Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Специфика педагогической деятельности в однополых и смешанных классах.

irina_krut2020 2525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 101 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.03.2020
Цель исследования состояла в изучении специфики педагогической деятельности в однополых и смешанных классах. Гипотезы исследования состоит в предположении о том, что обучение в однополом классе эффективнее, чем обучение в смешанном. Задачи исследования: 1) провести научный анализ проблемы гендерного подхода в образовании и раскрыть понятие феномена гендерной идентичности в научных источниках; 2) проанализировать особенности формирования гендерной идентичности учащихся; 3) определить специфику деятельности педагога в однополых и смешанных классах; 4) выявить сущность и особенности однополого и смешанного обучения; 5) подготовить и провести экспериментальное исследование особенностей педагогической деятельности в однополых и смешанных классах; 6) составить рекомендации по совершенствованию педагогической деятельности в однополых и смешанных классах. Объектом исследования стала педагогическая деятельность в однополых и смешанных классах. Предмет исследования - особенности педагогической деятельности в однополых и смешанных классах. Использовались следующие методики констатирующего и контрольного эксперимента: 1) Методика, направленная на диагностику состояния агрессивности учащихся (методика Басса-Дарки); 2) Методика "Маскулинность-фемининность" (Сандра Бем) для определения степени дифференциации половых ролей у учащихся; 3) Методика психологической диагностики личностных особенностей школьников (Многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (детский вариант). Материалы формирующего эксперимента: конспекты уроков педагогов для однополых и смешанных классов, материалы работы с родителями учащихся в однополых и смешанных классах. Теоретическую основу работы представляют концепции отечественной и зарубежной психолого-педагогической науки – ведущие принципы: принцип развития, системности, принцип единства деятельности и сознания (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн); деятельностного опосредствования (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский), принцип психогенетической индивидуальности (В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов, И.В. Равич-Щербо); принцип интегральной индивидуальности (В.В. Белоус, В.С. Мерлин). Методами исследования послужили: • научные: системный подход, анализ источников литературы по теме исследования и программно-методической документации в области исследования; • эмпирические: тестирование, методы статистического анализа количественных характеристик при помощи программы Microsoft Excel, программы SPSS 17.0. База исследования: МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» г. Новосибирск. Теоретическое значение исследования: дополнены имеющиеся в психолого-педагогических источниках данные по работе педагога в однополых и смешанных классах. Рассмотрены особенности гендерного подхода в образовании. Практическая значимость данного исследования состоит в систематизации психолого-педагогических знаний, в возможности применения материалов исследования в работе педагогов-психологов среднего образовательного учреждения. Ожидаемые результаты исследования: получить новые экспериментальные данные о связях педагогической деятельности и личностных свойств учащихся с гендерными особенностями, дать представление о значении раздельного обучения в аспекте применения здоровье сберегающих технологий в школьном обучении. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений, иллюстрирующих проведенное исследование.
Введение

В настоящее время в системе образования происходят кардинальные изменения: в последнее время усиливается интерес педагогической науки к гендерному вопросу, к возможности раздельного (гендерного) обучения мальчиков и девочек, появляются новые возможности совершенствования деятельности педагога путем внедрения гендерных знаний. В настоящее время активно изучаются проблемы и специфика развития девочек и мальчиков, разрабатываются новые подходы в обучении и воспитании полов, педагогический процесс протекает с учетом реализации гендерного подхода, в условиях которого учащиеся получают возможность самореализации в своих индивидуальных и гендерных особенностях, что определяет их более успешную социализацию в современном обществе. В настоящее время происходит трансформация гендерных ролей, изменение качества мужской и женской личности в плане приобретения противоположных полу качеств, вплоть до деградации полов на различных уровнях: инфантилизация и снижение трудового потенциала у мальчиков, юношей, понижение детородного потенциала у женщин, рост социальных пороков, деградация семейных устоев. Актуальность исследования обусловлена необходимостью учета гендерного подхода в образовании, указывающего на невозможность применения одинаковых методов обучения мальчиков и девочек, так как представители обоих полов отличаются своими психофизиологическими, психологическими, когнитивными и социокультурными особенностями. Необходимо с детства прививать присущие определенному полу особенности физического и психического развития мальчиков как мужчин и девочек как женщин, при этом ведущая роль в этом принадлежит современной системе образования. При этом особенности мальчиков и девочек при отказе от учета гендерных особенностей в обучении оказываются неучтенными, что в целом негативно влияет на социализацию и развитие личности учащихся, причем «бесполое» образование создает проблемы в межличностном общении, в выстраивании гендерных ролей, затрудняет формирование стереотипов мужского и женского поведения (феминизация у мальчиков, маскулинизация у девочек). Проблема исследования заключается в недостаточной теоретико-методической разработанности изучаемой проблематики, в узости подходов обучения детей по гендерным признакам. При этом не каждый учитель при своей работе учитывает тот факт, что гендерные различия отличаются достаточной тонкостью и сложностью в их объективной фиксации, множеством факторов, влияющих на успешность раздельного обучения. Проблемы и перспективы раздельного обучения с широких позиций рассматриваются в работах Е.Л. Харловой, Ю.В. Бауровой, А.А. Чекалиной, В.А. Лукова, О.А. Константиновой, Н.В. Тельтевской, А.Н. Сиротюк, М.А. Болотова. Значение учета гендерного подхода в обучении подчеркивается в исследованиях А.В. Пыжикова, Е.В. Терелецковой, Ш.Ф. Шеймарданова, Г.Я. Баховцева, В.Д. Еремеевой, В.Ф. Базарного, Е.Н. Дубровской и др.
Содержание

Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Научный анализ проблемы гендерного подхода в образовании..........7 1.1. Феномен гендерной идентичности..............................................................7 1.2. Факторы формирования гендерной идентичности учащихся......................................................................................................15 1.3. Особенности гендерного подхода в образовании....................................23 Выводы по 1 главе.................................................................................................25 Глава 2. Специфика деятельности педагога в однополых и смешанных классах....................................................................................................................30 2.1. Сущность и особенности однополого и смешанного обучения.................................................................................................................30 2.2. Формы работы педагога с учетом гендерного подхода..........................36 2.3. Специфика деятельности педагога в однополых и смешанных классах....................................................................................................................40 Выводы по главе 2.................................................................................................45 Глава 3. Экспериментальное исследование специфики педагогической деятельности в однополых и смешанных классах.............................................47 3.1. Организация и методы исследования...........................................................47 3.2. Результаты исследования и их анализ..........................................................47 3.3. Рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагога в однополых и смешанных классах.....................................................47 Выводы по 3 главе.................................................................................................47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................47 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................47 ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................47
Список литературы

1. Агулина С. В. Теоретические основы гендерного подхода в социальной педагогике// Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 71. - С. 214-220. 2. Андронникова О.О. Гендерная дифференциация в психологии: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 272 с. 3. Базарный В.Ф. О трагических последствиях смешанного (бесполого) воспитания и обучения в школах// Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского Форума с международным участием. Часть III. - М.: ИД Ключ С, 2005. - С. 28-37. 4. Баурова Ю.В. Гендерный подход в образовании: взгляд на проблему// Ученые записки. 2010. - Т. 3. - № 3 (11) - С. 93-97. 5. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2017. - 432 с. 6. Болотов М. А. Раздельное обучение: проблемы и перспективы // Вестник Башкирск. ун-та. 2010. - №1. - С.213-216. 7. Вагнер Н.А. Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования//Педагогическое обозрение. - 2013. - № 1-2 (131-132). - С. 8-9. 8. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному. Руководство для учителей и родителей: Пер. с англ. - М: АСТ, 2004.- 301 с. 9. Гендерная психология и педагогика учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О. И. Ключко. - М.: Юрайт, 2017. - 404 с. 10. Гендерная психология: Хрестоматия/Сост. Е.Е. Ли. Иркутск, Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. 114 с. 11. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие. - М.: Флинта, 2011.- 204 с. 12. Грошев И.В. Психология половых различий. – Нижний Новгород, МОДЭК, 2013. - 345 с. 13. Доронова Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2009. - № 3. - С. 3-6. 14. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие. - Красноярск, Крас. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2010. - 108 с. 15. Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - № 5. - С. 64-67. 16. Ерохина Л.Д., Ерохин А.К., Геец Н.Ф., Красножон Г.А. Возможно ли раздельное школьное образование в современной России? // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 3. - С. 11-18. 17. Зотова Л. М. Индивидуально-личностный подход как прерогатива раздельного обучения // Проблемы современного образования. - 2010. - №5. - С.44-47. 18. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. … докт. пед. наук. – Ростов н/Д, 2006. – 410 с. 19. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. -СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с. 20. Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология. - СПб.: Речь, 2010. - 272 с. 21. Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире//Вопросы философии. - 2010. - № 5 - с. 25-35. 22. Коротаева А.И. Гендерные компоненты отношений младших школьников // Психолого-педагогические основы совершенствования образования в вузе и в начальной школе. - Ярославль, 2014. - С. 190-218. 23. Коротаева А.И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том 2. -С. 241-244. 24. Куинджи Н.Н. Гендерное воспитание в школах ¬- помощь в решении демографической проблемы в России //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2008. - № 5. - С. 183-189. 25. Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты /НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. - М.: Пашков Дом, 2010. - 80 с. 26. Перегудина В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности//Известия Тульского государственного ун-та. - 2010. - № 2. - С. 305-310. 27. Плеханова Е.А. Организация работы педагогов по формированию гендерной идентичности у дошкольников: методические рекомендации. - Уфа.: НМЦ «Педкнига», 2014. - 47 с. 28. Радина Н.К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях / / Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С.22-28. 29. Раздельное обучение мальчиков и девочек: наука, методики, результаты. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и перспективы поло-личностного (гендерного) образования в России» (г. Железногорск, 22-23 сентября 2009 года)/Под ред. А.А. Коробейникова. – М.: М-Мега, 2010. - 480 с. 30. Скосырская Т.С. Определение и основные особенности гендерного воспитания//Педагогическое обозрение. - 2013. - № 1-2 (131-132). - С. 6. 31. Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: гендерное измерение// Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2004. - С. 54 - 61. 32. Талина И. В. Образование как стратегия ментальной толерантности: генезис проблемы раздельного обучения в отечественной педагогической теории и практике // Вестник Казанского технологического университета. 2010. - №3. - С.46-52. 33. Терелецкова Е. В. Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - № 1. - С. 149-151. 34. Харлова Е.Л. Гендерный подход к организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительно образования детей // Вестник ун-та Рос. акад. образования. - 2009. - № 1. - С. 120 - 121. 35. Хорни К. Психология женщины. - СПб.: Питер, 2016. - 320 с. 36. Челнокова А.В., Дорфман Л.Я. Гендерные аспекты креативности//Образование и наука. – 2008. - № 7 (55). - С. 50-60. 37. Чекалина А.А. Гендерная психология: учебное пособие. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с. 38. Черткова Ю.Д., Егоров М.С. Половые различия в математических способностях // Психологические исследования: научный журнал. – 2013. - Т. 6. - №31. - С. 12. 39. Шеймарданов Ш.Ф., Шакирзянов А.Г. Раздельное обучение мальчиков как фактор повышения уровня их обученности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №10-2. - С.80-82. 40. Штылева Л. В. Гендерный и квазигендерный подход в современных исследованиях по педагогике // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 2. - С. 91- 98. 41. Шухова Н.А. Гендерная психология: учебник для вузов. - М.: Речь, 2010.-270с.
Отрывок из работы

Глава 1. Научный анализ проблемы гендерного подхода в образовании 1.1. Феномен гендерной идентичности В современной науке достаточно четко разграничивают различные аспекты в индивидуальности мужского и женского, причем они находятся в тесной взаимосвязи с понятиями пола и гендера . Понятие "пол" отражает биологические различия между индивидами, которые характеризуются генетическими особенностями клеточного строения, анатомо-физиологическими показателями и функциями деторождения, а также психическими и поведенческими особенностями людей. Понятие «гендер» в целом подразумевает психические или поведенческие свойства, которые предположительно отличают женщин от мужчин. Термином «гендер» обозначаются социальные и индивидуальные значения, приписываемые группам женщин и мужчин . Гендер представляет собой определенный социокультурный конструкт, который обозначает социальные нюансы процесса взаимоотношения между полами. В психологическом плане – это психологические и поведенческие характеристики, которые сопряжены с маскулинностью и фемининностью и отличают мужчин от женщин . Гендер – социально детерминированные роли, области деятельности и идентичности, которые находятся в зависимости как от анатомо-физиологических различий, так и от социальных особенностей. Несмотря на различные трактовки гендера, его сущность можно свести к идее социального моделирования пола. В психологической науке понятие "гендер" трактуется неоднозначно: Таблица 1 Представления о гендере с позиций научных исследований (по Ж.Г. Дусказиевой) : № Исследователи Определения Воронина О.А. сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) социумом различий в мужских и женских ролях, поведенческих особенностях, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат – социальный конструкт гендера Берн Ш. социально-биологическая характеристика, при помощи которой дается определение понятиям «мужская психология», «женская психология», «мужчина», «женщина» Гидденс Э. если пол относится к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то такое понятие как «гендер» включает их психосоциальные и культурные особенности Клецина И.С. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, связанные с полом и сексуальностью, возникающие во взаимодействии с другими людьми Майерс Д. одна из базисных личностных характеристик, детерминирующих психосоциальное развитие, определяющаяся биологическим полом, гендерными стереотипами, нормами и идентичностью Скотт Дж. элемент социальных отношений, базирующийся на воспринимаемых различиях между полами Гейл. Р. комплекс соглашений, которые регулируют биологический пол как предмет общественной деятельности Батлер Ю. перфомация идентичности в данный момент у субъекта под влиянием социальных стереотипов Гендерная идентичность представляет собой важнейшую составляющую Я-концепции человека. Гендерная идентичность является аспектом самосознания, определяющего самопереживание индивидом как представителя того или иного пола . Гендерная идентичность является интегративным полифункциональным динамичным структурным образованием личности, детерминированным принятыми личностью социальными нормативами, принятым поведением и характером отношений в ходе личностной социализации . Гендерная идентичность содержит в себе не только ролевые особенности, но также биологические и эволюционные задатки развития человека согласно мужскому или женскому типу (так, телесный образ, в котором содержатся нюансы внешности, стиля, одежды и так далее), систему отношения индивида к нормативам и правилам, принятым в обществе, регламентирующим «мужское» и «женское», к особенностям социализации, гендерным установкам и определенным стереотипам. Гендерная идентичность не дается индивиду по факту его рождения, но формируется человеком в процессе сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующего кодирования . Подчинение гендерным стереотипам происходит под воздействием социально-психологических механизмов нормативного и информационного давления. Нормативное давление гендерных стереотипов состоит в том, что индивиды стараются соответствовать гендерным стереотипам в целях получения одобрения и избежать социального суждения. Информационное давление состоит в воздействии информации окружающего мира, причем при расширении знаний и представлений человека о себе и окружающем мире, он, стремясь понять, какой позиции ему необходимо придерживаться в различных социальных вопросах, опирается в значительной мере не на собственный опыт, а на информацию из окружающей действительности. Развитие идентичности берет свое начало с момента рождения человека как результат взаимодействия биологического организма с социумом в ходе ассимиляции и аккомодации, а также в результате постоянного анализирования новой и прежней сути идентичности. Довольно четко сформированы представления о константности пола, заложены определенные наиболее устойчивые гендерные установки . Многокомпонентная структура гендера определяется следующими группами показателей : • биологический пол; • гендерные стереотипы; • гендерные роли; • гендерная идентичность. Гендерная идентичность представляет собой важнейшую составляющую Я-концепции человека. Гендерная идентичность является аспектом самосознания, определяющего переживание индивидом самого себя в качестве имеющего отношение к тому или иному полу . Гендерная идентичность является интегративным полифункциональным динамичным структурным образованием личности, детерминированным принятыми индивидом нормами социума, поведением в обществе и характера отношений в ходе социализации индивида. В структуре гендерной идентичности выделяют следующие компоненты : • эмоционально-оценочный; • когнитивный; • поведенческий; • личностный. Эмоционально-оценочный компонент характеризуется позитивным, негативным или двойственным самоотношением, к собственному мужскому либо женскому образу Я, отношением к ближнему кругу индивида и к образу мира с точки зрения гендера, к гендерным нормативам и поведенческим правилам, а также к гендерным ролям, стереотипам, установкам . Когнитивный компонент объединяет в себе систему представлений о себе как о члене определенной гендерной группы, осознание и принятие собственной мужественности либо женственности, а также выбор поведения при наличии соответствующих нормативов, поведенческих правил, ролевых особенностей, стереотипов, установок. Поведенческий компонент представляет собой продукт осознания индивидом осуществления в ходе деятельности различных представлений, самоотношения к себе как части социального пола. Личностный компонент содержит психологические и психодинамические качества, состояния и специфику личности при учете гендера и детерминирует весь ход интеграции и адаптации личности к сложным условиям социума. В структуре гендерной идентичности различные ее составляющие дополняют друг друга и тесно взаимосвязаны. Гендерная роль представляет собой систему социальных стандартов и стереотипов, которым личность должна соответствовать в целях признания ее как мужчины или как женщины. Гендерные роли можно охарактеризовать как внешние выражения поведенческих моделей и отношений, дающие возможность остальным говорить о принадлежности индивида к определенному полу. Гендерные роли всегда связаны с определенной системой норм, усваиваемой и интериоризируемой человеком в собственном сознании и поведенческих особенностях. Определенная часть данных нормативов внедряется в сознание через средства массовой информации и культуру, остальные человек получает при непосредственном воздействии со стороны родителей или общества. Гендерные роли - социальное проявление гендерной идентичности человека. Гендерные стереотипы представляют собой своего рода социальные нормы, характеризующиеся устойчивостью для определенного социума в соответствующий период представления о гендерных различиях. Это упрощенный и схематичный, эмоционально окрашенный образ мужчины и женщины . Так, в обществе имеются представления о том, что разным полам присущи комплексы конкретных свойств и поведенческих моделей, при этом масса людей следует данной позиции и представляет, какое именно поведение принято для каждого пола. Гендерные стереотипы могут быть объединены в следующие группы : • cтереотипы маскулинности - фемининности, предписывающие людям определенные мнения о свойствах соматики, психики и поведения, присущих мужчинам и женщинам; • cтереотипы семейных и профессиональных ролей, которые связаны с полом; • cтереотипы, находящиеся во взаимосвязи с сущностью деятельности, при сущей каждому полу. Среди проявления гендерных стереотипов ассиметричного содержания следует выделить следующие : • сексизм (предвзятость мнений касательно представителей определенного гендера, которое сопровождается их дискриминация, а также определенная деятельность, находящая свое выражение в том, что представителям женского или мужского пола навязывается подчиненное положение); • фейсизм (тенденция в разной мере выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело); • гендерная сегрегация (предпочтение разных видов деятельности и межличностной коммуникации, разного круга общения, разных социальных ролей, демонстрация гендерных различий, развитие пристрастности по отношению к собственному гендеру и предубеждений к противоположному, возникновение гендерных конфликтов). Подчинение гендерным стереотипам происходит под воздействием социально-психологических механизмов нормативного и информационного давления. Нормативное давление гендерных стереотипов состоит в том, что индивиды стараются соответствовать гендерным стереотипам в целях получения одобрения и избежать социального суждения. Информационное давление состоит в воздействии информации окружающего мира, причем при расширении знаний и представлений человека о себе и окружающем мире, он, стремясь понять, какой позиции ему необходимо придерживаться в различных социальных вопросах, опирается в значительной мере не на собственный опыт, а на информацию из окружающей действительности. Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социальными представлениями о роли, сущности и назначении мужчины и женщины в социуме. Психологическими механизмами гендерной социализации является процесс идентификации, социальные подкрепления, осознание индивидом половой социальной роли, а также определенные социальные ожидания. Социализации являются семья, среда сверстников, школа, средства массовой информации. В качестве основных аспектов гендерной социализации выделяют : • присвоение (усвоение социального опыта - средовое влияние на человека); • опредмечивание (воспроизведение социального опыта - воздействие индивида на окружающую реальность). Подчинение гендерным нормам может осуществляться по следующим вариантам : • уступчивость - человек не приемлет нормы, однако во избежание негативных воздействий со стороны общества приводит свои гендерные репрезентации в соответствие с ними; • интернализация - человек полностью соглашается с нормами; • идентификация - человек просто повторяет нормативные образцы вследствие желания быть походим на члена референтной группы. В настоящее время происходит трансформация традиционной системы половых ролей и сопутствующих ей культурных стереотипов маскулинности-фемининности. Преобразование традиционной системы половых ролей и стереотипов в значительной мере влияет на психику и поведение будущих мужчин и женщин. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступают место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. Конструкт "фемининность" содержит базовыми составляющими пассивность, концентрацию на эмоциях, различные эмоциональные проявления и стремление поделиться ими с окружающими . Конструкт "маскулинность" содержит стремление проявлять в физическом и когнитивном плане активность, небольшую эмоциональность, силу характера. При этом стереотип образа мужчины предписывает проявлять силу, смелость, агрессивность, выносливость, энергичность, но при этом не большую чувствительность (в иных случаях - проявление "сильных" чувств наподобие гнева) . 1.2. Формирование гендерной идентичности учащихся Вопросы становления гендерной идентичности современных детей и подростков отличаются значительной актуальностью, при этом отмечается недостаточное внимание в педагогической практике к применению дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. Формирование гендерной идентичности берет свое начало с самого рождения человека и выступает результатом взаимодействия аспектов физиологии с социальным контекстом, а также анализа содержания идентичности. Еще в дошкольном возрасте формируются первичные представления о своем поле в плане содержательного аспекта гендерной идентичности. Данные представления основываются на восприятии детьми образа тела. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно просто определяют собственную гендерную принадлежность, а также гендерную принадлежность окружающих людей. На процесс формирования гендерной идентичности оказывают влияние специфика биологического пола человека и его гендерная социализация, именно благодаря данной специфике человек может усваивать определенные гендерные стереотипы и свою гендерную роль. В частности, имеются гендерные различия в работе человеческого мозга как сложнейшего инструмента восприятия, переработки и усвоения информации . Структурные и функциональные различия мужского и женского мозга представлены следующим образом: Таблица 2 Различия мужского и женского мозга с точки зрения структурных и функциональных позиций (по М. Гариену) Область мозга функции сходства-различия Значение лимбическая система Обработка эмоциональных сигналов - формирование памяти, представления об удовольствии В женском мозге находится в состоянии большего покоя Быстрее передает сенсорную информацию к неокортексу; большая емкость памяти у женщин неокортекс Тонкий серый внешний слой коры мозга; обеспечивает процесс мышления и высшую интеллектуальную деятельность человека Различия в исходном размере мозга оказывают влияние на количество материала мозга (мужской мозг имеет большую массу) Указанные различия оказывают влияние на основные виды умственной деятельности зона Брока Двигательная зона коры головного мозга; отвечает за речь; принимает участие в формировании грамматических структур и слов Более активна у женщин более развитые вербальные навыки проявляются женщин левое полушарие Отвечает за речевую деятельность, чтение, письмо, вычисления, вербальное мышление и память, оперативный и логический язык, лингвистическое сознание, самовыражение, защитные механизмы, проекцию, самообман, отрицание Лучше развиты у женщин, обеспечивают им превосходство в языковых задачах Женщины превосходят мужчин в слушании, коммуникации, во всех видах обучения на основе языков правое полушарие Интерпретирует пространственное, визуальное, музыкальное, специальное восприятия; эмоциональное содержание, тон голоса, выражение лица, жесты, восприятие окружающей среды, бессознательное самовыражение, образ тела, эмоциональную и визуальную память Мальчики для решения когнитивных задач используют правое полушарие, девочки — левое или оба У мужчин более развиты пространственные связи мозолистое тело Соединяет полушария мозга На 20% больше у женщин, нежели у мужчин дает возможность женщинам лучше координировать действия обоих полушарий мозжечок Содержит нейроны, которые соединяются с другими участками головного и спинного мозга, обеспечивает плавность, точность движений, равновесие и речь Более крепкие соединительные связи между частями мозга у женщин Обеспечивает женщинам лучшие языковые навыки, точную моторику, интуицию, которые меньше развиты у мужчин из-за меньшего участия их участков мозга в решении задач зона Вернике Обеспечивает согласование мыслей и речи, а также восприятие и обработку речи Более активна у женщин более развитая вербальная коммуникация у женщин затылочная зона мозга Обнаруживает и интерпретирует визуальные образы Различия в чувствительности к свету Женщины лучше видят при неярком свете, а мужчины — при ярком лобная доля мозга Отвечает за речь, мышление и эмоции, формирует нейроны для сложных движений Более активна у женщин более развитые вербальные навыки у женщин В целом, основным инструментом восприятия у мужчин служит правое полушарие, тогда как у женщин – левое либо оба полушария, что обеспечивает женщине преимущество в овладении речевой деятельностью, навыками чтения и письма, вербальными навыками мыслительной деятельности и коммуникативных процессов. Мужчины обладают преимуществом перед женщинами в способности к пространственной ориентировки, математических науках, в решении когнитивных задач . С рождения и до трехлетнего возраста формируются основы полового самосознания ребенка. До трех лет ребенок обучается управлению собственным телом, моторикой и оценивает собственные возможности, эмоциональные особенности. Начиная сравнивать себя с окружающими, ребенок соотносит себя с определенным полом и различает пол других людей . Также и психологические различия между полами определяются уже в раннем детстве. Так, они выражаются в игровом поведении детей раннего возраста: так, уже в 13 месяцев девочки стараются быть на руках у матери, больше проводят с ней, тогда как мальчики склонны к независимости и более активны. В три года уже выражены различия в умственных способностях, в проявляющихся эмоциях, отмечаются поведенческие особенности мальчиков и девочек. Так, мальчики склонны к независимому поведению, а девочки – к взаимозависимости. Мальчики тяготеют к коллективным играм, девочки же предпочитают играть в малых группах, в играх девочек меньше агрессивных проявлений, больше диалогов, имитаций отношений взрослых. Уже с 3 до 4 лет дети различают пол окружающих, однако ассоциируя пол человека с внешними признаками (одежда, прическа). Игры постепенно начинают делиться на игры мальчиков и игры девочек . Дошкольный период – время формирования личности, при этом гендерная идентичность является важнейшим компонентом, необходимым для личностного развития индивида. К 5-6-летнему возрасту половая идентичность уже сформирована (дети данного возраста уже понимают, кто они – мальчики или девочки). У дошкольников показатели их гендерной идентичности проявляются в следующем : • способность ребенка идентифицировать себя с представителями своего пола (выраженность половой идентичности); • умение детей соотнести собственное гендерной поведение с поведением других людей, адекватно оценить гендерное поведение сверстников и собственное; • информированность ребенка о сугубо женской и сугубо мужской деятельности и профессиях - внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности; • представления о партнерстве в семье; • гуманное отношение к взрослым, сверстникам собственного и противоположного пола. В младшем школьном возрасте гендерная идентичность формируется в сфере субъективного личностного пространства. В младшем школьном возрасте личностные различия формируются преимущественно как социальный феномен, который не опосредован в той же мере факторами природного происхождения. Успешность собственной идентификации находится в зависимости от компетентности родителя того же пола в представлениях детей, с учетом идентификации ребенка со значимым для него родителем, компетентности и престижности родителей и особенностей эмоциональных отношений ребенка с родителями. При этом мальчики и девочки будут проявлять личностные различия применительно к тем сферам, где они будут встречаться с различной проблематикой адаптации в социуме. Вплоть до подросткового возраста продолжается воздействие генетических факторов на становление гендерной самоидентификации, закрепляются гендерные стереотипы, детерминирующие либо фемининный, либо маскулинный поведенческий тип . Процесс гендерной социализации также инициируется с момента рождения ребенка, когда родители начинают учить его гендерной роли, и длится на протяжении всей жизни . В рамках гендерной социализации присвоение характеризует то, что изначально ребенок усваивает, что подразумевает под собой – быть мальчиком либо девочкой, мужчиной или женщиной. Опредмечивание представляет собой реализацию усвоенных на практике гендерных схем. В ходе развития гендерной социализации ребенок познает, какого рода специфические формы поведения и виды деятельности допускаются, а какие недопустимы для представителей его пола, и принимает или отвергает соответствующие оценки, поведенческие модели и роли. Постепенно дети усваивают правила поведения, которые детерминируют основу культуры, представляющей собой множество нормативных предписаний о контроле и регуляции поведения посредством социально допустимых каналов (так, дети узнают, что девочки не дерутся, а мальчики не должны плакать и прочее) . Отмечаются следующие гендерные различия между мальчиками и девочками : • в различии познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации; • в концентрации внимания (мальчикам нужна более частая смена деятельности, чем мальчикам); • в проявлении эмоций; • в мотивации деятельности и оценки достижений; • в поведенческих особенностях. В учебной деятельности у девочек и мальчиков проявляются следующие гендерные особенности : • девочки быстрее усваивают учебный материал, легче запоминают алгоритмы и правила, хорошо воспринимают задания на повторение, воспринимают все достаточно детализировано, анализируют новую информацию при помощи левого полушария, лучше обучаются последовательно, от простого к сложному; • мальчики при этом выполняют сложные многоплановые поручения, сложно воспринимают объяснения от простого к сложному, лучше выполняют задания на сообразительность, нежели девочки, не любят однообразия в деятельности, новую информацию анализируют при помощи правого полушария. В ходе гендерной идентификации дети, по достижению гендерной константности, уже осознают собственную принадлежность к определенному полу и осуществляют выбор соответствующих форм поведения. Как отмечает И.С. Кон, в становлении гендерной идентичности ребенок первоначально усваивает представление о гендерной идентичности, что именно означает быть женщиной или мужчиной, и далее определяет себя как мальчика либо девочку, стараясь согласовать свое поведение с представлениями о собственной гендерной идентичности . Формирование гендерной идентичности замедляется в возрасте 10 –ти лет у мальчиков, и с 9-ти лет у девочек, что показывает растущую личностную автономию младших школьников. Завершение процесса гендерной идентификации приходится на подростковый (юношеский) возраст – у девушек усиливается интерес к собственной внешности, потребность нравиться противоположному полу, у юношей возникает демонстрация силы, мужественности. 1.3. Особенности гендерного подхода в образовании В настоящее время значительное внимание педагогики и психологии к гендерному вопросу определяется наличием новых возможностей совершенствования учебно-воспитательной работы путем внедрения в образовательную среду гендерных знаний. Гендер обусловливает психосоциальное развитие личности. Назначение гендерного подхода в системе образования состоит в обучении и воспитании детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию собственных возможностей в социуме . Цель гендерного подхода состоит в преобразовании традиционных культурных ограничений личностного развития в зависимости от пола, что непосредственно связано с формированием условий для максимального раскрытия способностей мальчиков и девочек. Достижение данной цели требует не только изменения традиционных, но и разработки новых способов обучения, отличающихся качеством, способами организации учебного процесса и темпами от имеющихся в настоящее время. Гендерный подход в образовании представляет собой индивидуальный подход к проявлению детьми собственной идентичности, что позволяет им получить значительную свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и умелым в применении различных возможностей поведения. Данный подход ориентирован на идею равенства независимо от гендерной принадлежности, что дает возможность анализировать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности . Отмечается неоднозначность научных взглядов на возможность реализации гендерного подхода в образовании:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 83 страницы
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg