Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Тренинг на уроках ОБЖ как способ профилактики вредных привычек учащихся

irina_krut2020 475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 19 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2020
Объект исследования: профилактика развития вредных привычек у школьников. Предмет исследования: тренинг на уроках ОБЖ как форма профилактики вредных привычек учащихся. Цель: выявить возможности тренинга по профилактике развития вредных привычек учащихся на уроках ОБЖ. Задачи 1. Дать характеристику процесса профилактики развития вредных привычек у школьников. 2. Дать характеристику тренинга как активной формы проведения занятий со школьниками. 3. Выявить сформированность вредных привычек и осведомленность учащихся о их влиянии на здоровье человека. 4. Выявить результативность урока-тренинга в решении задачи профилактики развития вредных привычек у школьников. Практическая значимость: 1) Витвицкий П.А. Тренинги на уроках ОБЖ как форма профилактики вредных привычек учащихся / Сб. материалов ХХХVI Межд. научно-практ. конф. «Приоритетные научные направления: от теории к практике». – Новосибирск, 2017. – С. 79-82. 2) Витвицкий П.А. Проблема профилактики развития вредных привычек учащихся. - Научный альманах, 2016. - №5-2 (19). - С. 65-69.
Введение

Актуальность темы нашего исследования определяется неослабевающей значимостью и необходимостью своевременной профилактики развития вредных привычек у школьников. В настоящее время в нашем обществе значительное количество людей имеет ряд разрушительно действующих на здоровье вредных привычек. Все формы зависимостей не появляются сами собой, в большинстве случаев они возникают от подражания другим, в частности, ближнему социальному окружению. Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным перед разрушающими формами поведения, демонстрируемыми окружающими, являются дети, перенимающие эти поведенческие привычки как часть поведения значимых взрослых. Предупреждение вредных привычек у школьников – это одно из важнейших направлений воспитательной работы общеобразовательных учреждений, осуществляемое в неразрывной связи с умственным, трудовым, физическим и нравственным воспитанием. Однако, в связи с объективными обстоятельствами, часть учащихся подросткового возраста, в силу разных причин, не только попадают в группу риска по семейным характеристикам, но и самоустраняются от воспитательно-профилактических воздействий. Попадание таких детей в педагогически неорганизованную среду и приводит к формированию у таких учащихся вредных различных вредных привычек. Из всего перечня вредных привычек мы выделили в качестве предмета своего исследования курение. (статистику). Подростковый возраст является наиболее чувствительным к негативным воздействиям социальной среды. Поэтому очень важно, своевременно осуществлять психолого-педагогические воспитательные воздействия на учащихся с целью формирования у них устойчивого негативного отношения к курению. Возможность отдельных предметов школьной программы позволяет воспитывать устойчивость к вредным привычкам. Такой предмет, как ОБЖ значительной частью своего содержания направлен на решение этой проблемы. Но, в тоже время, профилактика развития вредных привычек учащихся должна осуществляться постоянно, а тематическое содержание курса ОБЖ не позволяет это делать регулярно, так как значительное внимание необходимо уделять многим другим важным темам. В этой связи, возникает необходимость усиления результативности проводимых занятий. Такая форма проведения занятия как тренинг, позволяет повысить эффект данной работы, так как относится к активным формам деятельности, с непосредственным участием самих обучающихся.
Содержание

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК УЧАЩИХСЯ ….………………………………….5 1.1. Проблема профилактики развития вредных привычек у школьников……………………………………………………………..5 1.2. Характеристика процесса профилактики развития вредных привычек у школьников…………………………………………….. 1.2. Возможности предмета ОБЖ в решении проблемы профилактики вредных привычек у школьников……………………………………………..9 1.3. Тренинг, как активная форма проведения занятий по профилактике вредных привычек у школьников ………………………………………….…12 ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.…………………16 ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРЕНИНГОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК УЧАЩИХСЯ ….18 3.1. Анализ сформированности вредных привычек и осведомленности учащихся о их влиянии на здоровье человека……………..... 3.2. Анализ результативности тренингов в профилактике развития вредных привычек у школьников 8-го класса.…………………………………………23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26 ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…..28 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………....31
Список литературы

1. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева //М.: РУДН. – 2006. – С. 284. 2. Багнетова Е.А. Образ жизни и факторы риска здоровью учащихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / Е.А. Багнетова // Сургут: Дефис. – 2013. – С. 178. 3. Багнетова Е.А. Сформированность здоровых поведенческих привычек учащихся старших классов / Багнетова Е.А., Е.С. Цибран // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий». – Белгород. – 2015. – №8. – Ч. X. – C. 18-21. 4. Бакико И.В. Проблема предупреждения вредных привычек у школьников в психолого-педагогической литературе [Текст] / Бакико И.В. // Наука, техника и образование. – 2016. – №2 (20) – С. 160-164. 5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высш. шк., –1991. – 105 с. 6. Верещагина Л. Вредные привычки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vunderkindiki.ru/statja6. Дата обращения 13.01.2013. 7. Вохмянин И. Г. Не подлежит оправданию [Текст] / Вохмянин И. Г. // М.: Педагогика. – 1986. – С. 128. 8. Горбатенко Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании. / Л.С. Горбатенко // М.: Феникс, – 2012. – С. 352. 9. Добровольное сумасшествие: Разговор с подростками о том, как уберечь себя от вредных привычек // Библиотека. – 2001. – № 8. – С. 55-59. 10. Зекиев Э. В., Байбуртли Ф. М. Роль учителя ОБЖ в профилактике вредных привычек [Текст] / Э. В. Зекиев, Ф. М. Байбуртли // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 521-523. 11. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики / Е. Иваницкая, Т. Щербакова. – М. : Чистые пруды. – 2008. – С. 32. 12. Калмыкова В.С. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста / В.С. Калмыкова, Н.А. Федько // Медицинский вестник Северного Кавказа – 2010. – Т.18. – № 2. – С. 30-33. 13. Михайлов А.И., Кириллов В.Ф., Сланина С.В. и др. Вредные привычки подростков и их связь с показателями здоровья [Текст] / А.И. Михайлов, В.Ф. Кириллов, С.В. Сланина // Здоровье населения и среда обитания. – 2009. – № 1. – С. 18-22 14. Некрасов В. П. Физическая культура против пьянства [Текст] / В. П. Некрасов // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 37-39. 15. Ореховская Н.А. Об общей культуре первокурсника технического вуза / Н.А. Ореховская // Высшее образование в России. – 2014. – №3. – С. 135-139. 16. Ореховская Н. А. Тренинг как форма обучения в высшей школе // КПЖ. – 2015. – №6. – С. 2. 17. Петров Н.В. Вредные привычки / Н.В. Петров, А.В. Михайлова // Культура. Духовность. Общество. – 2014. – №15. – С. 125-130. 18. Рублева И.А., Слабковская А Б., Персин Л.С. и др. Изучение психоневрологического статуса, речевых и двигательных нарушений у детей с вредными привычками [Текст] / И.А. Рублева, А Б. Слабковская, Л.С. Персин // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2009. – № 3. – С. 27-29. 19. Смирнов В. В. Проблема профилактики вредных привычек учащейся молодежи в отечественном образовании [Текст] / В. В. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2008. – №6. – С.78-79. 20. Точилова Т.Ю., Ишеков Н.С., Соловьев А.Г. Факторный анализ психофизиологических и личностных особенностей подростков - воспитанников детских домов, употребляющих психоактивные вещества [Текст] / Т.Ю. Точилова, Н.С. Ишеков, А.Г. Соловьев // Наркология. – 2012. – Т. 11. – № 6. – С. 60-63. 21. Шихов Ю. А. О парадигмах профессиональной педагогики / Ю. А. Шихов // Альманах современной науки и образования. – 2007. – №5. – С. 256-29. 22. Шутьков С.А. Вопросы совершенствования активного и нтерактивного обучения в высшей школе [Текст] / С.А. Шутьков // Ученый совет, –2015. – №1-2. – С. 65-71.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК УЧАЩИХСЯ 1.1. Проблема профилактики развития вредных привычек учащихся Проблема профилактики вредных привычек у школьников всегда была и в наши дни является актуальной, так как любому обществу необходимо здоровое молодое поколение. В последние годы все более возрастает роль учебных учреждений в передаче учащимся знаний о научных основах сохранения и укрепления здоровья и развития мотивации к безопасному и здоровому образу жизни [2]. Тем более, что общеобразовательные школы, отражая все процессы, происходящие в обществе, несут немалую долю ответственности за существующее нарушение в состоянии здоровья детей. Средствами учебно-воспитательного процесса школы могут осуществлять здоровье сохраняющую деятельность и формировать ЗОЖ учащихся на протяжении всего курса обучения в образовательной организации [1,3]. В результате научных исследований давно доказано влияние различных поведенческих факторов риска, в том числе и вредных привычек, на возникновение различных заболеваний человека [1]. Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно [1]. Профилактика (в переводе с греческого – предохранительный, предупредительный) – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д. [1]. В научной литературе понятие «вредная привычка» определяется как автоматически повторяющееся (ситуативное) действие, наносящее вред общественному или личному здоровью [6]. Она появляется при недостаточном внимании родителей к воспитанию. Непатологические привычки считаются менее опасными, хотя несоблюдение режима дня, физической активности, неправильное питание негативно сказываются на здоровье. Патологические же привычки, к которым относят различные зависимости: алкогольную, наркотическую, игровую, компьютерную и т.д., вызывают нарушения личности. Отмечены изменчивость настроения и мотивации, возбудимость, агрессивность, эмотивность и тревожность; гиперреактивность и дефицит внимания [12, 13, 18, 20] Вредные привычки школьников - предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости. Вредные привычки - проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые [21]. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. В чем же ценность здорового образа жизни? На этот вопрос существует много вариантов ответов. Каждый человек находит в нем свои преимущества. Кто - то надеется на то, что такой образ жизни позволит продлить молодость и красоту, кого-то привлекает возможность оставаться стройным и подтянутым, прекрасно себя чувствовать. Правильное питание, распорядок дня позволяют школьнику гораздо лучше усваивать школьную программу. Физическое и умственное здоровье - это взаимосвязанные понятия [21]. К сожалению, не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации [21]. В основу работы с подрастающим поколением должен быть положен возрастной принцип, и беседы о формах и негативных влияниях вредных привычках необходимо строить с учетом возраста ребенка. Особенно актуальным является воспитание здорового образа жизни у старшеклассников, так как их возраст является наиболее опасным с точки зрения возможного приобщения к поведенческим рискам. Важнейшими условиями такого воспитания должны быть: целенаправленность, систематичность, дифференцированность - в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей, уровня учебно-познавательной деятельности, развития школьника [21]. Предупреждение вредных привычек в учащихся - важное направление воспитательно-профилактической работы общеобразовательных школ, осуществляется в неразрывной связи с умственным, трудовым, физическим и нравственным воспитанием. В процессе этой работы формируется гармонично развитая личность, воспитываются у школьников нравственные нормы, прививаются общечеловеческие ценности, умение вести здоровый образ жизни. Однако, в связи с объективными обстоятельствами, часть учащихся подросткового возраста с отклонениями в поведении часто самоустраняется от различных воспитательно-профилактических мероприятий и, следовательно, попадает в педагогически неорганизованную среду, приводит подростков к различным неконтролируемым поступкам и в конечном итоге к формированию вредных привычек - пьянства и алкоголизма [4]. А.Л. Турчак отмечает, что «при формировании иммунитета к употреблению cпиртных напитков y учеников cтаршего школьного возраcта ведущую роль cледует отводить воспитанию cоциально значимых мотивов физкультурно-cпортивной деятельности и овладению cистемой знаний о здоровом образе жизни, алкоголе и его влиянии на молодой организм. Формирование проиcходит наиболее уcпешно при уcловии уcвоения школьниками трезвых установок и выработке умения принимать правильное решение в обстоятельствах, которые вынуждают к употреблению cпиртных напитков...». Большое значение занятиям физической культурой в предупреждении вредных привычек рекомендует В.П. Некрасов. Он отмечает: «Для того чтобы отказаться от пьянства, а точнее для того, чтобы даже не начинать, надо воспитывать в себе физическую культуру. Можно утверждать, что влечение к спиртному будет резко уменьшаться, если начнет расти физическая культура каждого человека» [14]. Принципы, на которых основывается деятельность в профилактической работе употребления ПАВ, алкоголя и курения в школьной среде, следующие: 1. Комплексность. Предполагает согласование взаимодействия на межведомственном и профессиональном уровнях. 2. Дифференцированность. Подразумевает определение целей и задач, средств и согласованности результатов. Осуществляется с учетом возрастных особенностей ребенка, степенью его социальной зрелости, вовлечения в школьную среду. 3. Аксиологичность. Ведущим аспектом профилактической работы в школе мы выделяем социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей. Психологический аспект направлен на формирование стрессоустойчивых установок. В образовательном аспекте – формируем систему представлений и знаний о злоупотреблении алкоголем, наркотиками и никотином. 4. Системность. Предполагает при реализации профилактической деятельности в образовательной среде организационно-методическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций. 5. Легитимность. При организации профилактической работы в учебном учреждении необходимо опираться на правовую базу, определяющую и регламентирующую профилактическую деятельность. Профилактика вредных привычек у школьников - задача, которая должна стоять как перед учителями, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 36 страниц
900 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg