Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Учет и контроль нефинансовых активов в Федеральном Казначействе.

irina_krut2020 2475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2020
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей организации учета нефинансовых активов в казенных учреждениях, анализ и оценка эффективности их использования на примере Федерального казначейства. Задачами выпускной квалификационной работы являются: - рассмотреть теоретические вопросы организации бухгалтерского учета в казенных учреждениях и его основные объекты; - дать характеристику методологическим аспектам учета нефинансовых активов в казенных учреждениях; - дать характеристику практическим аспектам бухгалтерского и налогового учета, порядку проведения инвентаризации нефинансовых активов в Федеральном казначействе; - провести анализ нефинансовых активов на примере Федеральном казначейства. Объектом исследования является – Федеральное казначейство. Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является организация учета ни инвентаризации нефинансовых активов в казенном учреждении. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были использованы законодательные, нормативные, методические материалы, учебные пособия, публикации в специальных журналах, связанные с особенностями организации и проведения учета нефинансовых активов в казенных учреждениях. Практическая значимость исследования заключалась в том, что в ходе подготовки написания настоящей выпускной квалификационной работы в Федеральном казначействе был выявлен ряд недостатков по организации и ведению бухгалтерского учета нефинансовых активов. Что позволило совместно с администрацией учреждения принять необходимые меры по их устранению и оптимизации ведения бухгалтерского учета.
Введение

Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что нефинансовые активы составляют существенную часть стоимости активов любой бюджетной организации, а затраты на них составляют значительную долю в расходах организации и влияют на себестоимость оказываемых услуг. В хозяйственной деятельности любого бюджетного учреждения особе место занимают нефинансовые активы. В бюджетном учреждении они осуществляют одну из первостепенных ролей в организации его нормальной работы, и надлежащая организация их учета играет важную роль в эффективности их использования. Нефинансовые активы в бюджетном учете - это совокупность имущества, используемого в осуществляемой бюджетной организацией деятельности. Корректное отражение нефинансовых активов в бюджетном учете - это важнейшая задача бухгалтера учреждения. Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды. Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как: • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности); • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра); • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы); • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы). В отношении НФА могут осуществляться операции: • получения или создания; • выбытия. Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первичной документации. Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н. Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами: • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17); • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18); • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й); • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й). Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ 4 1.1.Нефинансовые активы: состав, виды и использование в организациях государственного сектора 4 1.2. Нормативное регулирование учета нефинансовых активов в организациях государственного сектора. 10 1.3. Современное состояние внутреннего контроля в государственном секторе и особенности внутреннего контроля нефинансовых активов 21 ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ 27 2.1 Организационно-экономическая характеристика Федерального казначейства, состав и использование нефинансовых активов 27 2.2 Состояние бюджетного учета нефинансовых активов 35 2.3 Реформирование российских стандартов бухгалтерского учета в области учета нефинансовых активов 47 ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ 63 3.1 Организация внутреннего контроля нефинансовых активов 63 3.2 Инвентаризация нефинансовых активов – контрольная функция бюджетного учета 68 3.3 Оценка эффективности внутреннего контроля нефинансовых активов и пути совершенствования внутреннего контроля. 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
Список литературы

1.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ 2.Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://classinform.ru/okof-2.html 3. Приказ Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://puti-uspeha.ru/spravka/836-instrukciya-plan-schetov-bydget162n.html 4.Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=118263 5.Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 259н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71486638/ 6.Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216121/#dst100011 7.Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216359/#dst100011 8.Приказ Минфина России от 31.12.2016 N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216118/#dst100011 9.Балдина, С. В. Бюджетный учет в Российской Федерации / С.В. Балдина. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2016. - 816 c. 10.Бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях: Учебное пособие / Маслова Т.С. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 544 с.. 11.Бухгалтерский учет в государственных учреждениях (казенных, бюджетных, автономных) / М. Е. Василенко, Т. А. Полещук, РИОР : ИНФРА-М, 2018, 207 стр. 12.Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Учебное пособие / Мизиковский Е.А., Маслова Т.С. - М.: Магистр, ИНФРА-М Издательский Дом, 2017. - 335 с. 13.Бюджетный учет и отчетность / А.С. Бизина и др. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2013. - 288 c. 14.Бюджетный учет и отчетность: Учебное пособие / Созин М.Л. - Рязань:Академия ФСИН России, 2014. - 151 с.: 15.Вахрушина М.А. Бюджетный учет и отчетность : учебное пособие / М.А.Вахрушина , А.С.Бизина , Н.Н.Сибилева , А.А.Соколов . - М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. - 282с. 16.Данилов Д. Е. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Д. Е. Данилов, В. Е. Арабникова, Л. К. Шипиков. — Минск: Интерпрессервис, 2015. — 336 с. 17.Жуклинец, И. И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. И. Жуклинец. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 504 с. 18.Казенные учреждения: корреспонденция счетов бюджетного учета : учеб. пособие / Т. С. Маслова, Р. О. Маслов. — М. : Магистр : Инфра-М, 2018. — 232 с. 19.Качкова, О.Е. Организация бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс] : Монография / О. Е. Качкова, Т. И. Кришталева, В. И. Супроткина и др.; под ред. к.э.н., доцента Качковой О. Е. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 100 с. 20.Коренкова, С. И. Бюджетный учет и отчетность : учебное пособие для СПО / С. И. Коренкова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 197 с. 21. Красноперова, О. А. Бюджетный учет / О.А. Красноперова. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - 296 c. 22.Опарина С.И., Кришталева Т.И., Гурко А.И. Бюджетный учет и отчетность. Т.2.: учебник и практикум / С.И.Опарина, Т.И. Кришталева, А.И.Гурко; под ред. С.И.Опариной.- М.: Юрайт, 2015.- 347 с. 23.Опарина С.И., Кришталева Т.И., Гурко А.И. Бюджетный учет и отчетность. Т.1.: учебник и практикум / С.И.Опарина, Т.И. Кришталева, А.И.Гурко; под ред. С.И.Опариной.- М.: Юрайт, 2015.- 347 с. 24.Основы бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учре­ждениях : учебное пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017.- 190 с 25.Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления : учебно- методический комплес / Е.В.Охотский. - М. : Юрайт, 2013. - 701с 26.Попова, М. И. Бухгалтерский учет в казенных учреждениях : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Попова, И. И. Жуклинец. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 519 с. 27.Нестеров В. И., Новые правила бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений, «Дело и сервис», 2016, 519 стр. 28.Учебное пособие «Бюджетный учет и отчетность» для направления «Экономика»- Махачкала: ДГУНХ, 2017.- 164с. 29.Актуальные вопросы перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/12/main/Sergey_Vladimirovich_Romanov.pdf 30.Определение и критерии признания нематериальных активов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://buh.ru/articles/documents/14168/ 31.Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/pravila_vedeniya_buhgalterskogo_ucheta_v_kazennyh_uchrezhdeniyah/ 32.Нефинансовые активы в бюджетном учете - это… http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/nefinansovye_aktivy_v_byudzhetnom_uchete_eto/ 33.Нефинансовые активы: какие новшества в документальном оформлении? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/937313.html 34.Особенности учета нефинансовых активов в бюджетных учреждениях [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10125/ 35.Вложения в нефинансовые активы в учете учреждения бюджетной сферы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/11750 36.Как формировать стоимость нефинансовых активов бюджетного учреждения [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/art/21591-kak-formirovat-stoimost-nefinansovyh-aktivov-byudjetnogo-uchrejdeniya 37.Структура бухгалтерского учета нефинансовых активов в автономных учреждениях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/13650 38. Нефинансовые активы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://glavkniga.ru/situations/k502906 39. Проверка использования нефинансовых активов в государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finexg.ru/proverka-ispolzovaniya-nefinansovyx-aktivov-v-gosudarstvennyx-municipalnyx-uchrezhdeniyax/ 40. Что такое – нефинансовые активы? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://spmag.ru/articles/chto-takoe-nefinansovye-aktivy 41. Приказ Минфина РФ от 17.11.2017 № 194н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». 42. Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению». 43. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само¬управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. 44.Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н. 45. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н. 46. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НЕФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ 1.1 Нефинансовые активы: состав, виды и использование в организациях государственного сектора Для целей бухгалтерского учета, публичного раскрытия и формирования показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности активом признается имущество, которое принадлежит субъекту учета и находится в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление экономических выгод или полезного потенциала. Под нефинансовыми активами (или НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды. В соответствии с п. 22 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 06.10.2010 № 162н, в учете бюджетных организаций РФ применяются следующие основные категории НФА: – основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности); – активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра); – материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы); – имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы). Имущество государственного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ. Причем собственником имущества государственного учреждения является РФ, муниципальное образование, субъект РФ. Условия принятия активов в качестве основных средств установлены в п. 38 Инструкции № 162н: – находятся на консервации, в эксплуатации, запасе, полученные в лизинг (сублизинг), сданные в аренду; – используются в процессе деятельности учреждения при оказании услуг, выполнении им работ или для управленческих нужд; – срок полезного использования более 12 месяцев. Материальные объекты имущества, кроме периодических изданий, которые составляют библиотечный фонд государственного учреждения, к учету принимаются в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования. Следовательно, стоимость объекта критерием отнесения его к материальным запасам или основным средствам не является. К основным средствам не относятся те объекты, которые служат меньше одного года, независимо от стоимости, материальные запасы, оборудование и машины, подлежащие монтажу и (или) сданные в монтаж, а также объекты, которые находятся в пути или числятся в составе капитальных незавершенных вложений. Для организации учета объектов основных средств необходима правильная их классификация и группировка. Группировка основных средств по видам приведена в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 и в п. 37 Инструкции № 162н. Среди объектов бюджетного учета выделяют нефинансовых активы, к которым относятся: – основные средства; – нематериальные активы; – непроизведенные активы; – материальные запасы. Рисунок 1 - Состав нефинансовых активов государственного учреждения (Источник: составлен автором) Таблица 1 - Структура инвестиций в нефинансовые активы млрд. руб. 2014 2015 2016 2017 В % к итогу Инвестиции в нефинасовые активы-всего 10195.9 10532.9 10742.3 11427.5 100 инвестиции в основные средства 10065.7 10379.6 10496.3 11282.5 98,7 инвестиции в непроизведенные нефинансовые активы 130.2 153.3 246.0 145.0 1,3 *(Источник: составлена автором) Таким образом, основная доля нефинансовых активов госсектора принадлежит инвестициям в основные средства. Единица учета основных средств – инвентарный объект (п. 45 Инструкции № 162н). Инвентарный объект основных средств – объект со всеми принадлежностями и приспособлениями, отдельный конструктивно обособленный предмет, комплекс конструктивно сочлененных предметов. При наличии у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, которые имеют разный срок полезного использования, каждая эта часть учитывается как инвентарный самостоятельный объект . Комплекс конструктивно-сочлененных предметов — один или несколько предметов одного или разного назначения, которые имеют общие принадлежности и приспособления, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в итоге чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять собственные функции лишь в составе комплекса, а не самостоятельно. В качестве единицы учета основных средств принимается инвентарный объект. Критерии признания используются к инвентарному объекту в целом. Состав инвентарного объекта подлежит определению, учитывая целесообразность, существенность информации и положений Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций госсектора «Основные средства». Стандартом определена возможность осуществлять учет объектов основных средств с одинаковым сроком полезного использования и несущественной стоимостью как один инвентарный объект, то есть комплекс основного средства. Помимо этого, в качестве единицы учета подлежит признанию часть объекта, для которого отличается срок полезного использования и существенная стоимость, вне зависимости от физического обособления. Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по выбытию и поступлению активов методом прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или другим способом, который обеспечивает сохранность маркировки. Если объект основного средства – сложный (комплекс конструктивно-сочлененных предметов), т.е. включает в себя конструктивные предметы (обособленные элементы), которые составляют вместе с ним единое целое, то на каждом этом конструктивном предмете (элементе) должен быть обозначен инвентарный номер, который присвоен основному средству (комплексу конструктивно-сочлененных предметов, сложному объекту). Инвентарный номер, который присвоен объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в бюджетном учреждении. Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются. При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в тех случаях, которые определены требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер используется для бухгалтерского учета с отражением в регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства. В положениях стандарта «Основные средства» увеличены стоимостные показатели (поднята граница) для «малоценных» основных средств: - объект ОС стоимостью до 10 тыс. руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, не подлежат амортзации. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта ОС подлежит списанию с балансового учета с одновременным его отражением на забалансовом счете; - объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 тыс. руб. включительно подлежат списанию амортизации в размере 100% первоначальной стоимости при передаче его в эксплуатацию; - иные объекты основных средств стоимостью от 10 тыс. до 100 тыс. руб. включительно подлежат амортизации в размере 100% первоначальной стоимости при передаче их в эксплуатацию; - объекты ОС стоимостью свыше 100 тыс. руб. подлежат амортизации согласно рассчитанным в установленном порядке нормам амортизации. Инструкциями № 162н не установлено каких-либо требований к порядку формирования учреждениями инвентарных номеров объектов основных средств. Поэтому учреждения могут самостоятельно разработать правила формирования инвентарных номеров и отразить эти правила в учетной политике. Вариантов формирования инвентарных номеров может быть несколько. Вариант 1. В инвентарном номере может быть зашифрован месяц и год поступления основного средства, код вида деятельности, код аналитического и (или) синтетического учета, порядковый номер. Вариант 2. Объектам основных средств присваивается инвентарный номер, который учитывает структуру основных средств этого учреждения, а также источники их приобретения. Так, инвентарный номер основного средства может состоять из 11 знаков и формироваться в следующем порядке: – X — код финансового обеспечения (18 разряд счета); – XXX — код синтетического счета (19—21 и разряды счета); – XX — код аналитического счета (22—23 разряды счета); – XXXXX — порядковый номер объекта в группе. К примеру, инвентарный номер 41013500001 означает: – 410135 — транспортное средство — иное движимое имущество учреждения, которое приобретено за счет средств бюджета; – 00001 — порядковый номер транспортного средства. 1.2. Нормативное регулирование учета нефинансовых активов в организациях государственного сектора. В соответствие со статьями 165 и 264.1 Государственного кодекса Российской Федерации, статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в целях регулирования государственного учета активов и обязательств Российской Федерации Минфином России был утвержден Федеральный стандарт ««Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Для организации учета основных средств применяются три вида оценки: первоначальная; балансовая; остаточная. Объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. В бухгалтерском учете государственного учреждения формирование первоначальной стоимости объектов основных средств зависит от способа приобретения объекта (таблица 2). Таблица 2 - Порядок определения первоначальной стоимости основных средств при их поступлении в государственное учреждение Способ приобретения основных средств Формирование первоначальной стоимости в бухгалтерском учете порядок формирования нормативный документ 1. Приобретение за плату, изготовление и (или) сооружение Сумма вложений государственного учреждения с учетом НДС, кроме приобретения, изготовления и (или) сооружения объекта в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено НК РФ Пункты 23 и 47 Инструкции № 162н 2. Стоимость приобретения выражена в иностранной валюте Оцениваются в валюте РФ, которая исчислена путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату принятия вложений в нефинансовые активы к учету Пункт 30 Инструкции № 162н 3. В обмен на иное имущество, отличное от денежных средств Стоимость тех ценностей, которые переданы или подлежат передаче учреждением для выполнения обязательств по договору Пункт 24 Инструкции № 162н 4. Безвозмездно, в т.ч. по договору дарения Оценочная текущая стоимость на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, которые связаны с их регистрацией, доставкой и приведением их в состояние, пригодное для использования Пункт 25 Инструкции № 162н 5. Неучтенные объекты основных средств в итоге инвентаризации По оценочной текущей стоимости, которая установлена для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету Пункт 31 Инструкции № 162н 6. По договору сублизинга (лизинга) В сумме затрат лизингодателя на его сооружение, приобретение, изготовление, доставку и доведение до состояния пригодного к использованию, кроме сумм налогов, которые подлежат вычету или учитываются в составе расходов Пункт 26 Инструкции № 162н *(Источник: составлена автором) Поступившие в бюджетное учреждение активы к бухгалтерскому учету принимаются по фактической (первоначальной) стоимости. То есть в сумме фактических вложений в их сооружение, приобретение или создание (изготовление), с учетом сумм НДС, предъявленных подрядчиками и (или) поставщиками (кроме их изготовления, сооружения и приобретения в рамках деятельности, которая облагается НДС, если другое не предусмотрено НК РФ) Первоначальной стоимостью признается: –у материальных запасов при их приобретении, создании (изготовлении) – их фактическая стоимость; – у объектов непроизведенных активов – фактические вложения учреждения в их приобретение, кроме объектов, которые впервые вовлекаются в хозяйственный (экономический) оборот – их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету; – у объектов нефинансовых активов, которые получены по договорам, предусматривающим выполнение обязательств (оплату) не денежными средствами – стоимость активов, которые переданы или подлежат передаче учреждением для выполнения обязательств по договору. Устанавливается она исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах учреждение определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить цену стоимость активов определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются нефинансовые аналогичные активы; – у объектов нефинансовых активов, которые получены учреждением безвозмездно (по договору дарения), – их рыночная текущая стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, которые связаны с их регистрацией, доставкой и приведением их в состояние, пригодное для использования. При этом под рыночной текущей стоимостью объекта понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в итоге продажи актива на дату принятия его к учету. Рыночная текущая стоимость определяется на основании цены, которая действует на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно. Причем исходя из норм пункта 3 Инструкции № 162н, бухучет в муниципальных (государственных) учреждениях ведется методом начисления, по которому итоги операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства при расчетах, которые связаны с осуществлением операций. Основные средства поступают из разных источников. Независимо по каким направлениям они поступали первоначально стоимость приобретения, строительства и иные затраты на их приобретение формируются на следующих счетах бухгалтерского учета (п. 49 Инструкции № 162н,): – 0 106 11 000 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения»; – 0 106 21 000 «Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»; – 0 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения»; – 0 106 41 000 «Вложения в основные средства — предметы лизинга», а потом первоначальная сформированная стоимость объекта основных средств переносится в состав аналитических счетов, предусмотренных рабочим планом счетов учреждения. На данных счетах государственное учреждение отражает все затраты, которые связаны с приобретением основных средств. Сформированная при приобретении основных средств стоимость объекта основных средств списывается с кредита указанных счетов в дебет счета 0 101 00 000 «Основные средства». К счету 0 101 00 000 «Основные средства» открываются аналитические счета, которые предусматриваются рабочим планом счетов государственного учреждения. Все операции по внутреннему перемещению, поступлению объектов основных средств оформляются оправдательными первичными документами: – приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) (приложение 5 к Приказу Минфина России № 52н); – актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) (приложение 5 к Приказу Минфина России № 52н). Для принятия к учету объектов основных средств в учреждении создается постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов (п. 25 Инструкции № 162н). Такая комиссия создается приказом руководителя государственного учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками. У этой комиссии довольно обширные полномочия. Согласно Инструкции № 162н члены комиссии должны принимать решения о судьбе основного средства в разные моменты использования его в деятельности государственного учреждения (таблица 3). Таблица 3 - Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств № п.п. Факт хозяйственной жизни Решение комиссии Основание для принятия решения 1 Принятие к бухгалтерскому учету объекта основных средств Определение первоначальной стоимости объекта Пункт 25 Инструкции № 162н Определение срока полезного исполь-зования объекта Пункт 44 Инструкции № 162н 2 Принятие к бухгалтерскому учету объекта основных средств бывших в эксплуатации Определение срока полезного использования Пункт 44 Инструкции № 162н 3 Изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств Уточнение срока полезного использования Пункт 44 Инструкции № 162н *(Источник: составлена автором) При приобретении объектов основных средств бюджетными учреждениями в разряде 18 номера счета бухгалтерского учета указывается КФО: – 2 — за счет приносящей доход деятельности (собственных доходов учреждения) – 4 — за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; – 5 — за счет субсидии на иные цели; – 6 — за счет субсидии на цели осуществления капитальных вложений; – 7 — за счет средств по обязательному медицинскому страхованию. Для отражения расчетов государственного учреждения с поставщиками и подрядчиками по приобретению основных средств используются счета 0 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 0 208 31 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств», 0 302 31 000 «Расчеты по приобретению основных средств». При приобретении особо ценного имущества наибольшую сложность вызывают вопросы: – Приобретение объектов основных средств за счет двух источников финансирования может осуществляться тогда, когда обнаруживается недостаток субсидии, предоставленной учреждению, и недостающая часть оплачивается учреждением за счет средств, полученных им от приносящей доход деятельности. При приобретении имущества за счет двух источников финансового обеспечения следует учитывать, что средства государственного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, и субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания учитываются на лицевом счете, открытом в органе казначейства. Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Инвентаризация нефинансовых активов в бюджетных и автономных учреждениях представляет собой выявление фактического наличия основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов и других видов материальных ценностей. Допускается оформление отдельных описей по каждому виду нефинансовых активов (например на основные средства, запасы, другие ценности). Кроме того, отдельные описи могут составляться, например, по видам тех или иных запасов. В опись вносят все выявленное имущество вне зависимости от того, числится оно в бухгалтерском учете или нет. Если данные по тому или иному виду активов в бухучете отсутствуют, то их отражают в описи с учетом рыночных цен на аналогичные ценности. По каждой группе основных средств (например производственного или непроизводственного назначения) можно оформлять отдельные описи. Кроме того, отдельные описи составляют по основным средствам: не пригодным к эксплуатации; находящимся на ответственном хранении, полученным в аренду или безвозмездное пользование. Инвентаризация запасов должна проводиться в порядке расположения ценностей в том или ином помещении. При хранении ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. Запасы отражают в описи по каждому отдельному наименованию. Учреждение должно составлять отдельные описи на запасы, которые (пп. 3.18, 3.19, 3.21-3.24 Методических указаний): – поступили во время проведения инвентаризации; – были отпущены в процессе инвентаризации (подобный отпуск допускается в присутствии инвентаризационной комиссии и с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера учреждения); – находятся в пути; – отгружены, но не оплачены покупателями; – хранятся на складах других организаций; – переданы на переработку в другую организацию. Согласно Инструкции, чтобы признать имущество учреждения нематериальным активом, в отношении него должны выполняться несколько условий. – У имущества нет материально-вещественной формы. При этом тот или иной материальный носитель (например диск, на котором записана программа для ЭВМ) таковой не считают. – Имущество может быть выделено из состава других активов учреждения. Проще говоря, оно не является частью более сложного и крупного объекта и может быть отделимо от иного имущества. Например, в качестве одного отдельного НМА должны учитываться сложные объекты, включающие в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (в частности кинофильм, который является комплексом аудиовизуальных произведений). – Имущество будет использоваться более 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев), и учреждение не планирует его продажу. Поэтому, например, исключительные права на видеоролик, созданный для разового показа на телевидении, к нематериальным активам отнесен быть не может. В данном случае учреждение не предполагает его использование в течение длительного времени. Поэтому затраты на его создание должны быть учтены в составе расходов организации текущего финансового года. Аналогичной точки зрения придерживаются и независимые специалисты. – У учреждения должны быть документы, которые подтверждают как существование самого актива, так и исключительные права организации на него (патенты, свидетельства, лицензионные договоры о передаче исключительных прав и т.д.). На учет в состав нематериальных активов берутся приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектом нематериальных активов после отчуждения их (прав) от бывших собственников и определения его стоимости. Если актив не соответствует критериям признания нематериального актива, то расходы, связанные с его приобретением, признаются расходами того периода, в течение которого они были осуществлены. Если объект нематериальных активов получен в пользование, то его следует учитывать на забалансовом счете в оценке, определенной исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи за предоставленное право использования объектов интеллектуальной собственности в виде периодических платежей, исчисленных в порядке и сроки, установленные договором, включаются лицензиатом в расходы отчетного периода. Понятие "обесценение активов" тесно связано с принципом осмотрительности, который изложен в Концепции МСФО и согласно которому балансовая стоимость активов не должна быть завышена, а балансовая стоимость обязательств - занижена. Согласно федеральным стандартам учет отдельных объектов нефинансовых активов осуществляется по справедливой стоимости – в оценке, соответствующей цене, по которой может быть произведен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить. Если актив учитывается на балансе по стоимости, превышающей его справедливую стоимость, то в учете отражается убыток от обесценения. А выявление признаков обесценения актива осуществляется в рамках инвентаризации, проводимой в целях обеспечения достоверности данных годовой отчетности, путем анализа наличия любых признаков, указывающих на возможное обесценение актива. В действительности нередко возникают ситуации, когда стоимость актива становится ниже его балансовой стоимости, что может быть связано с более быстрым, чем ожидалось, моральным устареванием внеоборотных активов, неблагоприятным изменением рыночных цен на готовую продукцию, производимую с использованием этих внеоборотных активов, снижением рыночных цен на аналогичные активы и т.д. Методы оценки применяются для определения справедливой стоимости финансовых инструментов, для которых недоступна информация о рыночных ценах сделок. Такие методы оценки включают модели дисконтированных денежных потоков, общепринятые модели оценки стоимости опционов, а также модели, основанные на данных об аналогичных операциях, совершаемых на рыночных условиях, или на финансовых показателях объекта инвестиций. Для расчетов с помощью этих методов оценки может потребоваться сформировать суждения, не подтвержденные наблюдаемыми рыночными данными. В случае если изменение суждений в сторону возможной альтернативы ведет к существенным изменениям общих активов или обязательств, в консолидированной финансовой отчетности необходимо привести соответствующие раскрытия. Амортизированная стоимость – стоимость финансового инструмента при первоначальном признании за вычетом выплат основного долга, с корректировкой на наращенные проценты, а для финансовых активов - за вычетом любого списания понесенных убытков от обесценения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg