1. Теоретические аспекты формирования расходов банка
1.1 Экономическая сущность и классификация расходов банка
Расходы банка - это затраты денежных средств банка на выполнение различных операций банка и обеспечение его функционирования.
Под расходами банка понимается совокупность издержек, связанных с проведением активных и пассивных операций, осуществлением административно-хозяйственной деятельности банка в целом, выполнением обязательств перед государственным бюджетом и внебюджетными фондами, формированием резервов по сомнительным активам, на риски и платежи [1].
Важное значение для эффективного управления деятельностью банка имеет правильное формирование доходов и расходов - главного фактора определения прибыли банков. Последняя в свою очередь служит оценочным показателем деятельности банка. Банки при помощи пассивных операций аккумулируют необходимые для своего функционирования денежные средства - собственные, привлеченные и эмитированные. Учитывая, что доля собственных средств не превышает обычно 15 %, то для привлечения несобственных средств банки несут значительные расходы процентного характера. Комиссионные операции выполняются банками по поручению клиентов за определенную плату (комиссию). Однако и здесь банки несут расходы, связанные с проведением посреднических операций.
К примеру, формально клиентские международные платежи осуществляются за счет клиентских ресурсов, однако для их проведения требуется техническая инфраструктура, люди, подключение к сети SWIFT, ресурсы на счетах "ностро", что в сумме дает затраты, которые следует учитывать не по методу прямого счета (комиссионные доходы минус комиссионные расходы), а комплексно.
О размерах всех и отдельных видов расходов нельзя судить только по их абсолютной величине и ее темпах роста. Дело в том, что по мере роста банка, увеличение его активов, закономерно растет и абсолютная величина расходов.
Поэтому для оценки закономерностей изменения отдельных видов расходов используются относительные показатели величины расходов на рубль активов.
Анализ расходов банка осуществляется аналогично доходам, и начинается с исследования структуры расходов по экономическому содержанию - операционные и неоперационные расходы. Следует отметить, что к операционным расходам банка относят все процентные расходы и часть непроцентных [2].
Если в процессе анализа выявляется, что за период произошло увеличение операционных расходов, то это отражает неблагоприятное состояние конъюнктуры рынка, на котором банк привлекает ресурсы, либо может свидетельствовать об ухудшении менеджмента в банке.
Особое внимание заслуживает анализ таких групп статей, как расходы, связанные с обеспечением функционирования банка. При анализе расходов на функционирование банка следует учитывать, что доля этих расходов в сумме расходов банка не должна превышать 60 процентов.
В условиях экономического кризиса, который сопровождается банкротствами, банки должны направлять значительные средства на создание резервов для покрытия сомнительных и убыточных операций.
Одним из методов контроля за обоснованностью расходов банка, ориентированного на их рациональное снижение, является бюджетирование, которое представляет собой составление системы взаимосвязанных финансовых планов коммерческого банка.
Сокращению расходов банка также будут способствовать:
? улучшение структуры ресурсной базы, т.е. увеличение доли расчетных, текущих и прочих депозитных счетов клиентов и сокращение доли дорогостоящих депозитных инструментов - например, межбанковских кредитов;
? оптимальное сокращение непроцентных расходов.
Основным направлением снижения расходной части коммерческих банков является минимизация налогообложения. В целом за последние годы налоговое бремя банков снизилось, что положительно сказывается на их деятельности.
Также основными направлениями по улучшению эффективности использования расходов банка предполагаются следующие направления:
? улучшение условий труда;
? снижение внереализационных расходов;
? механизация и автоматизация производственных процессов и внедрение передовых технологий;
? экономия использования всех видов материальных ресурсов;
? совершенствование механизма управления расходами.
В процессе анализа расходов банка необходимо не только проанализировать в динамике абсолютные и относительные величины расходов, но и выделить основные факторы, повлиявшие на их уровень с тем, чтобы принять необходимые управленческие решения.
Расходы коммерческого банка можно классифицировать по следующим признакам: [2]
? по характеру;
? по форме;
? по способу учета;
? по периоду, к которому они относятся;
? по способу ограничения;
? по влиянию на налогооблагаемую базу.
По характеру расходы коммерческого банка классифицируют следующим образом:
? Операционные расходы;
? Процентные расходы;
? Комиссионные расходы;
? Прочие операционные расходы;
? Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка;
? Расходы по оплате труда персонала банка;
? Расходы по уплате налогов;
? Отчисления в специальные резервы;
? Прочие расходы.
Операционные расходы. Расходы, непосредственно связанные с выполнением различных банковских операций, называют операционными. Их можно также назвать условно-переменными расходами, так как в отличие от других видов расходов их величина напрямую зависит от объема совершаемых банком операций [3].
Операционные расходы банка легче, чем другие виды, поддаются контролю и анализу, поскольку значительная их часть - административно - хозяйственные расходы являются относительно постоянными и вполне прогнозируемыми
Часть кредитных и иных вложений может осуществляться за счет собственных средств банка, тем не менее, основную массу кредитных ресурсов формируют привлеченные средства. В связи с этим наибольшую часть расходов обычного коммерческого банка составляет уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных операций, выпуска ценных бумаг. Так как эта плата обычно осуществляется в форме процентов, эти расходы принято называть процентными.
У универсального коммерческого банка, активно занимающегося кредитной деятельностью, доля процентных расходов может составлять около 70% всех его затрат. Однако этот показатель индивидуален для каждого конкретного банка [4].
Деятельность банка по оказанию клиентам услуг некредитного характера сопряжена, главным образом, с расходами по оплате услуг посреднических организаций. Обычно плата за их услуги взимается в форме комиссии от суммы совершаемой операции, поэтому данная группа расходов получила название комиссионных, т.е. это комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию, полученные гарантии и поручительства и т.д. Хотя комиссионные расходы обычно составляют незначительную долю в общей массе расходов, они в значительной степени влияют на цены и уровень доходности некредитных услуг банка, таких, как расчетные, конверсионные, гарантийные, депозитарные.
В отдельную группу выделяют прочие операционные расходы, то есть расходы по операциям на финансовых рынках. К ним относят: дисконтный расход по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, иностранной валюты и другого имущества.
Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка. В экономической теории такие расходы называют условно-постоянными, так как их величина напрямую не зависит от объема совершаемых банком операций и остается относительно постоянной. В небольших и средних по размеру активов банках сумма этих расходов бывает сопоставима с суммой операционных расходов. У крупных банков с большими объемами привлеченных и размещенных ресурсов расходы по обеспечению функционирования банка растворяются в массе операционных затрат и могут составлять 10-12% общей суммы расходов [5].
Каждый банк по-своему, с различной степенью детализации классифицирует эти расходы в зависимости от выбранной системы бюджетирования. Обычно в расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают:
1) амортизацию основных средств и нематериальных активов;
2) расходы по аренде, ремонту оборудования;
3) канцелярские расходы;
4) расходы по содержанию автотранспорта;
5) расходы по приобретению спецодежды;
6) эксплуатационные расходы по содержанию зданий;
7) другие расходы по обеспечению деятельности банка.
Расходы по оплате труда персонала банка складываются из заработной платы, премий, начислений на заработную плату.
Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным, на владельцев автотранспортных средств, на пользователей автодорог и другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций, т.е. отражаемые на расходных счетах банка.В отдельную группу расходов выделяют отчисления в специальные резервы на покрытие возможных потерь по ссудам, под обесценение ценных бумаг и на покрытие возможных убытков по прочим активным операциям, по дебиторской задолженности [5].
Прочие расходы банка разнообразны по своему составу. К ним относят: [6]
1) расходы на рекламу;
2) командировочные и представительские расходы;
3) расходы на подготовку кадров;
4) расходы по компенсации затрат сотрудникам банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей;
5) маркетинговые расходы;
6) расходы по аудиторским проверкам;
7) судебные расходы;
8) расходы по публикации отчетности;
9) другие расходы.
В форме отчета банка о прибылях и убытках по характеру операций выделяют три вида расходов кредитной организации:
1) расходы по банковским операциям и другим сделкам (процентные расходы по межбанковским кредитным (МБК) и депозитным операциям, расходы по долговым операциям и др.);
2) операционные расходы, носящие в основном рыночный характер (расходы по операциям с ценными бумагами на рынке, по переоценке активов, применению производных инструментов, расходы, связанные с обеспечением деятельности);
3) прочие расходы (в основном разового характера: штрафы, пени, неустойки, расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году, платежи в возмещение причиненных убытков, расходы от списания недостач материальных ценностей, денежной наличности, расходы на благотворительность и др.).
По форме различают процентные и непроцентные расходы:[7]
1) процентные расходы:
? проценты по вкладам и депозитам населения (в рублях и инвалюте);
? проценты по счетам организаций, депозитам юридических лиц и депозитным счетам (в рублях и инвалюте);
? расходы на выплату процентов за использование кредитных ресурсов (в рублях и инвалюте);
? процентные расходы по выпущенным долговым обязательствам;
? прочие процентные расходы;
2) непроцентные расходы:
? операционные расходы (кроме процентных);
? расходы на оплату труда персонала;
? административно-хозяйственные расходы;
? резерв на возможные потери;
? расходы по операциям с ценными бумагами и отрицательная курсовая разница от переоценки ценных бумаг;
? расходы по операциям в инвалюте и отрицательная переоценка средств в инвалюте;
? налоги, относимые на расходы;
? прочие непроцентные расходы.
Приведенная классификация расходов банка используется, прежде всего, для оценки динамики уровня и структуры процентных и непроцентных расходов, а также для сравнения темпов роста этих групп расходов с соответствующими группами доходов банка. Опережение темпов роста процентных расходов над процентными доходами является фактором падения процентной маржи (разницей между процентным доходом и процентным расходом банка) и свидетельствует о несопряженности управления процентными ставками по активным и пассивным операциям банка, структурой привлечения и размещения ресурсов.
По периоду, к которому относятся расходы, выделяют расходы текущего периода и расходы будущих периодов. Последние могут быть связаны с начисленными, но не выплаченными процентами по кредитным и депозитным операциям, по операциям с ценными бумагами, отрицательными разницами переоценки активов.
По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, по компенсации расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Эти расходы учитываются полностью на расходных счетах банка, но затраты сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка. [8]
По влиянию на налогооблагаемую базу затраты банка делятся на три группы:
1) Расходы, относимые на себестоимость банковских услуг, т.е. учитываемые на расходных счетах, и уменьшающие налогооблагаемую базу банка при расчете налога на прибыль.
2) Расходы, учитываемые на расходных счетах, но не уменьшающие налогооблагаемую базу банка.
3) Расходы, прямо относимые на убытки банка и не учитываемые при расчете налогооблагаемой базы банка.
Классификация расходов банка на отдельные группы в зависимости от необходимого подхода к изучению затрат весьма важна для всестороннего анализа расходов и определения направлений их минимизации, а также для расчета себестоимости банковских услуг и уплаты налога на прибыль.
1.2 Источники формирования расходов банка
Источниками формирования расходов банка являются следующие статьи, которые можно представить в сгруппированном виде (Таблица 1):
Таблица 1. Источники формирования расходов банка [9]
1. Расходы, связанные с осуществлением непосредственно банковской деятельности:
- начисленные и уплаченные проценты по счетам до востребования, в том числе расчетным, текущим счетам предприятий и организаций, счетам «лоро» банков-корреспондентов, срочным вкладам и депозитам, а также по межбанковским кредитам;
- расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой;
- расходы по операциям с ценными бумагами;
- расходы по операциям с драгоценными металлами;
- расходы, связанные с перевозкой и хранением денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;
- операционные расходы.
2. Расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банка и содержанием материально-технической базы:
- амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам;
- арендная плата по основным средствам;
- эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, транспорта;
- канцелярские расходы.
Продолжение таблицы 1
3. Расходы, создающие условия для проведения банковских операций:
- расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
- расходы по оплате почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи, в том числе за пользование факсимильной и спутниковой связью;
- расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежных средств (пластиковых карт, дорожных чеков и др.);
- расходы по приобретению и изготовлению бланков, форм отчетности, чековых книжек, других носителей банковской информации;
- расходы по подписке на специальные издания;
- суммы платы за обучение сотрудников банка на основе договоров с учебными заведениями, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников.
4. Расходы, связанные с имиджем банка:
- представительские расходы;
- расходы на рекламу;
- командировочные расходы;
- оплата маркетинговых, консультационных, информационных услуг;
- оплата аудиторских услуг, предоставляемых банку независимой аудиторской фирмой на договорной основе как с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета, проспекта эмиссии для банков, созданных в форме акционерного общества, так и в ходе периодических проверок в соответствии с требованиями Национального банка Республики Беларусь;
- отчисления в специальные резервы, созданные банком в соответствии с требованиями Национального банка Республики Беларусь (резерв под возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг).
Продолжение таблицы 1
5. Расходы на содержание аппарата управления, по оплате труда работников банка и связанные с ними обязательные отчисления.
6. Налоги, включаемые в соответствии с законодательством в затраты банка
1.3 Себестоимость операций банка и ценообразование банковских продуктов
Банковский продукт (услуга) - разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационно структуры). [10]
В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.
Особенности банковских услуг состоят в следующем: [11]
? они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции;
? оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах;
? абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;
? купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени.
Важной чертой продукта банка является его имидж.
Имидж - это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих последнему особое своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов. [12]
Имидж продукта складывается под воздействием следующих факторов:
? имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт;
? качество продукта;
? характеристики аналогичного продукта других банков;
? критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользующихся указанным продуктом.