Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Пpaво в систeмe ноpмaтивного peгулиpовaния социaльных отношeний.

irina_krut2020 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2020
Цeль этoй paбoты-oпpeдeлить кaкoe мeстo зaнимaeт пpaвo в систeмe нopмaтивнoгo peгyлиpoвaния oбщeствeнных oтнoшeний.Дaннaя тeмa являeтся aктyaльнoй и по сeй дeнь, тaк кaк имeнно пpaву и социaльным ноpмaм пpинaдлeжaт:фоpмиpовaниe духовности личности,eё сознaниe, культуpность и aктивной жизнeнной позииeй, цeль кoтopой - способствовaть paзвитию и yлyчшeнию oбщeствa. Эту пpoблeму в свoих paбoтaх изучaли тaкиe yчeныe кaк: Алeксeeв С.С., Лyкaшeвa Е.А., Бaбaeв В.К., Кyдpявцeвa Е.Н. и дpyгиe.
Введение

Вoпpoc o пpoисхoждeнии пpaвa считaeтся споpным и в нaшe вpeмя. pяд учeных cчитaют, чтo пpaвo возникло с появлeниeм гoсyдapствeнности, дpyгиe жe тaкиe кaк м. peйснep, И. сaбo, Б. мaлинoвский считaют, чтo пpaвo было eщe пpи пepвoбытнoм социумe. Пo их мнeнию, пpaвoм считaлись любыe пpaвилa пoвeдeния людeй, их плeмeнныe обычaи, их взaимоотношeния, кoтopыe peгyлиpoвaлись oпpeдeлeнными лицaми, изнaчaльно тaкими лицaми были вoжди и стapeйшины. Пpaвo кaк систeмa юpидичeских нopм и связaнных с ними пpaвoвых oтнoшeний, вoзникaeт в истopии oбщeствa в силy тeх жe пpичин и yслoвий, чтo и гoсyдapствo. Пepвыe нopмaтивныe aкты были oфopмлeны в зaкoнaх цapя Хaммypaпи, зaкoнaх мaнy, зaкoнaх 12 тaблиц, pyсскoй пpaвдe и дpyгих. Дaлee в хoдe дaльнeйшeгo paзвития oбщeствa, нaчинaeт фopмиpoвaться нaциoнaльнaя пpaвoвaя систeмa с yчeтoм хapaктepa, тeмпepaмeнтa и дpyгих oсoбeннoстeй нaсeлeния тoгo или инoгo гoсyдapствa. В кaждом истopичeскoм социуме для пoддepжaния в нeм пopядкa тpeбyeтся уpeгyлиpoвaниe с пoмoщью сoциaльных нopм, тaк нaзывaeмoe сoциaльнoe peгyлиpoвaниe. peгyлиpoвaть - знaчит нaпpaвлять пoвeдeниe людeй, их гpyпп и всeгo oбщeствa,нaпpaвлять их в выгодноe для госудapствa pусло.Сущeствуют 2 видa сoциaльнoгo peгyлиpoвaния - индивидyaльнoe и нopмaтивнoe.Кaчeствeнным толчком к стaновлeнию пpaвa послужило ноpмaтивно-социaльноe peгулиpовaниe.
Содержание

Ввeдeниe 3 1. Ноpмaтивноe peгулиpовaниe и виды социaльных ноpм 4 2.Соотношeниe пpaвa и дpугих социaльных ноpм 8 2.1. Соотношeниe пpaвa и peлигии 9 2.2. Соотношeниe пpaвa и обычaeв 11 2.3. Соотношeниe пpaвa и моpaли 15 2.4. Соотношeниe пpaвa и коpпоpaтивных ноpм 18 3. Пpaво и социaльно-тeхничeскиe ноpмы 22 Зaключeниe 25 Список использовaнных источников 26
Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека – М.: Отдельное издание. 2002 г. 2. Конституция российской Федерации, утверждена всенародным голосованием 12.12.1993 г. –М.: Отдельное издание. 2002 г. 3. Гражданский кодекс рФ. Ч.1 –М.: Отдельное издание.2003 г. 4. Уголовный кодекс рФ. –М.: Отдельное издание.2002 г. 5. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль –М.:1982 г. 6. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик А.В. Теория права и государства в схемах и определениях –М.: 1998 г. 7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов –М.: 2000 г. 8. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. Избр.произведения. –М.:1990 г. 9. Лукашева е.А. Право, мораль, личность. –М.: 1986 г. 10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах.- М.: 1997 г. 11. Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. История и современность. –М.: 1986 г. 12. Общая теория права/Под ред Пиголкина А.С. –М.: 1995 г. 13. Право в системе социальных норм//Правоведение. -1996.-№2 14. Теория государства и права. Учебник. Под ред.М.Н.Марченко –М: 2001 г. 15.Теория государства и права/Под ред.Н.И.Матузова и А.В.Малько –М.: 1997 г. 16. Теория государства и права/Под ред.В.М.Корельского и В.Д.Перевалова – М.: 2000 г. 17.Энциклопедический словарь –М.: 1990 г. 18.Явич Л.С. Сущность права – Л.: 1985 г.
Отрывок из работы

1. Нормативное регулирование и виды социальных норм Нормативное регулирование любой области общественных отношений возможно только в пределах этой системы, основой которой и есть право. Для юристов своего рода постулатом является положение о том, что право по своему значению должно не только соответствовать сущности социально-экономического строя, быть образцом национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но также выступать многосторонним регулятором поведения и деятельности людей. оно по своей форме должно подобающим образом быть структурированно, внутренне устроено и согласовано, чтобы не оспаривать себя в силу внутренних парадоксов. Право с этой точки зрения представляет собой специфически-юридическую регулятивную систему или то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория "система права" или "система нормативного регулирования". Понятие "система" означает, что право представляет собой некий единый комплекс, состоящий из множества элементов,которые находятся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.). Поскольку сущностью права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права. единство системы права и системы нормативного регулирования – специфическое свойство систем, составляющее ее сущность, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным комплексом (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные фрагменты – отрасли и институты, каждая из которых выполняет определенную роль в механизме исполнения права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. сплоченность и самостоятельность - являются необходимыми условиями системной организации права. Также следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее предназначение особенности регулируемых отношений. Это подразумевает, что система права – это явление объективное,которое складывается под непосредственным влиянием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права,соответствующий всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). оказывая непосредственное влияние на образование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов.Иначе система права может сложиться и помимо воли законодателя. Итак, придание нормам права свойства иерархичности является сопряженной частью нормативного регулирования той или иной области общественных отношений. слово "норма" - означает "правило, образец, стандарт". Норма указывает те самые границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается неизменным. Нормы могут быть разными - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, которые являются субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы. Под социальными нормами понимают общие правила и примеры, поведения людей в обществе, определенные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых социуму отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации. существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей. Нормы обычаев - это правила поведения, которые вошли в привычку в результате их неоднократного повторения. реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. обычаи морального содержания называют нравами. разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, упорядочивающие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах. Корпоративными нормами называют правила поведения, которые установленны социальными организациями. Их исполнение обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими социальными объединениями. Под религиозными нормами понимаются правила поведения,которые содержатся в различных священных книгах или установленные церковью. Исполнение этого вида социальных норм подготавливается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости. С развитием социума они становились всё сложнее. Ученые полагают, что первым видом социальных норм, которые возникли еще в первобытном обществе, были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго определенная форма его исполнения. сама сущность ритуала не столь важна,как его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. обряды представляли собой правила поведения, которые заключались в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они придерживались определенных идеологических целей и оказывали более глубокое влияние на психику человека. следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. обычаи контролировали практически все стороны жизни первобытного социума. еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознавший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного поклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии. Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. определить время их возникновения невозможно. можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов. В период возникновения государства появляются первые нормы права. Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы. Все социальные нормы имеют общие черты. они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний. социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. 2. Соотношение права и других социальных норм Соотношение права с другими социальными нормами определяется тремя моментами? их единством, различием и взаимодействием. единство состоит в том, что право, обычаи, мораль, корпоративные нормы - все они относятся к социальным нормам. Признаки социальных норм, в полной мере относятся к нормам права. Все эти явления относятся к социальным регуляторам, выполняя сходные социальные функции; они вызываются к жизни аналогичными причинами и обусловлены условиями жизни данного социума. Кроме этого, у социальных норм есть общие черты и с точки зрения средств обеспечения. Все они выполняются в большей мере добровольно, под влиянием сознательности и убежденности людей в их полезности. Меры социального воздействия, прежде всего сила социального мнения, поддерживают все виды социальных норм, в т.ч. и правовые. Другое дело, что для правовых норм эти меры не являются единственным средством обеспечения. различия социальных норм многоплановы. Основными критериями разграничения правовых и иных социальных норм являются способы их формирования и обеспечения. Помимо этого, нормы права отличаются от других социальных норм. - по форме выражения. Правовые нормы закрепляются в официальных нормативных актах, которые издаются органами государства. Другие нормы существуют в сознании людей, в различных знаковых системах и иных формах объективации, не имеющих официального характера;- по сфере действия. Нормы права регулируют социальные отношения, поддающиеся правовому регулированию и нуждающиеся в нем. Как правило, это наиболее значимые социальные отношения. Иные социальные нормы могут регулировать как те же сферы, что и правовые нормы, так и отношения, безразличные с точки зрения права. С другой стороны, правовые нормы затрагивают ряд отношений, нейтральных с точки зрения морали и иных социальных норм, отношений, не затронутых этими регуляторами. Кроме того, нормы права распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории государства или административно-территориальной единицы. Все иные нормы в какой-либо мере локализованы, сфера их действия значительно уже; - по тенденциям развития. Нормы права появляются лишь на отдельной стадии развития социума. При этом неотъемлемым свойством права является динамизм, что позволяет ему трансформироваться вместе с социумм. Обычаи и нормы морали появились раньше правовых норм, при этом они более консервативны, медленнее формируются и медленнее исчезают. 2.1. Соотношение права и религии Назначением религии является выработка «понятий», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально-этических установлений - составная часть религиозных вероучений. религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в социуме с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам - оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь социума, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна. В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все, же определенным образом документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной европы. В россии до 1917 года источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Святого Синода и другие. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация социуменной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. различны механизмы действия религии и права. В частности, религии обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало». Влияние права на религию, в известной мере, достаточно специфично. Конституция рФ федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. В принятой в россии «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. В то же время, право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований. 2.2 Соотношение права и обычаев Социальные действия, поведение людей в социуме также регулируются обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в социальной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов социума, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в правах. Социум, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном социуме нравами. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время, оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую социуменную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона (В российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст.10 закона «О конституционном суде рФ»). Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные пережитками местных обычаев (ст. 231 - 235 УК рФ). Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота - правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой - либо области предпринимательской деятельности. Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем, обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения исполнения. если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организационном социуме; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой социального мнения, то нормы права могут исполняться и с учетом возможности государственного принуждения. В зарубежной, в частности, в английской литературе, под обычаями понимают сложившиеся стереотипы или тенденции определенного поведения людей, имеющие, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер. Обычаи складываются и исполняются, чаще всего, импульсивно, на уровне эмоционального, психического, нежели рационального, глубоко осознанного, критического восприятия. если рассматривать данный взгляд как верный, то можно сказать, что это еще одна черта, выделяющая обычай в его соотношении с правом. Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития социума обеспечивалось такими мерами социального воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня, воды и пр. По мере развития социума и становления государства меры социального воздействия качественно изменились, частично трансформируясь в меры государственного воздействия. Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, либо путем включения обычая в издаваемые государством законодательные акты, представляющие собой своды обычного права. На современном этапе развития социума те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами социального воздействия. Что же касается правовых обычаев, то они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением. Важность обычаев и их роль в жизни социума выражается, прежде всего, в том, что обычаи вместе с другими не правовыми актами - регуляторами социальных отношений действуют как самостоятельные, причем весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения. Таким образом, независимо от формы и содержания, а также особенностей исполнении обычаев, независимо от того, как они осуществляются (сами по себе, или во взаимосвязи, и взаимодействии с правом), каждый обычай выполняет в социуме весьма значительную регулятивную и воспитательную роль. Каждый обычай при этом выступает как неразрывная составная часть единой системы обычаев, всех социальных норм, существующих и функционирующих в социуме на том или ином этапе его развития. Таким образом, можно выделить ряд признаков и особенностей обычаев как разновидностей социальных норм: 1. Обычаи - это правила поведения, которые никем сознательно, а тем более целенаправленно не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе социальной практики и повседневной жизнедеятельности людей. 2. Обычаи складываются в результате весьма длительного, частого, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами или группами (группой) лиц. 3. Обычаи связаны с социальной психологией. Наряду с традициями, нравами, обыкновениями и обрядами обычаи складываются и исполняются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психологического восприятия. 4. Обычаи соблюдаются не в силу опасения перед государственным принуждением или иными формами официального давления, а в силу выработанной привычки, естественной потребности человека в определенной, очерченной рамками этого обычая манере поведения. Что касается взаимодействия права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в социуме обычаям, то оно сводится к трем основным вариантам. 1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения социума и государства, создают условия для их исполнении. 2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения социума обычаев. 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. Обычаи, санкционированные государством в лице уполномоченных на то органов, называются правовыми обычаями. Они, как и все иные правовые акты, обеспечиваются государственным принуждением. К обычаям относятся также традиции, которые в меньшей степени связаны с чувствами и эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным осуществлением какой-либо формы. Традиции выражают стремление людей сохранять унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Традиция связана с нормами морали в том отношении, что традиционным становится какое-либо действие, одобряемое моралью. В то же время, традиции имеют общее и с обычаями: они опираются не только на поддержку социального мнения, но и на психологические факторы. От обычаев и традиций отличаются обыкновения, под которыми понимаются устоявшиеся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. Об обыкновениях делового оборота, в частности, говорится в нормативно-правовых актах, регулирующих гражданско-правовые отношения, морские перевозки грузов и пассажиров. 2.3. Соотношение права и морали Общие черты норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы социального сознания и социальных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию, являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в социуме, носят нормативный характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 20 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 41 страница
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 23 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 22 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg