Глава 1. Научный анализ проблемы гендерного подхода в образовании
1.1. Феномен гендерной идентичности
В современной науке достаточно четко разграничивают различные аспекты в индивидуальности мужского и женского, причем они находятся в тесной взаимосвязи с понятиями пола и гендера . Понятие "пол" отражает биологические различия между индивидами, которые характеризуются генетическими особенностями клеточного строения, анатомо-физиологическими показателями и функциями деторождения, а также психическими и поведенческими особенностями людей. Понятие «гендер» в целом подразумевает психические или поведенческие свойства, которые предположительно отличают женщин от мужчин. Термином «гендер» обозначаются социальные и индивидуальные значения, приписываемые группам женщин и мужчин .
Гендер представляет собой определенный социокультурный конструкт, который обозначает социальные нюансы процесса взаимоотношения между полами. В психологическом плане – это психологические и поведенческие характеристики, которые сопряжены с маскулинностью и фемининностью и отличают мужчин от женщин . Гендер – социально детерминированные роли, области деятельности и идентичности, которые находятся в зависимости как от анатомо-физиологических различий, так и от социальных особенностей.
Несмотря на различные трактовки гендера, его сущность можно свести к идее социального моделирования пола. В психологической науке понятие "гендер" трактуется неоднозначно:
Таблица 1
Представления о гендере с позиций научных исследований (по Ж.Г. Дусказиевой) :
№ Исследователи Определения
Воронина О.А. сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) социумом различий в мужских и женских ролях, поведенческих особенностях, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат – социальный конструкт гендера
Берн Ш. социально-биологическая характеристика, при помощи которой дается определение понятиям «мужская психология», «женская психология», «мужчина», «женщина»
Гидденс Э. если пол относится к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то такое понятие как «гендер» включает их психосоциальные и культурные особенности
Клецина И.С. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, возникающие во взаимодействии с другими людьми
Майерс Д. одна из базисных личностных характеристик, детерминирующих психосоциальное развитие, определяющаяся биологическим полом, гендерными стереотипами, нормами и идентичностью
Скотт Дж. элемент социальных отношений, базирующийся на воспринимаемых различиях между полами
Гейл. Р. комплекс соглашений, которые регулируют биологический пол как предмет общественной деятельности
Батлер Ю. перфомация идентичности в данный момент у субъекта под влиянием социальных стереотипов
Гендерная идентичность представляет собой важнейшую составляющую Я-концепции человека. Гендерная идентичность является аспектом самосознания, определяющего самопереживание индивидом как представителя того или иного пола . Гендерная идентичность является интегративным полифункциональным динамичным структурным образованием личности, детерминированным принятыми личностью социальными нормативами, принятым поведением и характером отношений в ходе личностной социализации .
Гендерная идентичность содержит в себе не только ролевые особенности, но также биологические и эволюционные задатки развития человека согласно мужскому или женскому типу (так, телесный образ, в котором содержатся нюансы внешности, стиля, одежды и так далее), систему отношения индивида к нормативам и правилам, принятым в обществе, регламентирующим «мужское» и «женское», к особенностям социализации, гендерным установкам и определенным стереотипам. Гендерная идентичность не дается индивиду по факту его рождения, но формируется человеком в процессе сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующего кодирования .
Подчинение гендерным стереотипам происходит под воздействием социально-психологических механизмов нормативного и информационного давления. Нормативное давление гендерных стереотипов состоит в том, что индивиды стараются соответствовать гендерным стереотипам в целях получения одобрения и избежать социального суждения. Информационное давление состоит в воздействии информации окружающего мира, причем при расширении знаний и представлений человека о себе и окружающем мире, он, стремясь понять, какой позиции ему необходимо придерживаться в различных социальных вопросах, опирается в значительной мере не на собственный опыт, а на информацию из окружающей действительности.
Развитие идентичности берет свое начало с момента рождения человека как результат взаимодействия биологического организма с социумом в ходе ассимиляции и аккомодации, а также в результате постоянного анализирования новой и прежней сути идентичности. Довольно четко сформированы представления о константности пола, заложены определенные наиболее устойчивые гендерные установки .
Многокомпонентная структура гендера определяется следующими группами показателей :
• биологический пол;
• гендерные стереотипы;
• гендерные роли;
• гендерная идентичность.
Гендерная идентичность представляет собой важнейшую составляющую Я-концепции человека. Гендерная идентичность является аспектом самосознания, определяющего переживание индивидом самого себя в качестве имеющего отношение к тому или иному полу . Гендерная идентичность является интегративным полифункциональным динамичным структурным образованием личности, детерминированным принятыми индивидом нормами социума, поведением в обществе и характера отношений в ходе социализации индивида.
В структуре гендерной идентичности выделяют следующие компоненты :
• эмоционально-оценочный;
• когнитивный;
• поведенческий;
• личностный.
Эмоционально-оценочный компонент характеризуется позитивным, негативным или двойственным самоотношением, к собственному мужскому либо женскому образу Я, отношением к ближнему кругу индивида и к образу мира с точки зрения гендера, к гендерным нормативам и поведенческим правилам, а также к гендерным ролям, стереотипам, установкам .
Когнитивный компонент объединяет в себе систему представлений о себе как о члене определенной гендерной группы, осознание и принятие собственной мужественности либо женственности, а также выбор поведения при наличии соответствующих нормативов, поведенческих правил, ролевых особенностей, стереотипов, установок.
Поведенческий компонент представляет собой продукт осознания индивидом осуществления в ходе деятельности различных представлений, самоотношения к себе как части социального пола.
Личностный компонент содержит психологические и психодинамические качества, состояния и специфику личности при учете гендера и детерминирует весь ход интеграции и адаптации личности к сложным условиям социума. В структуре гендерной идентичности различные ее составляющие дополняют друг друга и тесно взаимосвязаны.
Гендерная роль представляет собой систему социальных стандартов и стереотипов, которым личность должна соответствовать в целях признания ее как мужчины или как женщины. Гендерные роли можно охарактеризовать как внешние выражения поведенческих моделей и отношений, дающие возможность остальным говорить о принадлежности индивида к определенному полу. Гендерные роли всегда связаны с определенной системой норм, усваиваемой и интериоризируемой человеком в собственном сознании и поведенческих особенностях. Определенная часть данных нормативов внедряется в сознание через средства массовой информации и культуру, остальные человек получает при непосредственном воздействии со стороны родителей или общества. Гендерные роли - социальное проявление гендерной идентичности человека.
Гендерные стереотипы представляют собой своего рода социальные нормы, характеризующиеся устойчивостью для определенного социума в соответствующий период представления о гендерных различиях. Это упрощенный и схематичный, эмоционально окрашенный образ мужчины и женщины . Так, в обществе имеются представления о том, что разным полам присущи комплексы конкретных свойств и поведенческих моделей, при этом масса людей следует данной позиции и представляет, какое именно поведение принято для каждого пола. Гендерные стереотипы могут быть объединены в следующие группы :
• cтереотипы маскулинности - фемининности, предписывающие людям определенные мнения о свойствах соматики, психики и поведения, присущих мужчинам и женщинам;
• cтереотипы семейных и профессиональных ролей, которые связаны с полом;
• cтереотипы, находящиеся во взаимосвязи с сущностью деятельности, при сущей каждому полу.
Среди проявления гендерных стереотипов ассиметричного содержания следует выделить следующие :
• сексизм (предвзятость мнений касательно представителей определенного гендера, которое сопровождается их дискриминация, а также определенная деятельность, находящая свое выражение в том, что представителям женского или мужского пола навязывается подчиненное положение);
• фейсизм (тенденция в разной мере выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело);
• гендерная сегрегация (предпочтение разных видов деятельности и межличностной коммуникации, разного круга общения, разных социальных ролей, демонстрация гендерных различий, развитие пристрастности по отношению к собственному гендеру и предубеждений к противоположному, возникновение гендерных конфликтов).
Подчинение гендерным стереотипам происходит под воздействием социально-психологических механизмов нормативного и информационного давления. Нормативное давление гендерных стереотипов состоит в том, что индивиды стараются соответствовать гендерным стереотипам в целях получения одобрения и избежать социального суждения. Информационное давление состоит в воздействии информации окружающего мира, причем при расширении знаний и представлений человека о себе и окружающем мире, он, стремясь понять, какой позиции ему необходимо придерживаться в различных социальных вопросах, опирается в значительной мере не на собственный опыт, а на информацию из окружающей действительности.
Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социальными представлениями о роли, сущности и назначении мужчины и женщины в социуме. Психологическими механизмами гендерной социализации является процесс идентификации, социальные подкрепления, осознание индивидом половой социальной роли, а также определенные социальные ожидания. Социализации являются семья, среда сверстников, школа, средства массовой информации.
В качестве основных аспектов гендерной социализации выделяют :
• присвоение (усвоение социального опыта - средовое влияние на человека);
• опредмечивание (воспроизведение социального опыта - воздействие индивида на окружающую реальность).
Подчинение гендерным нормам может осуществляться по следующим вариантам :
• уступчивость - человек не приемлет нормы, однако во избежание негативных воздействий со стороны общества приводит свои гендерные репрезентации в соответствие с ними;
• интернализация - человек полностью соглашается с нормами;
• идентификация - человек просто повторяет нормативные образцы вследствие желания быть походим на члена референтной группы.
В настоящее время происходит трансформация традиционной системы половых ролей и сопутствующих ей культурных стереотипов маскулинности-фемининности. Преобразование традиционной системы половых ролей и стереотипов в значительной мере влияет на психику и поведение будущих мужчин и женщин. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступают место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней.
Конструкт "фемининность" содержит базовыми составляющими пассивность, концентрацию на эмоциях, различные эмоциональные проявления и стремление поделиться ими с окружающими . Конструкт "маскулинность" содержит стремление проявлять в физическом и когнитивном плане активность, небольшую эмоциональность, силу характера. При этом стереотип образа мужчины предписывает проявлять силу, смелость, агрессивность, выносливость, энергичность, но при этом не большую чувствительность (в иных случаях - проявление "сильных" чувств наподобие гнева) .
1.2. Формирование гендерной идентичности учащихся
Вопросы становления гендерной идентичности современных детей и подростков отличаются значительной актуальностью, при этом отмечается недостаточное внимание в педагогической практике к применению дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Формирование гендерной идентичности берет свое начало с самого рождения человека и выступает результатом взаимодействия аспектов физиологии с социальным контекстом, а также анализа содержания идентичности.
Еще в дошкольном возрасте формируются первичные представления о своем поле в плане содержательного аспекта гендерной идентичности. Данные представления основываются на восприятии детьми образа тела. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно просто определяют собственную гендерную принадлежность, а также гендерную принадлежность окружающих людей.
На процесс формирования гендерной идентичности оказывают влияние специфика биологического пола человека и его гендерная социализация, именно благодаря данной специфике человек может усваивать определенные гендерные стереотипы и свою гендерную роль. В частности, имеются гендерные различия в работе человеческого мозга как сложнейшего инструмента восприятия, переработки и усвоения информации .
Структурные и функциональные различия мужского и женского мозга представлены следующим образом:
Таблица 2
Различия мужского и женского мозга с точки зрения структурных и функциональных позиций (по М. Гариену)
Область мозга функции сходства-различия Значение
лимбическая система Обработка эмоциональных сигналов - формирование памяти, представления об удовольствии
В женском мозге
находится в состоянии большего покоя Быстрее передает сенсорную информацию к неокортексу; большая емкость памяти у женщин
неокортекс Тонкий серый внешний слой коры мозга;
обеспечивает процесс мышления и высшую интеллектуальную деятельность
человека Различия в исходном размере мозга
оказывают влияние на количество материала
мозга (мужской
мозг имеет большую массу) Указанные различия оказывают влияние на
основные виды
умственной деятельности
зона Брока Двигательная зона
коры головного мозга;
отвечает за речь; принимает участие в формировании
грамматических структур и слов Более активна у
женщин более развитые вербальные навыки проявляются
женщин
левое полушарие Отвечает за речевую деятельность, чтение, письмо, вычисления, вербальное мышление и память,
оперативный и логический язык, лингвистическое сознание, самовыражение, защитные
механизмы, проекцию,
самообман, отрицание Лучше развиты у
женщин, обеспечивают им превосходство в языковых задачах
Женщины превосходят мужчин
в слушании, коммуникации, во
всех видах обучения на основе языков
правое полушарие Интерпретирует пространственное, визуальное, музыкальное,
специальное восприятия; эмоциональное
содержание, тон голоса, выражение лица,
жесты, восприятие окружающей среды, бессознательное самовыражение, образ тела,
эмоциональную и визуальную память Мальчики для решения когнитивных задач используют правое
полушарие, девочки — левое или оба У мужчин более
развиты пространственные связи
мозолистое тело Соединяет полушария
мозга На 20% больше у
женщин, нежели у
мужчин дает возможность женщинам лучше координировать
действия обоих
полушарий
мозжечок Содержит нейроны,
которые соединяются с другими участками головного и спинного мозга,
обеспечивает плавность, точность движений, равновесие и речь Более крепкие
соединительные
связи между частями мозга у женщин
Обеспечивает
женщинам лучшие языковые
навыки, точную
моторику, интуицию, которые
меньше развиты у
мужчин из-за
меньшего участия
их участков мозга
в решении задач
зона Вернике Обеспечивает согласование мыслей и речи, а также восприятие и обработку речи Более активна у
женщин более развитая вербальная коммуникация у женщин
затылочная зона мозга Обнаруживает и интерпретирует визуальные образы Различия в чувствительности к
свету Женщины лучше видят при неярком свете, а
мужчины — при
ярком
лобная доля мозга Отвечает за речь, мышление и эмоции, формирует нейроны для сложных движений Более активна у
женщин более развитые вербальные навыки
у женщин
В целом, основным инструментом восприятия у мужчин служит правое полушарие, тогда как у женщин – левое либо оба полушария, что обеспечивает женщине преимущество в овладении речевой деятельностью, навыками чтения и письма, вербальными навыками мыслительной деятельности и коммуникативных процессов. Мужчины обладают преимуществом перед женщинами в способности к пространственной ориентировки, математических науках, в решении когнитивных задач .
С рождения и до трехлетнего возраста формируются основы полового самосознания ребенка. До трех лет ребенок обучается управлению собственным телом, моторикой и оценивает собственные возможности, эмоциональные особенности. Начиная сравнивать себя с окружающими, ребенок соотносит себя с определенным полом и различает пол других людей . Также и психологические различия между полами определяются уже в раннем детстве. Так, они выражаются в игровом поведении детей раннего возраста: так, уже в 13 месяцев девочки стараются быть на руках у матери, больше проводят с ней, тогда как мальчики склонны к независимости и более активны. В три года уже выражены различия в умственных способностях, в проявляющихся эмоциях, отмечаются поведенческие особенности мальчиков и девочек. Так, мальчики склонны к независимому поведению, а девочки – к взаимозависимости. Мальчики тяготеют к коллективным играм, девочки же предпочитают играть в малых группах, в играх девочек меньше агрессивных проявлений, больше диалогов, имитаций отношений взрослых. Уже с 3 до 4 лет дети различают пол окружающих, однако ассоциируя пол человека с внешними признаками (одежда, прическа). Игры постепенно начинают делиться на игры мальчиков и игры девочек .
Дошкольный период – время формирования личности, при этом гендерная идентичность является важнейшим компонентом, необходимым для личностного развития индивида. К 5-6-летнему возрасту половая идентичность уже сформирована (дети данного возраста уже понимают, кто они – мальчики или девочки). У дошкольников показатели их гендерной идентичности проявляются в следующем :
• способность ребенка идентифицировать себя с представителями своего пола (выраженность половой идентичности);
• умение детей соотнести собственное гендерной поведение с поведением других людей, адекватно оценить гендерное поведение сверстников и собственное;
• информированность ребенка о сугубо женской и сугубо мужской деятельности и профессиях - внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности;
• представления о партнерстве в семье;
• гуманное отношение к взрослым, сверстникам собственного и противоположного пола.
В младшем школьном возрасте гендерная идентичность формируется в сфере субъективного личностного пространства. В младшем школьном возрасте личностные различия формируются преимущественно как социальный феномен, который не опосредован в той же мере факторами природного происхождения. Успешность собственной идентификации находится в зависимости от компетентности родителя того же пола в представлениях детей, с учетом идентификации ребенка со значимым для него родителем, компетентности и престижности родителей и особенностей эмоциональных отношений ребенка с родителями.
При этом мальчики и девочки будут проявлять личностные различия применительно к тем сферам, где они будут встречаться с различной проблематикой адаптации в социуме. Вплоть до подросткового возраста продолжается воздействие генетических факторов на становление гендерной самоидентификации, закрепляются гендерные стереотипы, детерминирующие либо фемининный, либо маскулинный поведенческий тип . Процесс гендерной социализации также инициируется с момента рождения ребенка, когда родители начинают учить его гендерной роли, и длится на протяжении всей жизни . В рамках гендерной социализации присвоение характеризует то, что изначально ребенок усваивает, что подразумевает под собой – быть мальчиком либо девочкой, мужчиной или женщиной. Опредмечивание представляет собой реализацию усвоенных на практике гендерных схем.
В ходе развития гендерной социализации ребенок познает, какого рода специфические формы поведения и виды деятельности допускаются, а какие недопустимы для представителей его пола, и принимает или отвергает соответствующие оценки, поведенческие модели и роли. Постепенно дети усваивают правила поведения, которые детерминируют основу культуры, представляющей собой множество нормативных предписаний о контроле и регуляции поведения посредством социально допустимых каналов (так, дети узнают, что девочки не дерутся, а мальчики не должны плакать и прочее) . Отмечаются следующие гендерные различия между мальчиками и девочками :
• в различии познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
• в концентрации внимания (мальчикам нужна более частая смена деятельности, чем мальчикам);
• в проявлении эмоций;
• в мотивации деятельности и оценки достижений;
• в поведенческих особенностях.
В учебной деятельности у девочек и мальчиков проявляются следующие гендерные особенности :
• девочки быстрее усваивают учебный материал, легче запоминают алгоритмы и правила, хорошо воспринимают задания на повторение, воспринимают все достаточно детализировано, анализируют новую информацию при помощи левого полушария, лучше обучаются последовательно, от простого к сложному;
• мальчики при этом выполняют сложные многоплановые поручения, сложно воспринимают объяснения от простого к сложному, лучше выполняют задания на сообразительность, нежели девочки, не любят однообразия в деятельности, новую информацию анализируют при помощи правого полушария.
В ходе гендерной идентификации дети, по достижению гендерной константности, уже осознают собственную принадлежность к определенному полу и осуществляют выбор соответствующих форм поведения. Как отмечает И.С. Кон, в становлении гендерной идентичности ребенок первоначально усваивает представление о гендерной идентичности, что именно означает быть женщиной или мужчиной, и далее определяет себя как мальчика либо девочку, стараясь согласовать свое поведение с представлениями о собственной гендерной идентичности . Формирование гендерной идентичности замедляется в возрасте 10 –ти лет у мальчиков, и с 9-ти лет у девочек, что показывает растущую личностную автономию младших школьников. Завершение процесса гендерной идентификации приходится на подростковый (юношеский) возраст – у девушек усиливается интерес к собственной внешности, потребность нравиться противоположному полу, у юношей возникает демонстрация силы, мужественности.
1.3. Особенности гендерного подхода в образовании
В настоящее время значительное внимание педагогики и психологии к гендерному вопросу определяется наличием новых возможностей совершенствования учебно-воспитательной работы путем внедрения в образовательную среду гендерных знаний. Гендер обусловливает психосоциальное развитие личности. Назначение гендерного подхода в системе образования состоит в обучении и воспитании детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию собственных возможностей в социуме . Цель гендерного подхода состоит в преобразовании традиционных культурных ограничений личностного развития в зависимости от пола, что непосредственно связано с формированием условий для максимального раскрытия способностей мальчиков и девочек. Достижение данной цели требует не только изменения традиционных, но и разработки новых способов обучения, отличающихся качеством, способами организации учебного процесса и темпами от имеющихся в настоящее время.
Гендерный подход в образовании представляет собой индивидуальный подход к проявлению детьми собственной идентичности, что позволяет им получить значительную свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и умелым в применении различных возможностей поведения. Данный подход ориентирован на идею равенства независимо от гендерной принадлежности, что дает возможность анализировать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности . Отмечается неоднозначность научных взглядов на возможность реализации гендерного подхода в образовании: