчетности ООО «Большой Морец», экспертные оценки и расчеты исследователей и практических работников; факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати; ресурсы Интернет, значительная часть работы основана на оригинальных материалах автора, полученных в результате исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в уточнении сущности понятия «управление земельными ресурсам», а также рекомендациях прикладного значения по совершенствованию управления земельными ресурсами в сельскохозяйственном предприятии. Отдельные элементы ее могут быть использованы в преподавании дисциплин для обучающихся Волгоградского государственного аграрного университета по соответствующим направлениям подготовки и реализуемых ООП. Публикации. По результатам исследования опубликовано 2 научных работы, общим объемом 0,5 п.л. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 наименований, а также 6 приложений. Во введении обоснована актуальность темы, степень изученности, определены цель и задачи, предмет и объект исследования, практическая и теоретическая значимость полученных результатов. В первой главе «Теоретические основы управления земельными ресурсами и производством в АПК» уточнена субъектно - объектная сущность понятия «управление земельными ресурсам» что позволяет определить параметры зон ответственности органов управления и создать предпосылки для дальнейшего совершенствования. Во второй главе «Анализ управления земельными ресурсами волгоградской области и ООО «Большой Морец» Еланского района Волгоградской области» проведен анализ регионального землепользования и выявлены его особенности; что позволяет обосновывать различные варианты моделей поведения участников земельных отношений. В третьей главе «Рекомендации по совершенствованию управления земельными ресурсами» предложено создание мотивационного механизма хозяйствования, включающего совокупность побудительных причин (предрасположенность, стремление и принуждение) и осознанное участие в управлении земельными ресурсами, а также обоснована целесообразность сценарных вариантов по совершенствованию управления земельными ресурсами и производством в ООО «Большой Морец» ориентированного на эффективное производство. Проведенное исследование позволило сформулировать заключение по управлению использованием земельных ресурсов на предприятиях сельского хозяйства.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что важнейшим направлением современной аграрной политики Российской Федерации является активное использование конкурентного преимущества агропромышленного производства - природного потенциала в виде земель сельскохозяйственного назначения. Земле принадлежит особое место в народнохозяйственном комплексе. Она национальное богатство страны, основа материального производства. В сельском хозяйстве она является одновременно и средством труда и предметом труда, т.е. становится главным средством производства. Экономическая оценка земли как главного средства производства имеет исключительно важное значение при разработке мероприятий по рациональному использованию земли, определению её цены и арендной платы. Поскольку земельный фонд страны является важнейшей составной частью национального богатства и окружающей среды то в условиях рыночных отношений основным источником информации по учету количества и качества земельных участков, а также объектов недвижимости по землепользователям является Государственный кадастр недвижимости. Он представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах недвижимости. Несмотря на то, что земля является национальным богатством и экономическим активом, а привлекательность её только усиливается из года в год, то возникает необходимость совершенствования управления и использования земельными ресурсами в агропромышленном комплексе на всех уровнях. Вместе с тем, многие вопросы, связанные с управлением земельными ресурсами в агробизнесе, а также эффективностью сельскохозяйственного производства остаются недостаточно изученными как в экономической науке, так и в хозяйственной практике. Данные обстоятельства и предопределили потребность в углубленном изучении выбранной темы. Степень разработанности проблемы - многосторонние аспекты изучаемой проблемы в области исследования земельных ресурсов сельскохозяйственных организаций и особенностей организации производства в современных условиях аграрной экономики России нашли отражение в трудах отечественных ученых Варламова А., Васюнина М., Зволинского В., Карповой Н., Коваленко Н., Козенко З., Кресниковой Н., Левина Г., Матюка Н., Минакова И., Овчинникова А., Пакулиной И., Ракутина М., Смирновой А., Строева Е., Узуна В., Фатыховой А., Шагайды Н., Шепитько Р. и др.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 4 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК........................................... 8 1.1 Управление земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения...................................................................................................... 8 1.2 Сущность сельскохозяйственного производства и эффективности....... 17 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ООО «БОЛЬШОЙ МОРЕЦ» ЕЛАНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ....................... 25 2.1 Особенности регионального землепользования...................................... 25 2.2 Экономическая характеристика производства и управления земельными ресурсами в ООО «БОЛЬШОЙ МОРЕЦ»............................ 34 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ.................................................................. 43 3.1 Проблемы управления земельными ресурсами.................................. 43 3.2 Сценарные варианты управления земельными ресурсами и производством в ООО «БОЛЬШОЙ МОРЕЦ» Еланского района Волгоградской области................................................................................ 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 60 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 62 ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 68
Список литературы

1. Антропов, Д. В. Особенности землепользования в зонах с особыми условиями использования территорий [Текст] / Д. В. Антропов // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 11. - С. 6 -10. 2. Артемова, Е. И. Эффективность инновационных процессов при производстве и реализации подсолнечника: монография [Текст] / Е. И. Артемова, К. Н. Плачинда; под ред. д.э.н., профессора Е.И. Артемовой. – Краснодар: КубГАУ, 2013. - 194 с. 3. Большая экономическая энциклопедия [Текст] /Т. П. Варламова, Н. А. Васильева, Л. Н. Неганова и др. - М.:Эксмо., 2008.- 816 с. 4. Варламов А. А., Основы кадастра недвижимости: учебник [Текст] / А. А. Варламов, С. А. Гальченко. - М.: Академия, 2013. - 221 с. 5. Варламов, А. А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 1: Теоретические основы государственного земельного кадастра [Текст] /А. А. Варламов. - М.: КолосС, 2016. - 385 с. 6. Варламов, А. А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 2: Управление земельными ресурсами [Текст] / А. А. Варламов. - М.: КолосС, 2016. - 528 с. 7. Выращивание подсолнечника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://orchardo.ru/274-tehnologiya-vyraschivaniya-podsolnechnika.html 8. Гагаринова, М. В., Управление земельными ресурсами: учеб. пособие [Текст] / Н. В. Гагаринова, М. В. Сидоренко. - 2-е изд. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - 160 с. 9. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ 10. Гурова, О. Н. Агрономические аспекты рационального насыщения полевых севооборотов посевами подсолнечника [Текст] // Вестник АПК Волгоградской области. - 2012.- №1-2(330).- С.14 - 16. 11. Денисова, Е. В. Внутрихозяйственное землеустройство [Текст] : учеб.- метод. пособие для выполнения практических занятий по направлению «Землеустройство и кадастры» / Е. В. Денисова, Е. В. Акутнева. - Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2014. - 112 с. 12. Закон Волгоградской области № 1778-ОД «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/819076044 13. Закон Волгоградской области № 691-ОД «Об основах мелиорации земель на территории Волгоградской области» (с изменениями на 06.07.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ipravo.info/volgograd1/act3/172.htm 14. Зверева, Г.Н. Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения: монография [Текст] / Г. Н. Зверева, Ю. С. Глушко // - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский ГАУ, 2013. - 108 с. 15. Зволинский, В. П. Рациональное природопользование - залог устойчивого развития России [Текст] / В. П. Зволинский // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2010. - № 6. - С. 35 - 47. 16. Зверева, Г.Н. Эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения в регионе / Г.Н.Зверева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.- 2013.- № 3 (24).- С.109 - 114. 17. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография [Текст] /отв. за выпуск И. Г. Учашев. - М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. - 447 с. 18. Как использовать Реглон Супер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agronomu.com/bok/3041-kak-ispolzovat-preparat-reglon-super-instrukciya-po-primeneniyu.html 19. Карцаева, А. Л. Методологические аспекты оценки эффективности овощного подкомплекса АПК [Текст] / А. Л. Карцаева// Региональная экономика: теория и практика. - 2006 - № 3(30). - С. 36 - 40. 20. Категории земель в Российской Федерации (2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki-land.ru/?p=537 21. Клипина, Е. А. Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 4-7. 22. Коваленко, Н. Я. Экономика сельского хозяйства [Текст]: учебник./ Н. Я Коваленко, А. Н. Романов, О. А. Моисеева, Г. А. Петранева. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2013. 23. Козенко, З. Н. Имущественные интересы сельхотоваропроизводителей: теоретические аспекты и современные направления реализации в регионе [Текст] / З. Н. Козенко, Г. Н. Зверева.- Волгоград: Нива, 2008.- 150 с. 24. Коллекция словарей на все слова, ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.vseslova.ru/index.php?dictionary=law&word=lichnoe_dvoryanstvo 25. Комитет сельского хозяйства Волгоградской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ksh.volganet.ru/ 26. Мажоров, П. М. Эффективное управление земельными ресурсами предприятия АПК на региональном уровне [Текст] / П. М. Мажоров / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Специальность 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (землеустройство). - М.: 2015. - 26 с. 27. Овчинников, А. С. Стратегия комплексного развития сельских территорий и эффективного функционирования АПК Волгоградской области в условиях ВТО [Текст] / А. С. Овчинников, Н. Н. Балашова, Н. В. Иванова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014.- № 1.- С. 16-20. 28. Организация сельскохозяйственного производства [Текст]: учебник / С. И. Грядов [и др.]; под ред. М. П. Тушканова, Ф. К. Шакирова. -. М.: ИНФРА-М, 2014. 29. Пакулина, И. С. Стратегия эффективного хозяйствования и землепользования аграрного предприятия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rusnauka.com/19_DSN_2010/Economics/61853.doc.htm 30. Российская федерация. Законы. «О государственной регистрации недвижимости» [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ. - Справочно - правовая система «Консультант Плюс». 31. Российская федерация. Законы. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ. - Режим доступа: - Справочно - правовая система «Консультант Плюс». 32. Российская федерация. Законы. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2002 г. № 101 - ФЗ.- Режим доступа: - Справочно - правовая система «Консультант Плюс». 33. Российская федерация. Законы. «Земельный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от25 октября 2001 г. № 136 -ФЗ. .- Режим доступа: - Справочно - правовая система «Консультант Плюс». 34. Российская Федерация. Стратегия по комплексному развитию сельских территорий Волгоградской области и эффективному функционированию агропромышленного комплекса в условиях ВТО с учетом социально-экономических, природно-климатических особенностей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ksh.volganet.ru/current-activity/programs 35. Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия [Текст]. - М.: ИНФРА - М Издательский дом, 2011. – 882 с. 36. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК [Текст]: Учебник / Г. В. Савицкая. - 8-e изд., испр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 519 с. 37. Севооборот зерновых культур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/science/20090515/171558045.html 38. Слезко, В. В. Управление земельными ресурсами и иными объектами недвижимости [Текст]: учебно-практический комплекс / В. В. Слезко. - М.: Евразийский открытый институт, 2013. - 158 c. 39. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// https://rosreestr.ru/site/ 40. Фатыхова, А. М. От теории к практике управления земельными ресурсами [Текст] / А. М. Фатыхова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 2. - С. 87-90. 41. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ 42. Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2018/396 43. Хинкис, Г. Л. Словарь терминов, употребляемых в геодезической и картографической деятельности [Текст]: (термины и словосочетания) / Г. Л. Хинкис, В. Л. Зайченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2009. - 171 с. 44. Шепитько, Р. С. Реализация потенциала сельского хозяйства региона [Текст]: монография / под ред. Р. С. Шепитько.- Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2016. - 240 с. 45. Экономические аспекты землепользования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agroekonomika.ru/2010/10/blog-post.html 46. Agricultural land Classificaion of England and Wales - MAFF, 1988. - 60 p. 47. Bastos E. A. et al. Evapotranspiration and crop coefficient of drip irrigated watermelon in Piaui coastline, Brazil // Engenharia Agricola. - 2012. - T. 32. - № 3. - P. 582 - 590. 48. National Soil Survey Handbook - USDA, NRCS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nrcs.usda.gov/wps/portal/nrcs/detail/soils/ref/?cid=nrcs142p2_054242 49. Rui M. A., Machado, David R. Bryla, M. L. Verissimo, A. M. Sena, M. R. G. Oliveira Nitrogen requirements for growth and early fruit development of drip - irrigated processing tomato (Lycopersicon esculentum Mill.) in Portugal //Journal of Food, Agriculture and Environment Vol. 6 (3): 215 - 218. 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.world-food.net. 50. The Center for Satellite Applications and Research Database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omao.noaa.gov/explore/star-center-satellite-applications - and-research
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ В АПК 1.1 Управление земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения Управление земельными ресурсами - это формирование и функционирование системы земельных отношений и землепользования, которая позволяет при обеспечении довольно высокого уровня как экологической, так и социальной жизнедеятельности, прогресс не только общественной, предпринимательской, но и иной деятельности, создание обстоятельств и условий для сохранения и возрождения свойств земли получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты [14]. Главная цель управления земельными ресурсами - обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли [8]. Цель показывает многообещающее состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Потребность в использовании земли возникает при непосредственном влиянии общества или отдельных субъектов на землю. На основе этого у каждого такого воздействия создается конкретная цель, которая связана с потреблением определенных свойств земли. Результаты сельскохозяйственных организаций зависят от эффективности управления земельными ресурсами, поскольку они являются основным средством производства [21]. Эффективное развитие АПК тесно связано с рационализацией землепользования и развитием действия фактора интенсификации. Рациональным будет лишь такое использование земли в сельском хозяйстве, которое ведет к сохранению и умножению ее плодородия [26]. В мировой экономической науке особое место занимают исследования по проблемам формирования, развития и управления земельными ресурсами. Основным условием материального развития человеческого общества в течение всей тысячелетней истории являлась земля не только как фактор производства, но и объект управления. В свою очередь эволюция земельных отношений непосредственно отражала изменение отношений собственности на землю, которая имела определяющую роли в развитии, как национальной экономики, так и развития всего человечества [23]. Земельные ресурсы в широком смысле, как природные ресурсы - источник любого сырья на земле, становится важнейшим фактором производства, образуя тройственную цепь «земля-труд-капитал», отражающую приоритет земли как элемент начала [23]. Обзор научной литературы позволяет определить следующее уникальное тройственное свойство земли: - являясь элементом производительных сил (напрямую - в сельскохозяйственном производстве и как пространственный базис - в других видах производства), она участвует в гражданском обороте с соответствующим объемом прав и ограничений; - земля является объектом недвижимости и, как собственность, определяется своим объемом правовых и финансовых (капиталовложение) возможностей; - земля является пространственно-историческим базисом развития человеческого этноса (государства) [8]. В результате такой тройственности эффективное управление земельными ресурсами возможно только при учете специфики земли и особенностей регионально-экономической политики (муниципальной в особенности, потому как около 80 % земельных ресурсов находится в ведении муниципальных образований). Для сельского хозяйства земля является пространственным базисом его размещения и развития, но в то же время и предметом труда, средством труда, а также основным средством производства. Следовательно, все земельные вопросы и проблемы являются делом государственной важности при любой общественной системе [29]. Земельные ресурсы в экономическом отношении - это не только территориально-пространственная природная основа исторического местонахождения народа, но и сложный эколого-социальный фактор производства. Однако земля не только предмет труда и основное средство производства, но и объект управления. Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления. Объект и предмет управления создаются в результате многолетнего предшествующего периода и тесно связаны между собой. Современные цель, задачи и функции управления земельными ресурсами только формируются российским обществом. Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации (земли, находящиеся в пределах РФ). Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению [38]. На создание и функционирование системы управления кроме объекта и предмета влияют цель и задачи управления, которые формируются обществом с учетом существующего уровня развития. Между объектом, предметом, целями и задачами управления существуют достаточно тесные взаимосвязи. Так, цель и задачи формируются с учетом состояния объекта и предмета управления, а уже сформированные цель и задачи при их реализации формируют объект и предмет управления. Само использование земли возникает при непосредственном воздействии общества или отдельных субъектов на землю. При этом у каждого такого воздействия имеется определенная цель, связанная с потреблением конкретных свойств земли. Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовости и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли. Такие границы создают согласно установленным и юридически оформленным (в виде правовых норм) правилам использования, регламентирующим земельные отношения и системы землепользования [23]. Данный смысл был еще заложен в 1907 г. П. А. Столыпиным. При обсуждении земельного законопроекта в III Думе П. А. Столыпин разъяснял основные идеи реформы: «…По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей. Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей» В цитате ясно видно преобладание стратегических и макроэкономических соображений, что было достаточно необычно для того времени и поэтому не вызывало понимания современников. Однако П. А. Столыпин понимал, что эта тема глобального значения [14]. Земельные отношения дают целостное представление об объективных закономерностях и существенных связях в аграрной сфере экономики, которые следует рассматривать в их динамике через призму взаимозависимости и взаимодействии трех базовых основ общественного прогресса: человек - собственность - государство. Вершину этого треугольника венчает человек, который является основным действующим началом в хозяйственной практике, а применительно к сельскохозяйственной практике - это сельхозтоваропроизводитель. Именно хозяйственная практика сельхозтоваропроизводителя является основополагающим критерием развития земельных отношений, при котором полностью реализуется главный двигатель производства и общественного прогресса - это личный интерес человека, в частности материальный. Остальные базовые условия, составляющие основу данного треугольника - собственность и государство - необходимы для реализации общественного прогресса в данной сфере земельных отношений. Первая составляющая - это, прежде всего естественное и неприкосновенное право частной собственности, которая может выражаться как в индивидуальной, так и в коллективной форме либо по свободному выбору человека в различных хозяйственных формах. Рассматривая управление земельными ресурсами отдельно от права собственности невозможно. Основу любой экономической системы составляют отношения собственности. В этом ракурсе «узловым моментом перехода к рыночной экономике выступает реформирование отношений собственности, прежде всего государственной [26]. Следовательно, вопрос о земельной собственности является основным в системе земельных отношений. Собственность на землю предполагает использование трех правомочий: владение, пользование и распоряжение. Право владения дает возможность собственнику использовать землю по своему усмотрению для ведения любого вида производства, кроме запрещенных законодательством. Право пользования землей предполагает использование ее по назначению в соответствии с актом о землепользовании. Профессор М. К. Васюнин [23] по поводу понятия «пользование» подчеркивал, что пользование не зависит от формы собственности, поэтому возможно использование вещи как собственником, так и несобствеником. Под правом распоряжения предусматривается наличие и использование таких правомочий, как купля-продажа, дарение, обмен, залог, наследование и др. В экономически развитых странах мира в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения придерживаются следующих основных принципов: главным вопросом является не форма собственности на землю, а права и обязанности землевладельцев и арендаторов. В данном случае необходимо четко различать границы понятий: ? земля как объект собственности; ? земля как объект хозяйствования [9]. В условиях развития рыночной экономики произошла переориентация на учет экономического аспекта, т.е. достижения максимума экономического эффекта, который зачастую приобретает вид максимума денежных поступлений в бюджет и окупаемости затрат без учета социальной составляющей. Следовательно, основная цель управления земельными ресурсами - создание и функционирование системы земельных отношений и землепользования, позволяющей при обеспечении достаточно высокого уровня экологических и социальных условий жизни, развитии эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности, формировании условий сохранения и восстановления свойств земли получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты. Субъектами управления можно считать всех участвующих в земельных отношениях, осуществляющих государственное, местное, и внутрихозяйственное управление, начиная от государства и заканчивая юридическим лицом и гражданином [40]. Функции государственного земельного управления - виды деятельности государственных органов исполнительной власти, необходимые для организации исполнения земельного законодательства. К полномочиям РФ в области земельных отношений относятся: ? установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; ? установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков; ? государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра; ? установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; ? изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа; ? разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; ? иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами [5]. Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд РФ, административно-территориальные единицы, земельные участки [6]. Под организационной структурой системы управления понимают иерархическую соподчиненность органов, вырабатывающих решения по управлению земельными ресурсами. Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти, между которыми возможны два типа отношений: ? жесткое подчинение, которое характерно для министерств, ведомств, комитетов и инспекций. При жестком подчинении нижестоящий орган полностью подчинен вышестоящему; ? функциональное соответствие, когда органы выполняют аналогичные функции, отличающиеся только степенью детализации и полнотой функций. Вышестоящий орган вырабатывает общие правила и ограничения для нижестоящих. Управление земельными ресурсами осуществляют на основе определенных принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты прав на земельные участки. Как было отмечено ранее, выделяются управляющая и управляемая системы с наличием определенного вида связей: прямых и обратных, директивных, стимулирующих, регулирующих. Сложились определенные организационно-структурные блоки системы управления, позволяющие распределить функции управления между различными органами управления (по горизонтали и вертикали), а также между субъектами с различными экономическими формами хозяйствования [8]. Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих, а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель. Это обеспечивает необходимые условия для своевременного выполнения федерального законодательства и приведение в соответствие уровней организации управляющей и управляемой систем [38]. Система органов государственного управления земельными ресурсами образует единую управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти: на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, муниципальных образований (административный район, поселения). Представительными органами государственной власти являются аппарат Президента Российский Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации [6]. Сложившаяся структура государственного управления земельными ресурсами обеспечивает четкое разграничение функций. В любом государстве в обязательном порядке функционирует исторически сложившаяся правовая система, включающая следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные обычаи и др. Для России наиболее характерный способ правового регулирования -нормативный акт, что обусловливается масштабами, централизацией и многонациональностью государства, необходимостью обеспечить единообразие применения правовых норм. Закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных, в том числе и земельных, отношений. В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. В области регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: первая, непосредственно посвященная земельным отношениям и управлению земельными ресурсами, и вторая, непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений и управлении земельными ресурсами. Аналогично формируются конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Конкурентоспособность предприятий АПК региона во многом зависит от эффективности управления земельными ресурсами, которые на протяжении длительного времени изучались учеными и практиками с экономической, экологической, политической, правовой, социальной точки зрения. Без эффективного управления земельными ресурсами невозможно развитие агропромышленного комплекса, объектов инфраструктуры, транспорта и связи. Все существование и развитие человечества, в конечном счете, сводится к взаимодействию с землей. 1.2 Сущность сельскохозяйственного производства и эффективности Производство как процесс изготовления благ материального характера, использования рабочей силы, оборудования, природных ресурсов и материалов с целью изготовления определенных товаров и услуг [35]. Современный экономический словарь Б. А. Райзберга определяет производство как процесс создания разных видов экономического продукта. [24]. Сельскохозяйственное производство необходимо рассматривать в совокупности трех его элементов - техники, технологии и орга¬низации, которые тесно связаны между собой. Основой деятельности любой организации является производственный процесс, который оказывает воздействие на его построение и формирование внутрихозяйственных подразделений [28]. Основные факторы производственного процесса - это сред¬ства труда (машины, оборудование, здания и т. д.), предметы труда (сырье, материалы, семена, корма и т. д.) и труд как целесообраз¬ная деятельность людей. Непосредственное взаимодействие этих трех основных факторов и образует его содержание. Производственные процессы в организации разделяются на два вида: основные и вспомогательные. Основные процессы непо¬средственно связаны с превращением предметов труда в готовую продукцию. Вспомогательные процессы лишь способствуют тече¬нию основных процессов, но сами непосредственно в них не включаются (ремонт техники и т. п.). Структура производственного процесса - это соотношение раз¬личных видов операций в его составе. Она зависит от ряда факто¬ров: технологии производства, технического оснащения предпри¬ятия, уровня организации производства и труда. Анализ структуры часто позволяет обнаружить возможности дальнейшего совершен¬ствования организации производства. Производственным циклом называют период времени с момента начала производства до получения готовой продукции; он состоит из времени выполнения операций (основных и вспомогательных) и времени перерывов между операциями. На продолжительность производственного цикла также влияет множество факторов - технологических, организационных и экономических. Сокращение длительности производственного цикла позволяет улучшить многие экономические показатели: снизить себестоимость продукции, улучшить использование производственных ресурсов, увеличить производство продукции, повысить производительность труда и т. д. Этого можно достичь за счет совершенствования техни¬ки и технологии, применения непрерывных и совмещенных техно¬логических процессов, углубления специализации и кооперирова¬ния, внедрения прогрессивных методов организации производства [38]. Любое производство, в том числе и сельскохозяйственное должно быть эффективным. Эффективность сельскохозяйственного производства - сложная экономическая категория. В ней отра¬жается одна из важнейших сторон общественного производства - результа¬тивность [23]. Экономическая эффективность - состояние экономики (его называют еще Парето- эффективным состоянием), в котором увеличение степени удовлетворения одного потребителя возможно без ухудшения удовлетворения для другого человека. Американские экономисты Э. Долан и Д. Линдсей поясняют состояние Парето-эффективности так: «Если существует способ улучшить ваше положение, не нанося никому ущерба, то проходить мимо такой возможности бессмысленно (неэффективно)» [44]. Понятие «экономическая эффективность» применяется в целях предоставления общей оценки результативности (эффективности) общественного производства. Эффективным считается такое состояние экономики, в котором потребности потребителей в максимальной степени удовлетворены при условии ограниченности ресурсов [22]. Эффективность производства - это экономическая категория отражающая сущность процесса расширенного воспроизводства [44]. Сущность экономической эффективности сельскохозяйствен¬ного производства может быть выражена через критерии и показа¬тели. Критерий - это признак, на основании которого производит¬ься оценка эффективности. Критерий экономической эффективности общественного произ-водства в общем виде может быть сформулирован как максимум эффекта с единицы затрат общественного труда или минимум зат¬рат общественного труда на единицу эффекта. Категория «эффективность» в широком понимании означает результативность. Академик РАСХН В.А. Добрынин отмечает, что эффект может быть поучен в натуральной или денежной форме, в виде экономии ресурсного или социального результата. Технологи и часто свою деятельность оценивают только полученным эффектом. Но сам по себе он не дает представления о результатах производства, так как не показывает, какой ценой получен…[17] Достигнутый эффект обязательно должен сопоставляться с затратами ресурсов. Экономическая эффективность - это отношение эффекта к затратам ресурсов на него, т. е. Эф = Эт : Р, (1.1) где Эф - экономическая эффективность; Эт - эффект (результат); Р - затраченные ресурсы. Этот показатель выступает в качестве результативного фактора народного хозяйства и показывает решающее влияние на повышение доходов предприятия, улучшение финансирования производства, увеличение оплаты труда работников. Показатели эффективности независимо от формы эффективности можно подразделить на обобщающие и частные. Обобщающий показатель экономической эффективности имеет две разновидности - затратную и ресурсную. В показателе затратного вида народнохозяйственному эффекту противостоят фактические затраты живого овеществленного труда, совершенные для получения этого эффекта и полностью вошедшие в стоимость произведенного продукта. В показателе ресурсной эффективности экономическому эффекту противостоят не затраты труда непосредственно, а примененные для получения этого эффекта воспроизводимые ресурсы производства в их натуральном виде, в виде рабочей силы и производственных фондов [19]. Наряду с обобщающими показателями существуют частные показатели, которые отражаю эффективность функционирования какого-либо из видов труда. До перехода к рынку имелось несколько концепций критерия и показателей эффективности регионального производства. Сторонники первой концепции исходят из того, что основной производственной функцией региона является удовлетворение потребностей народного хозяйства в определенных видах продукции. Ввоз продукции рассматривается как затраты, а вывоз – как результат функционирования региона. При этом обобщающий показатель эффективности региональной экономики (Э) можно представить в следующем виде: Э = , (1.2) где Е - стоимость продукции, вывозимой из региона; L - стоимость продукции, ввозимой в регион; Др - среднедушевое потребление в регионе; Д - среднедушевое потребление в стране. В приведенной формуле учитываются в качестве затрат только ресурсы, выделяемые региону со стороны общества, т.е. в основном внешние ресурсы. Сторонники второй концепции полагают, что в условиях развитого общественного разделения труда может наблюдаться несовпадение вещественной формы и абсолютной величины потребленного и производственного продукта. Причем, что это неравенство ресурсов производства и потребления в регионе есть экономическая основа определения его вклада в общефедеральные ресурсы развития [23]. Однако на основе одного критерия эконо¬мической эффективности АПК невозможно дать экономическую оценку различным явлениям, происходящим в данном комплексе. Как известно, для разных отраслей, уровней и целей применяются разные показатели, которые органически должны быть связаны с основным критерием. Экономическая эффективность зависит от эффективной работы, как производителей, так и от переработки и реализации продукции. Если на пути от производителя до потребителя теряется часть продукции или ухудшается ее качество, то это означает, что часть средств на этих стадиях затрачена впустую, не дав конечной эффективности. Взаимодействие между звеньями пос¬тоянно усложняется, усиливается их взаимное влияние на конечные результаты. Поэтому для достижения экономического эффекта необходима четкая связь между всеми звеньями производства [14]. Таким образом, конечный экономический эффект на любом уровне и в целом зависит как от рационального ис¬пользования всех факторов производства, так и от систематической экономии, снижения себесто¬имости продукции и повышения производитель¬ности труда. Наиболее часто к основным показателям эко¬номической эффективности производства растениеводческой продукции относят: урожайность, валовой сбор, прибавку урожая, сумму затрат, себестоимость продукции, чистый доход, уровень рентабельности. К результативным показателям эффективнос¬ти производства относятся: урожайность (ц/га); себестоимость - всего, в том числе оплата труда, стоимость минеральных удобрений (руб.); прямые затраты труда на 1 ц (чел. ч); расходы на мине¬ральные удобрения па I ц; семена, ядохимикаты, Г.С.М., автотранспорт, затраты на содержание уп-равленческого персонала; реализационная цена 1 ц (руб.); уровень окупаемости затрат (%) и др. [19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 89 страниц
2670 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 101 страница
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 75 страниц
11000 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 104 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg